Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧЕЛОВЕКА. Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его исто­рическом и индивидуальном




СООТНОШЕНИЕ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ИСТОРИЧЕСКОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его исто­рическом и индивидуальном развитии. Кроме учения Ч. Дарвина и его последователей о происхождении человека естественным путем, рели­гиозных концепций о божественном акте сотворения человека, сущест­вует гипотеза о внеземном происхождении жизни, хотя пока нет досто­верных научных данных, подтверждающих это предположение (как нет, между прочим, и достоверных данных о возникновении жизни на Зем­ле). Несомненно, однако, что социоантропогенез связан с тем, что пред-человек в процессе трудовой деятельности (и это уже отмечалось выше) естественным образом изменял свои руки, приспосабливая их к прими­тивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми; язык стал также средством про­никновения в сущность вещей и процессов, он фиксировал в себе су­щественные связи и отношения, знание которых позволило ему не толь­ко лучше, чем животным, приспосабливаться к среде, но и в известной мере приспосабливать окружающий мир к своим нуждам и интересам. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, возникновение навыков вызывания огня, а также прируче­ние некоторых видов животных, увеличившее его силы в его отношени­ях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек ра­зумный - Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социаль­ными качествами, необходимыми для осуществления своего обществен­но-исторического развития.

В вопросе о природе человека сложились две позиции: биологиза-торская и социологизаторская. Социологизаторские трактовки распро­странились особенно широко среди сторонников марксистской фило­софии на основе своеобразной интерпретации тезиса К. Маркса о чело­веке как совокупности общественных отношений. Правда, среди при­верженцев марксизма немало и таких философов и социологов, кото­рые считают, что в данном случае К. Маркс имел в виду понятие "человек" как "общество", а личность человека полагал особым про­дуктом социальных общественных отношений. Однако первая трактовка стала преобладающей. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что не только личность


социальна, но социальна также вся биолого-физиологическая структура человека. На основании того, что имеется множество факторов соци­ального порядка (техногенных, социогенных, семейно-бытовых и др.), порождающих заболевания, особенно на основе наличия инфекционных, травматических, венерологических и других болезней, утверждалось, будто внутренняя природа этих и всех других болезней социальна. Оп­поненты такого социологизаторства справедливо указывали на несводи­мость всех этиологических факторов к социальным (есть и непосредст­венно воздействующие факторы чисто химического, физического и биологического характера), а главное - что все патофизиологические процессы не социальны, а сугубо биологичны (например, при развитии туберкулезного процесса в легких человека, где этиология может быть, конечно, социальной).

Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Так, социал-дарвинисты полагают, что главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие "сверх­человек"), погибают или должны погибать, якобы по Дарвину, все сла­бые и неприспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность человека к расовым признакам, разделяя все расы на "высшие" и "низшие"; аристократические расы якобы должны господствовать над низшими. Значительно влияние на Западе так называемой социобиоло-гии (одним из ее основоположников является американский энтомолог Э.О. Уилсон). Ее представители стремятся объяснить социальные дейст­вия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека, в молекулярной генетике (они про­возглашают "генетический детерминизм"). Изучая "физический ^азис" личности, американский биолог В. Моттрем абсолютизирует этот "базис". В соответствии с данными генетики он указывает, что пол че­ловека формируется хромосомным влиянием. Половые железы, в свою очередь, через их секреции в кровь оказывают существенное влияние на характер человека. Более того, смысл бытия человека он видит в поло­вой деятельности; его формула: "пол определяет личность". Особенно­сти физического строения отдельных личностей, по Моттрему, детер­минируют также ход человеческой истории. Он заявлял некоторое вре­мя тому назад буквально следующее: мы не знаем, как личность царе­вича была обусловлена гемофилией, но знаем, что это обстоятельство привело к потерям русских в первой мировой войне, падению династии Романовых и возникновению СССР. Английский биолог Р. Докинс про­возглашает универсальность эгоизма. Организм он рассматривает как "колонию генов", а основным свойством организма (или "колонии ге-


нов") он считает эгоизм, выводимый из "эгоизма генов". Все, что эво­люционировало, утверждает он, должно быть эгоистичным. Если мы и встречаем среди организмов проявления альтруизма, то альтруизм все равно оказывается подчиненным "эгоизму". Хотя человек и уникален среди живого (в данном отношении), тем не менее и его эволюция, как и развитие всей цивилизации, направляема эгоистичным геном. В из­вестной концепции "социоэтолога" К. Лоренца на первый план выдви­гается агрессивность человека. С его точки зрения, в генах человека, как и в генах животных, запрограммирована агрессивность. Эволюция видов выработала различные механизмы запрета, сдерживающие у жи­вотных проявление агрессивности в отношении особей одного и того же вида. Но у человека с развитием техники ликвидировано функциональ­ное равновесие между агрессивным инстинктом и его запретительным ограничением. Современное военное дело с его безличными методами умерщвления, ведущегося с возрастающих дистанций, искореняет наше инстинктивное нежелание умерщвлять, поскольку устраняет факторы, стимулирующие запрет на убийство. Тот, кто сбрасывает бомбы с бом­бардировщика, нажимая на соответствующие кнопки, не получает ров­ным счетом никакого сигнала, который позволил бы прочувствовать последствия своих действий. Возможность проявления агрессивности человека таким образом возрастает. Но К. Лоренц не склонен к песси­мизму. Он полагает, что агрессивность можно свести к минимуму, про­тивопоставив ей "искусственные", "культурные" факторы; одним из таких факторов он считает международный спорт.

Итак, мы видим, что в трактовке природы человека социологизатор-ская концепция абсолютизирует его социальную сторону (аспект), а биологизаторские концепции сводят его сущность к биологии, к ин­стинктам, к тем или иным "свойствам" генов. Человек - социобиологи-ческое существо. Как личность он является бесспорно социологиче­ским по самой свой сути. Только что родившийся ребенок представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация (и особенно его генетическая организация) лишь располагает возможно­стями при определенных условиях реализовать эту способность к мыш­лению и речи. К таким условиям относятся ближайшая социальная сре­да, в качестве которой выступают его родители, близкие родственники, общение с ними и другими людьми и т.п. Без социальных факторов, как мы уже отмечали выше, не может быть человека, во всяком случае, полноценного человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны -биологическая и социальная.


Рассмотрим одно из важнейших качеств человеческой личности - ее способность к творчеству.

Творчество есть процесс человеческой деятельности, создающий ка­чественно новые материальные и духовные ценности. И оно характери­зует человеческую личность в высшем ее проявлении; в творчестве че­ловек выражает себя, находит в нем удовлетворение и смысл бытия. Творение идей или предметов происходит часто под влиянием социаль­ной необходимости и для других людей, а не только для данной лично­сти. Но творчество немыслимо без личности, без физиолого-биологической и генетической организации индивидуума. Оно невоз­можно без органов чувств, без рассудочного мышления, развертывающе­гося в материальном биологическом субстрате - головном мозге. У зна­чительной части гениальных талантливых людей действует "ген шизоф­рении", стимулирующий мозговую активность; он способен передавать­ся по наследству. Далеко не у всех людей, обладающих этим геном, проявляются гениальные способности, и при его отсутствии возможен талант. Так или иначе, а его наличие увеличивает вероятность появле­ния гениальных ученых или художников. Исследователи установили, например, что А. Эйнштейн был носителем "гена шизофрении", кото­рый воздействовал положительно на его умственные способности; сам же он не страдал душевным заболеванием. В то же время у его сына врачи диагностировали шизофрению; здесь "ген шизофрении" проявил себя негативно. Считается, что в общей массе населения "ген шизофре­нии" имеется у 5-6%; и если многие из них заболевают, то это надо признать за цену, уплачиваемую человечеством за высокую одаренность отдельных своих представителей1. К биологическим факторам научного творчества относятся также "ген алкоголизма", "ген миопии (близору­кости)", склонность к подагре и др.

Биологическую обусловленность творчество имеет и тогда, когда за­вершается интуитивный процесс и на "выходе" результат оказывается лишь вероятностным. Без интуиции, как известно, нельзя обойтись в творческом процессе. Сама она происходит в бессознательной сфере человеческой психики, на базе особого вещественного субстрата. Она далеко не всегда дает истину, а чаще всего вероятностный (проблема­тичный) вывод. Но откуда появилась эта способность личности человека к вероятностным заключениям? Как полагают исследователи, она унас­ледована биологическим механизмом организма от предков человека, от животных, от их способности реагировать вероятностным образом на

1 См. Лук А.Н. Аналитический обзор: Творческие способности: истоки и методы поиска // Проблемы научного творчества. Вып. 3. ИНИОН АН СССР. М., 1983. С. 49.


вероятностные (а не на однозначные и полные) факторы жизненной обстановки. В условиях социальной среды вероятностный характер ин­туиции снимается дискурсивным мышлением и практикой. А она, как мы видели выше, по существу своему социальна.

Социальными являются по своей сути и открытия в науке, несмотря на свою детерминированность биологическими и генетическими факто­рами, несмотря на свою видимую случайность и неповторимость. Так, личность и открытие Г. Менделя неповторимы, уникальны, но вместе с тем известно, что точно такое же открытие совершили спустя несколь­ко десятилетий Чермак, Корренс и де Фриз. Истории известны "совпадения" открытий Ч. Дарвина и Уоллеса, А. Пуанкаре и А. Эйн­штейна и др. Эти факты указывают на то, что "случайность" и "биологическая обусловленность" открытий перекрываются в обществе определенной социальной необходимостью, формированием реальных социальных предпосылок научного творчества.

Итак, рассмотрение творчества отдельной личности приводит к вы­воду, что хотя в личности ведущую роль играет социальный фактор, она в своем генезисе и в детерминированности своих проявлений выступает как социально-природное образование. В то же время организм челове­ка (индивидуума) в целом биологичен, хотя и находится под постоян­ным социальным воздействием. Как справедливо отмечает Л.П. Буева1, человек - особое биологическое существо, способное выжить, сохра­нить и защитить свою жизнь, обеспечить физическое здоровье и нор­мальное функционирование за счет того, что его жизнь протекает в специфической среде, имеющей как бы три формы, три измерения. Этими составляющими специфическую "экологию человека" являются природа, социум и культура. Более того, вне социокультурных форм бытия невозможен не только человеческий образ жизни, но и само вы­живание - функционирование человеческого организма. В силу этого все связи человека с миром его обитания и развития - структурные, функциональные, энергетические, информационные и возможные дру­гие - предполагают изучение взаимодействия различных систем и зако­нов, их регулирующих, - природных, социальных и культурных, причем все они историчны, изменяют свои формы и, следовательно, типы взаи­модействия. Социальная среда, как и природная, задавала функциональ­ную "парадигму" действия человека. Развитие социальных и техниче­ских систем деятельности побуждало организм к формированию специ­фических способностей, потребностей, мотиваций и стимулов, для реа-

Буева Л.П. Человеческая жизнь в социокультурном контексте // Совеща­ние по философским проблемам современной медицины. Сборник материалов. М., 1997. С. 20.


лизации которых "использовался" и тренировался потенциал биологиче­ских возможностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.