Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скептицизм (Scepticisme)




Выводы

Подводя некоторые итоги развития греческой философии раннего и классического периодов, можно отметить формирование трех направ­лений в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии (схема 28).

Схема 28. Формирование материализма, идеализма и дуализма

Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму или плюрализму была не строгой, что хорошо видно из следующей схе­мы (схема 29). Тем не менее в силу традиции многие философы безо­говорочно причисляются к определенному направлению. (Подробнее об этом см. на с. 15—16.)

Схема 29. Виды первоначал в древнегреческой философии

Глава 5. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Эллинистический период античной философии охватывает огром­ный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. (т.е. с возникнове­ния «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Алек­сандром Македонским) и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. Но к этому време­ни Римская империя уже раскололась на две части — Западную и Во­сточную (Византию), но и после падения Рима Византия продолжала существовать. Поэтому конец античной философии в целом и эллини­стического ее периода в частности обычно связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах.

В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие фило­софских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неопла­тонизм, перипатетизм и т.д.), а с другой — на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (ки­низм, стоицизм, скептицизм и т.д.).

Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При этом завоеван­ные греки в определенном смысле «покорили» своих завоевателей, ока­зав громадное влияние на все сферы римской культуры: религию, лите­ратуру, архитектуру, изобразительное искусство и т.д. Под влиянием греческой философии начинается развитие римской философии. Но поскольку римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внес­ли большой вклад в развитие ряда греческих учений, в период с I в. до н.э. по VI в. н.э. можно говорить о существовании греко-римской философии.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эл­линизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще все­го понималась как обретение счастья, что возможно только при долж­ном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этичес­ких проблем неразрывно был связан с учениями о природе.

Таблица 24. Классификация школ эллинистического периода

Источники Философское направление Виднейшие представители
Софистика Элеаты Демокрит Платон Скептицизм Пиррон Секст Эмпирик (рим.)
Гераклит Кинизм Стоицизм Зенон из Китиона Сенека (рим.) Марк Аврелий (рим.)
Демокрит Эпикуреизм Эпикур Секст Эмпирик (рим.)
Сократ Кинизм Антисфен, Диоген Синопский, Кратет
Пифагор Пифагореизм, неопифагореизм Филолай, Ликон
Аристотель Аристотелизм (перипатетизм) Теофраст
Платон Платонизм Аркесилай, Карнеад, Плутарх Афинский
Платонизм Пифагореизм Неоплатонизм Плотин, Порфирий, Ямвлих Прокл

Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скеп­сис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колеба­ние». Скептицизм — это философское направление, где сомнение ока­зывается универсальным философским принципом, т.е. последователь-

но проводится идея о недостоверности всякого знания. Основополож­ником античного скептицизма считается Пиррон; виднейший пред­ставитель скептицизма в римской философии — Секст Эмпирик.

Пиррон (Pyrrho)

Биографические сведения. Время жизни — 360— 270 гг. до н.э.; родился в г. Элида. Учился у софиста Брисона; наибольшее влияние на Пиррона оказал муд­рец Анаксарх (друг Александра Македонского). Они оба участвовали в походе Александра и дошли до Индии, где Пиррон общался с индийскими философами.

Пиррон настолько последовательно придерживался характерного для скептицизма универсального принципа сомнения, что даже на воп­рос: «Пиррон, ты умер?» — отвечал: «Не знаю».

Основные труды. Пиррон из принципа ничего не писал. Философские воззрения. Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливым? Для ее решения Пиррон считал достаточным ответить на три вопроса.

1. Что есть то, что нас окружает?

2. Как мы должны к этому окружающему относиться?

3. Что следует из должного отношения?

Ответ на первый вопрос. Рассматривая всю предшествующую ему философию, Пиррон вполне справедливо указывает, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и не­возможно предпочесть одну точку зрения другой1. Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то».

Отсюда следует ответ на второй вопрос. Мы должны воздержи­ваться от каких-либо суждений обо всем, существующем в этом мире.

Отсюда следует ответ на третий вопрос. Полнейшая невозму­тимость, бесстрастность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.

Секст Эмпи­рик (Sextus Empiricus)

Биографические сведения. Примерное время жиз­ни — вторая пол. II — нач. III вв. Известные нам досто­верные факты его биографии исчерпываются тем, что Секст был врачом, а его прозвище было Эмпирик. Основные труды. «Пирроновы основоположения», «Против уче­ных», «Против математиков».

Эти работы являются практически единственным сохранившимся источником сведений об античном скептицизме.

Философские воззрения. История философии. Обосновывая не­достоверность различных философских учений, Секст в своих работах

1 Чтобы убедиться в справедливости этого утверждения Пиррона, достаточно по­смотреть на схему 29 на с. 105.

подробно их анализирует. Поэтому его книги являются ценным источ­ником сведений по античной философии.

Скептический метод. В основе скептического метода лежит допу­щение одинаковой достоверности противоречивых суждений. Но в та­ком случае у нас нет никаких оснований предпочесть одно суждение другому, противоречащему первому. Следовательно, лучший выход из положения состоит в том, чтобы вообще воздерживаться от всяких суждений. Именно это позволяет обрести невозмутимость, что и явля­ется целью философии. Последовательная реализация принципа со­мнения доходит у него до сомнения и в собственных суждениях.

Как утверждал Секст Эмпирик, скептик на практике следует пути, которому следует мир. Но только скептик при этом не имеет никаких мнений ни об этом пути, ни об этом мире. Так, скептики говорят о богах как о существующих и даже поклоняются им, но при этом не выражают никакой веры и тем самым «избегают опрометчивости догматизма».

Логика рассуждения Секста Эмпирика выглядит примерно следую­щим образом. Он, например, утверждает, что всякий, кто определенно утверждает, что Бог есть, по сути дела принужден к нечестию. Так, предположим, что Бог есть, но в то же время мы на собственном опыте знаем, что в мире существует зло. Тогда, во-первых, если Бог есть при­чина всего существующего, то он является и причиной зла, существую­щего в мире. Во-вторых, рассмотрим тезис о всемогуществе и благости Бога, т.е. что он заботится о мире, несет в мир добро. Логически здесь возможны четыре варианта (табл. 25).

Таблица 25. Способ рассуждения скептика

  Бог всемогущ Бог не всемогущ (слаб)
Бог добр 1. Может и хочет устра­нить все зло в мире. 3. Хочет, но не может устранить все зло в мире.
Бог зол (завистлив) 2. Может, но не хочет устранить все зло в мире. 4. Не хочет и не может устранить все зло в мире.

Только в случае 1-м Бог выступает как доброе (благое) и всемогу­щее существо, достойное человеческого поклонения. Но этот вариант принять нельзя, поскольку в мире существует зло.

В 3-м и 4-м случаях Бог выступает как слабое существо, во 2-м и в 4-м — как злое (завистливое). Но утверждения 2-го, 3-го и 4-го случаев о Боге как раз и ведут нас к нечестию.

Судьба скептицизма. Скептицизм оказался прочно забыт в эпо­ху Средневековья, и только в XVI—XVII вв. он возрождается в евро­пейской философии в виде «нового пирронизма». Особое значение он

имел в связи с критикой схоластических методов и общего догматизма (Эразм Роттердамский, Монтень), позднее скептицизм стал основой философии Юма, повлиял он и на агностицизм Канта и позитивистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.