Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии поддержки принятия решений




До появления аналитических систем предпринимались попытки создания автоматизированных систем управления (АСУ) на основе анализа данных локальных баз предприятия. Однако реализованные функции значительно отличались от функций ведения бизнеса, так как данные, собранные в локальных базах, не адекватны информации, которая нужна лицам, принимающим решения.

Отличие систем поддержки принятия решений (СППР) от автоматизированных систем управления заключается в следующем:

· автоматизированные системы управления основаны на локальных базах данных. СППР – на информационных хранилищах, витринах данных;

· автоматизированные системы управления используют только внутренние данные. СППР используют внутренние и внешние данные;

· в автоматизированных системах управления используется одна модель данных – чаще всего – реляционная. В СППР применяются разные модели данных: витрин, реляционных и многомерных баз данных;

· обе системы различаются архитектурой хранения данных;

· автоматизированные системы управления обслуживают запросы, СППР обеспечивают интеллектуальные запросы;

· в отличие от автоматизированных систем управления СППР обеспечивает интеллектуальную поддержку принятия решений.

АСУ состояли из подсистем. Часть подсистем в настоящее время реализуется корпоративными информационными системами.

Появление аналитических систем и технологий интеллектуального выбора данных позволило создать интеллектуальные системы поддержки принятия решений. Эти системы автоматически реализовали функции АРМ руководителей всех уровней и предоставили руководителям всех уровней инструмент, помогающий им принимать обоснованные решения.

Системы поддержки принятия решений DSS (Decision Support System) на базе аналитических данных подсказывают или помогают выбрать руководящему персоналу обоснованное решение, приносящее успех предприятию. Они предназначены для:

· анализа аналитических данных для оценки сложившейся ситуации при выработке решения;

· выявления ограничений на принимаемое решение, противоречивых требований, формируемых внутренней и внешней средой;

· генерации списка возможных решений (альтернатив);

· оценки альтернатив с учетом ограничений и противоречивых требований для выбора решения;

· анализа последствий принимаемого решения;

· окончательного выбора решения.

 

Специфика этих задач заключается в том, что:

· решения надо принимать быстро, т.е. нет времени на долгий анализ данных;

· решения принимаются по неполной, нечеткой, недостоверной информации.

 

Эти неопределенности получили название «не фактор». А задачи, учитывающие их, относятся к классу слабо структурированных и неструктурированных задач, где невозможно без вмешательства человека дать четкие алгоритмы зависимостей между данными. В этих задачах количественные или качественные зависимости показателей либо неизвестны, либо заранее не определены. В хорошо структурированных задачах можно найти алгоритм построения количественных или качественных зависимостей, что упрощает их автоматизацию.

Решение слабо структурированных задач основано на использовании экономико-математических моделей, методов экспертных оценок, много проходного анализа данных. Для описания зависимостей между данными используются модели на основе таблиц решений, приближенных множеств, обучающих систем, правдоподобного вывода, когнитивные модели, логико-лингвистические модели, эволюционные алгоритмы, алгоритмы распознавания и др.

Пользователями систем поддержки принятия решений являются руководители высших уровней управления предприятием и менеджеры аналитических служб.

Отличие систем поддержки принятия решений от аналитических систем заключается в следующем. Аналитические системы подготавливают аналитическую информацию. Руководитель может на ее основе принять решение. Системы поддержки принятия решений проводят дальнейший анализ аналитической информации для выработки подсказки, списка решений или единственного обоснованного решения. Аналитические данные могут содержать десятки тысяч подсказок, зависимостей, закономерностей – часто противоречивых. Поэтому для выработки меньшего числа решений применяются сложные технологии, базирующиеся на алгоритмах интеллектуальных систем, динамических моделей, методов правдоподобного поиска решений, алгоритмах нелогичной логики, которая включает логику веры, умолчания и т.д. В СППР используются технологии информационных хранилищ, гипертекстовая технология, технологии когнитивной графики.

Алгоритм выработки решения заключается в следующем. На базе аналитических данных выбирается одна из моделей поиска решений. Если она (модель) не дает подсказки для выбора решения, то либо модифицируется данная модель, либо выбирается другая. Такие действия продолжаются до тех пор, пока не будет предложен приемлемый список подсказок для принятия решения. Заметим, что поиск решений ведется не только по внутренним данным, ведется сравнение с данными, полученными из внешних источников.

Использование когнитивной графики позволяет как бы заменить эксперта – на полиэкране (многооконный экран) выводятся текстовые сообщения о состоянии исследуемой области, графики зависимостей, нечеткие шкалы, позволяющие определить, где возникла критическая ситуация. Цветом изображается характер ситуации (желтый, красный, зеленый). Например, желтый цвет графика показывает, что заканчиваются комплектующие изделия. Красный указывает, что поставщик задерживает поставку. Зеленый обозначает, что все в порядке. Руководитель сразу видит ситуацию, где надо принимать решение.

Для реализации функций СППР разработаны серверы DSS. В настоящее время эксплуатируются четыре варианта архитектур СППР:

· функциональные СППР на основе внутренних локальных баз данных (для переходного периода);

· на базе независимых витрин данных, информация которых не дублируется (в небольших организациях);

· на базе двухуровневой структуры информационного хранилища;

· на базе трехуровневой структуры информационного хранилища.

Рассмотрим, как обеспечивается поддержка основных функций управления. Система управления предприятием может быть разделена на управляющую и управляемую подсистемы.

Управляющая подсистема занимается выработкой управляющих решений. Именно она и предназначена руководителям всех уровней. СППР как раз и обеспечивает выполнение ее функций. Управляющая подсистема работает с аналитическими данными.

Управляемая подсистема является исполнителем решений. К управляемым подсистемам относятся бухгалтерский учет, финансовый анализ, управление кадрами и другие подсистемы КИС. Управляемая подсистема обслуживает исполнителей заданий. Ранее эти функции выполняли АРМ информационных сотрудников.

Важным показателем эффективности взаимодействия управляющей и управляемой подсистем является обратная связь. Обратная связь – это информация о результатах управленческого воздействия. Управляющая подсистема получает ее от управляемой в виде разнообразных отчетов (бухгалтерских, финансовых, поставки, продажи). Такая информация помогает оценить полученные результаты и служит основой для выработки новых решений.

Заметим, что управляемая подсистема формирует отчеты посредством транзакций к информационному хранилищу (технологии OLTP). Управляющая подсистема формирует решения на основе интеллектуальных запросов аналитической информации к информационным хранилищам (технологии OLAP).

Технологии автоматизации деловых процессов (workflow) обеспечивают реализацию обратной связи, т.е. они обеспечивают взаимодействие управляющей и управляемых подсистем.

Большинство деловых процессов обладает следующими характеристиками:

· деловой процесс (бизнес-процесс) состоит из конечного числа действий, выполняемых последовательно;

· в деловой процесс вовлечены сотрудники с различной степенью ответственности;

· деловые процессы заключаются в изучении, создании, обработке, передаче информации в разных формах представления;

· деловой процесс имеет цель, которая известна не всем сотрудникам.

Системы автоматизации деловых процессов поддерживают реализацию всех основных функций управляющей подсистемы: планирование, организация, активизация, координация и контроль.

Планирование выполняется для того, чтобы построить план действий, распределить задания между сотрудниками. Для его активизации руководство формулирует поручения и распоряжения, призванные реализовать сформированный план. Посредством системы автоматизации деловых процессов руководящий персонал или секретарь оформляет распоряжения в виде заданий (работ) конкретным сотрудникам. Создается описание работы, включающее сроки начала, завершения и другие характеристики. Если для выполнения работы требуются другие электронные документы, они прикрепляются к описанию работы. Также в задание включается маршрут движения.

Организация как функция управления, определяет способ функционирования аппарата управления. Она описывает ряд внутренних структур (организационную, производственную, иерархии взаимоотношений), вытекающих из сущности и содержания деловых процессов (бизнес-процессов). Эти структуры закладываются в модель делового процесса на этапе внедрения системы автоматизации деловых процессов, что позволяет системе АДП посредством графического редактора сформировать карты деловых процессов. Вспомним, что карты деловых процессов содержат задания, их параметры, роли сотрудников, деловые операции, маршрут движения.

Модуль управления деловыми процессами системы АДП реализует функцию управления – активизация. Он передает инициированные задания исполнителям, согласно описанным характеристикам, соблюдая сроки исполнения работ, вид маршрутизации и другие параметры. Сотрудник, получив задание, приступает к его выполнению (активизации). При этом он может сформировать новые работы, если ему даны такие полномочия. Тем самым может быть расширен круг исполнителей. Для уточнения заданий или оперативного согласования формулируются запросы, которые передаются по почте компетентным сотрудникам. Согласно маршруту движения задания передаются другим сотрудникам. При необходимости к заданию могут добавляться новые электронные документы двумя способами: автоматически генерируются системой или вводятся сотрудником в экранную форму.

Одновременно система АДП меняет статус задания, сроки прохождения заданием очередного этапа, местонахождение задания и т. п. Именно эта информация позволяет руководящему персоналу выполнять функции координации и контроля.

Координация означает, что для каждой работы должны быть обеспечены условия ее выполнения, то есть сотрудник должен иметь все для выполнения своих функций согласно бизнес-процессу. У него должны быть полномочия для доступа к нужной информации и определены его действия.

Контроль означает проверку исполнения работы каждым сотрудником в срок, качественно, в полном объеме.

Информация от функций контроля и координации поступает в виде отчетов (обратная связь) в управляющую подсистему.

Система АДП передает информацию руководителю соответствующего уровня об исполнении (не исполнении), условиях исполнения задания в режиме реального времени, поддерживая оперативную обратную связь между исполнителем и инициатором работ. Полученная информация служит основой для выработки решений: по координации делового процесса и по результатам контроля. Новые решения вновь оформляются в виде новых заданий, запускающих новую итерацию работы системы.

Своевременное информирование руководства о состоянии дел способствует надлежащей организации работ, совершенствует обратные информационные связи, укрепляет трудовую дисциплину, повышает организационную культуру, обеспечивает принятие обоснованных решений.

Схема движения возможных потоков данных в управленческих системах приведена на рис. 8.8. На схеме показаны возможные пути движения данных при использовании трехуровневой структуры информационного хранилища. На конкретных предприятиях может использоваться часть из них, или иные схемы с использованием других средств. Поясним схему.

Информационные хранилища получают оперативную информацию из внутренних источников данных организации (от функциональных подсистем). Если в организации реализован электронный документооборот, то его данные также размещены в информационном хранилище. По интернету могут быть получены данные из внешних источников (web-серверов правительственных и законодательных органов, конкурентов и т.д.).

 

 

Рис. 8.8. Концептуальная схема автоматизированной
системы управления

 

При размещении внутренних и внешних данных в информационное хранилище используются средства погружения, которые выполняют очищение, синхронизацию, агрегирование и преобразование данных информационного хранилища в целостную и взаимосвязанную информацию.

Для снятия нагрузки с основного информационного хранилища организации можно использовать витрины данных. Они содержат, в основном, информацию, используемую АРМ-сотрудников, включая АРМ-генерального директора (MIS). Они обеспечивают запросы, связанные с поиском и обработкой детализированных и аналитических данных.

Система электронного документооборота обеспечивает управление документами и деловыми операциями. Тем самым реализуется разделение работ между сотрудниками, исполнительная система EIS на уровне каждого сотрудника.

OLAP-системы, инструменты Data Mining, технологии BIS предоставляют интеллектуальный капитал аналитическим службам и руководству предприятия всех уровней для подсказки решения. Заметим, что достаточно присутствия одной системы.

Системы поддержки принятия решений (DSS) используют аналитические данные OLAP-систем и систем интеллектуального выбора данных для выработки решения. Они также могут посредством транзакций обращаться к информационному хранилищу.

Использование СППР (DSS) автоматически реализует АРМ-сотрудников, MIS, EIS, Data Mining, технологии BIS.

Системы поддержки принятия решений используются в банковских, страховых системах, розничной торговле для планирования закупок и хранения, других сферах.

Рассмотренные технологии сзданы сравнительно недавно и продолжают развиваться. Строгого разграничения предметной области их применения не существует.

Передовые зарубежные страны занимают лидирующее положение в области разработок и внедрении СППР во все жизненные сферы, где требуется принятие решений. Лидеры отечественного рынка также внедряют OLAP-средства в свои системы. Например, фирмы «1С», «Парус» и др. для обеспечения функций интеллектуальной поддержки принятия решений разрабатывают средства доступа к существующим аналитическим системам.

На рынке средств доступа к информации аналитические системы занимают до 40% сегмента IAT (Information Access Tools). Наблюдаются следующие тенденции:

· ощутима бизнес-потребность в доступе к неструктурируемой информации: текстам, графической, аудио-, видео- информации. Ее интеграция со структурируемыми данными приведет к появлению нового класса инструментов;

· наблюдается тенденция слияния OLAP-систем с инструментами интеллектуального выбора данных;

· большинство информационных хранилищ обеспечиваются средствами получения аналитических данных.

Системы поддержки принятия решений проникают во все сферы экономической и финансовой деятельности: банковские, маркетинговые, финансовые системы, электронный бизнес, торговлю, корпоративные информационные системы.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие инструменты используются для построения корпоративных информационных систем?

2. Предоставляют ли аналитические системы руководителю решение?

3. В каких базах хранятся аналитические данные?

4. Что понимается под измерением?

5. Для чего предназначены системы поддержки принятия решений?

6. Какие данные используют системы поддержки принятия решений?

7. Чем различаются технологии клиент – сервер и файл – сервер?

8. Чем отличаются информационные хранилища от баз данных?

9. На кого ориентированы информационные хранилища?

10. Какие функции обеспечивают технологии групповой работы?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.