КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика числа семей и семейной структуры
В Российской Федерации, по данным переписи населения 1989 г., насчитывалось 40 256 семей. XX век принес новые тенденции развития семьи: - снижение рождаемости, увеличение доли внебрачных рождений; - увеличение мало- и однодетных семей; - увеличение доли семей, где молодые семьи живут вместе с родителями; - увеличение национальных и социосмешанных семей за счет ослабления социальных и этнических барьеров; - снижение стабильности брачно-семейных отношений, возрастание доли неполных семей в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями; - снижение интенсивности заключения браков, повышение уровня окончательного безбрачия. Средний возраст вступления в брак повысился: у мужчин — 25 лет, у женщин — 23 года. Функции семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Семья — это система социального функционирования человека. Ряд функций непосредственно вытекает из требований общества (функции социальные), но поскольку семья — сфера межличностных отношений, там действуют свои законы и свои функции. Все эти функции очень тесно переплетены и обеспечивают связи времен для развития человечества. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. Функции семьи глубоко историчны: с течением времени меняется их характер и иерархичность, так, например, для молодой семьи важна биологическая — репродуктивная функция, для пожилой — эмоциональная. Репродуктивная (генеративная) функция — биологическое воспроизводство жизни, поддержание непрерывности благодаря рождению детей. Она необходима для продолжения человеческого рода. Функция социальная. Общество глубоко заинтересовано, чтобы последующее поколение было количественно больше предыдущего. Это и нравственно-эмоциональная потребность человека. Семья без ребенка ущербна. Тенденция к снижению рождаемости существует уже более 100 лет в России и во всем мире. В России последние 30 лет уровень рождаемости недостаточен для простого замещения поколений. В ближайшее время не ожидается повышения рождаемости. Причиной этого стали растущие материально-экономические трудности, резкое ухудшение репродуктивного здоровья женщины, изменение систем ценностей: работа, дом, машина (ориентация на вещизм). Функция первичной социализации детей — постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.При достаточных психосоциальных контактах ребенка с матерью и отцом с рождения, особенно в первые годы жизни, ребенок вырастает гармоничной личностью. При воспитании ребенка, особенно с рождения, государством, при лишении его индивидуального общения, у него развивается социальная депривация, ведущая, как правило, к синдрому госпитализма — задержке физического и нервно-психического развития. Такие дети позже приобретают навыки ходьбы, разговорной речи, в последующем у них развиваются коммуникационные нарушения общения, личностные расстройства, трудности приспособления к жизни в обществе. Поэтому главное направление социальной политики в отношении воспитания детей-сирот в настоящее время — семейное воспитание (подробнее см. главу «Дети-сироты»). Близко к предыдущей стоит воспитательная функция семьи. Это и семейная, и общественная функция, от нее зависят нравственные устои, поддержание культурной непрерывности общества. Семья прививает чувство любви, формирует чувства привязанности, доверия детей и родителей, особенно велика роль семьи в воспитании нравственных чувств, что составляет эмоциональную основу семейных отношений: уважение к старшим, женщине, забота о младших, престарелых. Общество и семья имеют общие цели при воспитании эмоциональной культуры молодого поколения. Семья дает ребенку эмоциональный комфорт и чувство защищенности. Воздействие через общение, трудовую деятельность, поощрение, наказание, оценка поведения — залог правильного воспитания. Каждая семья имеет свою субкультуру, направленную на отдельного человека. Воспитательный потенциал семьи и его реализация зависят от многих социальных факторов субъективного и объективного характера: - факторы макросреды (политические, экономические, демографические, психологические); - структура семьи; - материальный уровень семьи (доходы, жилищные условия, быт и т.д.); - личностные особенности родителей (социальный статус, уровень образования, общая культура, ориентации и установки на воспитание детей); - психологический климат в семье, взаимоотношения родителей и других членов, совместная деятельность родителей; - помощь со стороны общества, государства в образовании и воспитании детей. В настоящее время можно отметить определенное снижение воспитательного потенциала семьи. Нравственному воспитанию способствует и досуговая функция. Досуг — часть свободного времени, которым человек распоряжается по своему усмотрению, это смена деятельности, направленная в основном на приобщение детей к труду, на активное участие их в домашнем хозяйстве, что важно для подготовки к семейной жизни и укрепления связей поколений в семье. Это важный воспитательный, эмоциональный фактор для развития детей. Время, проведенное вместе с родителями, необходимо для повышения культурного, нравственно-эстетического уровня детей, развития их духовности. Функции первичной социализации, воспитательная, эмоциональная, первичного социального контроля взаимосвязаны, направлены на воспитание личности ребенка. Главная роль в осуществлении этих функций отводится семье. Общественное воспитание является дополнительным, но заменяет семейное, если семья неблагополучная.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |