КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феминология
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т. С.Зубкова, Н. В.Тимошина. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 224 с. ISBN 5-7695-1900-2 В учебном пособии рассматриваются история и сущность женского вопроса, различные типы семей, в том числе и составляющие социальную группу риска. Освещаются основные направления государственной политики в области социальной защиты женщин, семьи и детей, приводятся соответствующие законодательные акты и положения. Особое внимание уделено деятельности социального работника в семьях, составляющих социальную группу риска. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезно практическим работникам социальных служб. УДК 364(075.8) ББК 65.272я73 ISBN 5-7695-1900-2 © Зубкова Т.С, Тимошина Н.В., 2003 © Издательский центр «Академия», 2003 ПРЕДИСЛОВИЕ В связи с развитием социальной работы в нашей стране особую актуальность приобрела подготовка специалистов среднего звена для социальной сферы. В данном учебном пособии в рамках государственного образовательного стандарта для средних учебных заведений по специальности 0205 «Социальная работа» обобщен и систематизирован имеющийся на сегодня информационный материал, касающийся различных направлений социальной работы с женщинами, семьей и детьми. Учебное пособие состоит из двух разделов и приложения. Первый раздел посвящен социальной защите семьи, женщин и детей. Показаны сущность и эволюция женского вопроса, социальный статус женщины, роль женщины в обществе, социальная защита женщин. Дается современное определение семьи, раскрываются ее роль в обществе, структура, функции, особенности дезорганизации, правовые основы семьи и брака и т. д. Рассматривается система социальной защиты населения: государственная семейная политика, государственно-правовые основы социальной защиты населения с учетом последних нормативных документов. Второй раздел посвящен проблемам семей социального риска и молодежи: эти семьи нуждаются в особом внимании социальных, а иногда и медицинских работников. Дается характеристика каждой группы риска, раскрывается система социальной помощи этим людям. В приложении приведены разработанные авторами «Социальная история семьи» и «Социальная история клиента», а также тесты по предмету «Организация работы по социальной защите женщин, семьи и детей». Раздел 1 Женщины — социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в социальной защите в условиях рыночных отношений. По численности женщины составляют 53 % населения и выполняют главную общественную и семейную функцию — деторождение. Феминология — наука, изучающая положение и роль женщины в обществе. 1.1.1. Сущность «женского вопроса» «Женский вопрос» это и социальное положение женщины, ее место и роль в экономической, политической и культурной жизни, и проблема дискриминации (неравноправие полов, разная оплата труда, невозможность реализовать свои творческие и профессиональные возможности), и определение правового статуса, тендерная (полоролевая) роль женщины в обществе и семье, и отстаивание права на одинаковое с мужчинами положение в обществе, на равные с ними социальные возможности. Таким образом, женский вопрос — это комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщин в обществе и семье, охраны материнства и детства, путей освобождения женщины от различных форм угнетения. Равноправие мужчин и женщин должно закрепляться в законе, предполагая равенство их прав и обязанностей. Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.) четко сформулировала принцип равноправия мужчин и женщин. Это: - гарантии условий для всестороннего развития женщин; - получение образования; - равная оплата за равный труд, взаимная ответственность мужчин и женщин за семью, воспитание детей; - понимание материнства как социальной функции. Эти положения отражены в Конституции Российской Федерации. Конституция предусматривает участие женщин в политике государства и в неправительственных организациях; одинаковые условия при выборе профессии: равные права при выходе на пенсию, по безработипе, болезни, инвалидности, медицинском обслуживании, предоставление платных услуг. 1.1. 2. История женского вопроса Хотя женщина и выполняет важнешпую для продолжения человеческого рода репродуктивную функцию, но, начиная с первобытного общества, это не давало ей никаких социальных преимуществ. Более того, ее гражданские права вплоть до XX века были ущемлены. Только в 1907 г. закон разрешил женщинам распоряжаться своим заработком. Полное юридическое равноправие женщины получили накануне Второй мировой войны. Борьба за социальное равенство с мужчинами шла через отвоевывание женщинами прав на: - труд рядом с мужчиной; - образование (доступ к высшему образованию женщины получили лишь в конце XIX в.); - участие в выборах. В 70—80-х гг. XX в. движение за равенство мужчин и женщин акпшизировалось. 1976—1985 годы. ООН объявила периодом «равенства, развития, мира». Современная социальная политика мирового сообщества направлена на ликвидацию дискриминации женщин, облегчение их быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение женщин в структуры власти. Общество считается недемократичным, если женщины не участвуют в принятии решений. Проходившая в Пекине в 1995 г. IV Всемирная конференция по положению женщины обсуждала вопросы дискриминации женщин, такие, как разные формы насилия. Принятая программа действий направлена на улучшение положения женшин — это: - искоренение нищеты; - ликвидация неравенства в области образования; - доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию: - трудоустройство: - охрана и сохранение окружающей среды; - укрепление образа женщины в средствах массовой информации; - содействие правам женщины; - искоренение насилия в отношении женщин. Конференция (1995) в Копенгагене, в которой участвовала 191 страна, приняла Платформу Действий, направленную на закрепление принщша равенства прав и ответственности женщин и мужчин в семье, на работе.В крепостной России права и свободы личности были ущемлены. В гражданском праве и имущественном наследии приоритет оставался за мужчинами. Семья была основана на авторитаризме. Все семейные вопросы решал глава семьи. Представительницы всех сословий не получали образования. Право женщин на груд было ограничено (без охраны материнства и детства), оплачивался он на 30 % ниже мужского. Особенно тяжелым был труд крестьянок. С отменой крепостного права, а затем с реформой образования в 1864 г. женщины получили право на выбор трудоустройства, доступ к новым профессиям, право на грамотность. Классическое образование получало лишь высшее сословие. Формирование гражданского общества, деятельность прогрессивно мыслящей интеллигенции послужили импульсом для развития женского движения и формирования нового типа женщины: экономически независимой, самостоятельной, стремящейся к полезной деятельности, — способствовало распространению идей о равноправии полов, полоролевой функции женщины в государстве, семье. До 1917 г. в России создавались разнообразные по форме и содержанию союзы, клубы, движения, целью которых провозглашалось повышение роли женщины в обществе, защита ее интересов и прав. Революция 1917 г., первая Констатущ-гя утвердили равные права мужчины и женщины во всех сферах жизни — политической, гражданской, трудовой, образовательной, социальной. Женское движение в России началось в 1918 г. Был созван Всероссийский съезд женщин (1918 г.), созданы женские отделы культурной, воспитательной, организационной работы; начала развиваться женская периодическая печать (журналы «Работница», «Крестьянка»), появились женские странички в центральных и местных газетах, стали издаваться серии книг и брошюр «Библиотечка для женщин». Жесткий идеологический контроль свернул работу женского движения в 30-е годы. Затем, в течение 50 лет утверждалось, что в стране женских проблем нет. В годы перестройки впервые открыто заговорили об истинном положении женщины. Было принято много законодательных актов и льгот, которые, однако, ситуацию радикальным образом не изменили. В настоящее время уровень развития женского движения крайне низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня — борьба с явной и скрытой формой дискриминагаш.4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Для этого признано необходимым сохранить временную меру правового характера — наличие квот (условно 30 % представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также квотирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых полип-мескими партиями и предвыборными блоками, а также включение норм об установке квот на занятие руководящих должностей лицами обоего пола в органах государственного управления в Закон о государственной службе.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |