КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Традиционная культура донских казаков. 1 страница
СООБЩЕСТВ ЮГА РОССИИ Часть II. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КАЗАЧЬИХ
Очерк 1. Формирование и развитие Войска Донского. Проблема происхождения казачества – одна из наиболее сложных в его истории. До сих пор высказываются различные точки зрения по вопросам о времени его происхождения, о его этнических и социальных корнях. Научный дискурс ведется между сторонниками автохтонной (местной) и миграционной версии. Упрощенно весь спор сводится к тому, что «автохтонники» считают казаков народом (этносом), а «миграционники» – социальной группой, сословием, возникшем на базе других (в т.ч. крестьянских) социально-этнических групп. Теории автохтонного (местного, коренного) происхождения казачества появляются одновременно с началом изучения казачьей истории в XVIII в. В то время в российской историографии распространяется идея кавказского происхождения казаков. Г.З. Байер, считал, что предки казаков жили в Кабарде и были подчинены Тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем в середине X в. По мнению В.Н. Татищева, запорожские казаки, впоследствии положившие начало донскому казачеству, являлись потомками кавказских черкес (черкас). А.И. Ригельман подчеркнул, что сами донские казаки считали своими предками черкес и горские народы и заявляли о своем отличии от русских людей. Многие исследователи непосредственными предками казаков считают бродников, живших на Нижнем Дону, а затем оттесненных в Среднее Подонье. Однако, этнические корни самих бродников полностью невыяснены. Оригинальную точку зрения по вопросу о происхождении казачества обосновал донской историк А.А. Гордеев. Он полагал, что формирование казачества шло на основе частей легкой конницы монгольского войска. В последнее время эта гипотеза находит все больше сторонников среди отечественных и зарубежных исследователей. Миграционной теории происхождения казачества из беглого русского населения придерживались известные историки XIX в. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др. В то же время, специально разработкой данной проблемы они не занимались, а образование казачьих поселений рассматривали, исходя из положений известной теории колонизации. Среди советских историков сложились две точки зрения на происхождение казачества. Одни из них признавали казачество частью русского народа, но отмечали этническую пестроту его рядов. Главную причину его возникновения они видели в развитии феодальных отношений в России в XVI в., в процессе закрепощения крестьян, в бегстве зависимого населения на отдаленные реки в поисках свободы. Другие пытались найти прямую связь между русским населением на Дону киевского времени и казачеством эпохи позднего Средневековья. Прямыми предшественниками казачества признавались беловежцы (В.В. Мавродин), бродники (Н.М. Волын-кин), червленоярцы (А.А. Шенников) или новгородские ушкуйники XVI в., пришедшие на Терек по Волге и Каспийскому морю. В основе этих теоретических построений лежала марксистская теория классовой борьбы. В настоящее время существует большое количество различных теорий происхождения казачества, но ни одна из них не является общепризнанной. Одним из самых острых вопросов современного казачьего движения является проблема этнического происхождения казачества, в зависимости от решения которой, в русле тех или иных популистских, в том числе и политических пристрастий, донских казаков называют то этносом, нацией, народом, народностью, то сословием. Известный исследователь казачьего вопроса А.И. Козлов отмечает, что главный камень преткновения заключается в незнании или в сознательном искажении природы казачества. Одни рассматривают его как самостоятельную нацию, другие – как сословие, третьи – как неразрывную часть русского народа. Таким образом, современные специалисты испытывают большие трудности в определении этнической принадлежности донского казачества. До сих пор не выяснено и первоначальное значение слова «казак». Большинство исследователей связывает его с тюркским происхождением. В монгольском языке им обозначали военного стража на границе, или свободного воина, живущего обособленно. Иногда так называли человека, который по какой-либо причине порывал со своей социальной средой, отделялся от сородичей и, лишившись