КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Численность населения России и субъектов ЮФО по данным переписи населения 2002 года 1 страницаИслам Ислам – возник в VII в. на Аравийском полуострове. Основатель Мухаммед (Магомет). Священное писание – Коран, который состоит из 114 глав (сур). Пять основных догм ислама: 1. единобожие («нет Бога кроме Аллаха»); 2. вера в божественную справедливость; 3. вера в конец света, воскрешение человека, судный день, потусторонний мир; 4. признание пророческой миссии Магомета; 5. учение о халифате (имамате). Пять столпов ислама: 1. Вера в Аллаха – божество и Магомета – пророка его; 2. Молитва (не менее 5 раз в день); 3. Пост; 4. Хадж (паломничество в Мекку); 5. Закят (милостыня). В исламе существует два направления сунниты и шииты. К суннитам принадлежит большая часть мусульманского населения Северного Кавказа. Шиитам – часть лезгин и татов, а также азербайджанцы. Суннизм также делится на ряд тарикатов – направлений (школ): Маникижкий, халибалитский – не распространены на Северном Кавказе. Ханафизм (балкарцы, черкесы, табасаран). Шафиитский (ингуши, чеченцы, аварцы). До недавнего времени серьезных столкновений между суннитами и шиитами не было. Таким образом, в ЮФО представлены все мировые религии, а также пережитки первичных религий (магия, тотемизм, фетишизм) и родоплеменных религий (язычество). 5. Хозяйственно культурная классификация народов (скотоводческая, земледельческая, смешанная культура). 6. Социально-экономическая (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество). 7. Классификация по материальной культуре (сельская или городская, производящая или присваивающая). Таким образом, курс «История и культура народов Юга России» является учебным курсом гуманитарных дисциплин. Он интегрирован с другими дисциплинами, которые будут изучаться студентами – это Отечественная история, культурология, социология, правоведение, религиоведение и др. Юг России в данном курсе предстает в границах ЮФО, географически он включает в себя Дон, Нижнее Поволжье, Степное предкавказье, горные районы Северного Кавказа. В административном отношении ЮФО состоит из 13 субъектов (табл. 1).
Таблица 1
Субъекты ЮФО по наличию межэтнических проблем условно можно разделить на три группы. 1) Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия – в этих республиках проявились открытые межэтнические конфликты с проявление ненависти к другим народам и религиям применение оружия и человеческие жертвы. 2) КЧР, КБР, Адыгея, Калмыкия – здесь существуют предпосылки межэтнических конфликтов, которые проявляются в латентной форме. 3) Ростовская, Астраханская, Волгоградская области, Краснодарский и Ставропольский края – 80 % русских в этих регионах межэтническая напряженность имеет локальный характер. Первая группа: 1. Чеченская республика – завершение контртеррористической операции постепенно нормализует социально экономическую обстановку, но не решает проблему межэтнической конфликтности. До 1994 г. республики покинули 200 тыс. человек русских, армян и др.; в период 1995–2002 гг. русское население сократилось с 300 до 15 тыс. человек около 20 тыс. было убито (без военных потерь) 100 тыс. квартир и домов некоренных жителей захвачено, десятки тысяч людей было захвачено в рабство. В настоящее время определились со статусом Чечни в РФ, однако, вряд ли в ближайшее время некоренное население вернется. 2. Ингушетия, – несмотря на ограниченную площадь, перегружена беженцами и вынужденными переселенцами. Только по официальным данным в Ингушетии 200 тыс. беженцев. Дестабилизирующими факторами выступают наличие территориальных споров с Чечней и Северной Осетией. Ингуши настаивают на восстановлении границ 1944 г. (до момента их депортации). Особый спор идет за село Татское (бывший Ангушт), которое является колыбелью ингушского народа. Русское население Ингушетии сократилось с 25 тыс. до 2 тыс. 3. Дагестан – после боевых действий в приграничных с Чечней районах (лето 1999 г.). В результате вооруженного конфликта около 5 тыс. семей покинули свои дома чеченцы, акинцы, которые проживают на границе Дагестана, требуют возращения Ауховского района. Нестабильность вызывает лезгинский вопрос, так как значительная часть лезгин осталась в Азербайджане. Такая же участь постигла и аварцев, которые проживают в Грузии. Важнейшим фактором межэтнической нестабильности является вытеснение русского населения, в том числе и казачьего из северных районов. В Дагестане за последние годы существенно меняется этническая картина, мелкие этносы перестают существовать и вливаются в крупные, многие народы вынуждены менять свои исконные занятия (скотоводство, земледелие) на ремесло и торговлю, которые требуют меньшего количества земли. 4. Республика Северная Осетия – Алания – нерешенность осетино-ингушского конфликта негативно влияет на возврат беженцев ингушей. Напряженность доставляют террористические акты. Источником постоянной экономической нестабильности выступает проблема Южной Осетии, которая находится в составе Грузии. Осетинский народ состоит из четырех основных групп: одна из которых кударцы проживают в Южной Осетии. Не смотря на усилия ООН кударцев не удалось вернуть на территорию Грузии. Вторая группа: 1. КЧР – титульные этносы в республике карачаевцы (30 %) и (10 %) черкесы составляют этническое меньшинство, так как нетитульный этнос – русские составляют 43 % населения республики. Однако ежегодно доля русского населения сокращается, что вызвано притеснениями на бытовом уровне. В последнее время ситуацию удалось нормализовать из-за вмешательства федерального центра. 2. КБР – здесь сохраняется возможность этнического противостояния между кабардинцами и балкарскими, так как последние настаивают на реабилитации. Неоднократно ставился вопрос о разделении на Кабарду и Балкарию, однако федеральная власть этого не допустила. В настоящее время достигнут своеобразный компромисс между кабардинцами, балкарцами и русскими. Языки каждого народа признаны государственными. 3. Республика Адыгея – около 25 % республики составляют адыгейцы, 65 % русские, 3 % армяне, 3 % украинцы. Адыгейцы проводят политику государственной протекции титульному этносу. В законодательстве закреплено паритетное представительство (50/50) адыгейцев в органах власти, что ущемляет права преобладающего этноса. 4. Калмыкия – в настоящее время актуальна идея борьбы за утраченные территории, которые сейчас входят в состав Астраханской области (Наримановский и Мемановский районы). В республике все чаще проявляются элементы этнократии. Третья группа: В настоящее время ситуация в субъектах ЮФО с преобладающим русским населением, характеризуется локальной напряженностью связанной с притоком беженцев, по разным оценкам в 90-е годы в этих субъектах осело 1,5 млн человек. Актуальна проблема возрождения казачества, которое пытается противопоставить себя иногородним, в том числе этнически. В Краснодарском крае не решена проблема турок-месхитинцев и контролем за миграцией из Абхазии. Приток мигрантов способствует росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, усилению националистических и сепаратистских настроений, криминализации обстановки. Значительные перегрузки испытывает социальная инфраструктура регионов, не рассчитанная на такое количество населения. Именно это определяет оценку миграции как негативного в социальном плане явления. Вместе с тем, необходимо признать, что неконтролируемые миграционные процессы уже внесли существенные коррективы в структуру этнического разделения труда, привели к изменениям на рынке жилья, отразились на криминогенной обстановке в регионе, способны вызвать столкновения на межнациональной и межконфессиональной основе. В условиях социально-экономического неравенства факты, свидетельствующие о создании льготных условий мигрантам, в сочетании с нереализованными правами русских беженцев из горячих точек Северного Кавказа и Закавказья, нередко лишенных помощи государства, – воспринимаются местным населением наиболее остро и способствуют возникновению конфликтных ситуаций, вплоть до массовых беспорядков. В этой связи можно понять внешнюю привлекательность для части населения региона националистических идей, усиление пропаганды ваххабизма, «тихую экспансию» неславянского населения на территорию районов Ставрополья, граничащих с Дагестаном, Чечней и Карачаево-Черкесией, и другие факторы. Идеи РНЕ оказались весьма привлекательными и для части казачества, уставшего от междоусобиц и рассматривающего свое участие в движении как реальную возможность отстаивать интересы русских на Кавказе. Стремясь остановить потоки миграции, нормализовать обстановку в приграничных районах, органы власти Ставропольского и Краснодарского краев вынуждены принимать самостоятельные меры по ужесточению пограничного режима. Кроме того, сложная криминогенная обстановка в приграничных с Чечней районах Ставропольского края выдвигает на первый план требования местного населения о жестком закрытии административной границы с «беспокойным соседом», инициирует территориальные притязания к отдельным субъектам Федерации на Северном Кавказе. Политическая обстановка, трудности социально-экономического характера, складывающаяся новая социальная структура, различия национальных, религиозных, политических и других интересов, неравномерность распределения общественного богатства среди различных слоев населения способствуют возникновению очагов напряженности и конфликтов. На Северном Кавказе как ни в каком другом регионе России стали разрастаться официальные и неофициальные вооруженные формирования и военизированные структуры с нечетко определенными задачами, статусом и гарантиями прав личного состава. Нерешенность проблем национальной безопасности, эскалация вооруженного противостояния на территориях отдельных республик, а также нагнетание напряженности вокруг региона уже сегодня создает реальные предпосылки к усилению уже имеющихся и возникновению новых угроз безопасности Российской Федерации на Северном Кавказе. Поэтому приоритетными направлениями должны стать правовое обеспечение конституционной безопасности и правовое регулирование региональных отношений в социально-экономической сфере, повышение роли интеграционных региональных структур и реализация региональных инвестиционных программ. Дополнительная литература 1. Альтудов Ю.К., Кетова Н.П. Созидательный потенциал инновационных факторов развития экономики Юга России // СГЗ. 2002. №5. (215) 2. Дибирдеев В.И. К вопросу о понятии «регион» // Вопросы статистики. 2001. №6. (215) 3. Ершов Ю. Федеральные округа России: особенности развития экономики и социальной сферы // Регион. 2006. №4. (215) 4. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы: современное состояние и проблемы развития. Ростов-на-Дону: МарТ, 2006 (215, 225, 334) 5. Казанцев В.Г. ЮФО и его Северо-Кавказский субрегион как предмет социально-политической теории и практики // СГЗ. 2001. №1 (215) 6. Каримова А.Б. Регионы в современном мире // Социс. 2006. №5. (215) 7. Лапин Н.И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования // Социс. 2006. №8. (215) Очерк 2. Религиозная ситуация на Юге России. Конфессиональная характеристика населения ЮФО Христианство, его особенности и направления. Православие как традиционно ведущая религия в Южно-Росийском регионе. Ислам. Мусульманские конфессии, исповедуемые народами Северного Кавказа. Буддизм. Ламаизм традиционная религия калмыков. Иудаизм и другие нетрадиционные религии Юга России.
Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации. Тем не менее, подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть осетин, цыган, армян, греков. Православия придерживаются и бoльшая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар. Православными являются часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские). Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70 – 80 млн чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России – Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах страны. Вместе с тем эта церковь перестала быть единственной официально действующей православной организацией. В России сейчас имеются также православные церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви. Это Российская православная церковь (до 1998 г. – Российская православная свободная церковь), образованная в 1989 г. из православных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за границей. В 1995 г. Российская православная свободная церковь вышла из подчинения Русской православной церкви за границей, хотя на территории России по-прежнему есть и приходы, оставшиеся в юрисдикции Русской православной церкви за границей. Приходы Российской православной церкви имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Шахтах и некоторых других городах России, ряде сельских населенных пунктов, приходы Русской православной церкви за границей – в Москве, Санкт-Петербурге и прочих местах. Численность сторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за границей остается весьма незначительной. По этнической принадлежности они в основном русские. После падения коммунистического режима из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви – геннадиевская (или поздеевская), исаакианская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа митрополита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своей совокупности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика. Они живут в Санкт-Петербурге, Москве, Краснодаре, Кисловодске и в других местах России. По этнической принадлежности большинство из них русские. Истинно православные христиане (члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священников) никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число самостоятельных групп, многие из которых в настоящее время фактически распались. Разные группы истинно православных христиан представлены в Ростовской области, Краснодарском крае, республике Адыгея. Большинство истинно православных христиан по национальности русские. В Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце XIX в. из Русской православной церкви секты иоаннитов. Гораздо раньше, чем все перечисленные церковные организации, от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, более 2 млн чел. Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы и др. Старообрядчество никогда не было единым. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует). В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, приверженцев Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторонников Русской древлеправославной церкви. Единоверческая церковь малочисленна. Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия) – самая крупная организация старообрядцев-поповцев. Ее приверженцы, живущие на Юге России, сосредоточены в Волгоградской области, Ставропольском и Краснодарском краях и в некоторых других регионах. Последователи Русской древлеправославной церкви живут в Волгоградской, области, Краснодарском крае и в ряде других мест. Беспоповское направление в настоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное, поморское, федосеевское и спасово согласия, филипповский и страннический толки. Наиболее крупные группы поморцев сосредоточены в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Адыгея. Возникшие в XVII-XVIII вв. в России секты «духовных христиан» сейчас в стране довольно малочисленны. Основные их группы – хлысты, скопцы, духоборцы и молокане. Численность хлыстов весьма невелика. Они расселены главным образом в Тамбовской и Ростовской, Краснодарском и Ставропольском краях. Скопцов в России еще меньше. Духоборцев в стране насчитывается 15 – 20 тыс., живут они в Тамбовской, Ростовской и Оренбургской областях, Краснодарском крае. Молокан в России приблизительно 40 тыс. чел. Они в основном обитают в Тамбовской и Оренбургской областях, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Среди духовных христиан резко преобладают русские. Из-за дисперсности расселения духоборцы и молокане, бывшие в прошлом достаточно изолированными группами, все больше растворяются среди окружающего русского населения. К духовному христианству примыкает малочисленная секта Духовное единство (толстовцы), проповедующая религиозно-этические положения, разделявшиеся Л.Н. Толстым. Из недр Русской православной церкви вышла также секта иеговистов-ильинцев, сочетающая элементы христианства и иудаизма. К секте принадлежит в настоящее время всего несколько тысяч человек, которые живут преимущественно на Урале и на Северном Кавказе. По этнической принадлежности иеговисты-ильинцы – русские. Еще больше приблизилась к иудаизму вышедшая из недр православия в конце XVII в. секта субботников. Она распалась на две группы: одна из них стремится сохранить свое собственное вероучение, другая (так называемые геры) фактически слилась с иудаизмом. Субботники расселены в Воронежской и Тамбовской областях, а также в Северной Осетии. Помимо православных и последователей ответвившихся от православия сект в России живут сторонники других направлений христианства. В частности, в России имеются католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных. Католики подразделяются на две группы: католиков латинского обряда и католиков византийского обряда (т. н. греко-католиков). Католиками латинского обряда являются большинство живущих в стране поляков и литовцев, часть немцев, бoльшая часть латгальцев (субэтническая группа латышей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х гг. в католицизм перешло небольшое число русских. В России католиков латинского обряда насчитывается около 300 тыс., самые крупные их общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Астрахани, Ростове-на-Дону, Сочи. Католики византийского обряда представлены в нашей стране Российской греко-католической церковью. Эта церковь была образована после Февральской революции 1917 г., в советское время подверглась запрету, а с 1991 г. стала действовать вновь. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс., причем подавляющее большинство их составляли жившие в России украинцы – выходцы из западных областей Украины. В последующие годы многие из них уехали на Украину. У нас в стране есть и протестанты, относящиеся к различным течениям, церквам и деноминациям: лютеранству, кальвинизму, меннонитству, баптизму, пятидесятничеству, адвентизму и т. д. Лютеранство исповедуют часть живущих в России немцев, большинство финнов, эстонцев и латышей. В настоящее время основная часть действующих в России лютеранских приходов относятся к Евангелическо-лютеранской церкви (объединяющей преимущественно немцев) либо к Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (прихожанами которой являются прежде всего финны). Численность лютеран в России – 170 тыс. человек. В России представлено и более радикальное течение протестантизма – кальвинизм (в форме реформатства и пресвитерианства). Реформатства придерживается небольшая часть живущих в стране немцев, а также венгры – выходцы из Закарпатской области Украины. Общая их численность составляет всего 5 тыс. человек. Помимо лютеранства и кальвинизма в России представлено еще одно раннее протестантское течение – меннонитство. Российские меннониты образуют две основные группы: церковных и братских. Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Проникнув в Россию в середине XIX в., баптизм первоначально распространялся среди немцев, однако довольно скоро группы баптистов появились и среди других народов. В 1870-е гг. в России стало распространяться близкое к баптизму движение евангельских христиан, имеющее английские корни. В 1944 г. эти два движнения объединились в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 г.- Союз евангельских христиан-баптистов). В 1945 – 1947 гг. в него вошли часть пятидесятников, а в 1965 г. – общины братских меннонитов. В 1961 г. от Союза откололся Совет церквей евангельских христиан-баптистов. В 1992 г. Союз евангельскими христиан-баптистов был преобразован в Федерацию союзов евангельских христиан-баптистов, одним из членов которой стал Союз евангельских христиан-баптистов России. Самые крупные его общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Ставрополе. Продолжают действовать и Совет церквей евангельских христиан-баптистов, а также их независимые общины. Общая численность евангельских христиан-баптистов, входящих в разные организации, составляет в России около 500 тыс. чел. Среди них есть русские, немцы, украинцы и представители других национальностей. В РФ представлено и сравнительно молодое (возникшее в 1901 г.), протестантское течение – пятидесятничество, подразделяющееся на ряд ветвей. Основную массу последователей этого течения составляют пятидесятники двух благословений. К этой ветви пятидесятников относятся христиане веры евангельской и некоторые другие, более мелкие группы. Общая численность всех пятидесятников в стране составляет около 300 тыс. чел. Основной район их расселения в ЮФО это Краснодарский край. В последние годы в России появились близкие к пятидесятничеству т.н. харизматические церкви, причем численность их быстро растет. Некоторое распространение в России получил адвентизм. Подавляющее большинство составляют адвентисты седьмого дня. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) 90 тыс. чел. Они расселены в Ростовской области, и республиках Северного Кавказа. Адвентисты седьмого дня ведут очень активную деятельность по вовлечению новых членов. Есть в стране и небольшая группа адвентистов-реформистов, отколовшихся от адвентистов седьмого дня в 20-х гг. XX в. Кроме перечисленных протестантских конфессий в России в последнее время стали действовать и ряд других: Армия спасения, англикане, квакеры, так называемые Международные церкви Христа («Бостонское движение») и пр. Особое положение в протестантизме занимают разные группы т. н. маргинальных протестантов, вероучения которых весьма сильно отличаются от традиционного протестантизма, а иногда и от христианства вообще. Особенно интенсивной миссионерской деятельностью выделяются среди такого рода конфессий – свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) более 50 тыс. чел. С начала 1990-х гг. в России действуют также мормоны, или Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Их малочисленные группы имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Владикавказе. Появились в стране и последователи Церкви объединения, или муниты (мунисты). Эту церковь причисляют к так называемым тоталитарным сектам: в ней поддерживается железная дисциплина, имеет место беспрекословное подчинение установлениям основателя секты «преподобного Муна». Монофизитство в Российской Федерации исповедуют последователи Армянской апостольской церкви, объединяющей большинство живущих в нашей стране армян. Самые многочисленные группы сторонников Армянской апостольской церкви (армяно-григориан) сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Северной Осетии, Адыгее. Их общая численность составляет 450 тыс. чел. Есть в России и небольшое число приверженцев несторианства. Это большинство ассирийцев, которые проживают главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Вторая по численности последователей религия Российской Федерации – ислам (ок. 13 млн чел.).Принятие ислама народами Северного Кавказа растянулось почти на тысячу лет. Первыми на Северном Кавказе приняли ислам народы Дагестана (аварцы, агулы, лакцы, лезгины, рутульцы, табасараны, цахуры и другие этносы дагестанской группы кавказской языковой семьи, а также кумыки – тюркский этнос кыпчакского происхождения). Проникновение в Дагестан новой религии происходило первоначально как результат арабских завоеваний. В 685–686 гг. арабы захватили Дербент, который с тех пор стал центром исламизации Северо-Восточного Кавказа, получив название «Баб ал-Джихад» («ворота борьбы за веру»). Несмотря на то, что Арабскому Халифату не удавалось надолго закрепиться в Дагестане (уже в IX в. появляется южнодагестанское государство, горские общины Севера Дагестана становятся независимыми), распространение ислама продолжалось. В 913 г. арабский проповедник Абу Муслима распространял ислам среди лезгин. В XI–XII вв. ислам принимают другие народы юга Дагестана – агулы, рутульцы, цахуры. К XIV в. относится распространение ислама среди наиболее многочисленного дагестанского народа – аварцев, чему способствовала деятельность проповедника Хаджи-Удурата. Отдельные горские общины принимают ислам еще позже: в 1435 г. – Караханское и Цунтинское, а в 1475 г. – Гидатлинское горское общество. Таким образом, окончательное принятие ислама народами Дагестана завершилось к концу XV в. В XV–XVI вв. ислам распространяется в Чечне, коренное население которой – вайнахи (чеченцы и ингуши) – принадлежит к нахской группе кавказских языковых семей. Этому способствовали аварские и кумыкские проповедники, нанимавшиеся пастухами в чеченские аулы. Хотя, как отмечает А. Берже, «до Шамиля духовенство в Чечне далеко не пользовалось тем значением, – каким оно вообще пользовалось на мусульманском Востоке» Со временем чеченцы сделались одними из наиболее ревностных мусульман. Иная ситуация сложилась на Западном Кавказе. Его население состояло из народов абхазо-адыгской группы кавказской языковой семьи (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), многие из которых до сих пор считают себя частью единого народа – адыгов, в прошлом именуемых черкесами. Другую группу составляли тюркские народы – балкарцы и карачаевцы, генетически связаны с волжско-камскими булгарами. Уже в VI в. адыги попадают в зону византийского политического и культурного влияния. В результате, среди адыгов распространилось христианство. На Западном Кавказе существовали четыре епископства, входившие в состав Анапской митрополии Греческой православной церкви. После взятия Константинополя турками в 1453 г. христианство в западной части Северного Кавказа стало исчезать. Исключение составляют осетины (аланы) среди которых православное христианство распространилось из Грузии. В X-XII вв. в Осетии сформировалась самостоятельная церковь. Ислам начал проникать на Западный Кавказ в XIII-XIV вв. из Золотой Орды: часть адыгов платила дань золотоордынским ханам. С XIII в. известен мусульманский мавзолей в станице Усть-Джегутинской (ныне Прикубанский район Карачаево-Черкесской Республики). В 1334 г. в районе Пятигорья (ныне окрестности города Пятигорска Ставропольского края) существовала соборная мечеть. С Золотой Ордой генетически связаны ногайцы – тюркский мусульманский народ, с XIII в. кочевники степных районов Предкавказья (ныне компактные группы проживают в Ставропольском крае, Карачаево-Черкессии, Чечне, Дагестане). В XVI–XVII вв. ислам распространился в Кабарде, а оттуда в Осетию. Но ислам воспринимался только незначительной частью осетин, тогда как большинство сохраняли христианство. В России представлены обе основные ветви ислама – суннизм и шиизм, подавляющее большинство российских мусульман – сунниты. Из четырех суннитских мазхабов (богословско-правовых школ) в России широкое распространение получили только два: ханафитский (наиболее либеральный изо всех мазхабов) и шафиитский (более консервативный). Ханафитского мазхаба в России придерживаются подавляющее большинство верующих татар и кабардинцев (остальные из них, как уже отмечалось, исповедуют в основном православие), верующие адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, осетины-мусульмане (дигорцы). Последователями ханафитского мазхаба являются также живущие в России казахи, узбеки, киргизы, туркмены, таджики, крымские татары. Шафиитский мазхаб распространен среди представителей большинства коренных народов Дагестана (кроме ногайцев), чеченцев и ингушей. В последние годы в России появились и сторонники фундаменталистской секты ваххабитов. Их можно встретить в Дагестане и некоторых других районах. Численность шиитов в России незначительна. Они имеются в Дагестане (небольшая часть лезгин и даргинцев), городах Нижнего Поволжья (кундровские татары). Шиизма придерживаются и бoльшая часть проживающих в нашей стране азербайджанцев. В России есть также приверженцы так назывемого немечетского ислама. Особенно широко он распространен у чеченцев и ингушей, большим влиянием среди которых пользуются различные подразделения орденов накшбандийя и кадирийя.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |