Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета




Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

 

Реформирование бухгалтерского учета представляет собой процесс преобразований, происходящих в области бухгалтерского учета и вытекающих из общего процесса экономических реформ в России, включая изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды. Реформирование включает разработку правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, адекватных требованиям современной экономики.

Так, в условиях плановой экономики существовала система бухгалтерского учета, которая была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в этой системе, выступало государство (в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов). Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, была разработана в связи с тем, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в это время отставал от общего процесса экономических реформ в России.

Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Основные задачи реформы заключаются в следующем:

• сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

• обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

• оказать методическую помощь организациям в понимании и
внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа проводится по следующим основным направлениям:

• совершенствование нормативного правового регулирования;

• формирование нормативной базы (стандарты);

• методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

• кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

• международное сотрудничество (вступление и активная работа
в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. Для этого необходимо обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотреть допустимые способы оценки активов и обязательств, создать механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Совершенствование нормативного правового регулирования включает не только создание нормативной базы бухгалтерского учета, но и обоснование законодательных актов в области гражданского (включая законы об организациях различных организационно-правовых форм), финансового и налогового права и др.

Одним из итогов выполнения работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами явилось создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, где ключевым элементом стала разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. При этом осуществляется переориентация нормативного регулирования, осуществляемого Министерством финансов Российской Федерации, с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность с акцентом на регулирование финансового учета.

Методическое обеспечение реформирования бухгалтерского учета (создание инструкций, методических указаний, комментариев) взаимоувязано с направлением, которое связано с обучением бухгалтерских кадров. Первые итоги реформирования свидетельствуют о необходимости ознакомления с новыми правилами бухгалтерского учета не только руководителей, но и их заместителей, других работников, задействованных в управлении организациями и их финансовыми потоками.

Развитие методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.) предполагает усиление роли профессиональных организаций и прежде всего Института профессиональных бухгалтеров России. Следует отметить, что уже сегодня все проекты положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов, подлежащих утверждению Минфином России, разрабатываются его специалистами.

Гармонизация национальной системы бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности включает соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета. Поставлена задача улучшения качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создания системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки. При этом система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров должна соответствовать государственным образовательным стандартам и содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.

Специфической формой профессионального образования является проводимая в настоящее время аттестация главных бухгалтеров (средних и крупных организаций), консультантов по бухгалтерскому учету. По окончании установленного времени подготовки проводится аттестация на возможность присвоения квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, которая осуществляется профессиональной организацией под контролем государства в лице Министерства финансов РФ.

Реформирование бухгалтерского учета невозможно без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными организациями (Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров), так и с национальными организациями (стран СНГ, Франции, Германии и др.).

 

Как уже рассмотрено в § 8.1, «основополагающие бухгалтерские принципы» западных стран в России называют понятием «допущения», которое по существу является синонимом термина «принцип учета», к этому понятию примыкают термины «требования», «правила».

Наличие основополагающих принципов (допущений, требований и правил) бухгалтерского учета предполагает их безусловное исполнение. По существу, они объясняются самим предназначением бухгалтерского учета в рыночной экономике, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении предприятий, быть составляющей общегосударственной системы формирования микро- и макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения бухгалтерского учета.

Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета. Они установлены пп. 6, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. Рассмотрим их более подробно.

Допущения как основополагающие бухгалтерские принципы. Имущественная обособленность означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. В системном бухгалтерском учете и на балансе организации может быть отражено лишь то имущество, которое согласно законодательству признается его собственностью, или контролируемое имущество (например, долгосрочная аренда). Все прочие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться на забалансовых счетах. Такой подход предполагает раздельный учет имущества организации и имущества других субъектов гражданского права, в том числе собственников. Тем самым обеспечивается основа для определения контрагентами действительного имущественного и финансового состояния организации, так как по бухгалтерскому балансу они могут судить, например, о размерах источников покрытия долгов организации. Это предполагает, что бухгалтерский учет начинается с таких записей, которыми закрепляется имущественное состояние собственника, и отражается во вступительном бухгалтерском балансе.

