Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феминология




СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

Зубкова Т.С.

Организация и содержание работы по социальной защи­те женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т. С.Зубкова, Н. В.Тимошина. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 224 с. ISBN 5-7695-1900-2

В учебном пособии рассматриваются история и сущность женского во­проса, различные типы семей, в том числе и составляющие социальную группу риска. Освещаются основные направления государственной поли­тики в области социальной защиты женщин, семьи и детей, приводятся соответствующие законодательные акты и положения. Особое внимание уделено деятельности социального работника в семьях, составляющих со­циальную группу риска.

Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезно практическим работникам социальных служб.

УДК 364(075.8) ББК 65.272я73

ISBN 5-7695-1900-2

© Зубкова Т.С, Тимошина Н.В., 2003 © Издательский центр «Академия», 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

В связи с развитием социальной работы в нашей стране особую актуальность приобрела подготовка специалистов среднего звена для социальной сферы. В данном учебном пособии в рамках госу­дарственного образовательного стандарта для средних учебных за­ведений по специальности 0205 «Социальная работа» обобщен и систематизирован имеющийся на сегодня информационный ма­териал, касающийся различных направлений социальной работы с женщинами, семьей и детьми.

Учебное пособие состоит из двух разделов и приложения.

Первый раздел посвящен социальной защите семьи, женщин и детей. Показаны сущность и эволюция женского вопроса, соци­альный статус женщины, роль женщины в обществе, социальная защита женщин. Дается современное определение семьи, раскры­ваются ее роль в обществе, структура, функции, особенности де­зорганизации, правовые основы семьи и брака и т. д. Рассматри­вается система социальной защиты населения: государственная семейная политика, государственно-правовые основы социальной защиты населения с учетом последних нормативных документов.

Второй раздел посвящен проблемам семей социального риска и молодежи: эти семьи нуждаются в особом внимании социальных, а иногда и медицинских работников. Дается характеристика каж­дой группы риска, раскрывается система социальной помощи этим людям.

В приложении приведены разработанные авторами «Социальная история семьи» и «Социальная история клиента», а также тесты по предмету «Организация работы по социальной защите жен­щин, семьи и детей». Раздел 1

Женщины — социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в социальной защите в условиях рыночных отношений. По численности женщины составляют 53 % населения и выполняют главную общественную и семейную функцию — де­торождение.

Феминология — наука, изучающая положение и роль женщи­ны в обществе.

1.1.1. Сущность «женского вопроса»

«Женский вопрос» это и социальное положение женщины, ее место и роль в экономической, политической и культурной жизни, и проблема дискриминации (неравноправие полов, раз­ная оплата труда, невозможность реализовать свои творческие и профессиональные возможности), и определение правового ста­туса, тендерная (полоролевая) роль женщины в обществе и се­мье, и отстаивание права на одинаковое с мужчинами положение в обществе, на равные с ними социальные возможности. Таким образом, женский вопрос — это комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщин в обществе и семье, охраны материнства и детства, путей освобождения женщины от различных форм угнетения.

Равноправие мужчин и женщин должно закрепляться в зако­не, предполагая равенство их прав и обязанностей.

Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.) четко сформулировала принцип равноправия мужчин и женщин. Это:

- гарантии условий для всестороннего развития женщин;

- получение образования;

- равная оплата за равный труд, взаимная ответственность муж­чин и женщин за семью, воспитание детей;

- понимание материнства как социальной функции.

Эти положения отражены в Конституции Российской Федера­ции. Конституция предусматривает участие женщин в политике государства и в неправительственных организациях; одинаковые условия при выборе профессии: равные права при выходе на пен­сию, по безработипе, болезни, инвалидности, медицинском об­служивании, предоставление платных услуг.

1.1. 2. История женского вопроса

Хотя женщина и выполняет важнешпую для продолжения че­ловеческого рода репродуктивную функцию, но, начиная с пер­вобытного общества, это не давало ей никаких социальных пре­имуществ. Более того, ее гражданские права вплоть до XX века были ущемлены.

Только в 1907 г. закон разрешил женщинам распоряжаться сво­им заработком. Полное юридическое равноправие женщины по­лучили накануне Второй мировой войны.

Борьба за социальное равенство с мужчинами шла через отвое­вывание женщинами прав на:

- труд рядом с мужчиной;

- образование (доступ к высшему образованию женщины по­лучили лишь в конце XIX в.);

- участие в выборах.

В 70—80-х гг. XX в. движение за равенство мужчин и женщин акпшизировалось. 1976—1985 годы. ООН объявила периодом «ра­венства, развития, мира».

Современная социальная политика мирового сообщества на­правлена на ликвидацию дискриминации женщин, облегчение их быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение женщин в структуры власти. Общество считается недемократич­ным, если женщины не участвуют в принятии решений. Прохо­дившая в Пекине в 1995 г. IV Всемирная конференция по положе­нию женщины обсуждала вопросы дискриминации женщин, та­кие, как разные формы насилия. Принятая программа действий направлена на улучшение положения женшин — это:

- искоренение нищеты;

- ликвидация неравенства в области образования;

- доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию:

- трудоустройство:

- охрана и сохранение окружающей среды;

- укрепление образа женщины в средствах массовой информа­ции;

- содействие правам женщины;

- искоренение насилия в отношении женщин. Конференция (1995) в Копенгагене, в которой участвовала 191

страна, приняла Платформу Действий, направленную на закреп­ление принщша равенства прав и ответственности женщин и муж­чин в семье, на работе.В крепостной России права и свободы личности были ущем­лены. В гражданском праве и имущественном наследии приори­тет оставался за мужчинами. Семья была основана на авторита­ризме. Все семейные вопросы решал глава семьи. Представитель­ницы всех сословий не получали образования. Право женщин на груд было ограничено (без охраны материнства и детства), опла­чивался он на 30 % ниже мужского. Особенно тяжелым был труд крестьянок.

С отменой крепостного права, а затем с реформой образова­ния в 1864 г. женщины получили право на выбор трудоустройства, доступ к новым профессиям, право на грамотность. Классическое образование получало лишь высшее сословие.

Формирование гражданского общества, деятельность прогрес­сивно мыслящей интеллигенции послужили импульсом для раз­вития женского движения и формирования нового типа женщи­ны: экономически независимой, самостоятельной, стремящейся к полезной деятельности, — способствовало распространению идей о равноправии полов, полоролевой функции женщины в государ­стве, семье.

До 1917 г. в России создавались разнообразные по форме и со­держанию союзы, клубы, движения, целью которых провозгла­шалось повышение роли женщины в обществе, защита ее интере­сов и прав.

Революция 1917 г., первая Констатущ-гя утвердили равные права мужчины и женщины во всех сферах жизни — политической, граж­данской, трудовой, образовательной, социальной.

Женское движение в России началось в 1918 г. Был созван Все­российский съезд женщин (1918 г.), созданы женские отделы куль­турной, воспитательной, организационной работы; начала раз­виваться женская периодическая печать (журналы «Работница», «Крестьянка»), появились женские странички в центральных и местных газетах, стали издаваться серии книг и брошюр «Биб­лиотечка для женщин».

Жесткий идеологический контроль свернул работу женского движения в 30-е годы. Затем, в течение 50 лет утверждалось, что в стране женских проблем нет. В годы перестройки впервые открыто заговорили об истинном положении женщины. Было принято много законодательных актов и льгот, которые, однако, ситуацию ра­дикальным образом не изменили.

В настоящее время уровень развития женского движения край­не низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массо­вой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движе­ния сегодня — борьба с явной и скрытой формой дискриминагаш.4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О первооче­редных задачах государственной политики в отношении женщин», в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Для этого признано необходимым сохранить времен­ную меру правового характера — наличие квот (условно 30 % пред­ставительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уров­ней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также кво­тирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых полип-мескими партиями и предвыборными блока­ми, а также включение норм об установке квот на занятие руко­водящих должностей лицами обоего пола в органах государствен­ного управления в Закон о государственной службе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.