Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы формирования сознания. В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 уровней, или этапов (Ушаков Г.К.):




В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 уровней, или этапов (Ушаков Г.К.):

I — до I года — бодрствующее сознание;

II — от I года до 3 лет — предметное сознание;

III — от 3 до 9 лет — индивидуальное сознание;

IV — от 9 до 16 лет — коллективное сознание;

V —от 16 до 22 лет —рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание.

Первый этап формирования сознания характеризуется появле­нием выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом на­блюдаются первые реакции на окружающую среду — первые эле­менты сознания. Ребенок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например находиться на руках у матери или за­сыпать при покачивании и др. В этом возрасте описаны своеобраз­ные состояния сытого бодрствования, при которых ребенок не вступает в контакт с окружающими, не реагирует на слова матери, хотя не спит и глаза у него открыты, мимика ребенка выражает полное удовлетворение («автаркия» по Парте О.П. с соавт.).

На втором этапе формирования сознания (предметного) главную роль играют непосредственные впечатления действи­тельности. Сознание ребенка обогащается представлениями о предметах и явлениях, объем этих представлений увеличивается с того периода, когда ребенок начинает ходить, с появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На этом этапе ребенок еще не улавливает взаимосвязь реальных событии и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок еще не выделяет себя из окру­жающей среды, в его речи пока отсутствует местоимение «Я».

На третьем этапе формирования сознания (индивидуально­го) появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды, от­дифференцирование от других предметов действительности. Со­знание собственного «Я» в последующем развитии совершенству­ется и усложняется.

Для четвертого этапа формирования сознания (коллективно­го) характерно появление более дифференцированных представ­лений о предметах действительности, о себе, о простейших взаи­моотношениях в коллективе. В этом периоде становятся отчетли­выми представления об объектах пространства, о связи пережива­емых в прошлом событий с настоящими.

Глава 11. Нарушения сознания и самосознания 121

Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них обще­ственного, социального сознания.

На пятом этапе формирования состояние подростка приоб­ретает новые качества, оно становится рефлексивным, на этом уровне многообразные приобретенные знания оцениваются и со­относятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обес­печивает предвидение не только всего хода развития событий, но и последствий их. Зрелость сознания дости1ае1ся к окончанию юношеского возраста к 20—22 годам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.