КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межгрупповой Конфликт как продукт универсальных психологических характеристик
IV. Теория социальной идентичности. Тешфил. Он пытался выявить минимальные условия, необходимые для проявления дискриминационного поведения к другой группе. В его экспериментах такое условие – это осознание своей принадлежности к группе и связанные с этим когнитивные и перцептивные процессы. Эксперимент на школьниках с картинами Клее и Кандинского: между группами не было конфликта интересов или истории межгрупповой враждебности, да и группы существовали только в воображении детей (реального группового взаимодействия не было). Следовательно, удалось добиться наличия лишь явления социальной категоризации в чистом виде. Результат: денежное вознаграждение в основном распределяли таким образом, чтобы достичь максимально возможной разницы между своей и чужой группой. При этом вариант, когда своя группа получает наибольшее возможное вознаграждение, но другая группа получает еще больше, не выбирался. Вывод: испытуемые были готовы платить ценой материальных потерь, чтобы выиграть в плане социальной идентичности. Плюсы концепции: Тешфил не отрицает, что существует ситуации реального конфликта (мальчики Шерифа), но есть ситуации, где лишь осознание своей принадлежности к группе приводит к конфликту. Здесь цель – путем дискриминации другой группы поддержать собственную позитивную идентичность.
Дополнительно: у Тешфила и др. речь идет о равностатусных группах – в реальной жизни это встречается крайне редко. Если мы говорим о группах большиснтва и меньшинства (то есть не равностатусных), то большинство проявляет большую тенденцию к социальной конкуренции. Но только до определенного предела – наиболее могущественные группы настолько уверены в своем статусе и обладают столь однозначной позитивной идентичностью, что могут себе позволить не проявлять социальной конкуренции по отношению к группе меньшинства. Пр.: высшие слои белого населения США демонстрируют либеральные социальные установки к афроамериканцам, а белое население ниже среднего класса имеет четкие предубеждения.
У человека от рождения есть агрессивная потребность, которая и объясняет его агрессивное поведение. Авторы, в чьих работах проявилась эта концепция:
· Человек обладает деструктивным влечением (танатос), которое первоначально направлено внутрь (влечение к смерти), но затем направляется на внешний мир, а следовательно, благотворно для человека. · Враждебность между группами благотворна и для группы, так как способствует стабильности, установлению чувства общности у ее членов. Следовательно она неизбежна. · Аутгрупповая агрессия поддерживается уже в детстве – так как таким образом человек поддерживает собственную идентичность.
Пример: Сохранив это табу в резервациях, но не имея выхода агрессивности в насилии над «чужаками», североамериканские индейцы-юта, по утверждению Лоренца, страдают неврозами чаще, чем представителе других культур
Вывод: Во всех подобных концепциях враждебность рассматривается продуктом «неразумной человеческой натуры».
Критика подобных концепций: 3) Эти теории сталкиваются с большими проблемами при объяснении ситуаций, когда конфликтное взаимодействие между группами отсутствует. Попытки преодолеть эти трудности: введение дополнительных переменных. a. гипотеза фрустрации-агрессии Н.Миллера и Д.Долларда, согласно которой универсальное агрессивное побуждение перерастает в агрессивное поведение, только если человек подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. b. Л.Берковиц расширил понятие объекта агрессии до целой группы. Он полагал, что объектом агрессии может стать не только отдельная личность, но и те, кто ассоциируется с ней по тем или иным признакам. 4) Эти теории сводят межгрупповые конфликты к внутриличностным или межличностным и не обращают внимания на роль норм, ценностей и других регуляторов социального поведения (даже у Берковица).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |