Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Частота перерывов в работе операторов




Режим работы Характеристика регламентиро­ванных перерывов Величина и распределение перерывов Использование перерывов
Работы, связанные с незначительными физическими усилия­ми или умеренным нервным напряже­нием Нечастые короткие перерывы Два перерыва по 5 мин. в течение рабочего дня; пе­ред началом рабо­ты и за 1,5 ч до окончания Производственная гимнастика 2 раза вдень
Работы, связанные со средними физи­ческими усилиями или умеренным нерв­ным напряжением Нечастые средней длительности пере­рывы Два перерыва по 10 мин. в течение рабочего дня, через 2 ч после начала работы и за 1,5 ч до ее окончания Производственная гимнастика 2 раза в день; остальные 2 перерыва — отдых в удобном положе­нии с легкой раз­минкой до 1 мин.
Работы, не требую­щие значительных физических усилий, но неблагоприятные по монотонности, рабочему положению Частые короткие перерывы Частые перерывы по 5 мин. в течение рабочего дня через каждые 1,5ч Отдых в спокойном состоянии (при ра­боте с повышенным нервным напряже­нием легкие разми-ночные упражнения)
Работа, связанная с большими физи­ческими усилиями (тяжелые) или по­вышенным нервным напряжением Нечастые средней длительности пере­рывы Перерывы дли­тельностью 3— 5 мин. каждый час работы (2 раза в день перерывы по 10 мин.) Производственная гимнастика 2 раза вдень
Работа с большими зрительными напря­жениями при высо­ком темпе и неблаго­приятных условиях (загрязненность воз­духа, вибрация и теп­ловые излучения) Частые короткие перерывы    

 

 

Для лиц с ограниченной подвижностью в процессе труда, в том числе и для операторов, работающих с ВТ, необходимо в течение смены, исходя из субъективных ощущений, делать физкультурные паузы (8—10 спе­цифических упражнений). Наряду с упражнениями на нагрузку мышц, находящихся в статическом напряжении или не участвующих в движе­ниях, должны быть расслабляющие упражнения, следует также широко использовать самомассаж работающих или не подвергающихся нагрузке мышц.

В случае работ, требующих тонких координированных действий, напряжения зрения в микропаузах, рекомендуются следующие проце­дуры: а) закрыть глаза, сделать несколько движений головой и кистями рук (в двух направлениях), положить руки на колени; б) закрыть глаза, слегка опустить голову, расслабить все мышцы тела, сделать легкий самомассаж шеи и кистей рук и др.

На производстве должны быть комнаты психологической разгрузки, помещения для игр, спортивные площадки на открытом воздухе, где можно было бы проводить перерывы для отдыха.

Для борьбы с монотонной нагрузкой рекомендуется перемена деятельности, совмещение профессий, использование смены темпа работы (конвейера), музыкальных пауз, интенсивных раздражителей малой про­должительности (повышение освещения на 20—30% в течение 1—3 ми­нут) и т. п.

Музыка и танцы с глубокой древности осуществляли релаксационное действие. Современное увлечение населения ритмической музыкой связа­но с потребностью возместить монотонность быта и труда, функциональ­ная музыка используется в различных целях: встречная за 15—20 мин до начала работы (бодрая, стимулирующая), адаптационная (10—15 мин, умеренная, направленная на адаптацию) и отвлекающая (легкая, не мешающая процессу труда). Отвлекающая музыка должна включаться по индивидуальному плану. Содержание ее должно соответствовать возра­сту, вкусам и времени, мелодии меняться по мере привыкания к ним, необходимо также иметь в виду возможность раздражающего эффекта (сенсибилизирующего) на людей. Музыка может использоваться во время гимнастики, отдыха и как стимулирующий фактор в виде периодических включений. Допустимо слушание музыки с помощью индивидуальных наушников.

Режим труда должен соответствовать физиологическим принципам организма человека. Все функции (обмен веществ температура тела, дыхание, нервная и мышечная активность в дневные часы активизи­руются. При работе в сменном режиме» человек вынужден тратить силы на дополнительную активизацию в ночное время. Полное физиологи­ческое приспособление к сменной работе наблюдается лишь у двух третей работающих. Наиболее трудно адаптируются в процессе скользящего графика труда женщины, подростки и лица старшего возраста (более 50 лет); у них в ночное время может значительно меняться качественная и количественная характеристика труда.

Ночная работа нарушает биологический стереотип обменных процес­сов. В ночное время человек испытывает дискомфорт и быстрее утом­ляется. Поэтому наряду с экономической заинтересованностью в органи­зации труда в ночное время следует шире использовать гимнастические паузы, музыкальные трансляции, смену характера труда, световые стимуляции, регламентированные перерывы.

Нарушенный в ночное время сон быстрее ведет к утомлению, для снятия которого требуется более длительный дневной сон.

В заключение необходимо отметить основное положение, характе­ризующее труд операторов, работающих с ВТ: «В наш бурный век психика устает больше, чем мускулы». Исходя из этого и следует вести работу по эргономико-психологической организации труда. Основные направления этой работы базируются на снижении отрицательного влияния ионизи­рующих и неионизирующих излучений, шума, микроклимата, светового режима и т. п.; уменьшении степени психической нагрузки в процессе труда; гармоничном сочетании умственной и физической нагрузки; умень­шении отрицательного эффекта гипокинезии, гиподинамии, монотонии; обеспечении эргономического принципа организации труда; форми­ровании устойчивой психологической установки на данный вид труда; сочетании оптимальных режимов труда и отдыха; высоком уровне про­фессиональной подготовки специалистов и соответствии их личностного профиля характеру профессиональной деятельности.

Даже краткое рассмотрение проблем обеспечения эффективной и устойчивой работы специалистов, работающих с ВТ, показывает, что их решение должно осуществляться на научной основе с привлечением данных различных наук и особенно наук, рассматривающих роль чело­веческого фактора в современных производственных процессах, системах и структурах.


ТЕМА: ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКТОР. АНТРОПОГЕННЫЕ АВАРИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.