Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новая историческая школа




 

Традиции старой исторической школы были продолжены и развиты в 70-е годы представителями «новой (молодой) исторической школы» Луйо Брентано (1844 – 1931 гг.), Густавом Шмоллером (1838 – 1917 гг.), Карлом Бюхером (1847 – 1930 гг.). Их идеи отражают процессы, происходящие после объединения Германии. Идеи этой школы можно представить следующим образом:

- при анализе экономических процессов учитываются правовые основы общества и система институтов государственного управления, но все же, как и представители старой школы, делают акцент на нравственных аспектах (например, необходимость сохранения таких регуляторов, как честность, верность слову и т.д.);

- теоретические обобщения возможны только в результате исследования конкретного исторического опыта народов и сравнительного изучения реальных фактов их исторического развития;

- в центре внимания должны находиться практические проблемы, например, изучение процессов формирования хозяйственных систем на разных стадиях становления чело­веческого общества, поскольку это может помочь в решении текущих вопросов;

- в результате практических исследований выделяются три важ­ных сферы экономической практики: 1) частное хозяйство (гос­подство личного интереса); 2)государственное хозяйство (преоб­ладание интереса общественного); 3) хозяйство харитативное (с акцентом на благотворительность);

- ими отвергаются методы математических исследований в экономике, но они же считают, что экономические исследования должны включаться в различные гуманитарные науки: историю, этику, право, этнографию, психологию;

- выступают за активное вмешательство государства, поскольку без этого невозможно экономическое развитие общества (развитие путей сообщения, организация всевозможных коо­перативов и различных форм взаимопомощи рабочим, покрови­тельство инвалидам и старикам, поддержание физического и нрав­ственного здоровья народа и т.д.).

Густав Шмоллер предложил новую концепцию народного хозяйства, в центр которой ставил «общность языка, истории, обычаев, идей», которая глубже связывает отдельные хозяйства. Программа Шмоллера состояла в превращении политической экономии из учения о рынке и обмене в историко-этическую науку, дающую не только скрупулезное описание фактического хозяйственного поведения, но разрабатывающую теорию моральных норм хозяйствования, этику нормирования предпочтений производственной деятельности, однако созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование хозяйственных индивидов, развития техники, социальных инсти­тутов, природных условий. Именно они определяют поведение субъектов экономики, поскольку эгоистическое поведение чело­века может меняться под влиянием нравственных, традиционных и юридических представлений, вырабатываемых веками и господ­ствующих в данном обществе.

Шмоллер соглашался с вы­водами К. Маркса о классовом конфликте предпринимателей и ра­бочих, но рассматривал монархию и государственное чиновничество как нейтрализующую силу в классовой борьбе. Условиями классового мира и эффективного состояния экономики является осознание государственной властью своей ответственности перед обществом и защита интересов низших классов, социальное законодательство и гарантирование рабочим коллективных договоров с предпринимателям.

Луйо Брентано считал, что предприниматели должны быть заинтересованы в росте заработной платы, так как такой рост является стимулом к повышению производительности труда.

Однако более молодые представители этой школы уже не приемлют сугубый эмпиризмШмоллера. Например, Карл Бюхер (1847- 1930 гг.) в «Возникновении народного хозяйства»предложил обобщенную схему всего экономического развития народов Западной и Средней Европы с выделением трех ступеней в зависимости от длины пути, проходимого продуктом от производителя до потребителя: 1) ступени замкнутого хозяйства, где предметы потребляются в том же хозяйстве, где произведены; 2) ступени городского хозяйства, где произведенные предметы непосредственно поступают в потребляющее хозяйство 3) ступени народного хозяйства, где предметы проходят ряд действующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя. С удлинением пути обмена развиваются новые формы промышленности - от работы на себя и на заказ домохозяина к городскому ремеслу и кустарной промышленности, а далее к фабричному производству.

Эволюция форм промышленности сопровождается распространением сферы влияния капитала вплоть до полного охва­та им национальной экономики. На ступени домашнего производства нет капитала, а имеются лишь предметы потребления. В произ­водстве на заказ капиталом является лишь инструмент в руках работ­ника, изготовляющего продукт для потребителя либо дома у того, либо дома у себя; в ремесле - капитал пополняют помещение и сырье, но продукт сбывается непосредственному потребителю. В кустарной системе производства продукт становится капиталом, но не работника, а купца-предпринимателя; раньше, чем перейти к потребите­лю, продукт становится средством наживы одного или нескольких посредников-купцов - кустарь не имеет ничего общего с рынком сбыта своих изделий. Наконец, в фабричной системе рабочий лишается капитала в виде материала и капитала в виде орудий - все составные части капитала сосредоточиваются в руках фабриканта-предпринимателя, который сам занимается сбытом своих товаров. Исследование К. Бюхера подготовило шаг нового поколения молодой школы к сочетанию эмпирического и абстрактного, исторического и теоретического анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.