Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гоббс (Hobbes). Биографические сведения. Томас Гоббс (1588—1679) — англий­ский философ, один из родоначальников материализма Нового време­ни. Окончив Оксфордский университет




Биографические сведения. Томас Гоббс (1588—1679) — англий­ский философ, один из родоначальников материализма Нового време­ни. Окончив Оксфордский университет (1608), начал работать до­машним учителем в аристократической семье. Перед началом первой английской революции был сторонником монархии и в 1640 г. эмигри­ровал во Францию; в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля вернулся в Англию, где пытался идеологически обосновать эту диктатуру. В пери­од Реставрации (при Карле II) выступил с критикой парламента, ранее боровшегося с Карлом I.

Основные труды. «Элементы законов, естественных и политиче­ских» (1640), Трилогия «Основы философии»: «О теле» (1655), «О че­ловеке» (1658), «О гражданине» (1642). Самая известная его работа — «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Философские воззрения. Отношение к науке. Как и Фр. Бэкон, Гоббс считает, что задача науки состоит прежде всего в увеличении влас­ти человека над природой, «увеличении количества жизненных благ». Но в отличие от Фр. Бэкона главную задачу ученого он видит в познании не природы, а общества — с целью предотвращения гражданских войн. По­этому особое внимание он уделял природе человека и государства.

Онтология. Гоббс — создатель первой в истории философии кон­цепции механического материализма. С его точки зрения, природа

(материя) представляет собой совокупность протяженных материаль­ных тел, которые различаются между собой величиной, фигурой, поло­жением и движением. Материя не создается и не уничтожается, она существует вечно. Движение присуще самой материи (и никакой пер­водвигатель для его объяснения нам не нужен). Движение он понимал как чисто механическое, т.е. как перемещение тел. От одного тела к другому движение передается за счет «толчков».

Фундаментальное свойство любого тела — занимать некоторое пространство и простираться вместе с ним. Но при этом протяжён­ность нельзя путать с протяженным телом; аналогично движущееся или покоящееся тело не есть само движение или покой. Протяжен­ность (пространство), движение и покой — это акциденции, т.е. «фор­мы нашего восприятия тела», а не свойства самих тел.

Этика. Гоббс считает, что существует единая и универсальная «при­рода человека». Естественными законами этой природы и объясняются в первую очередь все человеческие поступки. В природе человека ле­жит стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствиям. Поэтому «благом» для человека является предмет жела­ния и влечения, «злом» — предмет отвращения и ненависти. Добродете­ли и пороки — это то, что при разумном понимании может быть оценено, соответственно, как способствующее или мешающее достижению блага.

Поскольку гражданский мир является величайшим благом, то граж­данские добродетели, способствующие ему, соответствуют естествен­ным законам нравственности. Таким образом, социальные законы ко­ренятся в природе человека, которая есть часть природы в целом. От­сюда основа социальных законов вытекает из естественных законов.

Социальная философия. Великие географические открытия эпохи Возрождения позволили европейцам обнаружить, что значительная часть населения Земли живет вне государственного устройства (в усло­виях первобытного строя). Этот факт со всей остротой поставил перед учеными проблему происхождения государства. А революции Нового времени, и прежде всего первая английская революция, значительно по­дорвали веру в божественное происхождение королевской власти.

Гоббс определял государство не как божественное установление, а как «искусственное тело», созданное людьми. В истории человечества он выделял две основные стадии: догосударственную («естественное состояние») и государственную. В естественном состоянии люди жи­вут разобщенно и находятся в состоянии войны «каждого против всех» (по принципу «человек человеку — волк»). Рассматривая воп­рос о происхождении государства, Гоббс закладывает основы теории «общественного договора», получившей широкое распространение и развитие в эпоху Просвещения.

Государство возникло в результате добровольного договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности. При этом граждане сами ограничили свою свободу и отдали часть своих прав государю и государственным органам. На правителя (государя) возлагается обя­занность охраны мира и всеобщего благоденствия. Благо народа — это высшая цель государства; для этого государство должно быть цен­трализованным и единым. Лучшая форма правления — монархия.

Судьба учения. Идеи Гоббса оказали большое влияние на филосо­фию эпохи Просвещения: как на развитие материализма, так и на ста­новление учения о государстве (схема 101).

Схема 101. Гоббс: истоки и влияние




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.