Непрерывность деятельности организаций означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Последовательность применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, т.е. избранные и установленные в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Как правило, имеется в виду неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, а также от одного отчетного года к другому. Однако это не следует понимать как запрет на внесение изменений в учетную политику. Учетная политика является производной от хозяйственной ситуации, в которой действует организация, поэтому с изменением законодательства должна измениться и учетная политика. Речь идет о целесообразности и обоснованности изменений в каждом конкретном случае, которые находят отражение в пояснениях к отчету.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности состоит в том, что все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Иначе говоря, учетная политика должна исходить из возможного несовпадения во времени хозяйственной операции и ее денежного обеспечения.

Отсюда вытекает, что, во-первых, факты хозяйственной деятельности подлежат отражению в бухгалтерском учете за учетный период, в котором они имели место, или, иначе, по мере совершения их. Никакие операции не могут быть задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации в бухгалтерском учете. Во-вторых, все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде. В настоящее время отчет о прибылях и убытках (форма № 2) составляется только исходя из этого допущения.

Требования к ведению бухгалтерского учета. К числу требований, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся следующие: полноты, осмотрительности (осторожности), приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности. Рассматривая возможность применения на предприятии какого-либо способа ведения бухгалтерского учета, необходимо определить, отвечает ли использование его названным выше требованиям. Кратко расшифруем каждое из приведенных требований.

Требование полноты учета означает исчерпывающее отражение за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества, результатов его инвентаризации, конечных финансовых результатов хозяйствования. Так, имущество, не принадлежащее организации на правах собственности (оставленное на ответственное хранение, на комиссии, в оперативной аренде и т.д.), должно быть показано в полном объеме на забалансовых счетах. Эти требования закреплены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (ст. 8 п. 5) и Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (пп. 12 и 15).

Если в статистике обобщающие сводки (отчеты) могут основываться на выборочных данных, то в бухгалтерском учете регистрация экономических фактов ведется в текущем порядке (по мере их возникновения), т.е. сплошным и непрерывным порядком. Никакие операции по учету поступлений и расходов не могут быть задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации, в противном случае изменение порядка отражения операций искажает достоверность фактов.

Требование осмотрительности (осторожности) предполагает, что используемые организацией способы оценки должны обеспечивать большую готовность к отражению в бухгалтерском учете потерь (расходов) и пассивов, чем доходов и активов. Это означает, что к учету принимаются лишь те доходы, которые уже получены, либо существует твердая гарантия их получения. В то же время учету подлежат все ожидаемые обязательства и потенциальные убытки, возникшие в отчетном периоде или предыдущие периоды. Вместе с тем при выборе учетной политики совершенно неуместна чрезмерная осторожность, которая может привести к созданию скрытых резервов и тем самым ввести в заблуждение собственников и других потребителей информации, сформированной в бухгалтерском учете.

В практике должен действовать постулат требования осмотрительности (осторожности), согласно которому предприниматель в "случае сомнения оценивает активы «скорее ниже» («по наименьшей стоимости»), а пассивы —«скорее выше». Такой подход предполагает также создание резервов, разрешенных законодательством, выбор соответствующих методов оценок и амортизации объектов учета.

Образование оценочных резервов является по существу приемом бухгалтерского учета, позволяющим уточнять балансовую оценку отдельных статей активов. Такие резервы формируют в соответствии с правилами бухгалтерского учета вне зависимости от финансового результата деятельности организации в целях обеспечения одного из основных требований бухгалтерского учета — требования осмотрительности. В соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), требование осмотрительности предполагает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (см. § 8.6).

Оценочные резервы существенно повышают достоверность и качество финансовой отчетности и поэтому широко используются в международной, а теперь и в российской практике. Создание резервов позволяет пользователям видеть не затратную, а реальную оценку активов организации. В настоящее время нормативные документы регламентируют образование следующих оценочных резервов:

• сомнительных долгов (п. 25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01);

• под обесценение вложений в ценные бумага (п.38 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02);

• под снижение стоимости материальных ценностей (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

Требование приоритета содержания над формой предполагает, что избранные способы должны быть ориентированы на отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания и хозяйственной ситуации, в которой они возникли. Данное требование особенно важно в условиях рыночного хозяйства, когда законодательство, как правило, отстает от развития хозяйственной реальности. Например, сам по себе факт выдачи руководителю организации крупных ссуд не является незаконным, однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.

