Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кинизм (Cynicism)




Название школы произошло от названия холма в Афинах и рас­положенном на нем гимнасии1 «Киносарг» («Зоркий пес» или «Бе­лая собака»), где занимались первые киники («кюникос» — «соба­чий»), отсюда названия кинизма — «собачья философия», «собачья школа»; на латыни название последователей этой школы — cynici — циники2.

Основоположник кинизма — Антисфен (444—368 гг. до н.э.), кото­рый учился сначала у софиста Горгия, а затем — у Сократа.

Самый знаменитый киник — Диоген Синопский (400—323 гг. до н.э.) — ученик Антисфена; часто именно Диогена называют истин­ным основоположником кинизма.

Основные труды. Ни одна работа киников до нас не дошла. Изве­стны только отдельные фрагменты из них.

Схема 33. Школа киников

Философские воззрения. Киники не стремились к построению последовательной и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их фи-

1 Гимнасий — комплекс сооружений, где проходили занятия спортом в Древней Греции. В портиках гимнасий всегда собиралось много людей, наблюдавших за спортив­ными упражнениями.

2 Отсюда происходит слово «цинизм».

3 Гиппархия — женщина-философ, добровольно ставшая женой Кратета и разделяв­шая его кинический образ жизни.

лософия — философия отщепенцев1, которые сознательно ставили се­бя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы пове­дения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, — духовной свободы, независимости от мира и других людей.

Они презирали знатность и богатство, считая последнее амораль­ным, и «с наслаждением презирали самое наслаждение», пренебрегали образованностью и воспитанием. Они порывали с патриотизмом и на­чали пропаганду космополитизма 2, называя себя «гражданами мира». Формулу страшного проклятья «без общины, без дома, без оте­чества» Диоген применяет к себе с гордостью.

Когда македонцы захватили и разрушили Фивы — родной город Кратета, Александр Македонский спросил у него, не хочет ли Кратет, чтобы Фивы были отстроены заново. На что Кратет ответил: «А зачем? Придет новый Александр и снова все разрушит».

Отношение к богам. Киники не отрицали существование богов, но считали, что у них ничего не надо просить, чтобы не утратить свою не­зависимость.

Кинический образ жизни. Киники вели очень простой образ жизни, ходили босиком, носили «кинический плащ» из грубой ткани, надевае­мый на голое тело. Диоген одно время жил в бочке (или глиняном со­суде); приучая себя к отказам, просил подаяние у статуй. Сохранился рассказ о встрече Диогена с Александром Македонским, который, при­ехав в Афины, пожелал встретиться с Диогеном. Увидев Диогена, кото­рый лежал и отдыхал на площади, не обращая внимания на окружаю­щих, Александр сказал ему: «Проси у меня чего хочешь». Диоген же ответил: «Отойди и не загораживай мне солнце». На что Александр сказал: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном».

Идеалы киников хорошо выражены в следующих словах, которые Лукиан (II в.) вложил в уста Диогена в своем произведении «Продажа жизней»: «Прежде всего я сниму с тебя изнеженность.., заставлю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть что попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве... Оставив дом отца своего, ты будешь жить или в склепе, или в покинутой башне, или в глиняном сосуде. Котомка твоя пусть бу­дет полна бобов и свертков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой об­раз жизни, ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь...

1 Антисфен не был полноправным гражданином Афин (его мать не афинянка), а Диоген был сыном менялы, который сидел в тюрьме за порчу монет.

2 Термин придуман киниками.

Надо быть грубым и дерзким и ругать одинаковым образом и ца­рей, и частных людей... Стыд, чувство приличия и умеренности долж­ны отсутствовать; способность краснеть навсегда сотри со своего лица... На виду у всех смело делай то, чего другой не сделал бы и встороне».

Судьба учения. Учение киников во многом повлияло на этику сто­иков; презрение к материальным благам и образ жизни киников спо­собствовал становлению христианских идеалов аскетизма.

5.5. Академия (Academy), или платонизм (platonism)

Академия была основана Платоном ок. 387 г. до н.э. и просу­ществовала почти тысячу лет.

В 86 г. до н.э. при осаде Афин римлянами (во главе с Суллой) были разрушены помещения Академии, уничтожена библиотека и вырубле­ны сады. В последующий период судьба Академии не вполне ясна вплоть до 176 г., когда по указу императора Марка Аврелия (известно­го философа-стоика) в Афинах были учреждены четыре философские кафедры. После этого систематические занятия в Академии возоб­новились.

В 529 г. Академия была закрыта по указу императора Юстиниана как последняя «языческая» философская школа на территории к тому времени уже христианской Римской империи. Тогда ряд академиков переехал ко двору персидского царя Хосрова.

В эпоху Возрождения Козимо Медичи учредил во Флоренции но­вую платоновскую Академию (1459—1521).

Платон основал Академию как союз единомышленников (напоми­навший пифагорейский союз). Во главе Академии стоял схоларх1, из­бираемый из членов Академии. Первым схолархом был сам Платон, пробывший на этой должности до конца жизни.

Образ жизни. Вступая в Академию, ее члены давали клятву о воз­держании от плотской любви2, от мясоедения, об ограничении сна. Сво­им главным делом академики считали занятия наукой.

Научные исследования. В Академии шла активная работа над целым рядом наук: философией, математикой, астрономией, физикой,

1 Схоларх — руководитель школы (схолы).

2 Отсюда происходит выражение «платоническая любовь», т.е. чисто духовная.

этикой и т.п. Особо важную роль играли занятия математикой, о чем свидетельствует и надпись над входом в Академию: «Негеометр да не войдет!». При этом для Древней Академии характерна была мистиче­ская трактовка чисел (в духе пифагореизма).

Таблица 29. Основные периоды в истории Академии

Период Схолархи Основные направления и характеристика исследования
Древняя Платон, Спевсипп Систематизация и комментирование работ Платона; разработка техники диалектических споров
Академия 409—339 гг. до н.э.  
386—264 гг. Ксенократ  
до н.э. Полемон  
  Кратет  
Средняя Аркесилай Относительный скептицизм (пробабизм); борьба со стоиками
Академия 315—240 гг. до н.э.  
264—214 гг. Лакид  
до н.э. Телеклет  
  Гегесин  
Новая Карнеад Обоснование принципа невозмож­ности знания и тем самым всякого догматизма;
Академия 214—129 гг. до н.э.  
  Кратет  
  Клитомах отказ от тотального скептицизма;
  Филон из Ларисы поиски общей основы платонизма и стоицизма
  110—88(?) гг. до н.э.  
86 г. до Перерыв в академи-  
н.э. — ческой традиции  
176 г. н.э.   Риторико-литературные занятия;
  не известны преподавание общеобразовательных дисциплин
176 г. —    
кон. IV в.    
Неоплато- Плутарх Появление неоплатонизма плотино-ямвлиховского типа
новская Афинский  
Академия ум. ок. 432 г.  
кон. IV в.— Сириан Развитие неоплатонизма
529 г. Прокл  
  Марин  
  Исидор  
  Гегий  
  Дамаский  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.