Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ структуры и структурных сдвигов




 

Структура - это обобщенная характеристика специфических системных свойств, фиксирующая в абстрактной форме элементы, отношения, связи системы, их упорядоченность и организацию. Используемые в экономических исследованиях показатели, такие, как производительность труда, фондоотдача, выход конечного общественного продукта на единицу конкретных ресурсов являются по существу структурными показателями, характеризующими экономическую систему.

Структурным является показатель, состоящий из суммы элементов и выраженный в относительных величинах (обычно в процентах): (2.42) где di – доля i-го элемента структуры, i = 1, …, N; xi – абсолютное значение i - го элемента; s – итог суммы абсолютных значений i –ых элементов структуры, причем . (2.43)

Принято выделять два основных вида структурного анализа: вертикальный и горизонтальный. При вертикальном анализе показатель, структура которого исследуется, принимается за 100%, величина элементов относится к его общей величине и, таким образом, определяются их доли (в процентах).

Пример вертикальной структуры приведен в таблице 2.13.

 

Таблица 2.13 – Вертикальный анализ структуры продаж

 

Товар Объем продаж
тыс.руб. доля, %
А   48,87
В   18,05
С   33,08
Итого:   100
В структуре продаж содержатся три вида товаров (А, В и С), доли каждого из них составляют:для товара А: dА = 65: 133 × 100 = 48,87%;для товара B: dB = 24: 133 × 100 = 18,05%;для товара C: dC = 44: 133 × 100 = 33,08%;Условие (2.43) выполняется: 48,87% + 18,05% + 33,08% = 100%.

Горизонтальный структурный анализ позволяет выявить тенденции изменения во времени отдельных элементов и их групп в общем изменении структурного показателя. В основе этого анализа лежит измерение относительного прироста (снижения) элементов в измеряемом (текущем) периоде относительно предыдущего (базисного) периода или плановых значений.

Существует два основных алгоритма проведения горизонтального анализа: базисный и цепной. При базисном горизонтальном анализе значение показателя в каждом из последующих периодов сравнивается со значением в первом (базисном) из рассматриваемых периодов (табл.2.14).

 

Таблица 2.14 - Горизонтальный базисный структурный анализ объемов продаж

Товар Период
1 год 2 год 3 год
тыс.руб. Изменение, % тыс.руб. Изменение, % тыс.руб. Изменение, %
А     78,27 120,42 103,788 159,67
В     22,14 92,25 17,118 71,325
С     49,59 112,705 59,094 134,305
Итого            

В данном случае изменение (темп роста) объема продаж товара А относительно первого (базисного) года составило во втором году 120,42%, а в третьем - 159,67%, что говорит о стабильном его росте. Доля объема продаж товара В во втором году относительно базисного имеет снижение темпа роста и составляет 92,25%, в третьем году темп его роста продолжает снижаться относительно базисного периода и составляет составил 71,325%. Структурный анализ объема продаж товара С показывает его постоянный рост, как и товара А.

При цепном горизонтальном анализе значение показателя в каждом из последующих периодов сравнивается со значением в предшествующем ему периоде (табл.2.15).

 

Таблица 2.15 - Горизонтальный цепной структурный анализ объемов продаж

Товар Периоды
1 год 2 год 3 год
тыс.руб. Изменение, % тыс.руб. Изменение, % тыс.руб. Изменение, %
А     78,27 120,42 103,788 132,60
В     22,14 92,25 17,118 77,317
С     49,59 112,705 59,094 119,165
Итого            

 

Приведенный пример показывает, что изменение (темп роста) объема продаж товара А относительно первого года составило во втором году 120,42%, а в третьем относительно второго года - 132,60%. Объем продаж товара В во втором году относительно первого года имеет снижение темп роста и составляет 92,25%, в третьем году темп его роста относительно второго года составляет составил 77,317%. Структурный анализ объема продаж товара С показывает его рост во втором году относительно первого до 112,705%, а в третьем году относительно второго - 119,165%, что является положительной характеристикой.

При анализе взаимосвязи различных экономических явлений используется анализ структурных сдвигов. Отметим, прежде всего, что термин «структурные сдвиги» обычно применяется при исследовании структурных различий во времени. При территориальных же сравнениях структуры, а также при сравнении фактической структуры со стандартизованной, более корректным является термин «структурные различия».

Под индексом структурных сдвигов понимают показатель, характеризующий влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня этого явления.

Для измерения экономической динамики с помощью структурных показателей необходимо:

1) отобрать количественные показатели, характеризующие тот или иной структурный сдвиг;

2) проследить их динамику во времени, т.е. определить базовые и конечные значения выбранных показателей;

3) рассчитать несколько индексов структурных сдвигов. При этом необходимо помнить, что расчет должен производиться в сопоставимых (или приведенных к базисному) показателях (ценах, курсах валют и т.п.) и только на сопоставимых промежутках времени;

4) построить сопоставимые ряды индексов за разные периоды времени, либо в различных экономических системах;

5) отобразить полученные цифровые ряды на диаграммах и графиках;

6) провести соответствующий теоретический анализ (построить тренды, проследить зависимости, корелляцию переменных и т.п.).

Рассмотрим показатели, характеризующие изменения структуры, или структурные сдвиги. Они определяются путем расчета динамики величин, показывающих соотношения между частями изучаемой совокупности, а также между частями и всей совокупностью. Индивидуальные показатели структурных сдвигов отражают интенсивность изменения в каждой анализируемой группе. Среди индивидуальных показателей различают абсолютные и относительные с постоянной и переменной базами сравнения соответственно. Данные показатели могут быть представлены в коэффициентах. Единицей измерения этих показателей могут быть и процентные пункты, если расчет производился по долям, представленным в процентах. Индивидуальный показатель абсолютных структурных сдвигов с постоянной базой сравнения (базисный) определяется как: ∆d = dj − d0, (2.44)где dj – удельный вес данный группы в j – ом периоде; d0 – удельный вес данный группы в базисном периоде.Индивидуальный показатель абсолютных структурных сдвигов с переменной базой сравнения (цепной) определяется по формуле: ∆d = dj − dj −1 , (2.45) dj −1 – удельный вес данной группы в периоде j-1.

Экономическая сущность относительного показателя структурных сдвигов (индекса структурных изменений) состоит в том, что он показывает, во сколько раз изменился общий средний уровень только за счет изменения удельного веса каждого объекта в общем объеме количественного признака. В той же мере индекс структурных изменений показывает влияние процессов перераспределения на общий прирост итогового показателя.

Индивидуальный показатель относительных структурных сдвигов с постоянной базой сравнения (базисный) определяется по формуле: djJd = —, (2.46) d0 Индивидуальный показатель относительных структурных сдвигов с переменной базой сравнения (цепной) определяется как: djJd = ——, (2.47) dj −1

Любые структурные сдвиги можно измерить, рассматривая динамику изменения удельного веса и доли соответствующего структурного элемента или показателя во времени.

Рассмотрим пример определения индивидуальные показатели структурных сдвигов объема продаж в коэффициентах на основе данных, представленных в таблице 2.16.

Таблица 2.16 – Исходные данные для анализа показателей

структурных сдвигов объемов продаж

 

Товар Структура объема продаж, %
1 год 2 год 3 год
А 48,87 52,18 57,66
В 18,05 14,76 9,51
С 33,08 33,06 32,83
Всего:      
Во 2 году относительно 1 года коэффициентные абсолютные структурные сдвиги составили:для товара А: ∆d21А = 52,18 – 48,87 = 3,31 (или 3,31 процентных пункта, п.п.);для товара B: ∆d21B = 14,76 – 18,05 = -3,29 п.п.;для товара C: ∆d21C = 33,06 – 33,08 = -0,02 п.п.

Следует отметить, что процентных пунктах измеряем рост или снижение того, что само по себе измеряется в процентах.

