Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межгрупповой Конфликт как продукт универсальных психологических характеристик




IV. Теория социальной идентичности.

Тешфил. Он пытался выявить минимальные условия, необходимые для проявления дискриминационного поведения к другой группе. В его экспериментах такое условие – это осознание своей принадлежности к группе и связанные с этим когнитивные и перцептивные процессы.

Эксперимент на школьниках с картинами Клее и Кандинского: между группами не было конфликта интересов или истории межгрупповой враждебности, да и группы существовали только в воображении детей (реального группового взаимодействия не было). Следовательно, удалось добиться наличия лишь явления социальной категоризации в чистом виде. Результат: денежное вознаграждение в основном распределяли таким образом, чтобы достичь максимально возможной разницы между своей и чужой группой. При этом вариант, когда своя группа получает наибольшее возможное вознаграждение, но другая группа получает еще больше, не выбирался. Вывод: испытуемые были готовы платить ценой матери­альных потерь, чтобы выиграть в плане социальной иден­тичности.

Плюсы концепции: Тешфил не отрицает, что существует ситуации реального конфликта (мальчики Шерифа), но есть ситуации, где лишь осознание своей принадлежности к группе приводит к конфликту. Здесь цель – путем дискриминации другой группы поддержать собственную позитивную идентичность.

 

Дополнительно: у Тешфила и др. речь идет о равностатусных группах – в реальной жизни это встречается крайне редко. Если мы говорим о группах большиснтва и меньшинства (то есть не равностатусных), то большинство проявляет большую тенденцию к социальной конкуренции. Но только до определенного предела – наибо­лее могущественные группы настолько уверены в своем статусе и обладают столь однозначной позитивной идентичностью, что могут себе позволить не проявлять социальной конку­ренции по отношению к группе меньшинства.

Пр.: высшие слои белого населения США демонстрируют либе­ральные социальные установки к афроамериканцам, а белое население ниже среднего класса имеет четкие предубеждения.

 

 

 

У человека от рождения есть агрессивная потребность, которая и объясняет его агрессивное поведение. Авторы, в чьих работах проявилась эта концепция:

  1. Макдугалл. Он предположил, что «инстинкт драчливости» является базовым инстинктом. Макдугалл сравнивал инстинкты человека с газовым бал­лоном, в котором агрессивность есть всегда, но она проявляется, только если открыть краник – это метафора газового баллончика.
  2. Фрейд.

· Человек обладает деструктивным вле­чением (танатос), которое первоначально направлено внутрь (влече­ние к смерти), но затем направляется на внешний мир, а следовательно, благотворно для человека.

· Враждебность между группами благотворна и для группы, так как способствует стабильности, установлению чувства общности у ее чле­нов. Следовательно она неизбежна.

· Аутгрупповая агрессия поддерживается уже в детстве – так как таким образом человек поддерживает собственную идентичность.

 

  1. Лоренц. Агрессивное поведение человека задано от рождения. Но если у хищников агрессия служит сохранению вида, то для человека характерна внут­ривидовая агрессия, направленная на враждебных соседей и способствующая сохранению группы. Представители тради­ционных культур, как правило, соблюдают заповедь «не убий» внутри группы.

Пример: Со­хранив это табу в резервациях, но не имея выхода агрессив­ности в насилии над «чужаками», североамериканские индейцы-юта, по утверждению Лоренца, страдают неврозами чаще, чем представителе дру­гих культур

 

Вывод: Во всех подобных концепциях враждебность рассматрива­ется продуктом «неразумной человеческой натуры».

 

Критика подобных концепций:

3) Эти теории сталкиваются с большими проблемами при объяснении ситуаций, когда конфликтное взаимодействие между группами отсутствует. Попытки преодолеть эти трудности: введение дополнительных переменных.

a. ги­потеза фрустрации-агрессии Н.Миллера и Д.Долларда, со­гласно которой универсальное агрессивное побуждение перерастает в агрессивное поведение, только если человек подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение желаемой цели.

b. Л.Берковиц расширил понятие объек­та агрессии до целой группы. Он полагал, что объектом агрессии может стать не только отдельная личность, но и те, кто ассоциируется с ней по тем или иным признакам.

4) Эти теории сводят межгрупповые конфликты к внутриличностным или межличностным и не обращают внимания на роль норм, ценностей и других регуляторов социального поведения (даже у Берковица).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.