КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные статусы и социальные роли 2 страница
Социальное управление многосубъектно. Его субъекты — не только индивиды, но и государственные, муниципальные органы и общественные организации. На уровне государства важнейшими субъектами являются органы законодательной власти, вырабатывающие законы, исиолнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ) и судебной власти. На уровне субъектов Федерации субъектами социального управления также являются законодательные, исполни- См Костин В А Теория управления Глава 17 Социальное управление 323 тельные и судебные органы. Органы местного самоуправления занимаются непосредственной реализацией решений, разработанных на уровне государства и субъектов Федерации. Проблемы, требующие своего разрешения, заставляют субъектов управления вырабатывать программы, которые, в свою очередь, регулируют действия управляемых субъектов. Исполнители программ (управляемые субъекты) в своих действиях могут руководствоваться нормами и целями, отличающимися о г предписанных программой. Иными словами, если программы, выработанные субъектами управления, не восприняты исполнителями (управляемыми) субъективно — как «руководство к действию», управление может и не иметь места. В этом заключается важное отличие социального управления от других его видов. Управляемыми субъектами выступают группы людей и отдельные индивиды, способные к реализации социальных программ, выработанных на разных уровнях управления. К управляемым субъектам в первую очередь относятся такие учреждения, как центры социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, органы социальной защиты, службы занятости и др. Управляемые субъекты и люди, нуждающиеся в тех или иных формах социальной помощи и защиты. Проект управленческой деятельности — сложный идеальный образ, наличие которого обусловливает организацию деятельности как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов. В состав проекта входят цели, нормы, оценки ситуаций, образы условий действия и субъектов, отдельные решения, т.е. проект представляет собой упорядоченное целое. Какое-либо отдельное управленческое решение представляет собой фрагмент проекта. Проект управленческой деятельности в социальной сфере содержит информацию о том, какие группы нуждаются в содействии, помощи и поддержке, каким образом должны регулироваться отношения между ними, о нормах, лежащих в основе этих отношений, и др. Проект включает в себя не только целевые образы (например, обеспечение всех инвалидов-«колясочников» данного региона необходимыми средствами передвижения), но и методы и способы достижения целей, технологии их достижения. Иными словами, проект фиксирует не только то, что нужно сделать, но и как этого достичь. Управленческий проект в социальной сфере всегда является неполным, предполагая самоуправление со стороны управляемых субъектов. Задача управляющих субъектов —создать условия для того, чтобы социальные общности и индивиды в своей деятельности могли Раздел 111 Общее гво и его структура
щ т
реализовать те или иные возможности (получить образование, реали-'] зовать право на труд, досуг, отдых и др.). Управленческие проекты могут быть направлены па регулирова-1 ние деятельности профессиональных и гражданских общностей. В основе выделения профессиональных общностей лежит тот или иной вид деятельности (например, коллектив учебного заведения, завода, больницы, коммерчески-торговой фирмы и т.н.), в основе гражданских — единая система законов, регулирующая отношения людей. Процесс создания и изменения проектов, адресованных гражданским общностям, осуществляется политиками на государственном уровне и носит название реформ. Проектирование, имеющее целью преобразование жизнедеятельности профессиональных общностей, осуществляется менеджерами. Объект социального управления — разные виды жизнедеятельности управляемых субъектов: потребительская, образовательная, культурно-досуговая, миграционная, религиозная, отбор людей для назначения на соответствующие должности и др. По существу это деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. Иными словами, объект управления и управляемый субъект в социальном управлении не совпадают. Проект деятельности, создаваемый субъектом управления, направлен на деятельность управляемых субъектов, способных понять программу и реализовать ее. Управляемый субъект, реализующий выработанный субъектом управления проект деятельности, делает это не автоматически, а «пропуская» этот проект через свое сознание и волю. Он может более точно, ближе к идеальному образу реализовать проект, или, стремясь реализовать какие-то собственные цели, не предусмотренные программой, может только создать видимость реализации проекта. Смысл управления обществом заключается в воздействии на уп- j равляемый субъект с целью организации его деятельности. Воспринимая управленческие решения, управляемый субъект соглашается совершать действия, предусмотренные проектом. Цель управления — создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Организация, как отмечалось выше, является целью всякого, управления. Цель социального управления объективируется не в каких-то вещах или услугах, а в организации деятельности по их производству, упорядоченности уже существующей системы. Приведем простой пример «из жизни». Всем нам приходится обра-3 щаться в медицинские учреждения, целью деятельности которых яв-| ляется лечение больных. Цель деятельности конкретного врача — по- Глава 17 Социальное управление 325 становка диагноза, назначение лечения, проведение операции, осуществление профилактики заболевания и т.