Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения




D

S

P1

S1

P 2

Pe

D1

 

 

 

Q, шт.

0 Qe Q1 Q2

Рис. 2.6. Изменение рыночного равновесия

 

Предположим, что спрос на некий товар А повысился в результате неценовых факторов (например, изменение предпочтения потребителей). Повышение спроса на графике 2.6 отразится как сдвиг кривой спроса вправо вверх (из положения D в положение D1). В результате установится новая равновесная цена P1, которая будет выше цены первоначального равновесия Pe. Также может переместиться под влиянием неценовых факторов и кривая предложения, например, (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие рынка на уровне P2 , Q2.

Эластичность спроса (предложения) – это показатель, отражающий изменение объема спроса (или предложения) при изменении одного из определяющих их факторов (детерминант).

Выделяют два вида эластичности спроса (предложения): по цене (ценовую эластичность) и эластичность по доходу (по затратам).

· Эластичность спроса по цене (EDp) показывает насколько изменится величина спроса на товар при изменении цены на него 1%.

 

ΔQ / Q

EDp = (2.3),

ΔP / P

 

где: ΔQ / Q – относительное изменение спроса;

ΔP / P – относительное изменение цены.

 

Практическое значение расчета коэффициента ценовой эластичности состоит в том, что он позволяет экономическим агентам прогнозировать изменения объема спроса или предложения и как следствие изменение получаемой ими выручки при изменении цены товара.

· Эластичность спроса по доходу (EDI) показывает насколько изменится величина спроса на товар при изменении доходов его потребителей на 1%.

 

ΔQ / Q

EDI = (2.4),

ΔI / I

где: ΔI / I – относительное изменение доходов потребителей.

 

Практическое значение расчета коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в том, что с его помощью прогнозируются перспективы отраслей: развитие, стабильность или застой. Чем выше в отрасли эластичность спроса по доходу, тем активнее развивается эта отрасль. Отрицательный коэффициент эластичности спроса по доходу является признаком падения в отрасли объемов производства.

Спрос называется эластичным, если EDp(EDI) >1, то есть, если спрос изменяется (растет или падает) быстрее цены (дохода); неэластичным (жестким), когда EDp(EDI) <1, то есть спрос изменяется медленнее, чем цены (доходы потребителей), и спросом единичной эластичности, когда EDp(EDI) =1, то есть снижение цены (повышение дохода потребителя) в равной степени компенсируется соответствующим ростом спроса.

Графически различные случаи эластичности спроса изображены на рис. 2.7. При этом конфигурация кривой спроса определяется эластичностью спроса: чем спрос более эластичен, тем кривая более пологая, и наоборот.

 

 

P(I) P(I)

 
 


P(I)1

 

P(I)1

P(I)2

P(I)2

D D

           
   
 
   
 
 

 


0 Q1 Q2 Q 0 Q1 Q2 Q

 

Рис. 2.7-а. Эластичный спрос Рис. 2.7-б. Неэластичный спрос

 

P(I) P(I) D2

       
   
 
 

 

 


P(I)1

P(I) D1

P(I)2

D

           
   
 
   
 
 

 


0 Q1 Q2 Q 0 Q

 

Рис. 2.7-в. Спрос единичной Рис. 2.7-г. Абсолютно эластичный

эластичности спрос (D1) и абсолютно

неэластичный спрос (D2)

 

Неэластичный спрос имеет место тогда, когда объем спроса жестко зависит от предложением. В этом случае преимущества находятся на стороне продавца, так как даже при уменьшении величины спроса продавец выигрывает от обгоняющего ее роста цены. Обычно неэластичный спрос наблюдается на многие виды продуктов питания (хлеб, соль, молоко и др.), лекарственные средства и другие жизненно важные товары. Крайним случаем является абсолютно неэластичный спрос, когда никакое изменение цены не влечет изменения объемов спрашиваемой продукции. Это возможно, например, в отношении жизненно важных лекарственных средств и медицинских услуг (например, инсулин для диабетиков, процедура гемодиализа и т. д.). Напротив абсолютно эластичный спрос возможен на совершенно конкурентном рынке или в условиях высокой инфляции, когда при незначительном повышении цен или в ожидании их повышения потребитель значительно увеличивает объем покупок, стараясь потратить деньги, чтобы уберечь их от обесценивая, вложив в материальные блага.

Факторами, влияющими на эластичность спроса являются:

· качество товара – чем более качественным является товар, тем он менее эластичен (сложнее найти ему адекватную замену);

· наличие товаров-заменителей (субститутов) – чем их больше, тем эластичнее спрос на данный товар, и наоборот (например, у соли нет заменителей, поэтому при любой цене на соль размер спроса на нее будет изменяться незначительно);

· степень необходимости для потребителей данного товара – так спрос на предметы первой необходимости почти всегда неэластичен вследствие их жизненной необходимости для потребителя (например, инсулин для диабетиков);

· размер дохода потребителя – чем больше у потребителя доход, тем больше диапазон его потребительского выбора, и тем выше ценовая эластичность его спроса;

· удельный вес товара в бюджете потребителя – чем он больше, тем выше ценовая эластичность спроса (например, ценовая эластичность спроса на мясо в бюджете потребителей будет выше, чем на зубную пасту);

· степень насыщения потребности (или размер товарного запаса) – чем они больше, тем более эластичен спрос (например, если у каждого члена семьи уже есть автомобиль, то приобретение еще одного будет возможно только при значительном снижении цены);

· ожидания потребителей – например, в ожидании ажиотажного повышения цен, спрос будет неэластичен.

· Эластичность предложения по цене (ESp) показывает насколько изменится величина предлагаемого рынку товара при изменении цены на него на 1%.

 

ΔQ / Q

ESp = (2.5).

ΔP / P

 

где: ΔQ / Q – относительное изменение предложения;

ΔP / P – относительное изменение цены.

 

· Эластичность предложения по затратам (ESI) показывает насколько изменится величина предложения товара на рынке при изменении затрат товаропроизводителей (себестоимости производства товара) на 1%.

 

ΔQ / Q

ESI = (2.6),

ΔI / I

 

где: ΔI / I – относительное изменение затрат товаропроизводителей.

 

Предложение называется эластичным, если ESp(ESI) >1, то есть, если оно изменяется (растет или падает) быстрее цены (затрат); неэластичным (жестким), когда ESp(ESI) < 1, то есть предложение изменяется медленнее, чем цены (затраты товаропроизводителей), и предложением единичной эластичности, когда ESp(ESI) =1, то есть повышение цены (и затрат производителей) вызывает равный рост предложения.

Графически различные случаи эластичности предложения изображены на рис. 2.8.

 

P(I) S2 P(I) S2

 
 

 


P(I)1 C1 B1

S1

P(I)e E P(I)

S1

P(I)2 C2

B2

0 Qe Q 0 Q

 

Рис. 2.8-а. Эластичное (S1) и Рис. 2.8-б. Абсолютно эластичное (S1)

неэластичное (S2) и абсолютно неэластичное (S2)

предложение предложение

 

Факторами, влияющими на эластичность предложения являются:

· время (или, в конечном счете, скорость перелива капитала из одной отрасли производства в другую) – в мгновенном периоде предложение абсолютно неэластично (товаропроизводители не успевают «перелить» капиталы из низкорентабельной отрасли в высокорентабельные), в краткосрочном – малоэластично, в долгосрочном – эластично;

· дифференциация затрат у разных товаропроизводителей – чем она выше, тем выше эластичность предложения;

· степень загрузки производственных мощностей – чем она выше, тем менее эластично предложение;

· наличие свободной рабочей силы – чем ее больше, тем эластичнее предложение.

Эластичность спроса (предложения) на одно благо (a) относительно цен на другое благо (b) называется перекрестной эластичностью спроса (EDx) или предложения (ESx).

 

ΔQa / Qa

EDx (ESx) = (2.7).

ΔPb / Pb

 

В зависимости от значения EDx(ESx) в экономике выделяют следующие виды товаров:

· взаимозаменяемые или субституты имеют следующие значения перекрестной эластичности: EDx > 0, ESx < 0, так как повышение цены товара A вызовет увеличение спроса (сокращение предложения) на товар B, поскольку A заменяет B (например, с ростом цены на мазут увеличится спрос на уголь и газ);

· взаимодополняемые или комплементы, для которых EDx < 0, ESx > 0, так как повышение цены товара A вызовет уменьшение спроса (увеличение предложения) на товар B, поскольку A дополняет B (например, с ростом цены на автомобили спрос на бензин уменьшится);

· независимые товары, для которых EDx(ESx) = 0, то есть изменение цены на один товар никак не скажется на спросе на другой товар (например, с ростом цены на хлеб спрос на цемент не изменится).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.