КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство: его происхождение и сущность. Пристального внимания заслуживает вопрос о происхождении, сущности и функциях государства, так как именно государство является ядром политической системы
Пристального внимания заслуживает вопрос о происхождении, сущности и функциях государства, так как именно государство является ядром политической системы, самым древним и развитым политическим институтом. Вот почему во всех крупных философских системах, начиная с античности, присутствует учение о государстве. Это теория идеального государства Платона, "Политика" Аристотеля, идеи Т. Гоббса и Дж. Локка об общественном договоре, диалектика гражданского общества и государства Гегеля, классовая концепция государства К. Маркса и В.И. Ленина. Предметом особых дискуссий является вопрос о происхождении государства. Рассмотрим некоторые точки зрения на эту проблему. Античная философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства как проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру, искусство. Быть членом общества означало быть членом государства, следовательно, действовать в соответствии с его законами. Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения государства, представителями которой были Т. Гоббс, Ж. Руссо, А. Радищев. Они полагали, что государство возникло в результате общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это сила, служащая всему обществу: и богатым и бедным, оно формируется для обеспечения мира и безопасности граждан. Положительным моментом в этой теории было то, что впервые исследователи подчеркнули земное, человеческое, а не божественное происхождение государства. Теория насилия, представленная Е. Дюрингом и Л. Гумпловичем, объясняла появление государства в результате войн и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и эксплуатации. Существует также психологическая теория, которая рассматривает возникновение государства как результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у других – подчиняться. Представителем этой точки зрения был, например, А. Шопенгауэр. С середины XIX в. возникает новая классовая теория происхождения государства, которая получает свое логическое завершение в марксистской теории государства. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую, особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием внутренних экономических причин. Решение проблемы происхождения государства определяет и ответ на вопрос о его сущности. Следует подчеркнуть, что в настоящее время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход к сути государства как только органа одного господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Государство остается институтом, при помощи которого экономически господствующий класс становится господствующим и политически. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Государство, таким образом, представляет систему организованной политической власти, направленной на регулирование как классовых, так и других социально-политических отношений. Оно является формой общественного сосуществования всех членов общества, выражая и охраняя права, обязанности и свободу каждого. Если партии и другие общественные организации представляют интересы отдельных классов и социальных групп в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес. Все это дает право сформулировать следующее его определение: государство есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной территории. Говоря о функциях государства как основных направлениях его деятельности, необходимо выделять функции не только классового взаимодействия, но и регулирования всех других общественных отношений, направленных на соблюдение интересов граждан и общества в целом. Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние: конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной защиты населения и т.д. – направлены прежде всего на управление общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая – направлены на отстаивание интересов в межгосударственных отношениях. Государство имеет свои признаки: 1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.; 2) территориальное деление населения; 3) налоги, необходимые для содержания государственного аппарата и обеспечивающие финансовую основу государственной деятельности. Государства различаются по форме, которая включает в себя: форму государственного устройства, форму правления и политический режим. Рассмотрим эти составляющие в перечисленной последовательности. Государства, являясь сложными образованиями, различаются прежде Унитарное государство – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. В таких государствах существует единая конституция, гражданство и правовые нормы. Конечно, масштабы централизации и контроля со стороны центра варьируются в разных странах. Это государства с преимущественно мононациональным населением (Нидерланды, Польша, Швеция, Италия и др.). Федеративное – представляет объединение нескольких крупных, относительно самостоятельных территориальных образований (штаты, земли и т.д.) Конфедерация – временное объединение самостоятельных государств. Эта форма непрочная и обычно либо распадается, либо преобразовывается в федерацию (США - 1776-1787; Швейцария до 1848). Государства различаются и по форме правления, которая представляет собой устройство основных институтов политической власти в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит выборному органу. Это монархия или республика. Монархия – государство, главой которого является один человек. Монархии могут быть абсолютными, где власть правителя не ограничена ничем (Саудовская Аравия); ограниченными или конституционными, власть в них ограничена рамками парламента или конституции (Марокко, Кувейт). В современных условиях в ограниченных монархиях власть правителя выступает только гарантом государственности и своеобразным уравновешивающим началом между законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) властью, а на систему государственного правления существенного влияния не оказывает Монархия существует тысячелетия и в специфической форме сегодня сохраняется во многих странах мира (Великобритания, Дания, Испания). Другой формой правления является республика, власть в которой осуществляется выборными органами. Республика может быть парламентской и президентской. В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним. В президентской, где президент – глава государства и правительства, существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент обладает как исполнительной, так частично законодательной и судебной властью (президенты Франции, США, России). Это позволяет уравновешивать различные ветви власти, снимать возникшие противоречия, обеспечивать целостность власти, выступать гарантом государственности, хотя таит в себе и опасность авторитаризма, особенно при неразвитости демократических традиций. Весьма важную роль в определении сущности государства играет политический режим, который отражает наиболее существенные черты функционирования политической системы общества. Он выражается в конкретных формах и методах осуществления государственной власти, характере партии, стоящей у власти, ее идеологии, реальных возможностях использования гражданами прав и свобод, в той роли, которую играют глава государства и правительства. Политические режимы могут весьма значительно отличаться даже при одинаковых формах правления. Поэтому их границы простираются от широчайшей демократии до режима личной власти или фашистской диктатуры Термин "демократия" – один из старейших в политической науке, достаточно сказать, что он упоминается в V в. до н.э. в работе Фукидида. Естественно, что его содержание весьма существенно изменилось за столь длительный исторический срок. Демократизация неразрывно связана с формированием правового государства и гражданского общества, как исторической альтернативы тоталитаризму и тоталитарному государству. Само слово "демократия" (от греч. demos –народ, kratos – власть) означает народовластие. Демократию рассматривают, во-первых, как форму государства, следуя традиции Т. Гоббса, К. Маркса и других ученых. Во-вторых, она характеризует принципы деятельности различных общественных организаций помимо государства, таких, как: партии, профсоюзы, различные молодежные объединения и т.п. В-третьих, отражает политический режим как степень соотношения прав и свобод граждан, сущность избирательной системы, участие граждан в управлении государством, методы осуществления власти. И, наконец, демократия выражается в политическом сознании общества в виде идей равенства, свободы, братства, представляя собой определенную политическую ценность и идеал. Таким образом, демократия должна пронизывать всю политическую систему общества: форму государственной власти, принципы деятельности общественных организаций, политический режим и политическое сознание. Тоталитаризм (от лат. totalis – цельность, полнота) – понятие, обозначающее ряд социальных режимов ХХ в., в которых структура власти базировалась на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь. В политический язык термин "тоталитаризм" ввел в 20-е гг. Б. Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. При этом он использовал идеи включившегося в фашистское движение Джентиле о тоталитарном государстве как воплощении нравственного духа народа, о растворении индивидуальности в тотальных политических структурах. Тоталитарный строй выступает как замкнутое рационально-технократическое общество, расчеловечивающее человека, превращающее его в винтик на основе психофизиологической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С 30-х гг. различные концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление практики нацизма, дается описание тоталитаризма как общества, качественно отличного от всех, которые существовали в истории. Тоталитарный режим слагается из следующих основных элементов: всеохватывающей идеологии, обращенной не к разуму, а к инстинктам; монолитной массовой партии как носителя этой идеологии и одновременно безымянной машины власти над всеми сферами жизни общества; наделяемого сверхъестественными способностями вождя, оплота непрерывного массового террора. В некоторых работах (Аренд "Источники тоталитаризма") доказывается отличие тоталитаризма от других форм государственного насилия: деспотии, тирании, диктатуры; прослеживается превращение личности в элемент тоталитарной системы, для которого характерно сочетание слепой веры с крайним цинизмом. Другие авторы (Адорно "Авторитарная личность") показывают общие черты людей, обнаруживающих наибольшую склонность к нацистской пропаганде. Для них характерны эрозия традиционных ценностей, неукорененность в устойчивых социальных группах, отсутствие собственного Я. У подобных людей складывается "тоталитарный синдром": невозможность самодетерминации и готовность целиком подчиняться тому, кто обещает стабильное существование. В более широком плане тоталитаризм связывается с выходом в ХХ в. на политическую сцену "массового человека" (Шпенглер, Ортега‑И‑Гассет, Бердяев), легко попадающего в ситуации экономических и военных потрясений, под действие пропаганды национализма, мифологии "народности" как натурально-органического единства. Идеологии тоталитаризма противостоят идеи и ценности политической демократии и правового государства.
12.3. Правовое государство и гражданское общество
Крушение тоталитарных режимов в Европе, переход от жестокой системы экономического регулирования к свободной рыночной экономике, а также поиск новых правовых основ взаимоотношения личности и общества выдвигают на первый план идею правового государства и гражданского общества. Они имеют первостепенное значение для положения личности в обществе. Что же такое правовое государство? Какова его сущность, теоретико-идеологическая предыстория и конкретные формы современного воплощения? Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, разрабатывался еще античными авторами, но в основном его теория сложилась в XVII –XIX вв. в работах Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Канта. Правовое государство – это такое государство, в котором, во-первых, реально осуществляется приоритет права над всеми другими принципами в организации государственной власти (классовыми, сословными, национальными и т.д.); во-вторых, реализуются все основные права и свободы граждан. Это значит, что государство, издавшее закон, обязано руководствоваться им в своей деятельности до тех пор, пока он существует, хотя имеет право отменить или изменить его. Право определяет границы свободы как общества в целом, так и отдельного человека. Здесь можно говорить о диалектике прав и обязанностей, о мере дозволенного и недозволенного. Признавая свои права, человек обязан соблюдать и права других. В правовом государстве человек волен выбирать духовные ценности, профессию, образ жизни, а также ему должна быть гарантирована неприкосновенность жилища, частной жизни и т.д. В таком обществе господствует закон, а не отдельная личность. Следовательно, обеспечивается предсказуемость действий всех официальных государственных учреждений. В-третьих, государственное управление организовано при обязательном разделении не зависящих друг от друга, самостоятельно избираемых трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Выполняя свои функции, они уравновешивают и контролируют друг друга, выступая против различных нарушений и злоупотреблений властью. Таким образом, правовое государство опирается на основной закон (конституцию), который регулирует отношения власти и личности. Власть в нем ограничена законом, а само государство является правовым постольку, поскольку охраняет права граждан. В государственном регулировании общественных отношений действует принцип "разрешено все то, что не запрещено законом". Свобода и права других людей выступают как единственный ограничитель свободы личности, т.е. свобода каждого кончается там, где она нарушает свободу других. Теория правового государства тесно связана с понятием гражданского общества, которое рассматривалось уже в античности. Так, в философии Аристотеля под гражданским обществом понималось просто "объединение граждан", они являются свободными и равными участниками союза и подчиняются одной политической власти. Как отмечалось ранее, в это время гражданское общество и государство не отделялись друг от друга. В эпоху Просвещения и французских революций гражданское общество – это общество свободных частных собственников, свободных от политического регулирования и государственного вмешательства. Теорией гражданского общества занимались и другие философы: Г. Гегель, О. Конт, К. Маркс. В целом можно сказать, что в нем существует система самостоятельных, независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые обеспечивают условия для самореализации личности. Это различные ассоциации, клубы, союзы, объединения, в которых оформляются экономические, профессиональные, религиозные, культурные интересы граждан, не охваченные влиянием государства и политической системой. Наличие гражданского общества обеспечивает свободу личности и суверенитет по отношению к власти, предотвращает тоталитаризм и этатистские тенденции в общественном развитии, так как упор делается на самоценность индивида, его личную значимость. Правовое государство является необходимым шагом в формировании гражданского общества. Для России, в которой традиционно решающая роль в формировании общественной системы принадлежала государству, это особенно актуально и значимо.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |