КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Либерализация экономики и цен. Структурная перестройка экономики
Либерализм (от латинского liberalis – свободный) в экономике представляет совокупность взглядов на функционирование капиталистического хозяйства и принципов экономической политики, ограничивающих вмешательство государства в экономическую жизнь. Представители экономического либерализма рассматривают систему свободного предпринимательства как естественную форму рациональной хозяйственной деятельности. Механизм рынка и свободных цен провозглашается ими единственно возможным регулятором хозяйственных процессов, который обеспечивает оптимальное распределение и использование ограниченных экономических ресурсов. На государство возлагались лишь обязанности «ночного стража», призванного охранять частнособственнические хозяйства. Либерально-экономические мысли высказывали физиократы, все представители классической экономической теории, в том числе и А. Смит. Знаменем экономического либерализма стали идеи фритредерства. Оно сыграло прогрессивную роль в период становления и развития капиталистического хозяйства, в преодолении феодализма. Либерализм, индивидуализм провозглашают «естественную свободу» человека от общества. Принцип – «пусть каждый идет своим путем» – стал лозунгом и литературным синонимом либерализма. За ним следует утверждение, что реализация частного интереса хозяйствующих субъектов в конечном счете ведет к общественному благу. Расширение экономических функций государства воспринимается сторонниками либерализма как некая аномалия. В ней они усматривают корни противоречий современного общества. Либерализм считает принципиально несовместимым с рациональным хозяйствованием общественную собственность и отсутствие свободного рынка. Либерализация экономики и цен привели в результате к формированию в России частично насыщенного потребительского рынка. Дефицитность как коренная черта плановой экономики утратила свой интенсивный, всеобщий и хронический характер. Либерализация экономики привела к ряду важных изменений: – начали действовать спросовые ограничения; – возросла степень жесткости бюджетных ограничений; – совершенствуется рыночная инфраструктура (система коммерческих банков, специальных финансовых учреждений, развивая рынок ценных бумаг); – важную для рыночной экономики нишу заполнила сфера мелкой торговли и посредничества; – процесс приватизации проявился в расширении деятельности субъектов на базе частной собственности; – государство использует новые рычаги управления рынком, распределяя не материальные ресурсы, как прежде, а денежные средства; – достаточно существенно изменился в либеральную сторону общественный менталитет. Вместе с тем, в либеральной экономике не без противоречий возрастает роль государства в традиционном значении: – как политического руководителя самих переходных процессов; – как гаранта социальной защищенности общества от возрастающей коррупции и криминальной среды; – как своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества, разрешения возможных национальных конфликтов; – как гаранта необходимости формирования и обеспечения действия новых правовых основ функционирования либеральной экономики. Как видим, проводя либерализацию экономики, государство не снимает с себя экономических функций. Поэтому создание рыночных отношений неверно отождествлять с простой либерализацией цен, торговли и производства. В этой связи основным направлением институциональных реформ в современных условиях следует выбрать осторожную делиберализацию рынков и возврат к активному государственному регулированию экономики. Причем, основной упор следует сделать исключительно на экономические инструменты государственного регулирования рынков. Сложившаяся ситуация инерционного замедления экономического роста во многом обусловлена спецификой данного процесса в условиях транзитивной экономики. Следует подчеркнуть, что либерализация рынков существенным образом затруднила координацию направления темпов экономического роста, ограничила эффективность функционирования экономики, привела к довольно существенным колебаниям вектора основного развития в результате конъюнктурных скачков. В условиях либерализации рыночная конъюнктура создает импульсы, замедляющие экономическое развитие. Причем, наложение данных импульсов на фазы циклических спадов разнообразного рода, главным образом, трансформационного, формирует совокупный эффект, стимулирующий продление инерционных тенденций. Нельзя согласиться с подходом, делающим основной упор на либерализацию рынков, ориентируясь на перспективу вступления России в ВТО. Между тем, институционально российские рынки на сегодняшний день еще не подготовлены к функционированию в условиях либерализации, о чем красноречиво свидетельствует динамика экономического развития. Продолжение курса либерализации рынков РФ приведет к невозможности преодоления сложностей трансформационного периода в ближайшей перспективе, что грозит углублением кризиса. Либерализация рынков будет актуальной в период устойчивого экономического роста экономики, когда будет полностью восстановлен ресурсный потенциал производства. На сегодняшний день экономическая целесообразность делиберализации рынков вызвана, в первую очередь, необходимостью восстановления уровня развития производительных сил отечественной макроэкономики. В противном случае вступление РФ в ВТО сделает российскую экономику неконкурентоспособной, главным образом, по причине технического и технологического отставания от экономики развитых стран. Без государственной поддержки она будет не в состоянии преодолеть существующий технологический разрыв. Кроме того, либерализация рынков предполагает минимизацию внешнеторгового протекционизма со стороны государств, тогда как основным фактором роста экономики последние несколько лет была государственная защищенность внутреннего рынка от импорта в силу девальвированного рубля. Возврат к либерализации рынков будет эффективным только после преодоления существующего технологического разрыва. В этом случае, постепенная либерализация будет актуальной, способной индуцировать экономическое развитие. Таким образом, делиберализации рынков на современном этапе развития – мера вынужденная и временная, целью которой является преодоление технологического разрыва в сжатые сроки и восполнение дефицита ресурсного потенциала страны. Либерализация аграрных рынков в России на сегодняшний день имеет проблему институционального характера, вызванную несоответствием производственных отношений уровню развития производительных сил. Делиберализация создаст оптимальные условия для максимально быстрого повышения данного уровня. Только после этого можно будет ослабить степень государственной поддержки и регулирования экономики. Процесс либерализации окажется целесообразным только после подготовки соответствующей институциональной базы. При существующей диспропорциональности данного развития либерализация рынков играет для экономического роста в условиях транзитивной экономики деструктивную роль. При наличии же высокого уровня развития производительных сил экономики либерализация рынков будет уже способна выступить мощным фактором дальнейшего экономического роста. Теоретическая экономика раскрывает условия и законы реструктуризации макроэкономического воспроизводства. Важнейшим его законом является закон опережающего роста производства средств производства (I подразделения) по сравнению с производством предметов потребления (II подразделения). Пропорция между I и II подразделениями является исходной и определяющей по отношению к другим пропорциям воспроизводства в макроэкономике. Закон опережающего роста представляет объективную необходимость опережающего развития I подразделения по сравнению со II подразделением. Данный закон является законом расширенного воспроизводства, основанного на крупном машинном производстве. Это общий экономический закон. При повышении технического и органического строения капитала быстрее возрастает постоянный капитал по сравнению с переменным капиталом. Одно и то же количество живого труда приводит в действие все большую массу средств производства. Это ведет к росту производительности труда, к экономии живого труда в большей степени, чем овеществленного. В итоге вытеснение живого труда из производства закономерно требует более быстрого производства средств производства. Соответственно, в составе совокупного общественного продукта растет доля средств производства. Доля же предметов потребления относительно сокращается, хотя абсолютная их масса тоже возрастает. Действие закона обусловлено взаимосвязью, с одной стороны, повышения технического оснащения труда и его производительности, а с другой стороны, повышения технического и органического строения капитала. Рост производительности живого труда есть не что иное, как его экономия, т.е. расходование все меньшего его количества на производство единицы продукции. Вместе с экономией живого труда осуществляется и экономия средств производства, т. е. прошлого труда. Соотношение этих двух видов экономии таково, что темпы экономии живого труда в макроэкономике всегда оказываются более высокими, чем прошлого труда. Объясняется это следующими причинами: 1) экономия прошлого труда достигается с помощью все большего (дальнейшего) вооружения живого труда все новыми и новыми средствами производства. Это и приводит к относительному замедлению экономии прошлого труда по сравнению с экономией живого труда; 2) экономия средств производства в одних звеньях макроэкономики означает экономию соответствующей величины живого труда в других звеньях, где на предшествующих стадиях производства создаются эти средства производства. В расчете на единицу продукции это также ведет к относительному замедлению экономии прошлого труда; 3) живой труд, затрачиваемый на единицу продукции, может экономиться неограниченно. Экономия же средств труда всегда физически жестко ограничена. Например, на изготовление 1 м ткани всегда надо потратить определенное количество пряжи, для получения 1 кг масла, всегда нужно известное количество молока. Все это относительно уменьшает темп снижения затрат прошлого труда по сравнению с темпом снижения затрат живого труда. Сущность структурных изменений такова, что при росте производительности общественного труда на интенсивной основе экономия живого труда опережает экономию прошлого труда. Одновременно абсолютные затраты того и другого в расчете на единицу продукций сокращаются. Таким образом, рост прошлого труда и ведет объективно к реструктуризации, более быстрому росту производства средств производства. Действие закона опережающего роста производства средств производства структурно проявляется следующим образом: 1) наиболее быстро возрастает то подразделение общественного производства, которое производит средства производства для производства средств производства; 2) за ним по скорости темпов возрастания следует производство средств производства для производства предметов потребления; 3) и самыми медленными темпами возрастает производство предметов потребления, или II подразделение. Анализируемый закон сам по себе еще не свидетельствует о том, насколько I подразделение в своем развитии в каждый данный момент времени должно опережать II подразделение. Степень опережения темпов роста производства средств производства по сравнению с темпами роста производства предметов потребления, уровень структурных сдвигов определяются конкретными социально-экономическими условиями воспроизводства. Большое влияние на это соотношение оказывают волны экономических циклов и кризисы, степень интенсивности воспроизводства, оптимальность его пропорциональности и уровень темпов, освобождение макроэкономики от социального расточительства и потерь, последовательное использование достижений научно-технической революции. На соотношение темпов роста I и II подразделений общественного производства влияют также условия трансформационного процесса, изменения в структуре производства, в характере технического прогресса, в размещении производительных сил. Конкретное соотношение темпов развития двух подразделений, уровень структурных трансформаций определяются двумя группами факторов: 1) первая группа факторов затрагивает материальную основу действия анализируемого закона. В ее основе выделяют: – этап первичной механизации. Здесь происходит бурное вооружение живого труда техникой. На данном этапе темпы роста I подразделения значительно превышают темпы роста II подразделения; – этап замены совершенных машин более совершенными. На этом этапе происходит сближение темпов роста подразделений. Однако и в условиях высоко индустриального развития экономики закон продолжает действовать, обретая некоторые новые направления в модификации и трансформации экономики; 2) вторая группа связана с влиянием на развитие подразделений таких конкретных факторов, как материалоемкость, капиталоемкость и норма производственного накопления. Их влияние на структуру экономики проявляется следующим образом: – снижение материалоемкости означает, что при том же количестве сырья и материалов производится больше предметов потребления. В таком случае темпы роста двух подразделений будут сближаться с соответствующими структурными сдвигами. Рост материалоемкости обусловит обратную тенденцию в развитии I и II подразделений, а также в структуре макроэкономики; – снижение капиталоемкости также ведет к более быстрому росту II подразделения. Производство предметов потребления растет в этой экономической ситуации быстрее, чем увеличивается потребность в средствах труда. Тенденция общественного развития такова, что снижение материалоемкости и капиталоемкости производства позволяет структурно достигать роста совокупного общественного продукта при меньших темпах опережения развития I подразделения над II подразделением, – увеличение нормы производственного накопления, при прочих равных условиях, способствует опережающему развитию I подразделения. Уровень нормы накопления и ее изменения воздействуют на конкретно складывающуюся степень опережения темпами роста I подразделения темпов роста II подразделения. В то же время следует отметить, что опережающие темпы роста I подразделения объективно необходимы при технически прогрессивном развитии безотносительно к высоте и изменениям в норме накопления. Важно отметить, что с повышением уровня развития в структуре макроэкономики закономерным становится сближение темпов роста I и II подразделений. Данное обстоятельство связано с тем, что пределом возрастания доли средств производства является полная величина общественного продукта. Но средства производства не могут полностью вытеснить из общественного продукта предметы потребления. Без последних нельзя будет осуществить воспроизводство рабочей силы. По мере приближения доли средств производства к своему пределу коэффициент опережения первого подразделения над вторым уменьшается. В составе I подразделения макроэкономики производятся разнообразные вооружения: самолеты, ракеты, корабли, подводные лодки, вертолеты, танки, пушки, стрелковое оружие, транспортные военные средства и другое. Они представляют прямой вычет из производства средств производства с точки зрения последующего эффективного функционирования макроэкономики. Если можно так сказать – это военное бремя макроэкономики. Масштабы производства оружия в нашей стране огромны. Поэтому деление макроэкономики на I и II подразделения с полным основанием может быть дополнено делением экономики на гражданский и военный секторы. Чтобы изменить соотношение между этими секторами в пользу гражданского, необходимо осуществить структурную перестройку макроэкономики, или конверсию. Глобальные военные расходы со времени окончания второй мировой войны возросли в 4 – 5 раз. Сейчас они составляют примерно 6% мирового валового национального продукта, более чем в 20 раз превышают размер помощи, оказываемой развивающимся государствам. Мировые затраты труда в области военной деятельности (служба в армии, производство оружия) составляют около 100 млн. человеко-лет. На военные приготовления идут не свободные ресурсы. На них идет существенная часть жизненно необходимых ресурсов. Гонка вооружений наносит прямой ущерб, многократно превышающий все убытки, которые терпят страны мира из-за землетрясений, засух, наводнений, тайфунов и других стихийных бедствий. Тенденция к росту ресурсов, отвлекаемых на военные цели, способствует: 1) обострению экономических и социальных проблем во всех странах; 2) деформации развития гражданского производства, его структурной перестройке; 3) снижению уровня жизни народов, поскольку военные и гражданские потребности с точки зрения спроса на ресурсы связаны противоречивой зависимостью; 4) систематическому изъятию определенной доли общественного продукта на производство вооружений. Экономически она равнозначна потерям, непроизводительным издержкам. Функционирование военной сферы означает крупную, ежегодную растрату части валового национального продукта. Война и военное потребление в непосредственно экономическом отношении – это то же самое, как если бы нация кинула в воду часть своего капитала. Сейчас оборонные расходы в нашей стране составляют 9,2% консолидированного бюджета. Из их общей суммы 70% идет на закупки вооружений и научно-исследовательские работы, а 30% – на содержание армии. В перспективе соотношение этих статей затрат составит 50: 50, как в США. Будет проводиться очень жесткая линия на сокращение оборонных расходов. В США военный бюджет составляет 5,7% от ВНП, в дальнейшем его планируют сократить до 4%. В России разработана и утверждена Государственная программа конверсии оборонной промышленности и развития производства гражданской продукции в оборонном комплексе. Разработка осуществлена, исходя из требований социальной переориентации экономики и снижения военных расходов. Конверсия – это демилитаризация той части общества, которая объята военно-промышленным комплексом (ВПК), это важнейший элемент структуры макроэкономики. Понятие конверсия (от лат. conversic – изменение, превращение) стало употребляться всякий раз, когда заходит речь о сокращении военного производства и военной техники. Поэтому необходимо договориться о терминах. В мировой практике сложилась трактовка понятия конверсии как перевода военного производства на мирные рельсы, на выпуск гражданской продукции. В целом конверсия – это перевод в процессе реального разоружения военного производства и другой военной деятельности на мирные рельсы, изменение пропорций распределения финансовых, людских, материальных и интеллектуальных ресурсов между гражданским и военным секторами в пользу гражданского. Важно выяснить, что очень сходно с конверсией, но ею не является. Конверсией не являются: – диверсификация оборонного производства. Она представляет расширение номенклатуры производства, когда военные предприятия, наряду с традиционными вооружениями, начинают производить широкий ассортимент товаров народного потребления; – передача в народное хозяйство технологических новинок, изобретений, технической документации, разработанных в военном секторе; – конверсией не является продажа военной техники на металлолом внутри страны и за рубежом; – конверсией не является использование вооруженных сил для решения народнохозяйственных задач. Конверсия может обеспечить крупный экономический выигрыш, как в национальном, так и глобальном масштабах. Конверсии препятствуют интересы военно-промышленного комплекса, крупных корпораций, имеющих заказы военного назначения. В процессе проведения конверсии предстоит решить трудные и противоречивые задачи, главными из которых являются: – не потерять научные школы, работающие на оборону; – сохранить передовые технологии; – выбрать наиболее перспективные военно-технические программы и сконцентрировать усилия на их выполнении в XXI веке. Восставшей из нынешнего кризиса России обязательно потребуется и современная по меркам будущего армия, и способная вооружать ее отечественная военная промышленность.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |