Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание




В философии эти понятия выработаны для того, чтобы отвлечься от субъективности, привносимой человеком как живым существом в про­цесс познания и воздействующей на этот процесс негативно (вспомним развенчание "идолов" Ф. Бэконом). Провозглашалась объективность знания, независимость истины от субъекта. В условиях, когда схоласти­ка тормозила в целом развитие естествознания, привходящие интересы субъектов научного познания часто мешали объективности - достаточно жесткое разграничение этих понятий было оправданным. Да и в наши дни, когда философов все больше стали занимать проблемы воздействия субъекта на объект, вопросы о путях и характере влияния субъективно­го на познаваемый объект, данная проблема и соответствующие понятия не утратили своей ценности.

Субъект - это источник познавательной активности. Обычно под субъектом понимается индивид. Это не совсем верно. Субъект, конечно, это прежде всего индивид со всеми его познавательными способностя­ми. Но субъект - это и микрогруппа, и социальная группа, и класс, и общество. В то же время "субъектом" может выступать и малая точка в коре головного мозга, где совершается мыслительный процесс; мышле­ние тогда может быть направлено на действия данного конкретного че­ловека, его переживания, ощущения; в этом случае сознание выступает так$ш своим аспектом, как самосознание, а объектом будет то, на что направлено (внутри индивида) мышление. На уровне общества как субъекта в понятие "субъект" войдут имеющиеся у общества научные знания, методы, экспериментальные приборы и т.п. Сами же по себе приборы не выступают субъектом, но будут таковыми лишь при исполь­зовании их обществом или сообществом ученых. Объект - это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Это может быть и прибор (когда его познают или ремонтируют), и другой индивид, и, как мы видели, то, что связано с познающим индивидом (осмыслением им своих действий, переживаний и т.п.). Смешивать понятие "объект" с "объективной реальностью" не следует. Хромосомы в клетках живот-


ных, например, существовали задолго до того, как они стали "объектом" изучения в цитологии и генетике; лишь с момента, когда они были открыты и стали изучаться, они оказались "объектами". Гово­ря "объект", мы как бы ставим вопрос: "объект какого изучения?", а говоря "субъект", мы спрашиваем: "субъект чего, субъект какого no-знания?". Эти понятия связаны только с познавательной, а также с практической и оценочно-ценностной деятельностью. И еще. Эти поня­тия соотносительны. Л. Фейербах отмечал: для себя: "Я" - субъект, а для других - объект; иначе говоря, "Я" являюсь и субъектом и объектом (в одном отношении - субъектом, а в другом - объектом).

Чувственное и рациональное познание. Субъект как индивид обла­дает способностью познавать через свои органы чувств и способностью к абстрактному, понятийному мышлению. Органы чувств у человека "внешние" (зрение, слух, осязание и т.п.) и "внутренние"; через послед­ние (ощущение боли, например) человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа, тех или иных подсистем своего организма. Существует три формы чувственного по­знания: 1) ощущения (отражение отдельных свойств, отдельных призна­ков предметов и процессов); 2) восприятие (это отражение предметов в целостности их свойств - по "виду", "вкусу" и т.п.); 3) представление. Последняя форма чувственного познания наиболее сложная, хотя пер­вые и являются исходными и по своей биохимической и биофизической основе не менее сложны, чем представления. Здесь "сложность" в гно­сеологическом отношении. Здесь нет уже конкретного предмета, кото­рый отражается; он отсутствует. Но остается столь же конкретный об­раз о нем, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ не­сколько "усреднен", на него действуют аналогичные образы прошлого, и он теряет уже некоторые свои уникальные и случайные черты (например, восприятие находящегося в данный момент передо мной моего друга "К" и представление о нем через какое-то время после рас­ставания с ним). Для представления характерна память, ее "оживление". В представлении, кстати, действует и воображение; при его помощи человек способен восстанавливать не только то, что уже было; он мо­жет уже выделять отдельные стороны того или иного объекта и комби­нировать их. Могут быть получены представления реальные, которые человек способен реализовать на практике (например, представление о новом каком-либо устройстве автомашины), или же представления не­реальные (например, о русалке, домовом, о кентавре и т.п.). Представ­ления по всем своим признакам - оторванности от конкретной ситуа­ции, обобщенности, способности и выделению отдельных признаков, сторон предмета и их комбинированию - есть высшая форма чувствен-


ного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой позна­вательной способности человека - "рациональной".

В этом познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умо­заключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы). Поня­тие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные при­знаки вещей (например, понятие "человек", "самолет" и т.п.). Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выво­дится новое суждение (заключение или вывод). Рациональная способ­ность (как, впрочем, и чувственная - на уровне представлений) связана

с мышлением.

Мышление в самом общем виде можно определить как процесс опе­рирования образами предметов. Поскольку образы могут быть чувст­венными (представления) и понятийными (теории и гипотезы - это те же понятийные, но особого рода образы), постольку можно определить мышление как процесс оперирования наглядно-чувственными и поня­тийными образами.

Мышление связано с языком. Язык - это система знаков, имеющих значения. В качестве знаков могут выступать звуки, рисунки, чертежи, жесты и т.п. "Значение" - это содержание, закрепленное за знаком; связь значения со знаком в разных языках различна (например, слова, означающие дом или корабль). Знак является не объектом познания, хотя и может быть таковым, а средством познания. Существует особый род знаков, внешнее выражение которых соотносимо с предметом от­ражения (в отличие от языковых или математических, химических, ло­гических знаков, не имеющих такого сходства), вернее с объектом, мо­мент содержания которого представлен в его полном чувственном обра­зе.* Это - знаки-символы, например, изображение льва как символа силы, заводских труб как символа урбанизации и т.п. Нередко символы охватывают сущность абстрактных идей, придают им чувственно-наглядную форму (например, голубь Пикассо - символ мира, выражаю­щий для народов желание избежать мировой термоядерной катастрофы). В самом изображении-символе может мыслиться гораздо больше ин­формации, чем в том значении, которое принято соотносить с ним не­посредственно.

Мышление неразрывно связано с языком лишь при общении людей друг с другом и при социально значимом выражении мысли. Но имеет место также и авербальное (т.е. без знаков) мышление. Ребенок еще не научился говорить, но он уже мыслит наглядно-чувственными образами.


Существует и авербальное мышление в бессознательной сфере челове­ческой психики.

Сенсуализм и рационализм. Положение сенсуализма: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах". Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует ее в ущерб рассудку и разуму. Его представители в истории философии: Протагор, Эпикур, Гассенди, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Ламетри, Кондильяк, Фейербах и др. Противоположную линию в философии проводили ра­ционалисты: Парменид, Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц, Кант, Гегель и др. Они признавали разум (ratio - разум) основой познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источ­нику достоверной первичной информации. Конечно, их познавательная способность ограниченна, но это единственный канал, посредством ко­торого человек непосредственно связан с материальной действительно­стью. Они доставляют человеку тот минимум информации, который необходим для его рационалистической деятельности. Последняя отно­сительно самостоятельна, она развивается благодаря действию законов логического мышления. Понятийное мышление (и в этом его качествен­ное отличие от чувственного познания) способно проникать в сущность вещей, в законы объективного мира. Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувст­венного постижения действительности и обеспечивать фактически без­граничное, поступательное развитие знания. Если рациональное невоз­можно без чувственного, то и полнота чувственного достижима лишь в его дополненное™ рациональным. Если "каждое слово уже обобщает", как утверждают некоторые философы, то слово, связанное с восприяти­ем и представлением, вносит в чувственное познание моменты рацио­нального характера. В рациональном же, например в физических теори­ях, немало чувственно-наглядного (в виде схем, чертежей и др. изобра­жений). Иначе говоря, в реальном познании, как это утверждали диа­лектики (Герцен, Гегель, Энгельс и др.), взаимосвязаны и выступают как единое целое чувственное и рациональное. Это единство нисколько не нарушает то, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других - рациональное начало. Утверждению о единст­ве чувственного и рационального противостоит положение иррациона­лизма о недоверии к ним и о принятии иррационального (например, интуиции или переживания) за основной или единственный источник познания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.