Коэффициентные абсолютные структурные сдвиги в 3 году по сравнению со 2 годом составили:для товара А: ∆d32А = 57,66 – 52,18 = 5,48 п.п.;для товара B: ∆d32B = 9,51 – 14,76 = -5,25 п.п.; для товара C: ∆d32C = 32,83 – 33,06 = -0, 23 п.п.Структурные сдвиги по индивидуальному абсолютному показателю (вкоэффициентах) в 3 году по сравнению с 1 годом составили:для товара А: ∆d31А = 57,66 – 48,87 = 8,79 п.п.;для товара B: ∆d31B = 9,51 – 18,05 = 8,54 п.п.; для товара C: ∆d31C = 32,83 – 33,08 = - 0,25 п.п.Определим индивидуальные показатели относительных структурных сдвигов.Относительные структурные сдвиги во 2 году к 1 году составили:для товара А: Jd21А = 52,18: 48,87 = 1,0677;для товара B: Jd21B = 14,76: 18,05 = 0,8177;для товара C: Jd21C = 33,06: 33,08 = 0,9994.В 3 году по сравнению со 2 годом относительные структурные сдвиги составили: для товара А: Jd 32А = 57,66: 52,18 = 1,1050;для товара B: Jd 32B = 9,51: 14,76 = 0,6443; для товара C: Jd 32C = 32,83: 33,06 = 0,9930.Структурные сдвиги по индивидуальному относительному показателю в 3 году по сравнению с 1 годом составили:для товара А: Jd 31А = 57,66: 48,87 = 1,1799;для товара B: Jd 31B = 9,51: 18,05= 0,5269; для товара C: Jd 31C = 32,83: 33,08 = 0,9924.Результаты расчетов представлены в таблице 2.17. Таблица 2.17 – Индивидуальные абсолютные и относительные показатели структурных сдвигов объемов продаж
Товар Абсолютные показатели, п.п. Относительные показатели
Цепные Базисные Цепные Базисные
2 год/1год 3 год/2 год 3 год/1 год 2 год/1 год 3 год/2 год 3 год/1 год
1 2 3 4 5 6 7
А 3,31 5,48 08,79 1,0677 1,1050 1,1799
В -3,29 -5,25 -8,54 0,8177 0,6443 0,5269
С -0,02 -0,23 -0,25 0,9994 0,9930 0,9924
Содержательный анализ приведенных данных показывает, что по индивидуальным абсолютным показателям (гр.2) во 2 году по сравнению 1 годом выросла доля товара А в структуре продаж (на 3,31процентных пункта), примерно на такую же величину снизилась доля товара В (на 3,29 процентных пункта), незначительно снизилась доля товара С. Следует отметить, что основная тенденция абсолютных структурных сдвигов по всем товарам прослеживается и для других анализируемых периодов (гр.3, 4). Отмечается постоянный положительный абсолютный структурный сдвиг товара А, который составил за анализируемый период 8,79 процентный пункта, снижение доли товара Б, который составил – 8,54 процентных пункта. Удельный вес товара С в общей структуре за анализируемый период (-0,25 процентных пункта) изменился мало. Знак абсолютного структурного сдвига показывает снижается или повышается доля исследуемого показателя в структуре Отличительной особенностью относительных показателей, характеризующих интенсивность структурных сдвигов, является то, что для удельных весов, оставшихся без изменения, в сопоставляемые периоды показатель принимает значение, равное 1. Таким постоянством в данном случае отличается товар С, поскольку величина его цепных и базисных относительных показателей структурных сдвигов остается близкой к 1.Для показателей, чей удельный вес растет, относительный показатель структурных сдвигов будет иметь значение, большее 1. Таки свойством обладает относительный структурный сдвиг объема продаж товара А.Для показателей, чей удельный вес снижается в общей структуре за анализируемый период, значение относительного показателя за этот период будет меньше 1. Это в полной мере относится к товару В.Таким образом, использование в экономическом анализе методов и приемов статистического анализа существенно расширяют его инструментарий, позволяет с использованием факторного индексного анализа исследовать различные аспекты экономической деятельности организаций в динамике, выявить влияние различных факторов на результативные показатели и оценить степень этого влияния.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 7683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.