Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Локк (Locke)




Биографические сведения. Джон Локк (1632—1704) — англий­ский философ. Родился в семье адвоката, учился в Оксфорде, где по­лучил степень магистра, затем там же преподавал греческий язык и риторику. Недовольный полученным образованием (в основном это был схоластический перипатетизм), стал изучать медицину, физику и химию. В 1668 г. избран членом Лондонского королевского обще­ства. В 1672 г. стал домашним врачом, домашним воспитателем, а за­тем и секретарем лорда Эшли (будущего графа Шефтсбери), который был видным политическим деятелем илидером оппозиции эпохи Ре­ставрации. В это время Локк активно включился в политическую де­ятельность. В 1675 г. после отставки лорда Эшли с поста лорд-канц­лера Локк отправился во Францию, где изучал картезианство; в 1679 г. возвратился в Англию и продолжил сотрудничество с лордом Эшли. В 1682 г. лорд Эшли был вынужден бежать в Голландию, в 1683 г. Локк последовал за ним. Вернулся в Англию он только после «Слав­ной революции» в 1689 г. и оставшуюся часть жизни посвятил науч­ным занятиям.

В центре внимания Локка — проблемы гносеологии и социальной философии (политики, этики и педагогики).

Основные труды. «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпи­мости» (1691), «Мысли о воспитании» (1693).

Философские воззрения. Онтология. Локк является деистом: признавая сотворение мира Богом, существующий телесный мир он объясняет в целом материалистически и механистически. На его пред­ставления об устройстве этого мира большое влияние оказал Ньютон.

Гносеология и сенсуализм. Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме». Если Фр. Бэкон, Декарт и Ньютон свое внимание сосредоточили на научной методоло­гии, т.е. правильном применении разума в научном познании мира, то центральной темой для Локка стал сам разум человека, его границы, способности и функции. Важнейшую роль в его учении играет поня­тие «идеи».

Понятие «идеи» — одно из наиболее сложных и многозначных во всей истории философии. Введенное в философскую терминологию еще Платоном, оно ко времени Локка значительно трансформирова­лось. Поэтому необходимо уточнить, что Локк называет идеями все то,

что, существуя в сознании человека, является объектом человеческого мышления: образы чувственных вещей, абстракции (например, число, бесконечность и т.д.) и мысли (выражаемые предложениями).

Полемизируя с Декартом, Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей — ни теоретических (научных законов), ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, суще­ствующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа ново­рожденного ребенка — это белый лист бумаги или «чистая доска» («tabula raza»), и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни.

Идеи бывают простые (полученные от одного органа чувств — звук, цвет и т.д.) и сложные (полученные от нескольких органов чувств). Так, идея яблока является сложной, состоящей из ряда простых: шаро­образная форма, зеленый цвет и т.д.

Опыт делится на внешний, где нам приходят ощущения, и внутрен­ний, в котором мы имеем дело с рефлексией (внутренняя деятельность нашей души, движение мыслей).

Объекты, существующие во внешнем мире, вызывают в человеке простые идеи (ощущения). Анализируя их, Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств 1. Идеи бывают сходными со свой­ствами соответствующих объектов — так называемые первичные ка­чества, т.е. объективно присущие данным объектам: протяженность, фигура, плотность, движение. А могут быть и не сходными — так назы­ваемые вторичные качества, т.е. не присущие как таковые самим объектам; они представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, звук, запах, вкус. Из этого исходного материа­ла человеческий разум, действуя путем соединения, сопоставления и абстрагирования, составляет сложные идеи.

Среди идей, находящихся в человеческом уме, Локк различает яс­ные и смутные, реальные и фантастические, соответствующие своим прообразам и не соответствующие. Познание является истинным только тогда, когда идеи соответствуют вещам. Таким образом, закла­дывая основы сенсуализма, Локк не только утверждает, что ощущения являются источником познания, но и что именно они (а не разум — как это было у Декарта) есть критерий истины.

1 Впервые эта теория имела место в учении Демокрита, в близкое к Локку время ее Развивали Галилей и Ньютон.

Процесс познания он рассматривает как восприятие и понимание согласованности или несогласованности между нашими идеями. Саму согласованность между двумя идеями можно понять интуитивно или посредством доказательства. Так, интуитивно мы понимаем, что бе­лый и черный цвет — это разные цвета, что окружность не есть треу­гольник, три — больше двух и равно двум плюс один. Там, где сразу невозможно ясно и отчетливо понять сходство или различие идей, мы нуждаемся в доказательстве, т.е. ряде промежуточных шагов, в кото­рых мы интересующие нас идеи сравниваем с одной или несколькими другими. (Например, если мы хотим установить тождество А и В, мы можем сначала выявить, что А=С и В=С, тогда отсюда будет следовать, что А=В.) Таким образом, доказательство, в конечном счете, также ба­зируется на интуиции.

Интуиция и доказательство действуют в случаях, когда речь идет о согласованности или несогласованности идей, находящихся в нашем сознании. Но в процессе познания чрезвычайно важна также согласо­ванность или несогласованность таких идей с объектами внешнего мира. Это происходит за счет чувственного познания. Таким образом, Локк различает три вида познания (табл. 65).

Таблица 65. Типы познания

Тип познания Наиболее очевидные объекты познания
Интуитивное: ясное и отчетливое восприятие совпадения или несовпадения двух идей Так мы познаем собственное существование
Демонстративное: рациональное доказатель­ство Математика; бытие Бога
Чувственное или сенситивное Существование внешних вещей

Этика. Последовательно развивая свое учение, Локк критикует популярную в то время концепцию о врожденности моральных идей. Он указывает, что у разных народов имеются различные представле­ния о добре и зле, поэтому утверждения о том, что все люди имеют та­кие идеи как врожденные, не имеют под собой почвы. На самом деле добро — это то, что может причинить или увеличить удовольствие, уменьшить страдание, уберечь от зла. А зло может причинить или уве­личить страдания, лишить удовольствия. Сами по себе удовольствие и

страдание есть простые идеи чувств, постигаемые на опыте. Счастье — это наличие максимума удовольствий и минимума страданий. Стрем­ление к счастью — это основа всякой свободы, сама же свобода состо­ит в возможности и способности действовать и воздерживаться от действия.

Законы, которыми обычно руководствуются люди в своей жизни, Локк делит на три группы (табл. 66).

Таблица 66. Социальные законы

Тип законов Оценки поступков в соответствии с данными законами
Божественные законы нарушение: грех выполнение: обязанность или долг
Гражданские законы нарушение: преступление выполнение: «безвинные»
Законы общепри­нятого мнения нарушение: порок выполнение: добродетель

В основе всей морали лежат божественные законы, полученные людьми через Откровение, но эти законы совместимы с законами «ес­тественного разума» человека, на базе которого создаются граждан­ские законы и законы общественного мнения.

Социальная философия. Локк — сторонник конституционной мо­нархии, но королевская власть не имеет Божественного основания. Как и Гоббс, он считает, что государство возникло благодаря «обще­ственному договору». Но в отличие от Гоббса, утверждавшего, что в естественном состоянии царили отношения «человек человеку — волк», Локк полагает, что там господствовали отношения «человек че­ловеку — друг».

Поскольку все люди равны и независимы, то никто не должен при­чинять вред жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей. Сле­довательно, естественными правами являются: право на жизнь, право на свободу, право на собственность и право на защиту этих прав.

Судьба учения. Учение Локка находится у истоков всей филосо­фии просветителей, именно его чаще всего называют первым просвети­телем. Учение Локка также послужило основой дальнейшего разви­тия сенсуализма в философии. Кроме того, необходимо отметить, что его учение о правах человека способствовало становлению идеологии либерализма.

Схема 109. Локк: истоки и влияние

Литература

Первоисточники

Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1972. Т. 3.

Бэкон Фр. Великое восстановление наук // Сочинения: В 2 т. М., 1977— 1978. Т. 1.

Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2.

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

Лейбниц Г.В. Монадология // Сочинения: В 4 т. М., 1982—1989. Т. 1.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме / / Локк Дж. Избранные фило­софские произведения: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранное. Минск, 1999.

Учебники

Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчук и др. М., 1967. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994—1997. Т. 3.

Справочники

Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000—2001. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993—1995.

Монографии

Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М., 1987. Зайченко Г.А. Джон Локк. М., 1973. Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М., 1973. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

Глава 15. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.