КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение правил дорожного движения
Дети. Воспитание пешеходного поведения, которое проводится в начальной школе, может рассматриваться лишь в качестве дополнительной меры, поскольку дети этого возраста уже самостоятельно передвигаются как пешеходы и велосипедисты. Необходимость более длительного регулярного обучения правильному поведению с учетом ежедневного участия в дорожном движении (в отличие от методов заучивания в тепличных условиях) накладывает особую ответственность на взрослых, в первую очередь — на родителей. Важным принципом воспитания дорожно-транспортного поведения детей и юношества является дифференциация целевых групп по возрасту и развитие отвечающих возрастной специфике воспитательных программ. Пример реализации этого принципа отражен в учебном плане дорожно-транспортного воспитания школы Всеобщего немецкого автомобильного клуба (ADAC). Была выявлена неэффективность осознания правил поведения при чрезмерном упоре на заучивание правил на начальном этапе дорожно-транспортного воспитания. У обследованных детей 4- и 9-летнего возраста не удалось найти никакой взаимосвязи между объемом заученных правил движения и адаптацией поведения к дорожному движению. Следует, наверное, стремиться к тому, чтобы дети понимали развитие транспортной обстановки и ее взаимосвязь с их поведением в дорожном движении. Причем такое понимание должно учитывать изменения и влияние всего окружения. Необходимо учесть региональные различия в дорожно-транспортном воспитании, так как разное окружение (например, город и сельская местность) предъявляет и разные требования к поведению участников дорожного движения. Для детей 2—7-летнего возраста была разработана программа «посреднических тренировок» с привлечением родителей, которая должна обеспечивать адаптацию дорожного поведения детей. Программа подразделяется на 4 стадии тренировок, направленных на достижение следующих целей обучения. Первая стадия тренировок (целевая группа — дети 2—3-летнего возраста). Приоритетная цель обучения — обеспечение безопасности ребенка: а) идти по средней зоне перехода; б) останавливаться перед бордюром (на тротуаре); в) различать участки перехода, края тротуара (бордюр), проезжей части и т. п. Вторая стадия тренировок (целевая группа — дети 4—б-летнего возраста). Приоритетная цель обучения — одиночный переход через дорогу: а) осмотреться у края тротуара налево и направо; б) найти такие участки дороги для перехода, где отсутствуют условия плохого обзора; в) пересечь проезжую часть по прямой, а не наискосок и пр. Третья стадия тренировок (целевая группа — дети 5—6-летнего возраста). Приоритетная цель обучения — пересечение дороги на участках с условиями недостаточного обзора: а) остановиться в точке ухудшения обзора; б) посмотреть в этом месте налево, направо и еще раз налево; в) остановиться в этом месте даже при наличии привлекающих обстоятельств, знакомых лиц и пр. Четвертая стадия тренировок (целевая группа — дети 6—7-летнего возраста). Приоритетная цель обучения — подготовка к прохождению дороги к школе: а) пройти дорогу в детский садик или в школу самостоятельно, без посторонней помощи; б) самостоятельно выбрать безопасный путь; в) обнаружить чрезвычайные признаки (например, неработающий светофор, стройплощадку и тому подобное). Эта программа тренировок доводится до сведения родителей на родительских собраниях или по телевидению, к тому же весь процесс тренировок может быть показан с помощью короткометражных фильмов. Наглядный показ оказался более эффективным, чем нравоучения. Это подтверждено примером поведения детей второго года обучения в школе при переходе через дорогу до и после применения наглядных методов воспитания (экспериментальная группа 1), нравоучений по теме «пересечение дорог» (экспериментальная группа 2) или вообще без обучения (контрольная группа). Юношество. По мере развития дорожного движения приобретает всевозрастающую роль дорожно-транспортное воспитание молодых водителей двухколесных моторизованных транспортных средств. Характерное для этой группы сочетание полностью отсутствующей или незначительной практики вождения, с одной стороны и специфической для юношества склонности к риску, с другой стороны, превращает эту группу в особую группу риска среди участников дорожного движения, тем, что в ней имеется разрыв между предыдущим дорожно-транспортным воспитанием в родительском доме, в школе и обучением вождению транспортного средства. На участников этой группы наиболее благоприятное воздействие может быть оказано в период их первого знакомства с моторизированными транспортными средствами. Характеристикой данной целевой группы может быть: — недостаток опыта; — высокий эмоциональный настрой по отношению к транспортному средству и к его вождению (транспортное средство как признак престижа); — повышенная склонность к риску; — неадекватная оценка опасности конкретных условий и отсюда — ошибки в манере поведения; — преобладание отклонений от нормы дорожного поведения; — сомнения в возможности подготовки в школе к разрешению жизненных и профессиональных проблем; — преобладание стремления к движению ради самого движения; — более быстрый рост чувства безопасности, чем объективной степени безопасности; — ограниченная готовность учиться на опыте других, преобладает исследующее поведение; — скептическое отношение к распространенным формам обучения вождению и к экзаменам по вождению; — стремление к скоростному режиму, поездкам за пределами населенных пунктов, в темноте, обслуживанию транспортного средства во время езды. Характерные трудности поведения, специфические для пожилых пешеходов: — затруднения в ориентации: затруднение обзора в сложной обстановке (переориентация в середине проезжей части), столкновение с другими пешеходами на переходе; — сужение внимания: слежение за сигналами светофора в ущерб наблюдению за транспортными средствами; не обращается внимание на поворачивающие транспортные средства. — недостаток информации: незнание возможностей поведения окружающих участников дорожного движения; — неуверенность или нерешительность: неоднозначное поведение на пешеходном переходе типа «зебра», движение вперед и назад (медленное завершение перехода в момент переключения желтого на красный цвет); — трудности взаимопонимания с другими участниками дорожного движения. Обязанности пешеходов. Пешеходы должны двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, держась правой стороны. Если нет тротуаров, пешеходных дорожек или передвигаться по ним невозможно, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке, держась правой стороны, не усложняя движение на велосипедах и мопедах, или в один ряд по обочине, а в случае отсутствия — по краю проезжей части. При этом нужно быть осторожным и не мешать другим участникам дорожного движения. Пешеходы, переносящие громоздкие предметы, или лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед или мотоцикл, везущие санки, тележку и т. п., если их движение по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам или обочинам создает препятствия для других участников движения, могут двигаться по краю проезжей части в один ряд. За пределами населенных пунктов пешеходы, которые передвигаются по обочине или краю проезжей части, должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, которые двигаются в инвалидных колясках без двигателя, ведут мотоцикл, мопед или велосипед, должны передвигаться в направлении движения транспортных средств. В темную пору суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы должны принять меры для того, чтобы четко выделить себя на проезжей части или обочине. Движение организованных групп людей по дороге разрешено только в направлении движения транспортных средств колонной не более как по четыре человека в ряд при условии, что колонна не занимает больше половины ширины проезжей части. Впереди и позади колонны с левой стороны должны быть сопровождающие с красными флажками, а в темную пору суток и в условиях недостаточной видимости — с зажженными фонарями (впереди белого цвета, позади — красного). Организованные группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожках, а когда их нет — по обочине дороги, но только в светлую пору суток и только в сопровождении взрослых. Пешеходы должны переходить проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе подземных и наземных, а в случае их отсутствия — на перекрестках по линиям тротуаров или обочин. Если в зоне видимости нет перехода или перекрестка, а дорога имеет не более трех полос движения для обоих его направлений, разрешается переходить ее под прямым углом к краю проезжей части в местах, где дорогу хорошо видно в обе стороны, и только после того, как пешеход оценит расстояние к транспортному средству, которое приближается, его скорость и удостоверится в отсутствии опасности. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора. Пешеходы, которые не успели закончить переход, должны находиться на островке безопасности или линии, разделяемой транспортным потоком противоположных направлений, и могут продолжить переход только тогда, когда убедятся в безопасности дальнейшего движения. Перед выходом на проезжую часть из-за транспортных средств, которые стоят, и любых препятствий пешеходы должны удостовериться в отсутствии транспортных средств, которые приближаются. Ожидать транспортное средство пешеходы должны на тротуарах, посадочных площадках, а где они отсутствуют — на обочине, не создавая препятствий для дорожного движения. На трамвайных остановках, не оборудованных посадочными площадками, пешеходам разрешается выходить на проезжую часть только после остановки трамвая. После высадки с трамвая необходимо оставить проезжую часть не задерживаясь. В случае приближения транспортного средства с включенным маячком или специальным звуковым сигналом пешеходы должны удержаться от перехода проезжей части или немедленно оставить ее. Пешеходам запрещается: а) выходить на проезжую часть, не удостоверившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения; б) допускать самостоятельный, без надзора взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть; в) переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если есть разделяющая полоса или дорога имеет четыре и больше полос для движения в обеих направлениях, а также в местах, где установлены ограждения; г) задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано из обеспечением безопасности дорожного движения; д) двигаться по дороге, обозначенной дорожным знаком «Автомагистраль», за исключением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха. В случае причастности пешехода к дорожно-транспортному приключению он должен оказать возможную помощь пострадавшим, записать фамилии и адреса очевидцев, сообщить органам милиции о приключении и необходимых данных о себе и находиться на месте к прибытию работников милиции. Обязательства пассажиров. Посадку (высадку) разрешается осуществлять пассажирам после остановки транспортного средства только с посадочной площадки, а в случае отсутствия такой площадки — с тротуара или обочины, если это исключено, то со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст препятствие другим участникам движения. Пассажиры, пользуясь транспортным средством, должны: а) сидеть или стоять (если это разрешено) в предназначенных для этого местах, держась за перила или другое приспособление; б) во время передвижения на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми, а на мотоцикле — в застегнутом мотошлеме. Пассажирам запрещается: а) во время движения отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством и мешать ему в этом: б) открывать двери транспортного средства, не убедившись, что оно остановилось около тротуара или обочины; в) препятствовать закрытию дверей и использовать для езды подножки транспортных средств; г) стоять во время движения в кузове грузового автомобиля, сидеть на бортах и на грузе, который находится на уровне или выше бортов. В случае дорожно-транспортного приключения пассажир должен оказать возможную помощь пострадавшим и сообщить о приключении органам милиции. Требования к водителям мопедов и велосипедов. Двигаться по проезжей части на мопедах разрешается лицам, которые достигли 16-летнего, на велосипедах — 14-летнего возраста. Мопеды и велосипеды должны быть оборудованные светоотращающими поверхностями: впереди — белого цвета, по сторонам — оранжевого, сзади — красного. Для движения в темную пору суток и в условиях недостаточной видимости на мопеде необходимо включить освещение, на велосипеде — фонарь (фару). Водители мопедов и велосипедов, двигаясь группами, должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения. Колонна велосипедистов, которые двигаются по проезжей части, должна быть разделенная на группы по 10 велосипедистов с расстоянием между группами 80—100 м. Водители мопедов и велосипедов могут перевозить только грузы, которые не мешают управлять транспортным средством и не создают препятствий другим участникам дорожного движения. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу за перекрестком, то водители мопедов и велосипедов обязаны дать дорогу другим транспортным средствам, которые двигаются по дороге. Водителям мопедов и велосипедов запрещается: а) управлять мопедом (велосипедом) с неисправными тормозами, звуковым сигналом, а также без освещения в темную пору суток и в условиях недостаточной видимости; б) двигаться по проезжей части, когда рядом есть велосипедная дорожка; в) двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей на детских велосипедах под надзором взрослых); г) во время движения держаться за другое транспортное средство; д) ездить не держась за руль и снимать ноги с педалей (подножек); э) перевозить пассажиров, за исключением детей до 7-летнего возраста, на дополнительном сидении, оборудованном надежно закрепленными подножками; е) буксировка мопедов и велосипедов; ж) буксировка прицепа (кроме предназначенного для эксплуатации с этими транспортными средствами).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |