Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопр. 15 Стратегии поддержания социальной идентичности




Сохранение или восстановление позитивной социальной идентичности дает ощущение психологической безопасности и стабильности. Для этого используется когнитивная стратегия, названная Тэшфелом и Тернером стратегией социального творчества, которая принимает разные формы с пересмотром объектов либо критериев сравнения:

 

1. Поиск новых оснований / критериев для сравнения.

Имеет место в автостереотипах групп, потерпевших поражение в межгрупповом соревновании – напр, у групп с низким экономическим статусом.

Проводили исследование в 80-х гг. – сравнение русских и американцев русскими студентами: Они – деловитые, предприимчивые, трудолюбивые, но мы – добрые, гуманные, отзывчивые…

Либо – успех движения афроамериканцев под лозунгом «черное – это прекрасно!» - как итог маленькие черные дети начали реже выбирать белых кукол как наиболее привлекательных.

 

2. Поиск новой группы для сравнения – еще более слабой или менее успешной.

Напр, в Германии – восточные немцы после воссоединения оказались на более низкой ступени социальной иерархии, чем западные – агрессию стали направлять не на западных немцев, а на мигрантов – вьетнамцев, турок…

В США – белые, скатившиеся на самое «дно» по доходам, работе и т.д., – наиболее склонны проявлять агрессию и насилие по отн к чернокожим.

 

3. Негативная социальная идентичность = «правильная» самоидентификации с негативной оценкой своей группы.

Но: «Группа, находящаяся не в ладах с самой собой, не сможет нормально и счастливо сосуществовать с др группами» (К.Левин, Разрешение соц конф-в)

+ негативно для личностного роста ребенка, рождает низкую самооценку, неуверенность. Напр, в школах Израиля - 1й шаг на семинарах по урегулированию конфликта = повышение самооценки учеников-арабов.

 

Существует также несколько стратегий:

 

3.1. Установление психологической границы между своей группой и собой,

разотождествление = «Им плохо, но мне – хорошо».

Напр, у современных еврейских подростков – считают, что перспектив для евреев вообще в России нет, но относительно себя – полагают, что конкретно их будущее в этой стране перспективно.

 

3.2. Идентификация с подгруппой внутри своей группы

+ с приписыванием этой подгруппе более положительных характеристик.

Ученица Московичи – Заваллони:

выявила у французов при достаточно позитивной идентичности деление на «Мы- молодые французы с левыми взглядами» и «Они- французы-консерваторы, мелкие буржуа»

 

Ну или еще пример (насмотревшись «Место встречи изменить нельзя» J):

«Они – преступники, убийцы, мерзкие типы» и «мы- воры-карманники, ловкие профессионалы тонкого дела, не берущие тяжкого греха на душу»...:))

 

3.3 Амбивалентная идентичность.

Позволяет сформировать позитивное самоотношение с осознанием негативной оценки группы принадлежности, но способствует формированию «комплекса раздвоения личности».

Исследов 40–х гг.ХХв. опять же с евреями в России: принадлежность к своей группе создавала у них двойственное чувство – гордость своей принадлежностью в приватной сфере и унижение в сфере публичной.

Мне кажется, гораздо ярче это выражено, опять же, у подростков, принадлежащих к девиантным группам:

В своей тусовке с особыми нормами и ценностями они - герои, гордятся собой за «подвиги», а в более широкой сфере – обществе вообще – их считают трудными / отморозками, и мама какого-нибудь Васечки причитает: «Где ж ты берешь таких друзей, чему же они тебя научат…»

 

3.4. Аффективное / агрессивное подчеркивание своей социальной принадлежности.

«Да, мы такие, но любите нас черненькими» (словами Стефаненко)

Такой феномен выявлен, напр, у выходцев из Северной Африки, живущих во Франции – продолжают претендовать на принадлежность к группе уроженцев Магриба, хотя не поддерживают свои культурные традиции и стереотипы поведения. В осн здесь речь о молодежи.

 

 

В общем-то, все. У Стефаненко примеры про этническую идентичность, но можно про любые группы:

- про социальные классы (напр, стратегия сравнения себя с еще более бедными)

- про профессиональные группы -

поддержание социальной идентичности дворником:

Др критерий = «бизнесмены – трудолюбивые, а мы, дворники,- честные»

Др группа = «хотя бы не уборщицы – они в духоте, а мы на свежем воздухе, здоровая работа!..» J

Разотождествление = «дворникам плохо живется, но я за это время диссертацию написал – пол дня-то свободно» (такое реально было).

Др подгруппа = «они – дворники, а я – дворник столицы!»

Амбивал = «среди своих я - ударник»

Агрессивн ид-ть = «да, не белоручка, и любите таким»

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.