п. Для лечения нужны не только квалифицированные врачи, но и медицинское оборудование, медикаменты, обслуживающий персонал, осуществляющий уход за больными. Создание проекта медицинского учреждения, включающего в себя все необходимые условия как в количественном, так и в качественном выражении, и являет ся в данном случае целью социального управления. Цель врача — вылечить больного, цель субъекта, управляющего медицинским учреждением, — так организовать деятельность врачей и других его сотрудников, чтобы процесс излечения осуществлялся наиболее эффективно. Говоря иначе, эффективность управления проявляется в эффективности управляемой деятельности, в основе которой — се упорядоченность. Как ни парадоксально, но значимость цели управления осознается в том случае, если выработанный проект не обеспечивает эффек-тивпости соответствующей деятельности, устойчивого состояния системы. Так, если при всех усилиях, предпринимаемых руководителями гой или иной фирмы, производимая продукция (или услуга) не пользуется спросом на рынке, фирма терпит убытки, ее деятельность неэффективна, значит, неэффективно управление данной фирмой. Социальное управление направлено на сложные социальные системы, представляющие собой действия социальных групп, общностей, индивидов в определенных ситуациях. В ходе социального управления формируется желательный образ социального процесса (исполнения законов, справедливого распределения налогов, обеспечения безопасности людей и др.), контролируется его протекание, регулируется деятельность социальных систем, обеспечивающее их развитие в необходимом направлении. § 3. Уровни и функции социального управления В широком смысле термин «социальный» означает «общественный» и угамребляется при сопоставлении общества с природой. В этом случае понятие «социальный» тождественно понятию «общественный». В узком смысле данный термин охватывает взаимоотношения между различными социальными общностями (территориальными, этническими, демографическими, образовательными, религиозными, культурными), процессы, протекающие в социальной сфере общества, социальную структуру, уровень и качество жизни людей. Соответственно, термин Раздел III Общество и его структура «социальное управление» также употребляется в широком и узком: смыслах. До сих пор термин «социальное управление» употреблялся нами в i широком смысле — как синоним «управления в обществе». Однако \ настало время обратить внимание на его «звучание» в узком смысле. В таком контексте под социальным управлением целесообразно рассматривать управление территориальными, демографическими, культурными и иными общностями и процессами, социальной защитой, миграционными потоками, доходами населения, его уровнем и качеством жизни. Уровни социального управления Выше уже говорилось о том, что в обществе выделяются такие уровни управления как государственное, муниципальное, управление на уровне фирмы (менеджмент). Основанием для выделения уровней управления обществом выступают, прежде всего, объекты социального управления — различные виды деятельности людей и отношений между социальными группами и субъекты управления. Специфика деятельности, на которую направлена активность субъекта управления, детерминирует соотношение функций на каждом уровне управления. В государственном управлении важнейшей является функция регламентации деятельности управляемых субъектов, разработки ее нормативных оснований и основополагающих направлений. С реализацией этой функции могут быть связаны непрофессиональная деятельность граждан государства (уплата налогов, участие в избирательных кампаниях и др.), деятельность профессиональных групп (шахтеры, транспортники, врачи, учителя и др.), а также условия жизни социально-демографических групп (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.). Специфика объекта государственного управления заключается в том, что он представляет собой разнообразную деятельность множества разнородных социальных групп, объединенных на территории одного государственного образования. В силу этого главным средством государственного управления выступают системы норм и правил, объединяющие людей, проживающих на одной территории, граждан одного государства. Государство вырабатывает системы норм, регламентирующих деятельность управляемых субъектов, и способы контроля за их исполнением. Для реализации государственного управления по различным направлениям создаются специальные государственные органы. Глава 17 Социальное управление 327 Государственное регулирование осуществляется по следующим главным направлениям: внутренние экономические и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение его безопасности, выработка основных принципов и направлений социальной политики, внешние экономические отношения, поддержание мирового правопорядка. Объектом муниципального управления также выступает деятельность различных групп населения, проживающих на соответствующей территории. На уровне управления муниципальными образованиями, наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания. Субъекты управления на муниципальном уровне организуют и контролируют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей (например, социальной защиты инвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям в получении образования). Если государственное управление направлено на непосредственное управление гражданами государства, через регулирование выполнения ими действующего законодательства, то муниципальные органы власти в основном управляют не непосредственно гражданами, проживающими на данной территории, а службами и учреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкретных программ. Поскольку граждане, проживающие на территории любого муниципально1 о образования, осуществляют различные виды деятельности, муниципальное управление направлено на экономическую, политическую, образовательную, культурную, религиозную деятельность, решение этнических проблем, ортнизацию социальной защиты населения и т.п. В то же время его отличие от управления на государственном уровне заключается в том, что именно на уровне муниципального образования создается и функционирует социальная инфраструктура, осуществляется помощь гражданам, нуждающимся в поддержке, производится перераспределение товаров и услуг, оказание коммунальных услуг. Третьим уровнем управления в обществе является менеджмент. Он рассматривается в литературе с различных позиций. Во-первых, происходит отождествление менеджмента и управления. Это неверно, поскольку управление имеет место в технических, кибернетических, биологических системах, и вряд ли можно называть его менеджментом, равно как человека, управляющего техническими системами, — менеджером. Иными словами, менеджмент и управление нетождественны, менеджмент выступает одним из уровней управления обществом. Раздел 111 Общество и его структура Во-вторых, менеджмен! связывают с организацией процесса upoj изводства и рассматривают как управление коммерческими оргапиза циями, фирмами, которые осуществляют определенную деятельноег| с целью получения прибыли. В связи с этим в учебниках по менедж! менту в основном рассматривается характеристика организаций, изГ структуры, уровней управления, организационного поведения, управа ления персоналом, проблем лидере та и т.п. В-третьих, менеджмент определяют как особый вид нрофесс но- • нальной деятельности по организации и управлению, совокупность-конкретных методов управления, существующих в рыночном общест- <■ ве. В качестве важнейшей составляющей менеджмента выделяе1СЯ| управление персоналом организации. Поскольку основной целью, смыслом существования фирмы (организации) является получение устойчивой прибыли, задачей управляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели. Тем не менее нужно учитывать, что персонал фирмы — реальные люди, коюрых волнуют собственное благосостояние в настоящем и будущем, уровень доходов, благополучие своей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управление персоналом фирмы включает в себя деятельность, направленную на решение социальных проблем ее сотрудников. Функции социального управления Разнообразные функции социального управления можно объединить в три основные группы1. К первой группе функций, направленных на создание благоприятных условий жизни людей и их последовательное улучшение, совершенствование, относятся: обеспечение условий безопасности граждан; создание и упрочение условий, гарантирующих права и свободы граждан; помощь людям в обеспечении источниками средств к сущее гвованию, создание возможностей для повышения их доходов; обеспечение интересов работников при проведении приватизации предприятий; охрана труда и улучшение его условий, обеспечение охраны здоровья граждан; развитие социально-бытовой инфраструктуры; создание и совершенствование условий участия граждан в управлении делами общества, государства, произволе гва. Вторая группа функций охватывает процессы изменений в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, их социальных ' См. Социальный меиеджмсш С 106—115 Плана 17 Социальное управление качествах" обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей; ортнизация институциональной деятельности, формирующей общественные нравы; помощь людям в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечение дисциплины и правопорядка; развитие трудовой, социально-политической, производственно-творческой и других видов общественной активности; формирование у людей восприимчивости к инновациям, развитие их инновационных ориентации. Третья группа функций представляет собой целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем (социальных общностей, организаций). В данном случае речь идет о подборе и расстановке кадров, формировании и развитии социальной организации коллектива; развитии его социальной структуры; создании и изменении социальных институтов, необходимых для функционирования коллектива. В приведенной классификации выдерживается принцип подхода к характеристике конкретных функций социального управления, в соответствии с которым выявляется их «набор», обусловленный спецификой объекта социальною управления. Вместе с тем при достаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались как собственно управленческие, так и функции по достижению результатов конкретных видов деятельности. Выявление функций управления выступает одним из важнейших аспектов системы управленческого знания. В зарубежной литературе управление характеризуется через его функции. В зависимости от выделяемого «набора» функций оно определяется, например, как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации»1. Управление может пониматься как «эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами»2. В приведенных трактовках фиксируются два основных аспекта: 1) выявляются основные функции управления, в результате реализации которых 2) осуществляется эффективное и производительное достижение целей организации. При этом определения управления разнятся, как правило, в зависимости от того, какие функции выделяются. В отечественной литературе функции социального управления рассматриваются с аналогичной точки зрения. Сложилась традиция при ' Мескол М, Альберт М, Хедоури X Основы меиеджмеш а М.1997 С 38 ^ДафтРЛ Менеджмент С 18 Раздел III. Общество и его структура классификации относить к ним планирование, организацию, мотивацию| контроль; иногда к ним добавляют прогнозирование, учет, общение. В ряде источников функции управления выделяются более дробно, j В качестве общих функций, реализация которых представляет собой i управленческий цикл, различают целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, стимулирование, учет, контроль. Логическая последовательность реализации общих функций управления в таком случае рассматривается как управленческий цикл. Некоторые авторы в качестве основной функции управления, определяющей содержание всех остальных, называют целеполагание1, все остальные функции рассматриваются как подчиненные ей. В традиционной трактовке функций управления основаниями для их выделения служат, судя по всему, условия индивидуальной деятельности людей: цели, средства, мотивы, обратная связь. Каждое из этих условий рассматривается как результат управленческих решений. Так, в результате функции планирования появляются цели, в результате функции организации — упорядоченность, в результате мотивации — желание трудиться. Идея выделения функций на основе условий деятельности имеет немало рационального, однако необходимо учитывать, что традиционная модель трактовки управленческих функций применима прежде всего на уровне отдельного работника. Управленческие функции на уровне социальной общности более сложны. В частности, деятельность общностей предполагает регламентацию взаимодействий между ними, властных отношений, более сложную, чем цель, управляющую информационную модель. Существует иной подход к анализу управленческих функций, когда под ними понимаются виды управленческих действий, выделяемые по характеру предмета деятельности и ее результату. В этом случае выделяются информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции2. К предмету информационно-управленческих функций относится информация, ее преобразование, вследствие чего формулируются цели деятельности, вырабатываются нормы и оценки. Результатом этой функции становятся выявление проблем и разработка управленческих решений. К предмету сервисно-управленческих функций относится формирование как у субъектов управленческой деятельности, так и управля- См.: Основы современного социального управления теория и методология С. 73 См.: Костин В А Теория управления. С 51—56 Глава 17. Социальное управление 331 емых субъектов мотивов к тем или иным действиям, статусов этих субъектов (прием на работу, увольнение, повышение, понижение, наделение полномочиями и др.). Если информационно-управленческие функции предписывают управляемому субъекту, что нужно делать, то сервисно-управленческие функции выступают инструментом реализации первых. Например, такие функции, как мотивация и стимулирование, позволяют выявить, на каких условиях персонал организации выполняет работу, предусмотренную проектом. Заключение договоров и соглашений между работниками и руководителями закрепляет те или иные работы, предусмотренные проектом, за конкретными исполнителями. Наряду с вышеназванными можно выделить и собственно сервисные функции, которые уже не являются управленческими: деятельность по оказанию социальной помощи, медицинских услуг, обучению, организации досуга и др. Выполнение этих функций является содержанием социальной политики, речь о которой пойдет ниже. Результатом выполнения сервисных функций выступает решение какой-либо проблемы, реализация управленческого проекта, отдельного управленческого решения. Для выполнения сервисных функций создаются специальные органы и учреждения. Например, учреждения социальной защиты оказывают конкретные услуги инвалидам, пенсионерам, другим категориям населения, а не управляют их деятельностью. Деятельностью этих учреждений руководят государственные, региональные, муниципальные органы посредством выработки и принятия необходимых решений, проведения соответствующей кадровой политики, контроля за выполнением этих решений и законов. Информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции представляют собой сложные управленческие функции. Наряду с ними можно выделить и простые управленческие функции, состоящие из набора элементарных управленческих действий, имеющих место в любом управлении: познания, оценивания, выбора, обмена, хранения информации. Комбинации простых функций дают в результате сложные управленческие функции. § 4. Социальное управление и социальная политика Понятие социальной политики Социальное управление выступает способом реализации социальной политики, направленной на защиту социальных групп и общностей, Раздел III Общество и его структура отдельных личностей от деструктивных процессов. Целью социальной политики является