Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Их выгоды и издержки




Отрицательные и положительные внешние эффекты,

Внешние эффекты ( или экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешними, они называются потому, что касаются не только участвующих в данной операции (сделке) экономических агентов, но и третьих лиц. Возникать внешние издержки могут как в результате производства, так и в результате потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты представляют собой разность между общественными и частными издержками (выгодами):

 

MEC = MSC – MPC (8.1),

 

где: MEC – предельные внешние издержки (marginal external costs);

MSC – предельные общественные издержки (marginal social costs);

MPC – предельные частные издержки (marginal private cost).

 

Внешние эффекты могут возникать как в тот момент, когда создающая их сторона производит какие–либо действия, так и в будущем, когда действие уже прекратилось; они могут затрагивать одну сторону или большое количество сторон. Наиболее известными, из которых являются предложенные профессорами права и экономики Гарвардского университета Л. Капловым и С. Шавеллом.

· Причинение неудобств – когда человек создает неудобства для своих соседей: громко шумит, позволяет своей собаке бегать повсюду, из его жилища исходят неприятные запахи, он создает отрицательные внешние эффекты, возникающие в момент этой деятельности и, как правило, затрагивающие небольшое число людей.

· Загрязнение окружающей среды – когда предприятие выбрасывает вредные вещества в воздух или сливает их в реку, то происходит уменьшение полезности тех, кто дышит этим воздухом или ловит рыбу в этой реке. Это отрицательный внешний эффект, который может проявиться сразу или в будущем и затрагивает, как правило, большое количество людей.

· Опасное поведение, чреватое риском несчастного случая – например определенные виды поведения при определенных обстоятельствах могут причинить вред другим людям, например, неосторожное вождение автомобиля чревато негативными последствиями для пешеходов. Недостаточные меры предосторожности причинителя вреда создают отрицательный внешний эффект для жертвы несчастного случая.

· Использование общедоступного ресурса – когда большое число людей пользуются ограниченным ресурсом (пастбищем, водоемом, где ведется рыбный промысел, нефтяным месторождением), то возникают внешние эффекты, приводящие к истощению ресурса. Каждый человек, принимающий решение о том, чтобы воспользоваться этим ресурсом, создает внешние эффекты, которые причиняют ущерб другим людям.

Рассмотрим более подробно механизм действия внешних эффектов.

Итак, отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. Например, производитель, загрязняя атмосферу ядовитыми выхлопами или спуская неочищенные стоки в реку, как бы переносит часть издержек, непосредственно связанных с производством данного товара, на население, никак не компенсируя их. В результате фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учетом отрицательных последствий загрязнения.

Продемонстрируем это на примере (рис. 8.1). Допустим, что сброс ядовитых промышленных стоков пропорционален объему производства, то есть по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку производитель не осуществляет полной очистки отводимых стоков, то его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска. Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1составляет при цене P1. Рыночное равновесие устанавливается в точке E1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам MPC, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, то есть MPC = MSB.

Между тем предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до P2. В точке E2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

 

P

MSC = MPC + MEC

А

S = MPC

MEC

P2 Е2

Е1

P1

 

 
 


0 Q2 Q1 Q

 

Рис. 8.1. Отрицательный внешний эффект

 

Однако даже в точке E2 последствия загрязнения окружающей среды не устраняются полностью (поскольку в нашем примере объем сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства химического комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника AE1E2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличие отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, то есть имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:

 

MEB = MSB + MPB (8.2),

 

где: MEB – предельные внешние выгоды (marginal external benefits);

MSB – предельные общественные выгоды (marginal social benefits);

MPB – предельные частные выгоды (marginal private benefits).

 

Таким образом, положительный внешний эффект предполагает следующие особенности рыночного распределения и использования ресурсов:

· Часть совокупной полезности блага бесплатно присваивается другими лицами или организациями;

· Общественная польза не учитывается в цене продукции;

· Цены на производимые блага занижены;

· Объем производства ниже оптимального уровня;

· Не привлекаются необходимые ресурсы;

· Имеет место недостаточное (неэффективное) использование ресурсов.

Примером положительного эффекта выступает развитие образования. Каждый член общества выигрывает от того, что его сограждане получают хорошее образование. Однако, принимая решение о получении образования, человек вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением образования с выгодами, которые могут быть получены в результате этого. В итоге инвестиции в человеческий капитал оказываются ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие E1 устанавливается в точке пересечения предельных частных и предельных общественных издержек: MPB = MSC (рис. 8.2).

 
 


P MSB = MPB + MEB

S = MSC

 

А

 

P2 Е2

P1

 
 


Е1

D = MPB

 
 


0 Q1 Q2 Q

Рис. 8.2. Положительный внешний эффект

Поскольку предельные общественные выгоды больше предельных частных на величину предельных внешних выгод, то эффективное для общества равновесие достигается в точке пересечения предельных общественных выгод и издержек, то есть в точке E2. Таким образом, эффективность увеличивается на величину площади треугольника AE1E2. В результате при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Взаимодополняющие внешние эффекты возникают в ситуации, когда при производстве или потреблении благ появляются внешние эффекты, выступающие как комплементарные, то есть взаимодополняющие друг друга. Примером таких внешних эффектов может быть изменение вкусов и предпочтений потребителей желающих получить товар с большим набором потребительских свойств, что вызывает ускорение процесса технологического развития и способствует экономическому росту в целом.

Важной классификацией внешних эффектов является их деление на исчерпаемые и неисчерпаемые внешние эффекты.

Внешний эффект является исчерпаемьм,если его потребление третьим лицом означает, что он недоступен для потребления другими лицами. И наоборот, внешний эффект является неисчерпаемым,если его потребление третьим лицом означает, что он также доступен для потребления другими лицами.

В случае с отрицательными внешними эффектами ущерб, наносимый какому-то лицу, не избавляет других от такого же ущерба. Большинство проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, представляют собой примеры неисчерпаемых внешних эффектов.

Неисчерпаемые внешние эффекты характеризуются отсутствием конкуренции по отношению к ним и в этом смысле похожи на общественные блага. В каком-то смысле неисчерпаемые отрицательные внешние эффекты можно назвать «общественными вредными благами» (от англ. public bads). Примерами неисчерпаемых отрицательных внешних эффектов могут служить автомобильные пробки на дорогах, уменьшение озонового слоя атмосферы, глобальное потепление и т. п.

Внешние эффекты – это разновидность провалов рыночного механизма, отражающего такие блага, цена на которые отсутствует, поэтому нет базовой информации, необходимой для обсуждения проблем загрязнения страдающими от него сторонами.

Для того, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (выгод) к предельным общественным издержкам (выгодам).

Существование внешних эффектов являются одной из причин «провалов» или «фиаско» рынка, устранить которые можно только на основе активной государственной политики.

Для объяснения центральной проблемы внешних эффектов, приведем пример про широко проводимую в наши дни по всему миру кампанию по запрету курения в общественных местах. Дело в том, что с сигаретным дымом тот, кто курит, принимая решение, курить или нет, учитывает лишь свои частные затраты и частную пользу. Не принимаются во внимание общественные затраты – издержки посторонних людей, тех, кто вдыхает табачный дым.

Таким образом, центральная проблема внешних эффектов состоит в том, что конкурентный рынок формирует цены, которые отражают только частные издержки (или выгоды) и не отражают общественные издержки (или выгоды). Поэтому, когда внешние эффекты отсутствуют, общественные и частные издержки совпадают, конкурентные рынки ведут к Парето-эффективному результату. В случае же их несовпадения появляется неэффективное использование ресурсов, т.е. провал рынка.

Провал рынка при внешних эффектах означает неэффективное использование ресурсов при несовпадении общественных и частных затрат, общественных и частных выгод.

Появление экономической неэффективности при несовпадении общественных и частных затрат можно показать на следующем примере (см. рис. 8.3). Предположим, что два студента снимают квартиру. Один из них (студент А) курит, другой (студент Б) не курит и страдает от курения соседа.

 

 

Рис. 8.3. Внешний эффект

 

Рассмотрим условия частичного равновесия. Студент А курит и задымляет воздух в таком количестве, что его частные предельные затраты (прямая PMC) становятся равными предельной выгоде (прямая MB) в точке C. Эта точка представляет собой пересечение прямых РМС и МВ – предельных частных издержек и предельной выгоды. Оптимальный объем производства дыма (сигарет) с учетом частных издержек равен QP. Дым порождает неудобства для студента Б, у него возникают издержки, снижающие его благосостояние. Это издержки, дополняющие частные издержки студента А. Таким образом, общественные предельные издержки (прямая SMC) превышают частные предельные издержки (прямая РМС).

Оптимальный объем производства с учетом общественных издержек формируется при условии равенства предельной выгоды от производства блага общественным предельным издержкам (МВ = SMC). Равенство предельных общественных издержек предельной выгоде является условием оптимального объема производства. Это равенство достигается в точке А, где пересекаются линии предельной выгоды и предельных общественных издержек. Оптимальный объем производства с учетом общественных издержек равен QS. При этом возникают потери общественного благосостояния (площадь треугольника АВС).

Известны несколько вариантов разрешения проблемы внешних эффектов. Важнейшими из них являются следующие решения:

· распределение прав собственности;

· специальное налогообложение;

· интернализация внешнего эффекта;

· прямой государственный контроль.

· Распределение прав собственности. В частности, в нашем примере с курением студент А может предложить студенту Б какую-то сумму денег, чтобы он разрешил ему курить. Либо студент Б может потребовать компенсацию от студента А, если последний хочет продолжать курить. Решающим здесь является то, как распределены права собственности в снимаемой ими квартире. Если студент Б обладает правами собственности на чистый воздух, тогда студент А должен будет заплатить ему за загрязнение воздуха табачным дымом. Если же этими правами обладает студент А, тогда студент Б может попытаться заплатить ему, чтобы тот не курил. В любом случае по поводу внешних эффектов можно сказать следующее:

· Во-первых, до переговоров о платежах за право курить или о компенсации за запрещение курить имеет место неэффективное использование ресурсов, то есть Парето-неэффективность.

· Во-вторых, все получат какую-то выгоду в результате переговоров по поводу прав на курение. И это относится к любым ситуациям с побочными эффектами.

· В-третьих, вступив в переговоры, стороны могут их продолжать до тех пор, пока не выяснится, что дальнейшее улучшение положения сторон невозможно. Другими словами, будет достигнута эффективность по Парето, когда невозможны Парето-улучшения.

Таким образом, в конечном итоге эффективный объем курения – эффективный объем производства сигарет, который будет определен в результате переговоров, будет зависеть от того, как первоначально распределены права собственности.

Подобное решение проблемы внешних эффектов основано на теореме Р. Коуза. Предполагается, что переговоры по поводу снижения внешних эффектов приведут к Парето-эффективному результату, если отсутствуют трансакционные издержки.

Вместе с тем трансакционные издержки, как правило, существуют и их необходимо принимать в расчет. Например, если в нашем случае трансакционные издержки равны 10, а потенциальный выигрыш для студента А равен 8, то для него нет смысла договариваться об уменьшении количества выкуриваемых им сигарет.

Теорему Коуза можно сформулировать в общем виде следующим образом: переговоры по поводу внешних эффектов приведут к Парето-эффективности в данных институциональных рамках, если права собственности четко определены, независимо от того, существуют трансакционные издержки или нет.

Но в целом данное решение проблемы внешних эффектов через перераспределение прав собственности имеет смысл тогда, когда:

· в процесс переговоров вовлечено небольшое число людей;

· внешний эффект является исчерпаемым.

В случае неисчерпаемого внешнего эффекта, например при загрязнении атмосферы, когда по определению число вовлеченных в сферу действия внешнего эффекта велико, трансакционные издержки огромны и практически невозможно решить проблему внешнего эффекта путем переговоров, то есть решить ее в рамках подхода, основанного на теореме Р. Коуза.

В случае с неисчерпаемыми внешними эффектами более эффективным становится государственное вмешательство, которое может привести к Парето-эффективному результату.

· Специальное налогообложение. В рамках государственного вмешательства одним из механизмов, с помощью которого можно решить проблему внешних эффектов, является специальное налогообложение, в частности так называемый налог Пигу. В примере с курением студент А курит, дым создает внешний эффект, возникают общественные издержки в дополнение к его частным издержкам. Фактический объем курения превышает оптимальный объем. Предположим, что курение облагается налогом. В этом случае масштабы курения сократятся и достигнут общественно оптимального объема. Точно так же налог на загрязнение атмосферы двуокисью углерода может уменьшить масштабы глобального потепления, дополнительный налог на бензин приведет к сокращению дорожных пробок.

Проиллюстрируем действие налога Пигу на графическом примере. Так, загрязняющий окружающую среду облагается налогом T. Частные издержки увеличиваются с РМС до РМС´. Предприятие сокращает объем производства до оптимального объема – с QP до QS.

Налог Пигуналог на производителя в ситуации, когда создается отрицательный внешний эффект, предназначен для включения общественных издержек в частные издержки производства. Последствия такого налогообложения могут быть различными. Это зависит от того, как будут использованы собранные налоги. Предполагается, что сокращение объема производства до оптимального объема, с Q до QS, означает Парето-улучшение, то есть при соответствующей экономической политике каждый что-то должен приобрести при этом налогообложении. Но в том случае, если собранные средства будут растворены в общих налогах и расходах, то предприятия, вынужденные загрязнять атмосферу, возможно, будут сопротивляться введению налога.

 

Рис. 8.4. Налог на внешний эффект или налог Пигу

 

Альтернативой являются субсидии тем, кто сокращает масштабы загрязняющего производства. Цена для потребителя была бы такой же, что и при налогообложении, но последствия такого перераспределения средств будут иными. Те, кто ранее загрязнял атмосферу, выиграют от такого перераспределения, несмотря на сокращение объема производства.

· Интернализация внешнего эффекта является одним из вариантов решения проблемы отрицательных внешних эффектов. Рассмотрим пример с предприятием, загрязняющим расположенный рядом водоем. Рыболовецкое хозяйство при этом несет убытки в связи с уменьшением улова. Один из способов решения проблемы – налог на предприятие. Другой вариант может заключаться в том, что рыболовецкое хозяйство приобретает в собственность предприятие или предприятие приобретает в собственность рыболовецкое хозяйство. В любом случае объединенная фирма будет учитывать ранее неучитываемые общественные издержки при определении оптимальных объемов производства загрязняющего вещества и рыбы. Аналогичная ситуация имеет место на металлургическом предприятии, где могут быть объединены производство кокса, выплавка металла и прокатное производство в целях использования такого побочного эффекта, как выделяемое тепло. Такого рода решение называют интернализацией внешнего эффекта.

Интернализация внешнего эффекта означает, что фирма принимает во внимание производимый отрицательный внешний эффект, учитывает ранее неучитываемые общественные издержки при определении оптимальных объемов производства продукции. Однако в случае, когда производитель внешнего эффекта – фирма, а индивидуальные потребители выступают получателями его результатов могут возникнуть трудности по интернализации внешнего эффекта. Проблема осложняется еще и тем, что может возникать своеобразная интернализация, когда производители внешнего эффекта сознательно беспокоятся о чистоте окружающей среды, осознают свою социальную ответственность и сами принимают меры по нейтрализации внешнего эффекта от своего производства.

Рассмотренные выше методы государственного вмешательства в экономику в случае с внешними эффектами, касались, прежде всего, косвенных методов вмешательства, связанных с экономическим воздействием государства на производителей и потребителей внешних эффектов через налоги и субсидии. Вместе с тем для такого воздействия используются и прямые методы государственного вмешательства.

Прямой государственный контроль представляет собой административно-правовые методы запретительного или ограничительного характера как на региональном, так и на федеральном уровне.

Например, в городах местные органы власти запрещают или ограничивают въезд в центр города большегрузных транспортных средств, создающих повышенный уровень шума, портящих асфальтовое покрытие и загрязняющих воздух, что угрожает здоровью жителей города.

Выбирая лучший вариант решения проблемы внешних эффектов, необходимо учитывать природу конкретного эффекта. Если, например, это исчерпаемый внешний эффект и трансакционные издержки незначительные, то для нахождения оптимума необходимо опираться на подход с позиций теоремы Коуза, то есть на распределение прав собственности и переговоры с целью снижения внешнего эффекта. С другой стороны, если это неисчерпаемый внешний эффект, то существенные трансакционные издержки являются препятствием для переговоров. В этом случае необходимо опираться на прямое или косвенное государственное вмешательство в экономику, которое может нейтрализовать или скорректировать внешний эффект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.