Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И равновесие потребителя на рынке




Теория потребительского поведения

Общая и предельная полезность

 

Количество принятых таблеток (Q) Общая полезность (TU) Предельная полезность (MU)
     
     
     
     
     
    – 15

Приведенный пример иллюстрирует сформулированный немецким экономистом Германом Госсеном (1810-1858) закон убывающей предельной полезности (или первый закон Госсена), гласящий, что при потреблении блага его общая полезность увеличивается, а предельная полезность по мере удовлетворения (насыщения) потребности с каждой дополнительной единицей блага сокращается.

Функция полезности, таким образом, представляет собой взаимосвязь между убыванием полезности блага и ростом его количества.

 

U = f(Qi) (3.1)[102].

 

Чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность для него имеет каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, если блага много, то ценится оно очень дешево, а именно по предельной полезности последней доступной для потребителя единице блага.

Количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Один и тот же товар (услуга) может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности – для другого. Например, сердечно-сосудистый препарат имеет огромную полезность для больного, страдает заболевания сердечно-сосудистой системы, но бесполезен для пациента с расстройствами нервной системы. Таким образом, кардиналистский (количественный) подход не дает возможности объективного измерения полезности того или иного товара.

 

Теорией потребительского поведения называется раздел экономической теории, изучающий поведение потребителей при покупке товаров и услуг, иными словами, каким образом потребители расходуют, располагаемые ими доходы между различными вариантами товаров и услуг, которые они в состоянии приобрести на рынке, как формируется их спрос. Микроэкономическая теория потребительского поведения (теория потребления) является методологической основой прикладной практикоориентированной экономической дисциплины – маркетинг[103].

Современная теория потребительского выбора основана на следующих основных допущениях [104]:

· денежный доход потребителя ограничен, поэтому он вынужден осуществлять свой выбор в пределах имеющихся у него средств (так называемого «бюджетного ограничения»);

· цены на товары и услуги на рынке не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами, иными словами, на рынке исключена ситуация монополии отдельного покупателя;

· потребители прекрасно представляют себе предельную полезность всех благ и имеют достаточно отчетливую системупредпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке[105];

· целью рационального потребителя является максимизация совокупной полезности, то есть стремление получить за свои деньги максимум потребительского удовлетворения.

С точки зрения теории потребительского выбора рациональным потребительским выбором будет выбор, максимизирующий функцию полезности потребителя в условиях ограниченности его ресурсов (денежного дохода). В основе рационального потребительского выбора лежит второй закон Госсена (известный также как точка равновесия потребителя), гласящий, что общее количество потребляемых благ устанавливается таким, при котором предельные полезности каждого блага равны. Иначе говоря, потребляя одновременно несколько благ, индивид выбирает для себя такой их набор, в котором предельные полезности каждого блага равны, или приносят ему одинаковое удовлетворение.

Потребительское равновесие, таким образом, достигается тогда, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны, то есть:

 

MUx MUy MUz

= = … = (4.2).

Px Py Pz

 

Например, допустим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности А, В и С. При этом предельная полезность блага А равно 150 ютилям, а его цена 10 руб.; предельная полезность блага В – 60 ютилям, при цене за него – 4 руб.; предельная полезность блага С – 45 ютилям при его цене – 3 руб. (табл. 4.2).

 

Таблица 4.2

Потребительское равновесие (в кардиналистской модели)

 

Блага Предельная полезность (MU), ютили Цена (P), руб. Взвешенная предельная полезность (MU / P)
А      
В      
С      

 

Данный вариант потребления является оптимальным, поскольку равенство (4.2) исполняется относительно всех трех благ (MUA / PA = MUB / PB = MUC / PC = 15).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.