решение социальных проблем многочисленных групп и общностей, преодоление социальных конфликтов, социализация и развитие личности. Содержанием социальной политики выступает создание благоч приятных условий для жизнедеятельности людей, для социального^ воспроизводства индивидов, общественных групп, отношений между ними во всем многообразии их проявлений. Посредством осуществления социальной политики реализуются права граждан на достойные условия бытия, свободное участие в жизни общества. Механизм выработки и реализации социальной полигики включает в себя государственную идеологию, право, экономические и социальные стандарты, культуру, регуляторы национально-этнических отношений. По нашему мнению, социальную политику можно определить как деятельность политических и общественных организаций разных уровней, направленную на предотвращение (преодоление) социальной напряженности, устойчивое воспроизводство и развитие социальной сферы, обеспечение удовлетворения жизненных потребностей людей, повышение уровня и совершенствования качества жизни, оказание социальной помощи нуждающимся в ней социальным группам. Формирование условий для решения названных задач, организация деятельности специально созданных учреждений представляет собой управление социальной политикой. Социальная политика нацелена на обеспечение наиболее полного удовлетворения индивидами своих жизненных потребностей. Она выражается в заботе о человеке на всех уровнях — государственном, территориальном, фирмы, общественной организации. Для этого используется разнообразный потенциал социальной системы — финансовый, кадровый, интеллектуальный. К важнейшим принципам реализации социальной политики относится: формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и норм, соблюдение критериев социальной безопасности общества, обеспечение государством минимальных жизненных стандартов всем членам общества при любых условиях. Задачей Российского государства выступает законодательное закрепление социальных нормативов — минимального прожиточного уровня, душевого дохода, семейного дохода, потребительской корзины и др. Такие нормативы составят основу реальной социальной диагностики. Мониторинг социальных показателей и индикаторов поз- Глава 17. Социальное управление волит отслеживать проблемы в социальной сфере и предпринимать таги по их постепенному решению. Огромное значение в осуществлении такого мониторинга играют эмпирические и прикладные социологические исследования. Основные направления социальной политики В качестве основных направлений социальной политики, как правило, выделяют следующие. 1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потреби 2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, 3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоиму 4. Развитие отраслей социальной сферы: образование, культура, 5. Развитие инфраструктуры: жилье, транспорт, дороги, связь, тор 6. Социоэкологическая политика. 7. Миграционная политика (миграционные процессы внутри стра 8. Политика в отношении отдельных групп населения — пенсионе В реализации социальной политики можно выделить два аспекта. Во-первых, удовлетворение жизненных потребностей тех групп людей, которые в силу объективных условий не могут это сделать самостоятельно (инвалиды, пенсионеры, дети-сироты, вынужденные переселенцы и др.). Это предполагает организацию непосредственной деятельности по реализации соответствующих сервисных функций. Во-вторых, создание па государе гвенном, региональном, отраслевом уровнях, равно как и на уровне предприятия (фирмы), условий, при которых люди могли бы обеспечить себе достойное существование. К этим условиям относятся регулирующее воздействие на формирование доходов, порядок выплаты заработной платы, создание условий для развития образования, здравоохранения, досуговой сферы и т.п. Решение этих задач осуществляется государством, субъектами Федерации, муниципальными органами прежде всего посредством См Холо(moea ЕИ Социальная полшика М, 2001 С 6. Раздел III. Общество и его структура разработки нормативных систем и контроля за их соблюдением, управления финансовыми потоками. К условиям, от которых зависит нормальное существование индивидов и социальных групп, относятся также: организация охраны общественного порядка, окружающей среды, транспортного обслуживания населения, услуг связи, эффективного функционирования торгового и бытового обслуживания населения, обеспечение экологической безопасности, планировка, застройка, благоустройство населенных пунктов, дорожное строительство. Названные направления социальной политики реализуются прежде всего на муниципальном и региональном уровнях, государством же разрабатываются общие принципы и законодательные основания их осуществления. Таким образом, различные направления социальной политики в комплексе нацелены на эффективную организацию социальной защиты различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих не только материальное благополучие, но и культурное и интеллектуальное развитие, нравственное совершенствование личности. При этом следует иметь в виду, что социальная защита не сводится к помощи наименее обеспеченным социальным группам. В той или иной ее форме нуждаются все социальные слои и группы (например, в защите от преступных посягательств, произвола чиновников, в экологической безопасности и др.).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |