Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы регулирования занятости и пути преодоления безработицы в России




 

С безработицей связана очень важная экономическая проблема занятости населения. Под занятостью населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность, степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами.

Показатели и характеристики занятости представляют собой важнейшие социальные индикаторы, по которым можно судить об общественном благополучии, социальной стабильности и экономической эффективности общественного производства.

Теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследований. Можно выделить: классическую, марксистскую, кейнсианскую, неоклассическую, монетаристскую и институциональную теорию занятости.

В качестве основного фактора сбалансированности рынка труда в рамках классической модели выступала цена труда (уровень заработной платы). Предполагалось, что цена труда является абсолютно гибкой и свободно поднимается (опускается) в ответ на любые изменения спроса и предложения, поддерживая состояние равновесия. Считалось, что в нормальной экономике при снижении спроса на труд снижается цена труда, падает его предложение и безработица не возникает (если же безработица возникает, то виноваты профсоюзы и другие структуры, препятствующие понижению заработной платы). Полную занятость обеспечивает эластичность соотношения цен и заработной платы. Это достигается механизмом рынка, как саморегулирующейся системой при невмешательстве государства.

В марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода, на нем продается и покупается не труд, а рабочая сила. Под рабочей силой (способностью к труду) К. Маркс понимал совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые он использует при производстве каких-либо потребительных стоимостей. Труд, по К. Марксу, представляет собой процесс потребления рабочей силы. К. Маркс показал, что накопление капитала при капитализме приводит к тому, что все больше денег вкладывается в средства производства и все меньше в рабочую силу. В силу этого и существует безработица и резервная армия труда. К. Маркс утверждал, что безработица необходима даже в развитой экономике для того, чтобы заработная плата не съедала прибыли, подрывая тем самым стимул для накопления капитала. Поэтому подъемы деловой активности вызывают уменьшение численности резервной армии, а любой кризис эту армию пополняет. Тогда как длительный рост при полной занятости является, согласно К. Марксу, противоречием. Другими словами, К. Маркс предполагал нечто, очень напоминающее идею Дж.М. Кейнса о «равновесии в условиях безработицы». Но это не статическое, как у Дж.М. Кейнса, а динамическое, подвижное равновесие, включающее положительные темпы роста капитала и труда.

Основное резюме кейнсианской теории занятости – это переход к системе государственного регулирования уровня занятости. Дж.М. Кейнс считал, что на рынке труда всегда существует более или менее значительный резерв рабочей силы, готовый к использованию даже без повышения заработной платы. Уровень спроса на рабочую силу представляет наибольшую важность и зависит он от национального дохода. Это, следовательно, пересмотр классической доктрины – не занятость зависит от заработной платы, а, наоборот, заработная плата – от занятости. Дж.М. Кейнс рассматривал занятость в качестве зависимой переменной, определяемой изменениями так называемых независимых переменных: «склонности к потреблению», «предельной эффективности капитала» и ставки процента.

Сторонники неоклассической теоретической экономики полагали, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, то есть основным регулятором служит цена – в данном случае цена рабочей силы (заработная плата). Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и поддерживает необходимое равновесие между ними. Посредством повышения, или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а, следовательно, и снижения заработной платы до тех пор, пока не установится равновесие на рынке труда. Неоклассическая модель основывалась на принципе саморегулирования рынка труда.

Одно из ключевых положений монетаризма состоит в том, что деньги играют, исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Монетаристы сделали определённый шаг в исследовании хозяйственного механизма современного капитализма, в изучении функциональных связей капиталистической экономики, факторов, влияющих на динамику инфляции и безработицы. В долгосрочном плане монетаристы исходилииз того, что капиталистической экономике присущ естественный уровень безработицы и инфляции. Он связывается со структурными и институциональными характеристиками экономической системы. Этот уровень устанавливается в результате действия рыночных сил и соответствует состоянию экономического равновесия. Всякую безработицу, превышающую его, монетаристы рассматривали как добровольную, связанную с отклонением заработной платы от равновесного уровня.

Основное внимание школы институционалистов уделялось анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка труда особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп. Представление о безработице как неизбежном спутнике капиталистической рыночной стихии – стержень институционалистской концепции безработицы. Необходимость «социального контроля», вторжения буржуазного государства с целью борьбы с безработицей – их главная практическая рекомендация.

Дадим более подробную характеристику полной и рациональной занятости.

Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс трудовой деятельности, отсутствие безработицы. Теоретически полная занятость вполне возможна, так как постоянно возрастающие потребности опережают возможности производства для их удовлетворения. Кроме того, вполне возможно сокращение рабочего дня, индивидуальные и другие формы занятости. При известных условиях (социализм) может быть даже дефицит рабочей силы.

Рациональная занятость характеризуется оптимальным распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечением максимальной эффективности их использования. Рациональная занятость предполагает учет: половозрастных, квалификационных характеристик, постоянную интенсификацию производства, возрастание сложности труда и т.п. Главное в рациональной занятости – структура занятости и уровень эффективности производства.

Полная занятость не всегда совпадает с рациональной, как и рациональная занятость не означает полной занятости работников. Например, обеспечение всеобщей занятости за счет низкой эффективности производства нерационально. В этом случае полная занятость снижает эффективность производства.

В числе наиболее явных перемен за последнее десятилетие можно назвать:

– снижение экономической активности населения, сужение количественных и деградация качественных характеристик рабочей силы, разделение экономически активного населения на занятых и безработных, резкое расширение сферы самозанятости населения, появление разнообразных форм неучтенной неформальной занятости, выделение в составе занятых, помимо наемных работников, частных работодателей и управляющих-менеджеров;

– резкое сокращение государственного и расширение негосударственных секторов экономики (в том числе частного), изменение распределения рабочей силы между основными секторами хозяйства;

– снижение уровня концентрации рабочей силы на крупных предприятиях и ее перелив на средние и малые предприятия и фирмы;

– трансформация трудовой мотивации у молодежи и населения в целом в сторону «доходной» составляющей, резкое снижение престижности ряда видов деятельности (таких как наука, педагогика, непосредственное производство и др.); появление затруднений с укомплектованием предприятий производственных отраслей квалифицированными рабочими массовых профессий и высококлассными специалистами;

– отток рабочей силы из производства в торговлю, финансовые институты, сферы посредничества, услуг;

– становление рынка труда, переориентация рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы преимущественно на неорганизованные формы перелива работников между предприятиями, отраслями и сферами деятельности;

– постепенное включение страны в международный рынок труда: активизация обмена рабочей силой между Россией и странами ближнего и дальнего зарубежья в результате расширения легальной и нелегальной трудовой миграции, «оголение» ряда отраслей и регионов страны в плане обеспеченности рабочей силой;

– неэквивалентный характер межгосударственного обмена рабочей силой: отток из страны высококвалифицированных кадров (специалистов и рабочих преимущественно молодых возрастов) и лиц с высшим образованием, приток менее квалифицированной рабочей силы строительных профессий, разнорабочих, беженцев и переселенцев из числа пожилых людей, возвращающихся в Россию из стран ближнего зарубежья;

– становление развитой инфраструктуры рынка труда, включающей государственные и многообразные частные посреднические структуры, обеспечивающие увязку спроса и предложения на рынке труда внутри страны и организацию внешней трудовой миграции.

В последние годы появилось новое явление в форме неформальной занятости, характерное как для развивающихся стран, так и для развитых стран с рыночной экономикой. Типично оно и для современной российской экономики. Неформальную занятость можно определить как официально незарегистрированную экономическую деятельность, связанную с производством товаров и услуг, не запрещенных законом.

Неформальная занятость в формальном секторе экономики России представлена: официально неоформленными работниками в зарегистрированных организациях; официально оформленными наемными работниками, осуществляющими на своих рабочих местах помимо основной и неучтенную деятельность и получающими за это неучтенные дополнительные доходы.

Регулирование занятости населения является одной из важнейших экономических функций государства. С середины XX столетия западные страны применяют для этой цели систему социальных амортизаторов, сокращающих последствия безработицы. Для этой цели создаются фонды страхования по безработице, куда работодатели отчисляют денежные средства для погашения содержания безработных. Организуются биржи труда, направляющие зарегистрированных безработных на освободившиеся рабочие места. Создаются новые рабочие места и обучающие центры по перепрофилированию для работников трудоспособного возраста. Трудовые кодексы этих стран устанавливают продолжительность рабочего дня, недели, года для всех работников. Законодательно допускается совмещение профессий и совместительство рабочих мест. Создаются условия для занятых неполный рабочий день. Пенсионное законодательство определяет предельный рабочий возраст, а также – льготный (досрочный) пенсионный возраст для некоторых профессий. Законодательно определяется средний размер пенсии и средний размер пособия по безработице, размеры материальной помощи безработным и социальных льгот для них за счет средств государственного бюджета.

Управление рынком труда на уровне государства и региона должно выполнять две функции: повышение эффективности использования труда и формирование рациональной структуры занятости. В этих целях необходимы:

– разработка и осуществление федеральных и региональных программ содействия занятости;

– совершенствование проводимой социальной политики и развитие системы социального страхования и защиты от безработицы;

– создание специализированных служб информационно-консультационного обслуживания работодателей и работополучателей;

– сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях;

– развитие самозанятости и создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства;

– создание рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью;

– регулирование продолжительности рабочего времени;

– организация оплачиваемых общественных работ;

– повышение эффективности работы психологических служб;

– содействие трудовой, профессиональной и территориальной мобильности работников; обучение и переобучение работников;

– формирование действенного рыночного механизма мотивации труда;

– регулирование миграционных процессов;

– разработка продуманной демографической политики.

Во многих странах наиболее распространенной является социальная помощь безработным. Она включает:

1) пособия по безработице. Это наиболее крупная материальная помощь безработным. В США пособия по безработице составляют около 50% заработка, в Германии – 63 – 68, во Франции – 40, в Японии – 60 – 90%;

2) помощь по безработице. Это второй этап помощи неимеющим работы. В одних странах она составляет твердую ставку (во Франции), в других, как и пособие по безработице, – долю заработка (в Германии – 56 – 58%), а в некоторых странах, в частности, в США и Японии, ее вообще нет;

3) оплата пользования отдельными коммунальными услугами. Если человек не работает и не получает по каким-то причинам пособия или помощи по безработице, или уже закончил их получение, а работы найти не удается, то государство выделяет ему денежные средства для оплаты, например, пользования общественным транспортом, для погашения квартирной платы. Эти выплаты меньше, чем пособие или помощь по безработице, но зато они выделяются без ограничения срока.

Для России оптимальный и приемлемый вариант политики занятости – это активный подход, способный обеспечить максимально возможную занятость населения и качество рабочей силы, на фоне стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции, создания условий экономического роста и процветания общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.