Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы населения и их структура. Неравенство в доходах




В экономической науке понятие доход включает в себя сумму средств и материальных благ, полученных или произведенных конкретным человеком или домохозяйством за определенный промежуток времени (месяц, год).

Люди получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ.

Доход отдельного субъекта, как правило, подразделяют на четыре группы:

– заработная плата (доход, получаемый владельцем такого фактора производства, каким является труд);

– доход, получаемый за счет использования других факторов производства (доход от владения капиталом – процент, доход от владения землей – рента, предпринимательский доход);

– доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики (например, теневой экономике);

– платежи, получаемые из общественных (социальных) фондов потребления – пенсии, стипендия, пособия по безработице и т.д.

Среди этих доходов выделяют трудовые и нетрудовые. К трудовым относятся доходы, которые создаются работниками на предприятиях и отраслях и поступают в их распоряжение в форме заработной платы, а также доходов тружеников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства. К нетрудовым доходам, источником которых является прибавочный продукт, относят процент, ренту, криминальные доходы и др.

Доходы бывают натуральными и денежными. Натуральные доходы населения – это поступление продуктов сельского хозяйства, различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, домашнего хозяйства, путем самозаготовки даров природы. Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но более распространенной формой доходов является денежная форма (см. табл. 20.1.).

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы доходов на численность населения.

Доходы членов общества являются показателем его благосостояния. Следует отличать доход от богатства; оно представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов – дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д., а также финансовых средств – наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Богатство служит источником дохода.

Проблема справедливого распределения доходов стояла перед человечеством во все времена. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. Разница в уровнях доходов и благосостояния граждан – один из источников социальной напряженности в любой стране.

Уровень благосостояния определяется двумя факторами:

1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;

2) величиной текущих доходов граждан.

В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причинами тому являются:

– разная ценность и объем принадлежащих людям факторов производства;

– разная успешность использования факторов производства.

Конечно, переход к рыночным отношениям неизбежно должен был усилить расслоение населения по уровню жизни, но столь быстрое и не увязанное с результатами труда увеличение социальной дифференциации связано преимущественно с ошибочными решениями и несвоевременным принятием, а в ряде случаев просто с отсутствием компенсирующих мер. Оно не оправданно ни экономически, ни социально, и именно так и воспринимается подавляющим большинством людей.

Однако для нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности дифференциация необходима – более того, она является фактором прогресса. Задача состоит в том, чтобы минимизировать её резкие скачки, а также уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями населения и очень бедными.

 

20.2. Понятие и показатели уровня жизни населения. Стоимость жизни. Минимальный потребительский бюджет

 

Уровень жизни – это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил и производственных отношений данного способа производства.

Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, – количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества – рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения.

Уровень жизни выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, оцениваемых системой показателей.

Качество жизни – это субъективная оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, включающая следующую параметрическую структуру: качество жизнедеятельности; качество условий проживания; качество среды обитания; качество коммуникационного обеспечения.

Критериями качества жизни населения являются уровень благосостояния населения, демографические показатели, рынок труда и занятости, образовательный уровень, состояние среды обитания и др.

При оценке уровня и качества жизни следует учитывать влияние различных факторов – внешних и внутренних. Среди внешних факторов можно выделить:

– экономико-географическое положение;

– природно-климатические условия;

– природно-ресурсный потенциал;

– демографический потенциал и структура населения;

– структура и специализация хозяйства;

– уровень социально-экономического развития региона.

К внутренним факторам относятся:

– уровень доходов населения;

– потребление и расходы населения;

– денежные сбережения, накопленное имущество и недвижимость;

– соотношение уровня доходов и стоимости жизни;

– социальная дифференциация населения;

– удельный вес малообеспеченных слоев населения;

– характеристика состояния отраслей социальной сферы.

Показатели уровня и качества жизни выражают количественную характеристику отдельных сторон жизнедеятельности населения. Обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Система показателей, которая всесторонне отражала бы уровень жизни населения. Среди них выделяют:

1) реальные доходы на душу населения;

2) валовой внутренний продукт на душу населения;

3) общий объем потребления материальных благ и услуг;

4) уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;

5) обеспеченность жильем и коммунальными услугами;

6) уровень здравоохранения, просвещения, культурного и бытового обслуживания;

7) уровень социального обеспечения;

8) соотношение рабочего и свободного времени, условия отдыха;

9) условия труда, обеспеченность работой, уровень безработицы.

Среди названных показателей уровня жизни важнейшим является показатель уровня реальных доходов населени я. Динамика реальных доходов, в свою очередь, определяется следующими показателями:

1) уровнем заработной платы работников производственных фирм всех форм собственности;

2) размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства;

3) величиной выплат и льгот из общественных (социальных) фондов потребления всем слоям населения;

4) динамикой налогов и налоговой политикой государства;

5) тенденциями и конъюнктурой цен, уровнем инфляции.

В современной российской экономике увеличение реальных доходов населения осуществляется, прежде всего, за счет роста вознаграждения за труд.

Уровень жизни во многом характеризуется не только размером доходов, но и регулярностью их получения. Для основной части населения это связано со своевременной выплатой заработной платы и пенсий.

Учитывая, что потребности людей находятся в постоянном изменении и развитии, оценить количественную и качественную сторону уровня жизни весьма сложно. К тому же некоторые характеристики уровня жизни, такие как здоровье, удовлетворение духовных благ, безопасность граждан, можно оценить лишь условно.

Уровень жизни выступает в неразрывном единстве с образом жизни людей. Образ жизни – это социально-экономическая категория, выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (общества, социального слоя, личности) в национальном и мировом сообществе. Образ жизни охватывает различные стороны жизнедеятельности человека:

– труд, формы его социальной организации;

– быт, формы использования свободного времени;

– участие в политической и общественной жизни;

– формы удовлетворения материальных и духовных потребностей;

– правила и нормы поведения людей.

Поэтому на образе жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей в той или иной формации, на той или иной стадии общественного роста. В свою очередь, образ жизни оказывает активное влияние на экономические и общественно-политические процессы в обществе.

Денежная оценка уровня жизни находит свое выражение в показателе стоимости жизни, или, точнее, индекса стоимости жизни (ИСЖ). В классическом понимании термин «стоимость жизни» используется для обозначения стоимости совокупности предметов потребления, соответствующей определенному уровню удовлетворения потребностей.

Стоимость жизни определяется рядом факторов:

– уровнем цен на продовольственные товары и услуги;

– динамикой различных видов доходов, сбережений;

– улучшением системы бесплатного обслуживания;

– изменением налогообложения, личных доходов;

– структурными изменениями в потребностях населения;

– условиями жизни и трудовой деятельности;

– требованиями моды и меняющимися вкусами потребителей;

– совокупностью демографических характеристик населения.

Для расчета индекса стоимости жизни фиксируется набор потребительских благ – или «потребительская корзина». Различают рациональный (оптимальный) и минимальный состав предметов «потребительской корзины». Рациональный состав формируется, исходя из научно обоснованных норм потребления. Минимальный состав определяет тот уровень удовлетворения потребностей в питании, одежде, жилище, ниже которого существование человека недопустимо. Набор продуктов питания в «продовольственной корзине» определяется по нормативам, разработанным Институтом питания академии медицинских наук Российской Федерации.

В расчете рационального и минимального состава «потребительской корзины» используются наборы продуктов для двенадцати половозрастных групп населения: дети в возрасте 1 – 3 года, 4 – 6, 7 – 10 и 11 – 13 лет; девушки в возрасте 14 – 17 лет; юноши в возрасте 14 – 17 лет; мужчины в возрасте 18 – 59 лет, 60 – 74 года, 75 лет и старше; женщины в возрасте 18 – 54, 55 – 74 и 75 лет и старше. Структура потребления в различных группах населения существенно дифференцирована.

Денежная величина прожиточного минимума определяется как стоимость набора товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления (для взрослых, детей, лиц пожилого возраста), а также минимальных потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментах, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре. Все это включается в минимальную «потребительскую корзину». Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается правительством РФ – в целом по России, органами исполнительной власти субъектов РФ – в субъектах РФ

Наборы продуктов и услуг, входящих в «потребительскую корзину», должны систематически пересматриваться. При этом принципиальное значение для определения стоимости «потребительской корзины» имеет выбор цен на товары и услуги.

Индекс потребительских цен прожиточного минимума является относительной величиной. Он характеризует изменение стоимости минимальной «потребительской корзины», а также показывает, насколько дороже или дешевле стали реальные условия жизни для низко доходной части населения.

С этих позиции определяется индексация доходов, минимального уровня заработной платы, осуществляется использование различных шкал индексации в зависимости от уровня оплаты труда. В результате может применяться:

– полная индексация, она осуществляется в точном соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги;

– частичная индексация. Она осуществляется в определенной пропорции к индексу цен.

Чем выше уровень индексации доходов, тем более существенное влияние она оказывает на развитие инфляционных процессов, тем медленнее рассасывается неудовлетворенный спрос. На практике полная индексация не используется ни в одной стране. Частичная компенсация может быть весьма гибкой и дифференцироваться в зависимости от уровня оплаты труда по отраслям, отдельным группам населения, с учетом необходимости перераспределения рабочей силы. Особенно остро вопрос об индексации стоит в отношении тех групп населения, которые имеют фиксированный уровень доходов или рост доходов которых значительно отстает от увеличения стоимости жизни (прежде всего малообеспеченные слои населения).

 

20.3. Проблема бедности: определение, критерии и острота бедности

 

Негативные проявления этих процессов перекрывают по своей общественной значимости позитивные сдвиги, выражающиеся в экономической активизации некоторых групп населения, отпадении необходимости для них традиционной социальной опеки со стороны государства, начавшемся формировании среднего класса.

Бедность – это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей.

Бедные – не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления. Проблема бедности существует во всех странах мира. И ее уровень зависит от стадии развития общественного производства, возможностей индивида и условий жизнедеятельности населения.

В зависимости от масштабов бедности устанавливается ее тип:

1. Эндемическая (обширная) бедность – это коллективная массовая бедность в силу постоянно существующих экономических условий, возникших в связи с недостаточными масштабами экономики для обеспечения требуемого уровня жизни населения страны. Она характеризуется в основном агрегированными показателями, такими, как низкий уровень производства ВВП на душу населения и низкий уровень конечного потребления домашних хозяйств, высокая младенческая смертность и низкая продолжительность жизни. В промышленно развитых странах такая бедность появляется в период экономического спада и носит, как правило, эпизодический характер. В странах Содружества такой вид бедности наблюдается, когда свыше 50% населения имеют доходы (расходы) ниже черты бедности;

2. Локальная бедность – это бедность отдельных социально-демографических групп населения, некоторых географических районов, отдельных домашних хозяйств или отдельных лиц;

3. Хроническая бедность – состояние, при котором одни и те же слои населения, географические районы, домашние хозяйства или отдельные лица находятся за чертой бедности более года;

4. Эпизодическая бедность – это бедность, имеющая единовременный характер в течение небольшого периода времени, например, в связи с задержками выплат заработной платы.

В Российской Федерации на сегодняшний день одной из наиболее острых социальных проблем остаются широкие масштабы распространения бедности. Во многих регионах страны 40 – 60% населения являются бедными, обладающими минимальными возможностями доступа к медицинским услугам, образованию и культуре. Их денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, а дефицит денежных доходов достигает 5%. Дефицит денежного дохода оценивается в сумме дополнительных средств, необходимых для доведения денежных доходов малоимущих групп населения страны до уровня прожиточного минимума.

К показателям, применяемым для измерения бедности, следует отнести:

– индекс бедности;

– дефицит бедности;

– квадратичный дефицит бедности;

– интенсивность бедности;

– индекс Сена;

– вклад в бедность социальных групп и др.

Индексы бедности, дефицита бедности и квадратичного дефицита бедности используются для анализа бедности общества. Индекс дефицита бедности выражает дефицит бедности в процентном отношении к черте бедности по отношению к численности всего населения, и в этом смысле является характеристикой не столько бедных, сколько всей совокупности населения. Индекс квадратичного дефицита бедности более чувствителен к благосостоянию беднейшей части населения, чем индекс дефицита бедности.

Чтобы показать, как варьирует бедность по социальным группам населения, можно использовать структурный анализ бедности. Социальные группы для анализа сформированы на основе следующих характеристик:

– экономическая активность и занятость;

– место проживания (город – село);

– территория проживания (западные – восточные регионы страны);

– возраст;

– образование;

– профессиональная группа;

– число детей.

Бедность особенно характерна для занятых в бюджетном секторе экономики, в сельской местности и в малых городах, для больших семей и семей с неполным составом.

Особый аспект – ответственность государства за состояние дел в бюджетном секторе. Именно по вине государства работники этого сектора имеют заработки, в соответствии с которыми они и их дети наполняют нижние страты экономической стратификации. Поддерживая низкий уровень заработной платы работников массовых профессий в бюджетной сфере, государство тем самым поддерживает высокий уровень бедности в стране.

Уровень бедности среди сельских жителей, как правило, выше, чем среди городских, это связано как с более низким уровнем доходов в сельском хозяйстве, так и с меньшей доступностью бесплатных услуг здравоохранения и образования, а также различных дотаций и льгот.

К числу вносящих вклад в бедность, заметно превышающий их долю в численности населения, относятся сельские жители; дети; члены многодетных семей или семей с числом детей не менее двух; безработные. Именно эти характеристики населения можно считать факторами наибольшего риска бедности.

Среди взрослого и работающего населения наибольший вклад в бедность вносят люди, не имеющие законченного общего среднего образования; работники неквалифицированного ручного труда (разнорабочие всех отраслей занятости).

Отличительной особенностью современного этапа дифференциации является рост экономической бедности на фоне социальной бедности. В число бедных в настоящее время попадает, кроме традиционных групп населения (многодетные семьи и неполные семьи с детьми, одинокие пенсионеры, инвалиды, безработные), большинство работников государственного сектора экономики (образования, здравоохранения, культуры, науки и др.). Данная категория охватывает значительную часть занятого населения и образует категорию «экономическая бедность» – работоспособные и хорошо образованные граждане, которые не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы.

Международные сравнения показывают существование значительных различий в величине вкладов в бедность социальных групп населения в России и в других странах (Ras, Pommer, Schut, 2002, p. 15). Так, в отличие от европейских стран – членов Европейского союза, у работающего населения в России вклад в бедность был выше примерно в 2,7 раза. Выше в России и вклад в бедность безработных (примерно в 1,7 раза), а также вклад детей (в 1,3 раза). Что касается экономически неактивного населения трудоспособного возраста, то в России его вклад в бедность, наоборот, в 2,4 раза меньше, чем в странах Европейского Союза. Можно сказать, что основное отличие России от стран Европейского союза в плане бедности заключается в том, что у нас в среднем работающий человек вносит больший вклад в бедность, чем тот, который не работает, а у них – наоборот.

 

20.4. Система и источники социальной защиты населения. Социальная политика

 

Социальная защита представляет собой комплекс мер, направленных на риски и обездоленность, с целью гарантирования доступа к средствам для удовлетворения основных потребностей и реализации основных прав. При этом предполагается гарантированное получение доходов и средств к существованию, наличие работы, медицинское обслуживание и образование, питание и жилье.

Значение социальной защиты в жизни общества определяется тем, какие функции она выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решать. Можно выделить следующие функции социальной защиты:

1. Экономическая функция социальной защиты. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта. Тем самым государство оказывает определенное содействие выравниванию личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций и др.) вместо утраченного заработка, либо наряду с ним, при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции воплощается в перераспределении ВВП путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (в государственном бюджете, во внебюджетных фондах социального страхования и т.д.).

2. Производственная функция. Выражается она в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства лиц, потерявших способность трудиться.

3. Социальная (социально-реабилитационная) функция. Она способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социальной защиты, целью которой является восстановление (полностью или частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.

4. Политическая функция. Она позволяет государству специфическими для социальной защиты средствами реализовать основные направления социальной политики. Конституция Российской Федерации (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Демографическая функция. Она реализуется посредством воздействия системы социальной защиты на многие демографические процессы – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и другие. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми, безусловно, влечет снижение рождаемости в стране.

Система социальной защиты населения в России представляет собой распространенную в странах с рыночной экономикой модель, состоящую из трех составляющих:

1) обязательное социальное страхование, которое предназначено для защиты работника от наиболее распространенных и предсказуемых социальных рисков;

2) государственное социальное обеспечение, которое предназначено для защиты определенных категорий населения от социальных рисков, не охваченных социальным страхованием;

3) социальная помощь, которая предназначена бедным, малоимущим слоям населения и гражданам, попавшим в экстремальные условия.

Реализация социальной защиты населения в стране осуществляется при непосредственном участии государства. Его роль в социальном обеспечении каждого гражданина заключается в организации финансирования соответствующей общефедеральной системы социальной защиты, гарантированности ее бесперебойного функционирования. Решение данной проблемы связано с необходимостью законодательного закрепления:

1) организационно-управленческих основ системы социальной защиты;

2) финансовых источников, за счет средств которых гарантируется предоставление гражданам социального обеспечения;

3) собственно системы материального обеспечения и социального обслуживания граждан в порядке их социального обеспечения;

4) правового механизма защиты нарушенного права.

Основой деятельности государства в направлении социальной защиты населения является разработка и реализация социальной политики.

Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:

– стабилизацию жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

– сдерживание роста безработицы и материальную поддержку безработных;

– поддержание стабильного уровня реальных доходов населения;

– развитие отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, жилищного хозяйства, культуры и искусства).

Кроме того, системы социальной защиты включают в себя наряду с собственно государственными также и иные системы, функционирующие на основе добровольного социального страхования в виде дополнительных форм социального обеспечения и даже благотворительности (статья 39 Конституции РФ). Следовательно, роль государства и здесь важна, так как только в общегосударственном масштабе может быть закреплен режим наибольшего благоприятствования для развития негосударственных форм социального обеспечения, которые в сочетании с государственным социальным обеспечением усилят социальную защищенность человека.

Важнейшим приоритетом дальнейшего развития Российской Федерации является формирование гражданского общества. Первым и важнейшим этапом этого процесса является установление партнерских отношений между государством, обществом и бизнесом.

Социальная дифференциация и консолидация вокруг стратегической цели – создание страны, способной обеспечить достойную жизнь своим гражданам, предполагает выполнение ряда условий.

Первое – необходимо добиться заключения социального контракта, консолидирующего государство, бизнес и общество на базе принципа «благосостояние для большинства».

Второе – добиться создания социального порядка, основанного на разделении ответственности власти и основных субъектов экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни.

Третье – привести социальные обязательства государства в соответствие с возможностями, осуществить постепенный переход от патерналистской (покровительственной) к субсидиарной (дополнительная ответственность, переложенная с одного лица на другое) модели реализации социальных функций государства.

Поэтому нельзя не отметить важность федерального бюджета Российской Федерации 2006 года, который является составной частью перспективного финансового плана страны на 2006 – 2008 гг. Его особенностью является ориентированность на повышение благосостояния населения, посредством реализации национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства.

В число необходимых действий по совершенствованию бюджетного процесса, непосредственно связанных с решением социальных проблем, нужно включить:

1. Пересмотр и расширение потребительского бюджета, который следует в ближайшие годы довести до дореформенного уровня с обоснованием этапов последующего выхода на среднеевропейский уровень.

2. Законодательное определение сроков и мероприятий по доведению величины национальных расходов на социальную защиту до 20% ВВП (определенного рекомендациями Копенгагенских решений 1994 г., которые обязалась выполнять и Россия).

3. Принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, что обеспечит исполнение расходов на социальную защиту.

4. Усиление методов контроля за рациональным использованием средств из социальных фондов.

5. Поэтапное повышение в течение 2 – 3-х лет минимальной заработной платы до прожиточного минимума и доведение ее до 30-40% величины средней зарплаты, а также 3 – 4-х сокращение в среднесрочной перспективе разброса заработков крайних децильных групп населения.

6. Повышение минимального размера трудовых пенсий до 80% прожиточного минимума.

7. Совершенствование налогового законодательства, использование прогрессивных налоговых ставок в комплексе с четким контролем за уплатой налогов.

8. Способствование образованию «среднего класса».

9. Борьба с «теневой экономикой» путем искоренения коррупции во властных структурах.

Россия достигла определенных успехов в реализации этих базовых принципов, а именно: в последние три года государство выполняет свои обязательства перед обществом в обеспечении правопорядка и сохранении конституционных основ российского общества, реализации социальных гарантий и обеспечения малоимущих слоев населения, закреплении в законодательстве механизмов реализации прав и свобод граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.