Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бакунин М.А




Анархизм

Термин «анархизм», происходящий от греч. «безначалие», «безвлас­тие», стал в середине XIX в. обозначать идейное течение, в котором главной причиной социального неравенства, несправедливости, эксплу­атации человека человеком и т.п. считалось государство — независи­мо от типа государства и формы правления. К сторонникам анархизма причисляли себя различные европейские мыслители, такие как П.Ж. Прудон, М. Штирнер и др. Однако крупнейшими теоретиками анархизма и его безусловными лидерами стали русские мыслители М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.

Таблица 122. Анархизм и марксизм о государстве

Проблемы Анархизм Марксизм
Сущность государства государство — это аппарат насилия, орудие угнетения народа государство — это аппарат насилия, орудие господствующих классов для угнетения эксплуа­тируемых
Возникновение государства государство сущест­вует не вечно: оно возникает на опреде­ленной стадии разви­тия общества государство существует не вечно, оно рождается с возникновением классов и антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной и капиталистической)

Окончание таблицы 122

Проблемы Анархизм Марксизм
Исчезновение государства на высшей стадии развития государство более не нужно, так как люди заинтересо­ваны во взаимопомощи на низшей стадии коммунистиче­ской формации — при социализ­ме — государство сохраняется, изменив свою сущность, но оно исчезнет при коммунизме
Способ ликвидации государства насильственное уничтожение по мере построения коммунизма государство отомрет — его функ­ции постепенно перейдут к органам самоуправления
Предпосылки исчезновения государства понимание истори­чески преходящего характера государства и его негативной сущности достижение высокого уровня производительных сил и установ­ление коммунистических произ­водственных отношений

Биографические сведения. Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) — публицист, философ и револю­ционер. Родился в семье помещика, в 1828—1832 гг. учился в артилле­рийской школе, а закончив ее, стал офицером и служил в армии (1832— 1834), но уже в 1835 г. вышел в отставку. В это время он сблизился с Белинским, вошел в кружок Станкевича и начал активно изучать немец­кую классическую философию (Канта, Фихте, Гегеля), отдавая предпоч­тение Гегелю. В 1840 г. уехал учиться в Берлин, где подружился с лево-гегельянцами. В философии Гегеля он нашел философскую базу для трактовки разрушения как необходимого момента в процессе бесконеч­ного развития — таким образом, разрушение в его представлении оказа­лось творческой силой. Из Германии он переехал в Бельгию, а затем во Францию, где познакомился и сблизился с Прудоном, Марксом и Энгель­сом, включился в революционную борьбу.

Бакунин непосредственно участвовал в революции 1848—1849 гг., сражаясь на баррикадах Праги и Дрездена, был арестован в 1849 г. и дважды судим (в Саксонии и Австрии); приговорен к смертной казни, замененной на тюремное заключение. В 1851 г. его выдали русскому правительству, и с 1851 по 1857 г. отбывал тюремное заключение в Петропавловской крепости, в 1857 г. был сослан в Сибирь на поселе­ние (Томск, Иркутск). В 1861 г. он бежал, и через Японию и США ему удалось добраться до Англии, затем переехал жить в Италию и Швей­царию, активно участвуя в революционной деятельности, некоторое время сотрудничал в «Колоколе» Герцена.

В зрелый период жизни Бакунин по своим философским воззрени­ям стал материалистом и анархистом. Его анархические убеждения сложились в цельное мировоззрение к середине 1860-х гг. В 1861 г. он вступил в I Интернационал (Международное товарищество рабочих), где начал борьбу против Маркса. В 1868 г. создал свою собственную организацию — тайный «Международный альянс социалистической демократии». Когда об этом стало известно, в 1872 г. его исключили из I Интернационала за раскольническую деятельность. Бакунин активно участвовал в восстаниях в Лионе в 1870 г. и в Болонье в 1874 г., актив­но поддерживал Парижскую коммуну.

Основные труды. «Федерализм, социализм и антителеологизм» (1867); «Государственность и анархия» (1873), «Бог и государство» (1882).

Философские воззрения. Философские взгляды Бакунина про­шли сложную эволюцию от гегелевского идеализма к материализму и атеизму, на основе которых, как он полагал, только и возможно интеллектуальное освобождение личности. Он резко критиковал цер­ковь как служанку государства угнетателей, а понятие Бога считал «мертвой абстракцией» и «абсолютной пустотой».

Социально-политические воззрения. В человеческой истории Ба­кунин выделял три основных элемента как существенные условия со­циального развития: «1) человеческая животность, 2) мысль и 3) бунт. Первому соответствует собственно социальная и частная экономия, второму — наука; третьему — свобода»1.

Так же как Гегель и Маркс, Бакунин считал государство способом организации общества на определенном этапе его развития. Общество и государство не тождественны: общество существует всегда, а госу­дарство — нет. В отличие от Гегеля и в согласии с Марксом Бакунин понимал государство как аппарат насилия и угнетения; государство — это зло, но зло исторически оправданное и преходящее. Но если марк­сизм говорит о постепенном отмирании государства по мере развития социализма, то Бакунин требовал уничтожения государства, революци­онной борьбы против любой государственной власти.

Государственная власть не нужна, поскольку люди и так за­интересованы в том, чтобы помогать друг другу. Поэтому в обществе должно царить самоуправление, отдельные индивиды и народы должны объединяться в единый добровольный союз на основе принципов сво­боды, равенства, братства и справедливости.

1 Бакунины. А. Бог и свобода // Встань, человек! М.: Советская Россия, 1986. С. 320.

Социальное освобождение личности возможно только благодаря ликвидации государства и связанных с ним властных структур (армии, полиции, судов), а также отмене наследственной собственности, переда­че земли общинам крестьян, фабрик — ассоциациям рабочих, ликвида­ции брака и семьи, совместному воспитанию детей и т.д.

Своеобразно и отношение Бакунина к социализму, идеи которого были широко распространены в это время. Он считал, что свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — это рабство. По крайней мере, эта идея Бакунина нашла свое подтвержде­ние в российской истории.

Судьба учения. Идеи Бакунина нашли свое практическое приме­нение в деятельности революционеров-анархистов, а теоретическое развитие они получили в работах Кропоткина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.