Требование непротиворечивости (сравнимости) включает формальное и материальное постоянство. Формальное постоянство обеспечивается в том случае, если полностью соблюдаются все требования к составлению форм бухгалтерской отчетности из года в год (структура форм отчетных показателей, порядок их формирования и т.д.). Материальное постоянство предполагает сохранение однажды выбранных методов оценки соответствующих объектов учета. Если имеют место изменения, то они должны быть раскрыты в пояснениях к отчету.

Требование рациональности означает, что учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономично, сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов на малом предприятии ведет лишь к большим затратам, но не дает никаких выгод потребителям финансовой отчетности с точки зрения ее достоверности. То же следует сказать о методах инвентаризации и времени ее проведения.

Правила ведения бухгалтерского учета. К числу правил бухгалтерского учета, которыми руководствуются в соответствии с действующим законодательством, относятся: правила (метод) двойной записи, денежного выражения (стоимостной оценки) объектов бухгалтерского учета, документирование хозяйственных операций, периодичность формирования бухгалтерской отчетности, обязательность проведения инвентаризации.

Метод двойной записи означает, что в бухгалтерском учете все хозяйственные операции получают двойное отражение. При этом следует отказаться от упрощенного понимания этого метода бухгалтерского учета как чисто технического. Этот метод в широком экономическом смысле обеспечивает определение двойного финансового результата: по балансу как наращение собственного капитала и по счету «Прибыли и убытки», на котором раскрываются факторы, повлиявшие на наращение собственного капитала.

Правило денежного выражения {стоимостной оценки). Согласно этому правилу в бухгалтерском учете отражаются только те объекты учета, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Это правило вводит ограничения на элементы, отражаемые в бухгалтерском учете.

Неразрывно с правилом денежного выражения (стоимостной оценки) связано правило раздельной оценки стоимости (индивидуальной оценки), согласно которому каждая имущественная ценность и каждое обязательство оценивается в бухгалтерском учете отдельно. Практика допускает групповую оценку отдельных объектов, если она вызвана только принципом экономичности учета. Это правило делает прозрачной бухгалтерскую отчетность для третьих лиц, контролирующих ее формирование.

Правило документирования неразрывно связано с принципом полноты бухгалтерского учета и отчетности, что и закреплено в Законе «О бухгалтерском учете» (ст. 9). Каждая бухгалтерская запись в своей основе должна иметь документ, и каждый документ определяет бухгалтерскую запись. Отсюда требование срока хранения документов. Организация согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Правило периодичности в бухгалтерской отчетности дополняет принцип полноты учета, так как периодизация операционного и делового цикла организации существенно влияет на достоверность информации. Так, в зависимости от даты годового отчета (начало календарного года, начальная дата учреждения (создания) организации, критическая дата технологического цикла и т.д.) и периодичности отчета (месяц, квартал, полугодие) будет зависеть оценка финансовых результатов хозяйствования, состояния расчетов с бюджетом, кредиторами, заимодавцами денежных средств, оценка экономической конъюнктуры.

Это правило также называют принципом даты, т.е. все хозяйственные операции отражаются в момент их совершения и в учетных регистрах накапливаются в хронологическом порядке по учетным циклам (месяц, квартал, нарастающим итогом за год, год). Таким образом, осуществляется подведение итогов к дате составления бухгалтерских отчетов.

Рассмотренные выше принципы (допущения, требования и правила) бухгалтерского учета следует рассматривать в единстве, поскольку каждый из них дополняет общую единую систему бухгалтерского учета. Поэтому несоблюдение отдельных принципов и требований бухгалтерского учета без достаточных на то оснований может исказить картину имущественного и финансового положения организации, результаты ее деятельности и при определенных условиях может трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета. Вместе с тем следует оговориться, что реализация некоторых из этих требований в сегодняшних условиях затруднена незавершенностью и противоречивостью действующей нормативной базы.

Сказанное не означает, что организация ни в каких ситуациях не вправе отступать от названных допущений. В реальной жизни возможны случаи, когда организация должна исходить из иных допущений. Например, допущение о непрерывности деятельности неприменимо при определении учетной политики на период ликвидации организации. Однако такие ситуации являются исключениями из общего правила.

Кроме того, выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимостью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной деятельности, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациональность, и наоборот. В подобных ситуациях руководство и специалисты организации должны оценить степень влияния избираемого способа на полезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Иными словами, формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между названными принципами и требованиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.