Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы деятельности и подсистемы общества




В обществе коллективная человеческая деятельность не случайна, а связана с необходимостью воспроизводства общественной жизни, то есть создания ее предпосылок в виде конкретных элементов обществен­ной системы. Это позволяет выделить основные типы совместной дея­тельности людей по характеру создаваемых и функционирующих в них элементов. На базе основных типов деятельности, отличающихся опре­деленной автономностью и независимостью друг от друга, образуются основные подсистемы (или внутренние системы) общества. Такая сис­тема (например, экономическая или политическая) представляет собой институализацию конкретного типа совместной деятельности людей в виде особым образом организованных общественных институтов, систем коммуникации, воспитания, обучения, постановки и реализации цели.

Материальное производство - важнейший тип совместной деятель­ности людей, посредством которого происходит создание вещей и средств деятельности, используемых "во всех ее видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность, "подстраи­вать" ее под свои нужды"1. Конечно, такое выделение материального производства в качестве типа деятельности представляет собой опреде­ленную абстракцию, так как в реальности человек, занимаясь матери-

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 336.


альным производством, одновременно реализует себя и в иных типах деятельности, например в духовной, нравственной, социальной и т.д.

Материальное производство является основой для всех иных видов деятельности людей, что в некоторых случаях приводило к появлению концепций, в которых данный тип деятельности абсолютизировался и к нему в буквальном смысле сводились все иные типы деятельности. Это характерно для социальных концепций вульгарно-материалисти­ческого типа и некоторых вариантов марксизма. Следует отметить, что классический марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) решал данную пробле­му более гибко, постоянно указывая на примат общественного бытия (то есть всей системы общественных отношений) над общественным сознанием лишь в конечном счете.

Поэтому в работах периода становления самого принципа материа­листического понимания истории на первый план, безусловно, выходит проблема "решающей роли" материального производства в жизни лю­дей. Именно материальное производство, пишут Маркс и Энгельс, от­личает человека от животного, является предпосылкой человеческой истории. Все иные типы деятельности людей (в нашей терминологии) сводимы к материальному производству до такой степени, что сами вы­ступают как виды такого производства1.

Позже Ф. Энгельс, отстаивая данное положение, тем не менее отме­чает, что соотношение между общественным бытием и общественным сознанием эволюционирует. В частности, при переходе к подлинному человеческому обществу (то есть коммунизму) сознание станет опреде­лять бытие. "Это не значит, что бытие перестанет определять сознание. (Свобода может расцвести лишь на базе необходимости.) Их взаимодей­ствие сохранится. Изменится лишь его характер. Но изменится сущест­венным образом"2. И наконец, в знаменитых письмах об историческом материализме 90-х гг., осознав опасность вульгаризации идей Маркса (и даже признав определенную степень совместной с ним вины за это, и в частности тезиса о решающей роли общественного бытия), Энгельс вы­двигает тезис об обратном влиянии надстроечной сферы на материаль­ное бытие. "Хотя материальные условия существования являются primum agnes (первопричиной), это не исключает того, что идеологиче­ские области оказывают в свою очередь обратное, но вторичное воздей­ствие на эти материальные условия"3.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 126.

2 Багатурия Г.А. Роль Энгельса в разработке материалистического понима­ния истории // Энгельс-теоретик. М., 1970. С. 217.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 371, 243.


Таким образом, теоретическая база марксизма хотя, безусловно, со­держала в себе возможности жесткой интерпретации указанного тезиса, приводившего к сведению всего богатства деятельности людей к мате­риальному производству, но одновременно диалектический метод к ана­лизу общественных явлений позволял и иную, более гибкую его интер­претацию. Так, например, анализируя соотношение экономики и поли­тики, Энгельс отмечает, что экономические закономерности в целом проложат свой путь, но будут испытывать "на себе также и обратное действие политического движения, которое оно само создало и которое обладает относительной самостоятельностью"1. То есть человек как элемент системы действует относительно свободно, пытаясь реализовать свои цели, но в социальных рамках, которые в первую очередь заданы материальным производством.

Кроме того, как отмечает К.Х. Момджян, само материальное произ­водство может выходить за рамки производства только вещей2 (материальных предметов). Последние, конечно, сохраняют свою мате­риальную оболочку, вещественность (как, например, книга), но пред­ставляют собой по существу объекты иной, символической природы. Например, компьютерные программы представляют собой совокупность предметной и символической природы и одновременно могут выступать прямым условием материальной деятельности.

На базе материального производства институализируется прежде все­го экономическая подсистема общественной структуры (или экономика общества), которая может различаться по видам производства, характе­ру основной деятельности и т.д., в рамках которых происходит создание предметов, орудий предметной деятельности и знаково-символических систем, которые выступают далее средствами потребления человеком и обществом.

Организационная деятельность представляет собой систему суще­ствующих в обществе связей между элементами, которые обеспечивают ее функционирование и существование.

Организационная деятельность реализуется, во-первых, как установ­ление и обеспечение связей между элементами общества, причем не только между людьми, но между людьми и предметами. Примером этой коммуникативной формы организационной деятельности "служат раз­личные формы рыночного обмена, в результате которых производители картофеля получают доступ к необходимой им сельскохозяйственной технике и наоборот... транспорт и связь тоже являются формами ком­муникативной деятельности - доставляя грузы и сообщения в нужное


время к нужным людям, они создают необходимые связи между людьми и предметами"1.

Во-вторых, организационная деятельность реализуется как форма социального управления. Это более сложный вид деятельности, связан­ный не только с установлением и обеспечением связей, но регулирую­щий их. Общество как устойчивая система должно постоянно оптими­зировать связи, обеспечивающие его развитие и процветание. Уровни регуляции общественных связей могут быть самыми различными - от управления дорожным движением до управления производством и госу­дарством в целом. Особенностью социального управления выступает то, что здесь происходит прямое регулирование деятельности других людей, что порождает организацию особых властных структур различного уровня - от администрации школы до правительства страны.

Поскольку любая система связей сосуществует рядом с другими, то важнейшим принципом управления становится регуляция отношений данной организации с внешними факторами. Например, если руково­дитель какой-то локальной учебной структуры (декан факультета) не будет следовать общим предписаниям учебного заведения в целом, то факультет будет испытывать "затруднения" в своем функционировании и развитии и в конечном счете данный руководитель должен будет ус­тупить место другому. Если же нарушения (в форме невыполнения ука­заний) будут слишком сильны, то это может привести и к прекращению деятельности такой структуры.

С другой стороны, руководитель должен учитывать внутренние фак­торы, т.е. "создавать нормальные организационные условия внутри сво­ей социальной группы: субъект-субъектные... и субъект-объектные"2. Так, например, эффективность работы конкретной организации зависит от правильно выбранной кадровой политики, материального и мораль­ного поощрения членов коллектива за успешную деятельность и, напро­тив, минимизации тех элементов коллектива, которые мешают его функционированию. Гибкость руководителя при этом состоит в регули­ровании самого сочетания внешних и внутренних факторов.

На базе организационной деятельности формируется такая важней­шая подсистема общества, как политическая. Она представляет собой особую систему политических институтов, включающих в себя как го­сударственные, так и негосударственные политические структуры.

Негосударственные политические структуры (партии, обществен­ные организации и движения) выполняют, как правило, вспомогатель­ные функции, обеспечивая изначальное формирование направления по-


1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 416-417, 417^20. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 338.


1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 340.

2 Там же. С. 342.


литики, приход к власти соответствующих политических лидеров. Прав­да, в рамках некоторых общественных режимов, которые характеризу­ются отсутствием многопартийной выборной системы, единая правящая партия (или блок таких партий) фактически выступает элементом госу­дарственной структуры. Последнее проявляется даже в слиянии соот­ветствующих высших должностей. Важнейшей задачей негосударствен­ных структур в современном демократическом обществе, с одной сто­роны, является обеспечение легитимности формирования власти, а с другой - напротив, создание партийно-общественной оппозиции к дан­ной конкретной власти, что является необходимым условием нормаль­ного функционирования общества.

Государство как политическая структура имеет сложный и диффе­ренцированный характер, зависящий от формы правления, конкретных исторических условий и т.д. Оно выполняет разветвленные функции, которые также реализуются в соответствующих государственных инсти­тутах (армия, судебная власть, исполнительная власть и т.д.). Поэтому политическое управление государством не тождественно любому соци­альному управлению. Это более сложный вид социального управления, направленный на регуляцию жизнедеятельности и сохранение государ­ства, его, по крайней мере, нормальное функционирование. Поэтому просчеты в этой сфере управления чреваты наиболее серьезными по­следствиями для развития как всего государства, так и каждого чело­века.

Духовная деятельность, связанная с производством духовных ценно­стей, имеет специфику, заключающуюся в том, что создаваемые в ней предметы потребления, хотя и имеют соответствующее материальное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной смы­словой информации. Поэтому хотя любая достаточно тяжелая книга может служить средством забивания гвоздей, тем не менее эта ее воз­можная функция не выражает собой сущности данного объекта как но­сителя определенной информации и системы ценностей. "Вколачивать" в голову идеи приходится через их образное и чувственное восприятие, которое, в свою очередь, зависит не только от теоретичности или цен­ности идеи как таковой, но и от целой системы социокультурных и психических обстоятельств, формирующих указанное образное и чувст­венное восприятие.

В качестве принятой системы классификации видов духовной дея­тельности выступает понятие общественного сознания, представляю­щее собой "не совокупность индивидуальных сознаний членов общест­ва, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутрен­ней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обы­денное сознание, идеология, общественная психология и формы созна-


ния)1. Таким образом, общественное сознание институализируется в соответствующие формы организации, в рамках которых реализуются те или иные виды духовного отношения к миру. Так, например, наука как одна из форм такой организации выражает собой рационально-теоре­тические и познавательные устремления человека, мораль - нравствен­ные, религия реализует собой необходимость такого компонента чело­веческого сознания, как вера. Кроме этого, можно говорить о политиче­ском и правовом сознании, искусстве, философии и т.д.

Одна из возможностей различить разные формы духовной деятельно­сти заключена в специфике сознания самого человека. Человек как ма­териальное существо относится и к миру физическому и является пред­ставителем животного царства, и одновременно он существо духовное, обладающее сознанием и переживающее свое состояние в мире. Как существо физическое и животное он всецело подчиняется соответст­вующим закономерностям, хотя и может их корректировать. А вот как существо мыслящее и переживающее мир он реализует это в соответст­вующих продуктах разума и эмоций.

Соответственно духовная деятельность человека может быть рацио­нально-теоретической (или рефлексивной), которая на знаково-символическом уровне упорядочивает мир, опираясь на возможный уро­вень достижения объективного знания. Такая духовная деятельность является реализацией не только чисто познавательного интереса (что, безусловно, имеет место), но является важнейшим условием практиче­ского освоения человеком мира.

Однако человек не только познает мир, но и переживает его на уровне эмоционального и художественного восприятия. Эта форма ду­ховной деятельности обозначается как ценностно-эмоциональная. Здесь на идеальном уровне вырабатываются системы ценностей и нравствен­ных устоев, которыми руководствуется человек в своей жизни, на почве которых происходит формирование следующего поколения. Ценностно-эмоциональная форма духовной деятельности помогает человеку выжить в стрессовых ситуациях, когда время принятия решения ограниченно и человек поступает согласно своим убеждениям и вере. Поэтому нельзя говорить о предпочтительности рационально-теоретических или ценно­стных компонентов сознания. Они дополняют друг друга, позволяя че­ловеку более эффективно адаптироваться в мире.

Так как человек выступает как существо познающее и переживаю­щее, то и типы выражения данных форм отношения к миру не сущест­вуют в чистом виде. Так, например, наука, олицетворяющая собой по­знавательное отношение в чистом виде, не свободна от систем ценно-

Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 448.


стей. Прежде всего такой самодовлеющей ценностью выступает сам поиск истины. Кроме того, сама наука эволюционирует таким образом, что в ней все более осознается необходимость выработки систем норм и ценностей, контролирующих, например, использование научных дости­жений в интересах, а не во вред человечеству. С другой стороны, ис­кусство как выражение ценностного отношения к миру, безусловно, осуществляет познавательные функции, давая человеку представление о мире через особую систему образов. Кроме того, существует прямое предметное использование искусством или религией достижений науч­но-технического прогресса. Так, священник для увеличения собствен­ной аудитории может читать проповеди по телевидению, а художник использовать новейшие средства компьютерной графики для создания уникальных произведений.

И наконец, еще одним важнейшим типом человеческой деятельности выступает социальная деятельность. Это один из самых сложных типов деятельности, так как в результате ее создается главный элемент обще­ственной жизни - человек. Реализуется он в двух взаимосвязанных ме­жду собой формах: общественное производство человека и его индиви­дуальное самопроизводство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.