КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Посткейнсианство
Но особенно Кейнса привлекала эмиссия как способ решения многих проблем одновременно. Конечно, он осознавал опасность инфляции. Но если инфляция будет умеренной, то он считал ее вполне допустимой ради достижения важных целей. А целей этих было три. Во-первых, эмиссия - самый простой способ увеличения доходов государственного бюджета. Во-вторых, она позволяет снизить реальную заработную плату и поднять привлекательность инвестиций. Кейнс исходил из того, что снижение номинальной зарплаты неизбежно вызывает сопротивление, а снижение реальной зарплаты с помощью инфляции проходит менее заметно. Наконец, по мнению Кейнса, инфляция помогает снизить норму ссудного процента, поскольку он считал, что величина процента зависит от количества денег. Разумеется, Кейнс понимал, что государство может выступить на рынке только в том случае, если будет располагать соответствующим доходом, поэтому усиление государственного вмешательства в экономику—это одновременно и поиск новых доходов в бюджет. Доходы в госбюджет могут идти от трех источников: налоги, займы, эмиссия. Кейнс считал, что каждый из этих способов может оказаться полезным. Если налоги взимаются за счет средств, предназначенных для сбережения, то для общества имеет положительный эффект их перевод через государственный бюджет в инвестиции или на потребление. В любом случае растет эффективный спрос. То же происходит, если государство берет займы из средств, находящихся в сбережениях. Для оздоровления экономики, в частности для достижения полной занятости, Кейнс считает необходимым усилить инвестиционную деятельность. Для этого надо повысить привлекательность инвестиций бизнеса и снизить ссудный процент. Если же эти усилия не дают должного результата, то инвестиции должны осуществляться за счет государственного бюджета. Государство должно мобилизовать сбережения и направлять их через свою систему на развитие производства. Отсюда вырисовывается практическая программа кейнсианцев, которая была взята на вооружение в большинстве капиталистических стран сразу же после второй мировой войны. В программе Кейнса можно выделить косвенные и прямые методы. Косвенные направлены на то, чтобы побудить предпринимателей меньше сберегать и больше инвестировать. По мнению Кейнса, этой цели можно достигнуть, снижая норму ссудного процента. Для этого целью центральные банки должны проводить активные операции с ценными бумагами. Скупая ценные бумаги, банк тем самым снижает процентную ставку и побуждает капиталистов вкладывать средства в производство. Пусть, например, облигация в 1000 долларов давала ежегодный доход 50 долларов, т.е. процент был равен пяти. Повысив цену облигации путем скупки до 1200 долларов, государственный банк снизит процент, ибо сохраняющийся доход в 50 долларов составит уже не 5, а 4,17%. (50*100%/1200). Но для этих операций банки нуждаются в средствах. Самый подходящий путь для мобилизации этих средств — эмиссия, но это порождает опасность инфляции. Кейнс считал, что пока в обществе существует неполная занятость и свободные мощности, повышенный спрос вызовет более полное использование производственных ресурсов, а не только рост цен. Только после достижения полной загрузки производства инфляция станет действительно опасной, но у государства, по его мнению, есть средства для удержания инфляции на «умеренном» уровне. Снижение ссудного процента должно увеличить разрыв между доходностью инвестиций и процентом по вкладам и тем самым побудить вкладывать капитал в виде реальных инвенстиций, а не держать средства на банковских счетах. Тем не менее, Кейнс далеко не был уверен, что можно только финансовой политикой добиться поставленной цели. Необходимы также и прямые методы — государственные вложения средств в так называемые общественные работы. Особенно привлекательными ему казались вложения в инфраструктуру, ибо они наиболее трудоемки, а также потому, что сами предприниматели не очень охотно идут на это из-за низкой рентабельности подобных затрат. Выбор косвенных или прямых методов реализации кейнсианской политики во многом зависел от конкретных исторических условий в каждой стране. Скажем, в США отдавали предпочтение косвенным методам. Здесь, как известно, не было мощного государственного сектора в экономике, американские монополии всегда опасались вторжения государства в предпринимательскую сферу. С другой стороны, банковская сфера в стране чрезвычайно высоко развита и имеет очень большой опыт проведения активной политики. Обилие банковских ресурсов привело к тому, что в США излюбленным способом финансирования государственных мер стали займы. Возникла своеобразная «философия государственного долга». Суть ее в том, что, выпуская облигации государственных займов, страна якобы ничего не теряет, зато получает возможность обеспечить доходы, не нарушая финансовой системы и сохраняя нормальное денежное обращение. Разумеется, рано или поздно придется возвращать позаимствованные средства, но тогда можно будет выпустить новые займы для покрытия предшествующих и так без конца. Следовательно, каждое поколение может перекладывать бремя долга на следующие. Но такая политика могла выглядеть привлекательной только на первый, поверхностный взгляд. С ростом государственного долга возникают немалые опасности для экономики. Во-первых, растут расходы по обслуживанию долга, ведь займы требуют выплаты процентов и доля этой суммы в расходах бюджета непрерывно возрастает. Во-вторых, поскольку облигации государственных займов свободно продаются и покупаются, то сосредоточение огромной массы облигаций, которые могут в любой момент быть предъявленными государству для оплаты, представляет собой как бы бомбу замедленного действия. Не зря многие американские экономисты считают необходимым в законодательном порядке ограничить предельную сумму долга. Прямые методы получили особо широкое распространение во Франции. Здесь кейнсианство выступило в форме так называемого дирижизма. Он основан на ведущей роли государственного планирования и непосредственного участия государства в производстве товаров и услуг. Этому способствовали исторические условия, сложившиеся во Франции сразу же после окончания второй мировой войны. На гребне национального-освободительного движения оказались левые силы и под их давлением была проведена национализация ведущих отраслей французской промышленности, железных дорог и т. д. Государственное хозяйство потребовало и новых форм управления. В то же время французский капитализм оказался менее конкурентоспособным на мировом рынке, а с появлением тенденции к капиталистической интеграции в Европе, когда стали стираться таможенные границы, Франция оказалась под угрозой наступления западногерманского капитала. Государство, взяв экономику под свое покровительство, повышало шансы французских монополий. Ведущий французский экономист дирижистского направления Ф. Перру подчеркивал малую эффективность финансовой политики сторонников кейнсианства и отдавал предпочтение индикативному планированию. Индикативным оно названо в противоположность директивному планированию в социалистических странах. Индикативное означает рекомендательное, не обязательное для тех, кому планы предназначаются. Для обеспечения действенности плановых рекомендаций предусматриваются косвенные методы влияния — налоговые льготы, государственные кредиты, выгодные государственные заказы, экспортные премии и т. п. В составе индикативных планов, прежде всего; целевые программы по изменению структуры народного хозяйства, как отраслевой, так и территориальной. Французский капитализм предпочел не создавать чисто государственные предприятия, а идти по пути формирования смешанных компаний с участием как государственного, так и частного капитала. Это уменьшило опасность бюрократизации управления и повысило экономическую эффективность производства. В той или иной модификации дирижизм охватил многие страны, особенно в Европе. В Австрии, странах Скандинавии, в Испании, Италии, Нидерландах государственное вторжение в экономику весьма значительное. Хотя кейнсианство легло в основу государственной политики многих стран, в нем дифференцировались течения в зависимости от политической ориентации государственных деятелей. Соответственно, выделились правые и левые кейнсианцы. Правые кейнсианцы подчеркивали те стороны кейнсианского учения, которые ориентировали на милитаризацию экономики и гонку вооружений. Справедливости ради следует сказать, что сам Кейнс не связывал свои взгляды с военными расходами, в его время гонка вооружений еще не развернулась во всю свою устрашающую мощь. Но ряд мест его работы позволили «ястребам» ссылаться на его авторитет. Дело в том, что теория мультипликатора позволила Кейнсу утверждать следующее: не имеет значения, куда направляется первоначальная сумма инвестиций, если она порождает цепь производственных вложений и позволяет создать эффективный спрос, увеличить занятость. Пусть, например, происходит закапывание и откапывание ассигнаций. При всей кажущейся бессмысленности этого занятия оно породит волны спроса, ибо рабочие будут покупать товары, для изготовления этих товаров нужно будет закупать сырье и т. д. В связи с такими идеями, учение Кейнса стало использоваться для оправдания растущих военных расходов. Да, говорили ее авторы, военные расходы непроизводительные. Но зато благодаря им в стране увеличивается занятость, от военных заказов идет волна производственного спроса, и это создает рынок для мирных отраслей. Пропаганде удалось убедить в этом значительную часть населения, и даже рабочие оборонных предприятий видели в военных расходах основу своего благополучия, не задумываясь о народнохозяйственных последствиях милитаризации. Вопреки здравому смыслу военные расходы стали изображаться как благо. Выбрасывание общественных средств на ветер, чем, в сущности, являются военные расходы, изображалось как своеобразная плата за процветание. И все же жизнь подтверждает правоту иного взгляда. Военные расходы - это прежде всего расхищение общественного труда, оно замедляет возможности экономического роста и развития. Кстати, после второй мировой войны самые высокие темпы роста показали именно те страны, у которых в силу обстоятельств военные расходы - Япония, ФРГ оказались относительно ниже. Совсем другие стороны учения Кейнса подчеркивают левые кейнсианцы, среди которых ведущее место занимала Джоан Робинсон. Поскольку кейнсианство видело решение всех вопросов в повышении спроса на товары и услуги, то это может быть достигнуто путем перераспределения доходов населения от более состоятельных слоев к беднейшим. Согласно кейнсианству, склонность к потреблению различна у семей с различным уровнем дохода. Чем выше доход, тем ниже склонность к потреблению. Поэтому если осуществить перераспределение доходов в пользу менее оплачиваемых семей, то произойдет общее повышение склонности к потреблению и, соответственно, сократятся сбережения. Таким образом, цели кейнси-анской политики могут быть достигнуты на путях реформирования распределения доходов в пользу трудящихся классов. Видимо, по этой причине самые реакционные круги буржуазии видели в кейнсианстве чуть ли не социализм, хотя Кейнс был ярко выраженным противником социализма и твердым защитником частного предпринимательства. Его учение имело целью спасение, лечение капитализма, т. е. его обязательное сохранение. Если национальный доход рассматривать не со стороны спроса, а со стороны предложения, то он тоже будет состоять из двух частей C+S. Как видим, различие в том, что в одном случае речь идет о сбережениях (S), а в другом об инвестициях (I). По смыслу национальный доход один, с какой бы стороны его ни рассматривали. Значит, сбережения равны инвестициям: S=I. Но Кейнс говорит о давлении избыточных сбережений. Суть эффекта мультипликатора действительно проста: в результате государственного регулирования (прямого — через инвестиции или косвенного — через фискальную политику) увеличивается потребительский спрос, который мультиплицирует (умножает) новый спрос на товары и услуги, что, в конечном счете, приводит к росту национального дохода; в свою очередь прирост национального дохода вызывает рост стимулированных инвестиций, что оживляет предпринимательскую деятельность и способствует акселеративному (ускоренному) росту производства. Эффективность регулирования государством экономических процессов, на взгляд Дж. М.Кейнса, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Как полагал Дж. М.Кейнс, государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, по концепции Дж. М.Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. В современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американская, связанная с именами ряда экономистов США, и европейская, связанная, прежде всего, с исследованиями французских экономистов. В числе американских последователей учения Дж. М. Кейнса чаще всего упоминаются Э. Хансен, С. Харрис, Дж. М. Кларк и др. Они, опираясь на учение Дж. М. Кейнса, считали целесообразным увеличение налогов с доходов населения (до 25 % и более), увеличение размеров государственных займов и выпуска денег для покрытия расходов государства (даже если это увеличит инфляцию и дефицит государственного бюджета). Еще одним "дополнением" в кейнсианство является "замена" метода перманентного регулирования и направления частных и государственных инвестиций на метод маневрирования государственными расходами в зависимости от экономической конъюнктуры. Так, например, в периоды подъема экономики инвестиции ограничиваются, а в периоды замедления или спада — увеличиваются (несмотря на возможный бюджетный дефицит). Если Дж. М. Кейнс в своей теории опирался на принцип мультипликатора, который означает, что рост доходов сопровождается снижением роста инвестиций, то Э. Хансен выдвинул дополнительный принцип — принцип акселератора, означающий, что рост доходов в конкретных случаях может увеличивать инвестиции. Смысл дополнения в следующем: некоторые виды оборудования, машин и механизмов имеют сравнительно длительный срок производства, и ожидание этого срока психологически влияет на расширение производства требуемого оборудования или машин в объемах, превышающих реальный спрос, а значит, растет и спрос на инвестиции. Теория Кейнса подверглась критике, препарировалась, интерпретировалась, стандартизировалась, упрощалась, сводилась к графикам и альтернативным моделям его последователями. Одним из них стал Дж. Хикс (1904-1989 г.г.), предложивший математическое выражение и графическую иллюстрацию концепции Дж. Кейнса. Более подробно модель Хикса рассматривается в курсе экономической теории в виде так называемой ликвидной ловушки. Большое внимание Хикс уделяет мультипликатору инвестиций, предпочтению ликвидности и инфляции, их месту в теории экономической динамики, в теории циклов. Этим проблемам посвящены, в частности, его работы «Стоимость и капитал» (1939), «Вклад в теорию торгового цикла» (1950). В книге «Вклад в теорию торгового цикла» Хикс различает свободные и вынужденные циклы. Свободный цикл затухает сам по себе вследствие низкого уровня автономных инвестиций, слабого мультипликатора. Вышеуказанный цикл, приводимый в движение мощными силами расширения, ограничивается полным использованием мощности производства и влечет за собой задержку в росте объема продукции, а это порождает понижательное движение экономики в целом. Таким образом, он исследует, как осуществляется переход от одного состояния равновесия к другому. В движении экономики Хикс выделяет три стадии: 1) повышенный спрос без новых капиталовложений за счет исчерпания оборотного капитала; 2) осуществление новых инвестиций для удовлетворения нового спроса; 3) вытекающая отсюда серия колебаний. Высшей точкой подъема он считал состояние полного использования ресурсов. Идеи Хикса получили широкое распространение и позволили говорить о «Хиксианском кейнсианстве». После Кейнса развитие его учения пошло как бы по двум путям. Первый—кейнсианская теория цикла. В ней делались попытки объяснить цикл и выработать антициклическую политику. Ведущее место здесь занимал американский экономист Э. Хансен. Его книга «Экономические циклы и национальный доход» была переведена на русский язык и вышла в Издательстве иностранной литературы в 1959 году. Второй путь—это теория экономической динамики. Здесь заметные фигуры - американский экономист Евсей Домар и английский экономист Рой Харрод. Работа последнего «К теории экономической динамики» тоже в 1959 году была издана на русском языке. Теоретиков экономической динамики принято называть неокейнсианцами. Главным фактором, связанным с колебаниями цикла, он считает изменения в реальных инвестициях, т.е. изменения в производстве средств производства, запасах и объеме жилищного строительства. Хансен выделяет большие и малые колебания. Малые колебания он связывает с изменениями в уровне запасов. Изменения в строительных циклах могут накладываться на большие колебания, что приводит экономику к длительной депрессии. Для развития экономики нужна непрерывность инвестирования. Хансен различает стимулированные инвестиции как функцию изменения производства во времени, автономные инвестиции как функцию темпов роста населения, использования ресурсов и технического прогресса и государственные инвестиции. Если снижаются автономные инвестиции, то возникает опасность спада, и тогда необходимо увеличение государственных инвестиций. Чем больше уровень национального дохода, считает Хансен, тем больше возможностей для инвестирования. В отличие от Кейнса, он рассматривает зависимость, обратную мультипликатору, которую называет акселератором:
Акселератор=∆I/∆Y
где ∆I – прирост инвестиций, ∆Y – прирост национального дохода. Остановимся на теории цикла. С ростом производства среди предпринимателей господствуют оптимистические настроения. В расчете на дальнейший рост охотно делаются все новые и новые инвестиции. В силу действия мультипликатора они порождают кумулятивный рост спроса, подстегивающего производство. Но постепенно начинают работать факторы торможения. Во-первых, сказывается действие снижающейся склонности к потреблению. Чем больше доход, тем относительно большая часть его попадает в сбережения. Пока сбережения воплощаются в инвестиции, рост идет интенсивно. Но постепенно снижается эффективность инвестиций по мере увеличения их размеров. Одновременно из-за роста спроса на кредит вырастает и норма ссудного процента. А снижение эффективности инвестиций при одновременном повышении процента делают инвестиции непривлекательными. С этого момента спираль начинает раскручиваться в противоположную сторону. То, что ускорило рост на стадии подъема, резко ускоряет падение после прохождения верхней точки. Из-за сокращения инвестиций падают спрос и цены. Те, кто еще недавно собирался вкладывать средства в производство, отказываются от этой затеи и настроения оптимизма сменяются пессимистическими. Снижение спроса на потребительские товары из-за роста безработицы, в силу действия акселератора вызывает еще большее сокращение спроса на средства производства. Однако падение тоже не может продолжаться бесконечно. Во-первых, со снижением доходов потребление тоже снижается, хотя гораздо меньшими темпами, поэтому повышается доля расходов на потребление в общем доходе. Во-вторых, с прекращением инвестиций возникает потребность в обновлении мощностей, ибо они устаревают и требуют замены. В третьих, в условиях технического прогресса всегда есть отрасли или направления разработки новой техники и технологии, где продолжается развитие и инвестиции возрастают, Какова же должна быть антициклическая политика? Очевидно, государство должно на стадии подъема тормозить рост и не допускать «перегрева» конъюнктуры, а на стадии падения всячески тормозить снижение производства. При этом могут быть задействованы как встроенные стабилизаторы, так и специально принимаемые меры государственной политики. Встроенными стабилизаторами называют такие механизмы, которые противодействуют циклическим колебаниям как бы автоматически. Так, во время падения производства уменьшаются налоговые платежи и увеличиваются выплаты пособий по безработице и помощь малообеспеченным семьям. При подъеме, наоборот, растет доля налогов (в силу прогрессивности налогообложения) и снижаются выплаты из бюджета. Вместе с тем, государство может сознательно смягчать диапазон колебаний. В фазе подъема государство должно сокращать объем закупок и ограничивать централизованные капиталовложения, а на стадии снижения оно своими закупками стимулирует подъем производства, организует инвестиционную деятельность. Обратим внимание - кейнсианцы не ставят задачу устранить кризис: они стремятся лишь смягчить размах фаз подъема и падения, сгладить волны той синусоиды, которую описывает динамика производства. Конечно, учитывая долю государства в национальном доходе, оно может оказать влияние на динамику общественного потребления. Опыт послевоенного развития подтверждает, что с этим фактором нужно считаться.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |