КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Путь переговоров. Вопрос №26. Пути урегулирования социальных конфликтов на макроуровне
Информационный Вопрос №26. Пути урегулирования социальных конфликтов на макроуровне.
При урегулировании конфликтов часто важную роль играет посредник, третья сторона (нейтральная по отношению к противоборствующим сторонам) [А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов]. В качестве таких посредников могут выступать и психологи (особенно этнопсихологи и психологи, интересующиеся конфликтологией). Именно поэтому нам, как психологам, важно знать, с чем мы можем работать после завершения конфликта, так как в этот период довольно часто продолжают жить предубеждения, образ врага в форме социальной конкуренции. Так А.Г. Здравомыслов пишет, что в 90-е годы 24% русских респондентов (в возрасте старше 60 лет) еще соглашались с утверждением, что немцы-враги. Существуют два уровня урегулирования конфликтов: 1) Макроуровень 2) Микроуровень. На макроуровне выделяют три пути урегулирования конфликтов: · Институциональный Здесь роль психолога невелика, но необходимо представлять конкретные стратегии урегулирования конфликтов. Важное место отводится законам. Пример: В Израиле действуют разные законы в отношении арабов и евреев, или русские жители Латвии не имеют право голосовать. Таким образом, неодинаково распределяются блага, что вносит изменения в социальную структуру и опять же может привести к конфликтам. Для психологов этот путь больше открыт. Здесь важно учитывать, в каком виде подается информация (подача информации в СМИ), как она будет восприниматься. Необходим взаимный обмен информацией между группами. На Западе существуют конфликтологические службы, которые повышают этнокультурную компетентность политиков, журналистов. Так в Нидерландах, где живет много разных национальностей, была разработана программа «Как хорошо, что мы разные». Этот путь в наибольшей степени требует работы психологов как посредников между двумя конфликтующими сторонами. Пример. Осетино-ингушский проект (урегулирование на психологическом уровне). Проводилась работа со школьными психологами двух сторон сначала отдельно, а потом уже совместно по схеме «нейтральные темы – выявляются различия – выявляются сходства – все сводится к общим ценностям». По-моему, в этом проекте участвовала Т.Г. Стефаненко (она разрабатывала этнокультурный тренинг).
В этом вопросе не надо говорить о путях урегулирования на микроуровне, но на всякий случай кратко напишу: 1) Агрессия, фрустрация есть всегда (как универсальная характеристика конфликта), но Фрейд отмечает, что изменилось направление агрессии: с войны на спортивные соревнования. Кроме того, изменение эмоциональных связей, достижение общности чувств (например, Олимпиада – на достижение общих результатов). Лоренц: спорт – культурный метод борьбы + важность личного знакомства людей + идентификация (воодушевление людей единым идеалом). 2) Концепция авторитарной личности. Воспитание личности: в США на смену сухости пришло более непосредственное воспитание. 3) Теория реального конфликта Шеррифа. Перевод соперничества в кооперацию (нагрупповые цели: вытащить вагончик с едой). 4) Теория Тешфела. Группа должна кооперироваться без ущерба для своей идентичности. Категория влияет сильнее, чем кооперация. Групповая идентичность должна быть шире (например, общероссийские ценности провозглашать)
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |