КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация финансирования расходов бюджета на образование
Основы составления бюджетов и финансирование расходов на учреждения образования Теоретические основы деятельности учреждений образования Тесты. 1) В соответствии с номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, к лечебно-профилактическим учреждениям не относятся: а. больничные учреждения; б. диспансеры; в. учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови; г. центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 2) Лечебно-профилактическое учреждение может осуществлять медицинскую помощь населению в следующих формах: а. стационарной и амбулаторно-поликлинической; б. только стационарной; в. только амбулаторно-поликлинической; г. стационарной, амбулаторно-поликлинической и профилактической. 3) Одним из основных показателей работы стационара является: а. число посещений пациентов родственниками; б. коечный фонд; в. количество использованных медикаментов; г. число врачебных должностей. 4) В амбулаторно-поликлиническом учреждении число врачебных посещений определяется исходя из: а. среднегодового числа врачебных должностей; б. числа часов работы врачей данной специальности в день; в. нормы приема больных в час и числа рабочих дней в году; г. все перечисленное верно. 5) Основным документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств учреждения здравоохранения, является: а. бюджет; б. смета расходов; в. финансовый план; г. план доходных поступлений. 6) Смета расходов учреждения здравоохранения утверждается: а. вышестоящим органом управления здравоохранения; б. Министерством здравоохранения и социального развития РФ; в. руководителем учреждения здравоохранения; г. Президентом РФ. 7) Основная статья затрат в общем объеме расходов учреждений здравоохранения, это: а. оплата коммунальных услуг; б. расходы на медикаменты; в. расходы на заработную плату; г. начисления на заработную плату. 8) Единая тарифная сетка по оплате труда работников федеральных государственных учреждений предполагает дифференциацию оплаты труда работников в зависимости от следующих аспектов: а. сложности выполняемых работ и занимаемой должности; б. уровня их профессиональной подготовленности и наличия документов об образовании и повышении квалификации; в. уровня их профессиональной подготовки и сложности выполняемых работ; г. все перечисленное верно. 9) Не предусмотрены следующие надбавки к окладу работников здравоохранения: а. за работу в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями; б. за получение от пациентов более 50 благодарностей в месяц в письменном виде; в. за диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных; г. надбавки врачам-фтизиатрам, врачам-педиатрам и среднему медицинскому персоналу противотуберкулезных учреждений (подразделений). 10) Фонд оплаты труда федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения формируется на следующий период: а. на неделю; б. на месяц; в. на финансовый год; г. на календарный год.
Таблица правильных ответов:
Вопросы для проверки знаний: 1) На какие учреждения подразделяются лечебно-профилактические учреждения в соответствии с действующей номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения? 2) Назовите факторы, которые следует иметь в виду при планировании размеров финансового обеспечения ЛПУ в современных условиях. 3) В каких формах лечебно-профилактическое учреждение может осуществлять медицинскую помощь населению? 4) Назовите основные показатели работы лечебно-профилактических учреждений. 5) Что представляет из себя смета расходов учреждения здравоохранения? 6) За счет каких источников может финансироваться учреждение здравоохранения? 7) Перечислите основные статьи расходов учреждений здравоохранения. 8) Что представляет из себя Единая тарифная сетка по оплате труда работников федеральных государственных учреждений? 9) Что может послужить основанием для повышения размеров тарифных ставок (окладов), т.е. какие надбавки в окладам существуют? 10) Какими недостатками обладает ЕТС? Темы для написания курсовых работ: 1. Планирование и финансирование расходов бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт; 2. Реформирование системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения; 3. Направления реформирования финансов здравоохранения; 4. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в здравоохранении; 5. Формирование расходов бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт».
6.2. Особенности финансирования расходов по разделу «Образование» Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. В РФ более 9% населения заняты в этой отрасли. Государственной системе образования всегда принадлежала первостепенная роль в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Приоритетность образовательной отрасли обозначена и в современном законодательстве. Прежде всего, необходимо отметить, что право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе от 13.01.1996г. № 12-ФЗ «Об образовании», от 22.08.1996г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751. Под образованием в законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующим документом.Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих: · преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; · сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно - правовых форм, типов и видов; · органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: · общеобразовательные (основные и дополнительные); · профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательныепрограммы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) после вузовского профессионального образования. Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ограничений. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Реализация конституционных прав граждан на образование должна быть обеспечена путем создания условий для получения образования, достигаемых, прежде всего финансированием образовательных учебных учреждений. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово- хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6) учреждения дополнительного образования; 7) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно- просветительскую работу, подготовку кадров. Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран. Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения. В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального бюджета - около 4% его расходов и около 20% расходов бюджетов субъектов Федерации, т. е. основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, школы-интернаты - 8%, среднее специальное образование - 10,5%, на высшее образование - 11,5%. Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное финансирование с момента их государственной регистрации. Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «0 благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «0 некоммерческих организациях». Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться тремя путями; · предпринимательской, · условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения; · взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения. Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы. К дополнительным платным услугам населению относятся: · обучение по дополнительным образовательным программам; · преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; · репетиторство; · углубленное изучение отдельных предметов и др. Предоставление дополнительных платных услуг должно выходить за рамки соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Доходы от указанной деятельности образовательного учреждения должны направляться на развитие уставной деятельности, в том числе на увеличение расходов по заработной плате. Также необходимо иметь в виду, что платные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае средства, полученные путем такой деятельности, изымаются в соответствующий бюджет. Негосударственные образовательные учреждения взимают плату с обучающегося за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность такого учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, в том числе на заработную плату, на его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. В настоящее время образовательным учреждениям разрешено заниматься и предпринимательской деятельностью, предусмотренной уставом. К такой предпринимательской деятельности могут относиться реализация и сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.
Деятельность учреждений образования не может быть обеспечена только рынком, потребности общества в образовании, их удовлетворение должны быть осуществлены поддержкой государства путем бюджетного финансирования, т. е. практически за счет налогоплательщиков, внесших часть своих доходов в бюджет. В расходы на образование включены расходы на: · дошкольное образование; · общее образование; · начальное профессиональное образование; · среднее профессиональное образование; · переподготовку и повышение квалификации; · высшее профессиональное образование; · прочие расходы в области образования. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Каждое образовательное учреждение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%. Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов: · на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования; · на реализацию федеральных образовательных целевых программ; · на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования. Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование». Законом N 63-ФЗ решена задача повышения роли среднесрочного финансового планирования, как это предусмотрено Бюджетным посланием на 2008г. Принята новая редакция гл. 20 Бюджетного кодекса, в которой реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа вводятся общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие: · общие требования к прогнозам социально-экономического развития; · требования к содержанию среднесрочного финансового плана; · условия прогнозирования доходов и планирования расходов бюджета, в том числе раздельного планирования расходов на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств; · состав показателей, утверждаемых в проекте закона (решения) о бюджете, и требования к прилагаемым к нему материалам и документам (в том числе исключение из их состава материалов, реально не используемых при составлении бюджетов); · порядок утверждения и реализации долгосрочных целевых программ; · этапы и сроки составления проекта бюджета. Законом N 63-ФЗ предусмотрено ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на три года (очередной финансовый год и плановый период), что обеспечит преемственность и предсказуемость не только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики государства, будет способствовать повышению устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повысит обоснованность планирования бюджетных расходов, позволит заключать среднесрочные государственные контракты, что даст возможность экономно и эффективно использовать бюджетные средства. Исходя из принятой классификации расходов бюджета выделяемые средства распределяются по разделам, подразделам, целевым и экономическим статьям. Система классификации показывает те виды бюджетных расходов, с помощью которых государство выполняет свои функции. Технология распределения расходов на экономические статьи, показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения, включая образовательные. Детализация бюджетных расходов связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного образовательного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы расходов. Определение объемов бюджетных ассигнований и распределение разнообразных по своему характеру расходов по экономическим статьям осуществляет государственный орган управления образованием в пределах выделенных по бюджету средств на календарный финансовый год. С ведением новой бюджетной классификации образовательные учреждения не могут использовать бюджетные средства по своему усмотрению из-за целевого финансирования расходов. Сметный порядок выделения ассигнований признан основополагающим. Вначале учредитель устанавливает для каждого учреждения производственные показатели деятельности (задания, контрольные цифры, госзаказ), с учетом которых формируется смета расходов. Для дошкольных учреждений производственными показателями являются число воспитанников и групп, для школ - число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования - прием студентов (учащихся) на бесплатное обучение и т.п. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые показатели, которые зависят от сроков комплектования (приема), выпуска, отсева в процессе обучения. Выделению средств бюджетным этим учреждениям предшествует бюджетное планирование. Основные методы планирования бюджетных расходов: · программно-целевой, · нормативный. Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование.Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:· на текущее содержание;· приобретение оборудования и инвентаря;· капитальный ремонт;· строительство новых зданий.Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей: 1) числа учащихся; 2) количества классов.Среднегодовое количество учащихся и классов определяется по следующей формуле: Кн+Кк К = ----------, где К - среднегодовое количество классов; Кн и Кк — количество классов на начало и на конец года.
Исходя из среднегодового количества классов определяются все расходы на текущее содержание школ: 1) расходы на заработную плату;2) начисления на заработную плату; 3) учебные расходы, которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных, канцелярских принадлежностей и др.; 4) затраты на бесплатное питание детей; 5) расходы на приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зданий; 6) расходы на содержание групп продленного дня; 7) расходы на хозяйственное обслуживание и затраты на оплату командировок и служебных разъездов.
Держатель и распорядитель основной массы общественных фондов потребления — государство, которое определяет порядок движения и использования бюджетных средств. Законодательство предусматривает финансирование образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов и определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В Федеральном законе РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный расчетный счет, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. В действительности нормативы финансирования отсутствуют. Использовать бюджетные средства по своему усмотрению учреждения не вправе из-за целевого финансирования по предметным статьям бюджетной классификации. Основу формирования расходов на содержание учреждений общего и профессионального образования составляют «производственные» показатели деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов; для учреждений профессионального образования, - госзаказ по приему студентов на бесплатное обучение. Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений, включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования. Все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления - главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений, вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений. Основные документы, регулирующие ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, - договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» устав разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управление образовательным учреждением и другие правовые аспекты, является двусторонним актом. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счет бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены; устанавливаются минимальные нормы наполняемости для комплектования классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование. Учредитель берет на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. Важное место при финансировании отводится контролю. Учредитель обязан регулярно отслеживать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Обязанности образовательного учреждения - своевременное представление учредителю программы развития; обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования; расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности. В связи с большой актуальностью вопроса особо остановимся на кассовом обслуживании исполнения бюджета. Суть заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуги исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то внастоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках утвержденной бюджетной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежеквартальное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа. Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он дает положительные результаты дл государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг. В Российской Федерации носителем ответственности за всю деятельность учреждения, включая финансовую, является руководитель. На него возлагаются вопросы оптимизации бюджетных расходов и целевого использования средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается. Опыт дореволюционных школ России и современных учреждений развитых стран Запада показывает, что действенной является система, при которой контроль за использованием средств в интересах детей возлагается на попечительские или наблюдательные советы (комитеты, комиссии). Интересен опыт Великобритании, где решения о выработке приоритетов об использовании средств принимаются с учетом различных точек зрения с позиции «мы вместе делаем для себя». Задача органов управления состоит в том, чтобы отслеживать выполнение обязанностей и «продвигать» выполнение законов. Мера ответственности за допущенный в текущем году перерасход средств предельно проста — на эту сумму уменьшаются ассигнования в следующем году. Каждая школа имеет право самостоятельно расходовать средства, так как получает их по нормативам на одного учащегося. Вместе с тем самостоятельных расчетных счетов учреждения не имеют, а обслуживаются централизованно. За счет возникающей экономии, у органов управления остаются средства на оплату непредвиденных расходов. Расходы по приобретению транспортных средств и строительству новых зданий производятся не только за счет бюджетных, но и за счет заемных средств, а также вырученных от реализации неиспользуемых зданий, земли и имущества. При всем многообразии государственных и муниципальных учреждений как общего, так и дополнительного образования, в России существуют и продолжают открываться негосударственные образовательные учреждения, которые в соответствии с Законом РФ «Об образовании» имеют после государственной аккредитации право на бюджетное финансирование. В мировой практике существуют случаи, когда специально запрещено прямое и косвенное субсидирование негосударственных образовательных учреждений (США, Италия). В большинстве же стран существуют некоторые промежуточные варианты, дающие возможность выделения минимального финансирования частным школам в случае выполнения ими государственных образовательных стандартов. К примеру, в Японии размер ассигнований на одного учащегося в негосударственном образовательном учреждении в 14 раз меньше, чем в государственном. И только некоторые страны, например Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия, законодательно закрепили включение негосударственных учреждений в схему бюджетного финансирования по установленным для государственных учреждений нормативам. Регламентация финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений (как в части бюджетных, так и внебюджетных средств) осуществляется, прежде всего, Бюджетным кодексом Российской Федерации, который является в настоящее время основным документом, регулирующим бюджетные отношения. Бюджетным кодексом установлены правовой статус всех участников бюджетного процесса, основы и условия привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства. При этом функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы и бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях возложены на Министерство финансов РФ. Ст. 163 БК РФ устанавливает обязанности получателей бюджетных средств: · своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; · эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; · своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств. Бюджетное учреждение согласно ч. 6 ст. 161 БК РФ вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |