Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение правил дорожного движения




Дети. Воспитание пешеходного поведения, которое проводится в начальной школе, может рассматриваться лишь в качестве дополни­тельной меры, поскольку дети этого возраста уже самостоятельно передвигаются как пешеходы и велосипедисты. Необходимость более длительного регулярного обучения правильному поведению с учетом ежедневного участия в дорожном движении (в отличие от методов заучи­вания в тепличных условиях) накладывает особую ответственность на взрослых, в первую очередь — на родителей.

Важным принципом воспитания дорожно-транспортного поведения детей и юношества является дифференциация целевых групп по возрасту и развитие отвечающих возрастной специфике воспитательных программ.

Пример реализации этого принципа отражен в учебном плане до­рожно-транспортного воспитания школы Всеобщего немецкого авто­мобильного клуба (ADAC).

Была выявлена неэффективность осознания правил поведения при чрезмерном упоре на заучивание правил на начальном этапе дорожно-транс­портного воспитания. У обследованных детей 4- и 9-летнего возраста не удалось найти никакой взаимосвязи между объемом заученных правил дви­жения и адаптацией поведения к дорожному движению. Следует, наверное, стремиться к тому, чтобы дети понимали развитие транспортной обстановки и ее взаимосвязь с их поведением в дорожном движении. Причем такое понимание должно учитывать изменения и влияние всего окружения. Необ­ходимо учесть региональные различия в дорожно-транспортном воспитании, так как разное окружение (например, город и сельская местность) предъяв­ляет и разные требования к поведению участников дорожного движения.

Для детей 2—7-летнего возраста была разработана программа «пос­реднических тренировок» с привлечением родителей, которая должна обеспечивать адаптацию дорожного поведения детей. Программа под­разделяется на 4 стадии тренировок, направленных на достижение следующих целей обучения.

Первая стадия тренировок (целевая группа — дети 2—3-летнего возраста). Приоритетная цель обучения — обеспечение безопасности ребенка:

а) идти по средней зоне перехода;

б) останавливаться перед бордюром (на тротуаре);

в) различать участки перехода, края тротуара (бордюр), проезжей части и т. п.

Вторая стадия тренировок (целевая группа — дети 4—б-летнего возраста). Приоритетная цель обучения — одиночный переход через дорогу:

а) осмотреться у края тротуара налево и направо;

б) найти такие участки дороги для перехода, где отсутствуют условия плохого обзора;

в) пересечь проезжую часть по прямой, а не наискосок и пр. Третья стадия тренировок (целевая группа — дети 5—6-летнего

возраста). Приоритетная цель обучения — пересечение дороги на участках с условиями недостаточного обзора:

а) остановиться в точке ухудшения обзора;

б) посмотреть в этом месте налево, направо и еще раз налево;

в) остановиться в этом месте даже при наличии привлекающих обстоя­тельств, знакомых лиц и пр.

Четвертая стадия тренировок (целевая группа — дети 6—7-летнего возраста). Приоритетная цель обучения — подготовка к прохождению дороги к школе:

а) пройти дорогу в детский садик или в школу самостоятельно, без посторонней помощи;

б) самостоятельно выбрать безопасный путь;

в) обнаружить чрезвычайные признаки (например, неработающий светофор, стройплощадку и тому подобное).

Эта программа тренировок доводится до сведения родителей на родительских собраниях или по телевидению, к тому же весь процесс трени­ровок может быть показан с помощью короткометражных фильмов. Нагляд­ный показ оказался более эффективным, чем нравоучения. Это подтверждено примером поведения детей второго года обучения в школе при переходе через дорогу до и после применения наглядных методов воспитания (экспери­ментальная группа 1), нравоучений по теме «пересечение дорог» (экспери­ментальная группа 2) или вообще без обучения (контрольная группа).

Юношество. По мере развития дорожного движения приобретает всевозрастающую роль дорожно-транспортное воспитание молодых води­телей двухколесных моторизованных транспортных средств. Характер­ное для этой группы сочетание полностью отсутствующей или незна­чительной практики вождения, с одной стороны и специфической для юношества склонности к риску, с другой стороны, превращает эту группу в особую группу риска среди участников дорожного движения, тем, что в ней имеется разрыв между предыдущим дорожно-транспортным воспи­танием в родительском доме, в школе и обучением вождению транс­портного средства. На участников этой группы наиболее благоприятное воздействие может быть оказано в период их первого знакомства с мото­ризированными транспортными средствами.

Характеристикой данной целевой группы может быть:

— недостаток опыта;

— высокий эмоциональный настрой по отношению к транспортному средству и к его вождению (транспортное средство как признак престижа);

— повышенная склонность к риску;

— неадекватная оценка опасности конкретных условий и отсюда — ошибки в манере поведения;

— преобладание отклонений от нормы дорожного поведения;

— сомнения в возможности подготовки в школе к разрешению жиз­ненных и профессиональных проблем;

— преобладание стремления к движению ради самого движения;

— более быстрый рост чувства безопасности, чем объективной степени безопасности;

— ограниченная готовность учиться на опыте других, преобладает исследующее поведение;

— скептическое отношение к распространенным формам обучения вождению и к экзаменам по вождению;

— стремление к скоростному режиму, поездкам за пределами насе­ленных пунктов, в темноте, обслуживанию транспортного средства во время езды.

Характерные трудности поведения, специфические для пожилых пешеходов:

— затруднения в ориентации: затруднение обзора в сложной обста­новке (переориентация в середине проезжей части), столкновение с други­ми пешеходами на переходе;

— сужение внимания: слежение за сигналами светофора в ущерб наблюдению за транспортными средствами; не обращается внимание на поворачивающие транспортные средства.

— недостаток информации: незнание возможностей поведения окру­жающих участников дорожного движения;

— неуверенность или нерешительность: неоднозначное поведение на пешеходном переходе типа «зебра», движение вперед и назад (медленное завершение перехода в момент переключения желтого на красный цвет);

— трудности взаимопонимания с другими участниками дорожного движения.

Обязанности пешеходов. Пешеходы должны двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, держась правой стороны.

Если нет тротуаров, пешеходных дорожек или передвигаться по ним невозможно, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке, держась правой стороны, не усложняя движение на велосипедах и мопе­дах, или в один ряд по обочине, а в случае отсутствия — по краю проезжей части. При этом нужно быть осторожным и не мешать другим участникам дорожного движения.

Пешеходы, переносящие громоздкие предметы, или лица, передви­гающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед или мотоцикл, везущие санки, тележку и т. п., если их движение по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам или обочинам создает препятствия для других участников движения, могут двигаться по краю проезжей части в один ряд.

За пределами населенных пунктов пешеходы, которые передви­гаются по обочине или краю проезжей части, должны идти навстречу движению транспортных средств.

Лица, которые двигаются в инвалидных колясках без двигателя, ведут мотоцикл, мопед или велосипед, должны передвигаться в направле­нии движения транспортных средств.

В темную пору суток и в условиях недостаточной видимости пеше­ходы должны принять меры для того, чтобы четко выделить себя на про­езжей части или обочине.

Движение организованных групп людей по дороге разрешено только в направлении движения транспортных средств колонной не более как по четыре человека в ряд при условии, что колонна не занимает больше половины ширины проезжей части. Впереди и позади колонны с левой стороны должны быть сопровождающие с красными флажками, а в тем­ную пору суток и в условиях недостаточной видимости — с зажженными фонарями (впереди белого цвета, позади — красного).

Организованные группы детей разрешается водить только по тро­туарам и пешеходным дорожках, а когда их нет — по обочине дороги, но только в светлую пору суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны переходить проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе подземных и наземных, а в случае их отсутствия — на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

Если в зоне видимости нет перехода или перекрестка, а дорога имеет не более трех полос движения для обоих его направлений, разрешается переходить ее под прямым углом к краю проезжей части в местах, где дорогу хорошо видно в обе стороны, и только после того, как пешеход оценит расстояние к транспортному средству, которое приближается, его скорость и удостоверится в отсутствии опасности.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руковод­ствоваться сигналами регулировщика или светофора.

Пешеходы, которые не успели закончить переход, должны нахо­диться на островке безопасности или линии, разделяемой транспортным потоком противоположных направлений, и могут продолжить переход только тогда, когда убедятся в безопасности дальнейшего движения.

Перед выходом на проезжую часть из-за транспортных средств, которые стоят, и любых препятствий пешеходы должны удостовериться в отсутствии транспортных средств, которые приближаются.

Ожидать транспортное средство пешеходы должны на тротуарах, посадочных площадках, а где они отсутствуют — на обочине, не создавая препятствий для дорожного движения.

На трамвайных остановках, не оборудованных посадочными пло­щадками, пешеходам разрешается выходить на проезжую часть только после остановки трамвая.

После высадки с трамвая необходимо оставить проезжую часть не задерживаясь.

В случае приближения транспортного средства с включенным маяч­ком или специальным звуковым сигналом пешеходы должны удержаться от перехода проезжей части или немедленно оставить ее.

Пешеходам запрещается:

а) выходить на проезжую часть, не удостоверившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения;

б) допускать самостоятельный, без надзора взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть;

в) переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если есть разделяющая полоса или дорога имеет четыре и больше полос для движе­ния в обеих направлениях, а также в местах, где установлены ограждения;

г) задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано из обеспечением безопасности дорожного движения;

д) двигаться по дороге, обозначенной дорожным знаком «Автома­гистраль», за исключением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха.

В случае причастности пешехода к дорожно-транспортному приключе­нию он должен оказать возможную помощь пострадавшим, записать фами­лии и адреса очевидцев, сообщить органам милиции о приключении и необхо­димых данных о себе и находиться на месте к прибытию работников милиции.

Обязательства пассажиров. Посадку (высадку) разрешается осуще­ствлять пассажирам после остановки транспортного средства только с посадочной площадки, а в случае отсутствия такой площадки — с тро­туара или обочины, если это исключено, то со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст препятствие другим участникам движения.

Пассажиры, пользуясь транспортным средством, должны:

а) сидеть или стоять (если это разрешено) в предназначенных для этого местах, держась за перила или другое приспособление;

б) во время передвижения на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми, а на мотоцикле — в застег­нутом мотошлеме.

Пассажирам запрещается:

а) во время движения отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством и мешать ему в этом:

б) открывать двери транспортного средства, не убедившись, что оно остановилось около тротуара или обочины;

в) препятствовать закрытию дверей и использовать для езды подножки транспортных средств;

г) стоять во время движения в кузове грузового автомобиля, сидеть на бортах и на грузе, который находится на уровне или выше бортов.

В случае дорожно-транспортного приключения пассажир должен оказать возможную помощь пострадавшим и сообщить о приключении органам милиции.

Требования к водителям мопедов и велосипедов. Двигаться по проез­жей части на мопедах разрешается лицам, которые достигли 16-летнего, на велосипедах — 14-летнего возраста.

Мопеды и велосипеды должны быть оборудованные светоотращающими поверхностями: впереди — белого цвета, по сторонам — оранже­вого, сзади — красного.

Для движения в темную пору суток и в условиях недостаточной види­мости на мопеде необходимо включить освещение, на велосипеде — фонарь (фару).

Водители мопедов и велосипедов, двигаясь группами, должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения.

Колонна велосипедистов, которые двигаются по проезжей части, должна быть разделенная на группы по 10 велосипедистов с расстоянием между группами 80—100 м.

Водители мопедов и велосипедов могут перевозить только грузы, которые не мешают управлять транспортным средством и не создают препятствий другим участникам дорожного движения.

Если велосипедная дорожка пересекает дорогу за перекрестком, то водители мопедов и велосипедов обязаны дать дорогу другим транспорт­ным средствам, которые двигаются по дороге.

Водителям мопедов и велосипедов запрещается:

а) управлять мопедом (велосипедом) с неисправными тормозами, звуковым сигналом, а также без освещения в темную пору суток и в усло­виях недостаточной видимости;

б) двигаться по проезжей части, когда рядом есть велосипедная дорожка;

в) двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей на детских велосипедах под надзором взрослых);

г) во время движения держаться за другое транспортное средство;

д) ездить не держась за руль и снимать ноги с педалей (подножек); э) перевозить пассажиров, за исключением детей до 7-летнего

возраста, на дополнительном сидении, оборудованном надежно закреп­ленными подножками;

е) буксировка мопедов и велосипедов;

ж) буксировка прицепа (кроме предназначенного для эксплуатации с этими транспортными средствами).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.