скота и кочевий, становился бродягой, скитальцем. С течением времени происходит трансформация первоначального содержания. Теперь казак – это свободный, «вольный человек, удалец, отважный молодец, разбойник», добывающий себе средства к существованию, главным образом, на войнах и набегах или за счет найма на военную службу к отдельному лицу либо государству. Предпосылки возникновения казачества связаны с внутренним развитием русского общества в период перехода от раздробленности к централизации. Одной из них стало стремление населения к плодородным землям юга, располагавшимся в бассейне Дона. Конечно, в конце XV – начале XVI вв. не могло быть и речи о заведении пашни на придонских черноземах, где существовала постоянная военная опасность. Но, несмотря на невозможность земледельческих занятий, Дон привлекал население русских окраин благоприятными условиями для разных промыслов – охотничьего, рыболовного и бортного. Другие предпосылки были связаны с развитием социальных отношений в стране. В историографии неоднократно отмечалось, что происхождение казачества и пополнение его рядов в XVI–XVII вв. беглыми людьми в значительной мере зависело от обострения социальных противоречий в России. Между тем роль данного фактора на протяжении столь длительного периода была не так однозначна. К геополитическим предпосылкам следует отнести распад Орды, возрастание силы Московского княжества. Все эти факторы создавали благоприятные условия для проникновения и утверждения в южных степях бежавших из Руси людей, становившихся казаками. В начале XVI в. русское правительство, занятое войной с Литвой и стремившееся сохранить мир на юге, не поощряло выход на Дон окраинного населения, опасаясь, что «заполяне» могут испортить отношения с Крымом и ногайцами, но сохранить мир не удалось. Постепенно стало выявляться стремление Турции закрепиться на Дону, что заставило русские власти пересмотреть с начала 20-х гг. свое отношение к уходившей на Дон вольнице. Не имея возможности самостоятельно там утвердиться, правительство Василия III постепенно пришло к выводу о необходимости использования казаков для борьбы с попытками Турции овладеть землями к северу от Азова. В 20-х гг. XVI в. московские дипломаты стали брать под защиту перед лицом турок промышлявшее в Диком Поле русское население. Однако, плоть до 30-х гг. татары и ногайцы имели заметное превосходство. С середины 30-х гг. XVI в. положение стало меняться. К 40-м гг. у Донских Раздор сошлись две волны переселенцев из России – рязанско-мещерская (русско-татарская), спускавшаяся вниз по Дону, и северско-путивльская (русско-украинская), шедшая по Северскому Донцу. К этому времени относятся сведения о первых казачьих поселениях – в районе Волго-Донской переволоки существовала «острога» атамана Михаила Черкашенина (1548 г.) и три-четыре городка атамана Сары Азмана (1549 г.). К 1549 г. относится и первое упоминание о донских казаках, которым Иван IV велел «крымские улусы воевати и недружбу царю делати». Об усилении казачества на Дону в середине XVI в. свидетельствовала грамота турецкого султана Сулеймана I Кануни ногайскому князю Юсуфу от 1551 г. Султан жаловался, что казаки с Азова «оброк емлют». Активно действовали они против турок и на Азовском море. После присоединения Казани и Астрахани русское правительство выражало особую заинтересованность в установлении прочного мира с ногайцами и в создании условий для безопасного судоходства на Волге. Оно начало вытеснять казаков с этой реки. Часть казацкой вольницы уходила на Дон, а также на Северный Кавказ. Первым официальным письменным источником о Войске Донском, сохранившемся до наших дней, является грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 г. о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов. Именно этот царский документ донские казаки считали официальной датой образования Войска Донского. В последней четверти XVI в. численность казачества заметно возросла. К началу 80-х гг. уже существовала целая цепь казачьих городков, а в 1594 г. русский посол Д. Истленев составил список поселений донских казаков, в котором указал 31 городок по Дону, 4 по Хопру и 3 по Медведице. Не исключено существование городков по Северскому Донцу. В поселениях на Нижнем Дону уже проживали сотни казаков, осуществлявших масштабные операции на Азовском море. Усилившееся к концу XVI в. донское казачество готово было принять активное участие в назревавшей в России Смуте начала XVII в. Донское казачество сыграло видную роль в истории России XVII в. Борьба казаков с турками и татарами шла многие годы почти непрерывно. Героической страницей в истории донского казачества является Азовское осадное сидение 1641 г., когда 7,5 тыс. казаков на протяжении четырех месяцев обороняли Азов от 100-тысячной турецкой армии. Эти события в полной мере показали силу казачьего оружия, способного противостоять огромной империи. Донское казачество, являясь в своей основе славянским по духу и происхождению, притягивало к себе не только недовольных жизнью в России, но и в Крымском ханстве, ногайских и калмыцких улусах, Малороссии, Речи Посполитой, принимало в свои ряды всех, кто искал на донских просторах воли и казацкого счастья. Так, в 1642 г. часть калмыков официально вошла в состав донского казачества. Интересно, что казачье посольство возглавлял Степан Разин. В период 1614–1671 гг. Войско сохраняет и развивает свое самоуправление, добровольно вступает в регулярные и стабильные отношения с Россией, оказывая ей военную и дипломатическую помощь, получая за это жалованье. Начиная с царя Федора Иоанновича и до Петра I, русские правители ежегодно посылали на Дон жалованные грамоты. Усиливающиеся союзнические связи с Россией и потребность казачества в жалованье за службу (включавшем поставки хлеба, вина, пороха, оружия) обусловили становление отношений вассалитета – зависимости. С середины XVII в. обстановка на Дону стала меняться. После принятия Соборного уложения (1649 г.) и организации сыска беглых крестьян усилился приток беглых в землю донских казаков. Из этих людей формировались отряды казачьей голытьбы. Они устраивали походы на Волгу «за зипунами», где грабили царские и купеческие караваны и рыбные промыслы. В 1666 г. впервые в отношениях между Доном и Москвой возникло требование выдачи с Дона беглых крестьян, ушедших с казаками на Хопер. Однако Войско твердо придерживалось принципа «С Дона выдачи нет» и считало его основой казачьей самостоятельности. Новый кризис в отношениях русского правительства и войска Донского совпал с началом разинского движения. Недовольство властей вызывалось тем, что войско не воспрепятствовало выходу на Волгу казаков С. Разина. А также тем, что на Дону не было никакого наказания разинцам, вернувшимся в 1669 г. В Москве полагали, что войсковая верхушка вообще не желала бороться с казачьим воровством так жестко и решительно, как это требовалось для его искоренения. Тем не менее, даже в 1670 г., перед началом похода С. Разина вверх по Волге, правительство думало послать на Дон жалованье. После поражения разинцев под Симбирском 3–4 октября 1670 г. донские старшины впервые в истории согласились на выдачу беглых людей, так как царское правительство пообещало «простить» казаков, но потребовало «чинить промысел» над разинцами, а Стеньку и Фролку Разиных поймать и выдать в Москву. Последовавшая затем присяга Войска Донского российскому государю означала установление нового порядка во взаимоотношениях между донскими казаками и русским правительством. Был сделан решающий шаг по пути превращения казаков из вассалов русского государя в его подданных, а Дона – из вассальной республики в составную часть Российского государства, пользовавшуюся широкой автономией. Правление Петра I выводит Россию на качественно новый этап развития – имперский. Покорение Азова и постройка крепостей в устье Дона были решающими событиями в истории донских казаков. Важнее даже царских грамот, поскольку с грамотами и указами казаки считались не всегда, но не считаться с наличием крепостей и вооруженных сил в этих крепостях, было невозможно. В 1703 г. Петр запретил казакам Войска Донского иметь сношения с окрестными народами без ведома Азовского губернатора, которому было поручено разбирать спорные пограничные вопросы между донскими и запорожскими казаками. Попытка казаков силой отстоять свою независимость во время восстания под руководством К. Булавина (1707–1708 гг.) была жестоко подавлена. Донские казаки оказались в полной зависимости от московского царя. Выборный атаман утверждался царем. 16 марта 1716 г., после учреждения Сената, Войско Донское переводилось из ведения Посольского приказа в ведение Сената, Указом от 3 марта 1721 г. дела Войска передаются из Иностранной коллегии в Военную. Постепенно ограничиваются полномочия Круга, который стал реже собираться. Теперь казаки обязаны были нести постоянную поголовную службу за свой счет (иметь собственного коня, снаряжение и вооружение), взамен их освобождали от уплаты пошлин. С 1723 г. войсковые атаманы стали назначаться только верховной властью и не зависели от Войскового круга. К тому же донцов стали использовать для присоединения, т.е. колонизации новых земель. А в связи с этим, донских казаков стали насильно переселять в различные районы России. Так, уже в 1724 г. по 500 казачьих семей было переселено с Дона на реки Агрохань и Гребень, а в 1733 г. свыше 1000 семей – на Царицынскую линию. Таким образом, Донское казачество стало базой для формирования других казачеств России. Екатерина II продолжила наступление на казачью самостоятельность. По указу от 15 февраля 1775 г. С.Д. Ефремов (сын Д.Е. Ефремова) был официально отстранен «от должности войскового атамана» и сама эта должность стала чисто формальной. Начальником всей легкой кавалерии был назначен Г.А. Потемкин, которому подчинялись и иррегулярные казачьи формирования. Он и предложил план реформы управления Войском Донским. Потемкин назначил атамана с правами высшего военачальника и возвел его в ранг генерала. Для рассмотрения дел местного самоуправления создавалось новое учреждение – Войсковое гражданское правительство. Оно выполняло хозяйственное управление; формировало местный бюджет, сбор налогов. Гражданское правительство состояло из атамана и шести старшин, четверо из которых выбирались Войском, а два – назначались сверху. Созданием Войскового гражданского правительства верховная власть резко сократила права и привилегии казачества. Войско Донское по существу превратилось в административную единицу Российской империи. Завершая преобразования петровской эпохи, правительство Екатерины II осуществляет в 1786 – 1793 гг. генеральное межевание и установление границ Донской области в составе Российской империи. Земля донских казаков была поделена на семь округов: Черкасский, Первый Донской, Второй Донской, Усть-Медведицкий, Хоперский, Донецкий, Миусский. На рубеже XVIII – XIX вв. на Дону устанавливается крепостное право (1795 г.), появляется жалованное дворянство (1798 г.). Николай I ликвидировал должность войскового атамана, а с принятием «Положения об управлении Войском Донским» (1835 г.), звание войскового атамана закреплялось за наследником престола. Непосредственное управление находилось в руках наказного атамана. Войско Донское разделялось на 4 округа во главе с окружным генералом (в военном отношении); в гражданском – на 7 округов, подчиненных сыскным начальствам. Станичное правление теперь состояло из станичного атамана, двоих судей, избиравшихся казаками на 3 года и двух писарей. В дальнейшем органы станичной власти стали включать: сход, атамана, правление и суд. Донское казачество официально провозглашалось «особым военным сословием», доступ в которое практически закрывался, т. е. военная служба казачества закреплялась как государственная повинность. Устанавливался 25-летний срок службы для всех казаков и чиновников. Наем другого человека, и замена при выполнении служебных обязанностей запрещались. В результате система управления Войска Донского стала походить на губернскую. Отмена крепостного права повлекла за собой проведение ряда реформ – земской, судебной, военной и др. В соответствии с ними на Дону в 1876 г. стали создаваться земства, просуществовавшие лишь до 1882г. В мае 1870 г. были организованы новые суды: 25 мировых и два окружных – в Новочеркасске и Усть-Медведицкой. Военная реформа сократила казакам срок службы до 20 лет, из которых первые 3 года казак находился в подготовительном разряде, 12 лет – в строевом и 5 – в запасном. Из 12 лет строевого разряда на действительную службу приходилось четыре года. Остальное время казаки жили дома и периодически проходили военные сборы. Перечисленные реформы благоприятно сказались на жизни донских казаков, в связи с чем, численность населения на Дону неуклонно росла. К 1887 г. территория Области Войска Донского составляла 144 640 кв. верст и делилась на 9 округов – Черкасский, Донецкий, Первый Донской, Второй Донской, Ростовский, Сальский, Таганрогский, Усть-Медведицкий и Хоперский (ранее к Войску Донскому было присоединено Приазовье). В таком виде с небольшими изменениями и дополнениями территория и границы Донской области просуществовали до административно-территориального межевания при Советской власти. Начиная с Петра I, донские казаки участвовали практически во всех войнах России: Великой Северной (1700–1721 гг.), Персидской (1723 г.), Семилетней (1756–1762 гг.), турецких (1768–1774 гг. и 1787–1790 гг.). В царствование Павла I донцы в полном боевом составе были направлены в Индию, но в связи со смертью Императора возвращены Александром I. При новом Императоре донские казаки участвовали во всех войнах с Наполеоном начиная с 1805 г. и заканчивая 1814 г. и вступлением в Париж, с Турцией и Швецией. До 60 тыс. казаков участвовали в Отечественной войне 1812 г., покрыв себя неувядаемой славой и получив царские благодарственные грамоты и знамена. В Кавказской войне (1817–1864 гг.) особенно прославился донской генерал Я.П. Бакланов. Вслед за этой войной казаки участвовали в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Наградой казакам было Георгиевское знамя с надписью «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов». В Русско-японской войне 1904–1905 гг. сражалась 4-я Донская казачья дивизия. Поражение в войне с Японией, революция 1905 г., беспорядки в России и участие в их пресечении донских казаков вызвали негативное отношение российской общественности к донцам. Но начавшаяся летом 1914 г. Первая мировая война вновь проявила чудеса храбрости донских казаков, но постепенно она перешла в революцию и гражданскую войну. Казаки, верные девизу «За Веру, Царя и Отечество», выступили на защиту Дона от наступавшего по всей России большевизма. Дон и его столица г. Новочеркасск стали оплотом белого движения. Здесь сформировалась Добровольческая армия. Революция и гражданская война раскололи единое Донское казачество на белое и красное. С одной стороны, стояли казаки под знаменами генералов А.М. Каледина, П.Н. Краснова и А.П. Богаевского, а с другой – красные казаки Ф.Г. Подтелкова, Б.М. Думенко, Ф.К. Миронова, С.М. Буденного. Годы гражданской войны выявили несовместимость нового советского строя и казачьей вольницы, хотя бы частично, но возрожденной в законах, принятых на Кругу Всевеликого войска Донского. Результатом подписанной Я.М. Свердловым директивы о расказачивании, предусматривавшей его полное уничтожение, стало Вёшенское восстание казаков на севере области, которое было жестоко подавлено. В 1920 г. на Дону была установлена советская власть. Политика большевиков по отношению к казачьему населению Дона, и в целом по отношению к казачеству, в период нэпа отличалась двойственностью. С одной стороны, новая экономическая политика, пришедшая на смену вызвавшей общенародное недовольство политике «военного коммунизма», сопровождалась улучшением отношений между властью и казачеством. Однако советское государство не отказалось от планов расказачивания и по-прежнему стремилось ликвидировать казачество (и донское в том числе) как отдельное сословие. Сословиям в советском обществе не было места, и потому казаки как привилегированная социальная группа должны были исчезнуть. Однако расказачивание 1920-х гг. проводилось в основном экономическими методами, тогда как во время гражданской войны советская власть стремилась физически уничтожить казачество. В то же время, в значительной мере мероприятия Советского государства по отношению к казачеству в 20-х гг. действительно пользовались поддержкой казаков и отвечали интересам казачества. В первую очередь, в качестве таких мероприятий следует отметить амнистию тем казакам, которые в гражданской войне воевали на стороне антибольшевистских сил. Амнистия распространялась не только на тех лиц, которые находились на территории Советской России, но и на тех, кто эмигрировал за пределы страны в рядах белого движения. Свидетельством улучшения взаимоотношений между казачеством и Советским государством являлось привлечение казаков в территориально-милиционные вооруженные формирования, созданные в ходе военной реформы 1923–1927 гг., согласно декрету ЦИК и СНК (Совнаркома) СССР от 8 августа 1923 г. Политика Советской власти по отношению к казачеству и в 1920-х гг., несмотря на смягчение и отказ от насилия, все же продолжала преследовать цели расказачивания. Если раньше расказачивание представляло собой физическое уничтожение казаков, выступавших против большевиков, то теперь она была направлена на ликвидацию казачества как отдельного сословия. Иными словами, в 1920-х гг. Советская власть стремилась унифицировать казачество, включить казаков в состав крестьянства. В Северо-Кавказском крае, где казачество составляло значительную прослойку сельского населения, насилие власти в ходе коллективизации было обращено и против крестьян, и против казаков. Нельзя сказать, что казаки и крестьяне во время коллективизации пытались отстоять свои права порознь. Однако, в ряде случаев различия между ними были заметны. Казаки, как наиболее активная, сплоченная и привычная к военным действиям часть населения деревни Юга России, в период коллективизации иногда стремились к организованному сопротивлению и в ряде случаев пытались создать организации, которые защищали бы их интересы. Однако, сопротивление крестьян и казаков насильственной коллективизации было сломлено сталинским режимом. Во второй половине 1930-х гг. наметился перелом в политике Советского государства по отношению к казачеству. Поворот в казачьей политике Советской власти выразился в кампании «За советское казачество». Казакам вновь разрешили носить традиционный казачий костюм. В частности, донцы могли носить штаны с лампасами. В условиях надвигающейся войны большое значение придавалось всеобщему военному обучению населения (всевобуч). В колхозах казаки-колхозники вовлекались в различные военизированные кружки и организации – «Ворошиловских стрелков» и в особенности «Ворошиловских кавалеристов». В казачьих районах, учитывая традиции казачества, основное внимание уделялось развитию кавалерийских навыков. Мероприятия власти вызвали в целом положительный отклик среди казачества. Однако некоторая часть казаков не склонна была забывать те обиды, которые им причинила советская власть во время «расказачивания» и в период коллективизации. С началом Великой Отечественной войны на Дону, как и по всей стране, формировались новые воинские части и соединения, создавались казачьи сотни и полки народного ополчения за счет молодежи и стариков непризывного возраста. Правления колхозов выделяли для казачьих полков лучших лошадей, снаряжение, в колхозных мастерских делались тачанки. По мобилизации казаки направлялись в кавалерийские части. Так, в июле 1941 г. в Персияновских лагерях под Новочеркасском были сформированы 35-я, 38-я, 52-я и 68-я кавдивизии. На Западном фронте наиболее отличилась 52-я дивизия. На ярославльском направлении казаки-донцы полковника Н.П. Якунина вели успешные оборонительные бои на широком фронте, принимали активное участие в Брянской наступательной операции. На Южном фронте особенно отличились казаки 38-й дивизии генерала Н.Я. Кириченко. 5 мая 1942 г. дивизия была награждена орденом Красного Знамени. В этих боях прославился 52-летний донской казак К.И. Недорубов, который возглавлял сотню, собранную в станице Березовской. В бою под станицей Кущевской 2 августа 1942 г. эскадрон старшего лейтенанта Недорубова в ожесточенной рукопашной схватке уничтожил свыше 200 солдат противника, из них 70 уничтожил сам командир. За этот подвиг К.И. Недорубову было присвоено звание Героя Советского Союза. В связи с подготовкой контрнаступления под Сталинградом 11-я и 12-я гвардейские Донские казачьи дивизии в ноябре 1942 г. были переброшены из Черноморской в Северную группу войск Закавказского фронта. 20–24 ноября на основании директивы Ставки ВГК был сформирован 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус. Командиром был назначен генерал-майор А.Г. Селиванов. В период Сталинградской битвы 5-й Донской гвардейский казачий корпус (совместно с 4-м Кубанским) в ноябре-декабре участвовали в контрударах на правом крыле Северной группы Закавказского фронта. Эти контрудары заставили противника отказаться от попытки прорваться в Закавказье через Орджоникидзе и Грозный. 24 января 1943 г. Северная группа войск Закавказского фронта была преобразована в самостоятельный Северо-Кавказский фронт. Оба гвардейских казачьих корпуса вошли в его состав. В ночь на 8 февраля донские и кубанские соединения конно-механизированной группы генерал-лейтенанта Н.Я. Кириченко и войска 44-й армии, форсировав по льду Дон и Мертвый Донец, перерезали этот путь, выйдя на железную дорогу и шоссе Ростов-Таганрог. При этом 11-я гвардейская Донская казачья дивизия под командованием генерала С.И. Горшкова стремительной атакой ворвалась в пригород Ростова-на-Дону – станицу Нижнегниловскую и удерживали ее до прихода стрелковых частей фронта. За образцовое выполнение заданий командования при освобождении Северного Кавказа и проявленные личным составом доблесть и мужество 11-я и 12-я гвардейские Донские казачьи дивизии были награждены орденами Красного Знамени. Боевой путь 5-го гвардейского Краснознаменного Будапештского казачьего корпуса простирался от Кизляра до венгерского города Фишбаха. Донские казаки участвовали в боях за освобождение Северного Кавказа, Дона, Донбасса, Таврии, Правобережной Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Югославии, Австрии. За это время корпус уничтожил свыше 59 тыс. и захватил в плен около 24 тыс. солдат и офицеров противника. Казачьи части и соединения получили почетные наименования «Волновахских», «Корсуньских», «Дебреценских». Около 32 тыс. солдат и офицеров корпуса награждено орденами и медалями, а 11 солдатам и офицерам было присвоено почетное звание Героя Советского Союза. Часть казачества выступила на стороне гитлеровцев и встала под знамена генерала П.Н. Краснова, призвавшего вместе с немцами искоренить большевизм в России. Многие из них после войны были депортированы в СССР и наказаны. П.Н. Краснов был повешен в Лефортовской тюрьме в январе 1947 г. Дальнейшая судьба донского казачества была связана, в основном, с остатками белой эмиграции как после гражданской, так и Великой Отечественной войны. Осевшие в Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Оттаве, во многих других городах мира казачьи эмигранты продолжали хранить традиции Всевеликого Войска Донского в форме жизнедеятельности созданных ими по месту жительства казачьих станиц. О возрождении казачества заговорили вновь в годы «перестройки». Но цели возрождения до сих пор представляются недостаточно обоснованными. Известный донской историк В.П. Трут пишет, что казачество должно стать составной частью глобального процесса национально-государственного, политического, экономического и духовного возрождения России. Без России казачеству не быть. Но и без казачества Россия утратит часть своего прошлого, настоящего и будущего. Ряд авторов рассматривает казачество как своеобразный гарант политической стабильности России, особенно на Северном Кавказе. При этом считается, что воспитание имперского мышления у возрождающегося казачества могло бы стать важным фактором внутренней устойчивости России, сохранения ее способностей к сопротивлению и выживанию. Однако нынешняя ситуация в стране кардинально отличается от условий начала столетия. Изменилось и само казачество. Поэтому любые попытки вернуть казачеству ту роль, которую оно играло на рубеже ХIХ – ХХ в.в. не только бесперспективны, но и опасны. Воссоздание казачьих вооруженных формирований, пересмотр границ для преимущественного наделения казаков землей за службу и другие подобные меры лишь усилят социально-политическую нестабильность. Более взвешенный подход предлагают сторонники этнокультурного возрождения казачества. Действительно, возрождение казачества имеет смысл только в связи с необходимостью самоидентификации членов определенной социальной общности. В условиях нарастающей социально-политической напряженности потребность соотнесения себя с той или иной группой, особенно этнической, возрастает, так как в общественном сознании срабатывает механизм национальной самозащиты. Однако ситуация может измениться. В любом случае навязываемые «сверху» мероприятия лишь оттолкнут потенциальных сторонников возрождения казачества. В данной связи вызывает интерес предложенная А.И. Козловым и далеко не бесспорная программа территориально-культурной автономии для казачьих районов. В качестве ее главных составляющих автор выделяет три блока: землевладение и землепользование, культуру и власть. Однако ее реализация означает не возврат к прежним формам, а их развитие на основе существующих традиций. Важным условием признается соблюдение прав неказачьего населения. Особая сложность в реализации данной программы заключается в неразработанности вопросов казачьей культуры, психологии, ментальности. Недостаточно исследован облик современного казачества, его идеалы и представления.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |