КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специалистов
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: КОНЦЕПЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ Специалистами различных зарубежных стран — Великобритании (С. Огаиоп, Р. Тау1ог и др.), Германии (К. Нетешапп, М. Оай-пег, Н.ПзсЬег и др.), Франции (^.АшкегГ, 1.-Р. Иу8 и др.) — выработаны базовые концептуальные положения, характеризующие сущность экономики физической культуры и спорта в условиях рыночных отношений. В тезисном виде охарактеризуем авторскую концепцию экономики спорта одного из ведущих специалистов Франции XV. Апёгеп" на основе анализа ряда его публикаций, в том числе монографий «Политическая экономия спорта», «Экономика спорта» и др. ♦ Анализ взаимоотношений между экономикой и спортом включает три основные проблемы: финансирование спорта, экономическое управление спортом и создание экономических процедур взаимодействия на рынке спортивной промышленности и физ-культурно-спортивных услуг. В рамках проблемы финансирования спорта необходимо анализировать средства, выделяемые государственным и муниципальными бюджетами на его развитие, деятельность спортивных лотерей, национальных и иных фондов развития спорта, спонсоров, доходы от спортивных мероприятий и т. п.
Экономическое управление спортом связано с наиболее эффективным использованием доходов физкультурно-спортивных организаций, ведением бухгалтерского учета, разработкой требований к налоговой системе, правил оптимальных затрат на проведение спортивных мероприятий, путей увеличения вклада лиц, работающих на добровольных началах, анализом вознаграждений спортсменов-профессионалов, условий их труда и т.д. Взаимодействие на рынке спортивной и иной промышленности и физкультурно-спортивных услуг представляет собой широкий спектр экономической деятельности, связанной с потреблением продукта спорта, созданием спроса на рынке спортивных товаров и услуг, обслуживаемом как специализированным, так и неспециализированным производством, и др. Занятия спортом требуют: создания сети физкультурно-спортивных сооружений и, следовательно, вовлечения в спортивный рынок сферы строительства; поддержания спортивной формы, лечения в случае получения травм и т.п. и, следовательно, включения в спортивный рынок пищевой, фармацевтической промышленности и др. ♦ Экономика спорта может быть представлена в виде трех со Проблематика макроэкономики связана с оценкой места экономики спорта в национальной экономике, изучением экономических средств, используемых в спортивной политике государства, с экономикой крупных спортивных мероприятий (Олимпийские игры, чемпионаты мира и т.п.), планированием строительства физкультурно-спортивных сооружений, исследованием разнообразных связей между сферой финансов и спортом и др. Мезоэкономика изучает неравномерное развитие разнообразных видов спорта на основе детального экономического анализа функционирования каждого из них, различных спортивных рынков (региональных и т.д.), а также промышленности по производству спортивных товаров. Микроэкономика охватывает анализ экономической деятельности муниципалитетов в сфере спорта, экономического управления разнообразными физкультурно-спортивными организациями, экономического статуса спортсменов и т. п. ♦ Развитие экономики спорта происходило поэтапно. экономики и спорта. Начало этого этапа можно отнес!*! к первым Олимпийским играм. Явной же «датой рождения» следует считать возникновение профессионального спорта. Исследований проблем взаимодействия экономики и спорта на этом этапе ни на эмпирическом, ни на теоретическом уровне не проводилось. Второй этап отличается постоянным и активным взаимодействием экономики и спорта. На этом этапе (приблизительно с середины 70-х годов XX в.) специалисты стали проявлять интерес к исследованиям проблем взаимосвязи и взаимодействия экономики и спорта на эмпирическом уровне. Третий этап, начало которого относится к 80-м годам XX в., характеризуется расширением и углублением взаимодействия экономики и спорта как по количественным, так и по качественным параметрам. Этому этапу свойственно углубленное изучение проблем экономики спорта, результатом чего явилось формирование экономики спорта как относительно самостоятельной научной дисциплины (теоретический уровень исследований), которая не может существовать вне взаимодействия с социологией спорта, антропологией, демографией и другими науками. ♦ В настоящее время происходит активный процесс интернаци Концептуальный аспект интернационализации характеризуется тем, что экономика спорта является хотя и второстепенной, но динамично развивающейся отраслью экономической науки. Экономика спорта как учебная дисциплина входит в программы высших профессиональных учебных заведений многих стран мира. Качественный аспект интернационализации связан с динамичным развитием экономики спорта как сектора народного хозяйства, с успешным преодолением им кризисных ситуаций в различных странах мира и другими обстоятельствами. Важнейшими проявлениями этого процесса является интернационализация капитала (постоянный рост числа фирм, не имеющих непосредственного отношения к спорту, которые спонсируют крупнейшие международные соревнования), интернационализация рынка спортивных товаров, в том числе создание мультинациональных фирм по их производству (АсИа'аз, МИсе, КееЬок, Коз8щпо1 и др.), интернационализация спортсменов, выступающих за команды других стран, и др. Количественный аспект интернационализации характеризуется долей ВВП, которая отражает место экономики спорта в национальной или международной экономике. По приблизительным оценкам, доля экономики спорта в национальном продукте развитых стран составляет 1 — 2%. Объем мирового рынка спортивных товаров равен 2,0 — 2,5% международной торговли. ♦ Экономика спорта как научная дисциплина до последнего Попытки выхода на уровень экономической теории являются пока в области экономики спорта редчайшим исключением. Имеющиеся прецеденты в конлепциях и мето- дах различных областей политической экономии, управления, экономики труда, и т.д., не породив до настоящего времени собственной теории экономики спорта или оригинального метода исследования. Экономна спорта априори носит междисциплинарный характер, так шк изучает два класса явлений — экономические и спортивные — в их взаимосвязи и взаимозависимости. Наиболее конструктивным путем развития экономики спорта как научной дисциплины в XXI в. следует считать расширение и укрепление йеждисциплинарных связей и проведение совместных исследований экономистами, историками, социологами, юристами, политологами и представителями других научных дисциплин. ♦ В настоящее время общество как никогда заинтересовано в расширении экономических исследований в области спорта. Государство нуждается в оперативном анализе экономической ситуации в сфере спорта для выработки соответствующей экономической политики как в отношении отрасли в целом, так и в отношении разнообразных физкультурно-спортивных организаций и видов спорта. Представители различных отраслей промышленности заинтересованы в изучении многообразных секторов спортивного рынка. В первую очередь это относится к исследованиям функционирования и развития различных видов спорта для того, чтобы на научной основе осуществлять эффективную спонсорскую деятельность, увеличивать/уменьшать производство разнообразных спортивных товаров, диверсифицировать производство спортивных товаров и физкультурно-спортивных услуг и т.д. Средствам масоовой информации необходимы данные, характеризующие возможности спорта как источника расширения их аудитории, для разработки экономического механизма формирования стоимости прав на телетрансляции крупнейших международных спортивных соревнований, а также пропаганды спорта и т. п. Физкультурно-спортивные организации для эффективной организации и менеджмента собственной деятельностью должны обладать информацией о влиянии факторов окружающей среды, имеющих как неэкономический, так и экономический характер. Экономический анализ позволяет выявить некоторые переменные величины, формирующие спрос представителей различных социально-демографических групп населения на конкретные физкультурно-спортивные услуги. Результаты такого анализа, в частности, могут конкретно характеризовать экономическую локализацию спорта, основной тенденцией которой являются наиболее быстрые темпы развития спорта в крупных городах и зонах преимущественного экономического развития. Для проведения подобных и иных исследований в области спорта необходима подготовка специалистов по отраслевой экономике. Уровень развития экономических исследований в сфере спорта, объем накопленной информации в различных странах мира делают настоятельно необходимым создание банка данных по экономике спорта. ♦ Наряду с неэкономическими существуют экономические Одним из главных стимулов спортсмена (как профессионала, так и любителя) к достижению спортивного результата является приз в денежной или натуральной форме. Высокие спортивные результаты повышают рыночную стоимость спортсмена: для спортсмена-любителя это зачастую открывает путь в профессионалы, для спортсмена-профессионала это значительно повышает стоимость его контрактов при переходе из одного клуба в другой. На уровень спортивных достижений оказывают влияние высококачественные спортивные товары. Экономика в лице фирм по производству спортивных товаров заинтересована в производстве таких, которые будут апробированы спортивной элитой на крупнейших международных соревнованиях, а затем — со временем — станут достоянием массового спортивного рынка. Спортсмены же проявляют интерес к производству новых высокотехнологичных спортивных товаров, которые помогут им побеждать. ♦ Экономика спорта должна быть «прозрачной» не только для Имеющие место суждения о негативном влиянии экономики (в лице, например, фирм-спонсоров) и средств массовой информации на сущность спорта далеко не всегда оправданны. Действительно, средства массовой информации и спонсоры подчас навязывают время проведения соревнований, делают не всегда безуспешные попытки изменить правила проведения соревнований, подчас даже влияют на спортивные результаты. Это, безусловно, — негативный итог проникновения экономики в спорт. Однако полная и достоверная информация об этих процессах практически недоступна не только широким массам населения, но и специалистам. Аналогичная ситуация складывается и в отношении объективного знания о гонорарах представителей спортивной элиты, особенно в некоторых видах спорта. Известные общественности и специалистам размеры современных гонораров, достигающие в целом ряде случаев нескольких миллионов долларов в год, выходят за рамки разумных пределов. Однако не следует забывать о том, что кроме официальных существуют еще и неофициальные выплаты, о которых практически ничего не известно. Учитывая размеры оплаты труда высококвалифицированных спортсменов, вряд ли правомерно говорить об их чрезмерной эксплуатации.
Глава 2 ПРОДУКТ ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» 2.1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛУГИ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» Результатом хозяйственной деятельности в любой отрасли народного хозяйства является производство определенного продукта. Продукт — это итог человеческого труда, хозяйственной деятельности, воплощенный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг. Производство материального продукта характерно для отраслей производственной сферы, интеллектуального продукта, а также работ и услуг — для отраслей непроизводственной сферы. Продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, т. е. материальный и интеллектуальный продукт, выступающий как объект купли-продажи, называют товаром. Производство и потребление товаров отделено во времени. В связи с этим товары могут быть накоплены непосредственно в виде богатства. Необходимо иметь в виду, что в отрасли «физическая культура и спорт» существуют предприятия по производству спортивных товаров. Однако физическая культура и спорт, как было показано выше, является одной из отраслей непроизводственной сферы, результатом труда в которой выступают услуги. Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительная стоимость которого, в отличие от овеществленного продукта (товара), заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления. В отличие от товара, производство и потребление услуг происходит одновременно, поэтому они, как правило, не могут бить накоплены. Вместе с тем последствия потребления услуг отрасли «физическая культура и спорт» могут иметь материальный и долговременный характер (в виде повышения уровня здоровья, физической подготовленности и т.п.). Эффект от потребления услуг зависит не только от условий их производства, но и от условий потребления. Так, например, уровень физической подготовленности учащегося определяется не только квалификацией педагога по физической культуре и длительностью занятий фи- зическими упражнениями и видами спорта, но и способностями самого занимающегося. Поэтому полезный эффект услуги является результатом совместных усилий ее производителя и потребителя. Развитие процессов индивидуализации массовой продукции сферы материального производства в условиях рыночных отношений приводит к взаимопроникновению сфер материального и нематериального производства. Следствием этого является разграничение услуг на два больших класса. Введенный впервые в действие в 1994 г. Государственный стандарт Российской Федерации «Услуги населению» подразделяет услуги, оказываемые населению, по их функциональному назначению на материальные и социально-культурные (нематериальные). Материальная услуга — это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий либо изготовление новых изделий по заказам, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В отрасли «физическая культура и спорт» к материальным услугам могут быть отнесены, например, ремонт спортивных товаров, индивидуальное производство спортивного инвентаря для спортсменов высокого класса, прокат спортивного оборудования и т. п. В данном случае результатом производства и объектом потребления является материальная вещь — крайне индивидуализированный товар спортивного назначения. В связи с этим материальная услуга фактически находится на стыке сферы нематериального и материального производства. Социально-культурная услуга — это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и др. Подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «физическая культура и спорт», относятся именно к социально-культурным услугам. Социально-культурным услугам, в отличие от материальных услуг и тем более товаров, присущ ряд специфических характеристик. Во-первых, неосязаемость. Покупатель социально-культурной услуги вынужден верить продавцу на слово в том, что получит желаемый эффект в результате ее потребления (например, улучшит состояние здоровья в результате занятий в физкультурно-оздоровительном клубе).
Во-вторых, неотделимость социально-культурной услуги от ее источника. Болельщики идут, например, на матч с участием «своей» команды. В случае замены команд услуга будет иметь другой характер. В-третьих, непостоянство качества. Качество социально-культурных услуг колеблется в широких пределах в зависимости от места, времени и других факторов, связанных с их предоставлением. Результаты выступления спортсменов, например, зачастую зависят от состояния их самочувствия, климатических условий, остроты спортивной борьбы и тд. В свою очередь, демонстрируемые спортивные достижения сказываются на качестве зрелищной услуги. В-четвертых, несохраняемость. Социально-культурную услугу невозможно сохранить во времени. Болельщику, приобретшему билет на спортивное соревнование и не использовавшего его по каким-либо причинам, повторная услуга не предоставляется. Перечисленные особенности социально-культурных услуг как основного вида продукта отрасли «физическая культура и спорт» требуют от их производителей и продавцов использования специальных подходов, позволяющих эффективно организовать производство и сбыт этого своеобразного продукта. Говоря об особенностях производства и потребления социально-культурных услуг в отрасли «физическая культура и спорт», необходимо иметь в виду, что эти процессы тесно связаны с потреблением материальных услуг (прокат, ремонт спортивного инвентаря, оборудования и т.п.) и товаров (спортивная одежда и обувь, спортивный инвентарь, оборудование и т.д.). Названные материальные услуги и товары сами по себе, как правило, не являются непосредственным продуктом физической культуры и спорта как отрасли, однако трудно себе представить потребление отраслевых социально-культурных услуг в отрыве от них. Другими словами, социально-культурные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в связи с чем рост спроса на нематериальные услуги неизбежно влечет за собой соответствующий рост спроса на материальные услуги и товары. Для создания более полного представления о продукте отрасли «физическая культура и спорт» приведем мнения ведущих зарубежных специалистов в области экономики спорта по этому поводу. Специалисты из Великобритании (Сшту Т.]., Ло1у К.М., 1984) характеризуют продукт, производимый в сфере спорта, как соревнование, зрелищное развлечение. Иными словами, продукт отрасли ограничивается зрелищной услугой. Специалист из Германии (Нететапп К., 1989) придерживается фактически прямо противоположной точки зрения. Физкуль-турно-спортивную организацию он рассматривает как специфическое промышленное предприятие, производящее товар. Таким образом, продукт отрасли ассоциируется с товаром, содержание которого рассматривается весьма расширительно, включая такие его разновидности, как «спортивное соревнование» и др. Специалисты из Франции (Апдгей"^., Ыуз 1-Р., 1986) подходят к определению продукта отрасли более комплексно, выделяя в его рамках товары спортивного назначения, зрелищные услуги, информационные услуги и специалистов (профессиональные спортсмены, тренеры и т.п.). 2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» Одним из необходимых условий эффективного производства и реализации социально-культурных услуг отрасли «физическая культура и спорт» является представление об их реальном спектре в условиях рыночных отношений. Развитие материального производства, являющегося фундаментальной основой прогресса сферы услуг, а также продолжающееся разделение труда в непроизводственной сфере привели к значительному разнообразию видов услуг вообще, услуг в отрасли «физическая культура и спорт» в частности. Спектр социально-культурных услуг отрасли «физическая культура и спорт» можно классифицировать с использованием различных оснований: по форме распределения общественных фондов потребления выделяют бесплатные (урок физической культуры в общеобразовательной школе и т.п.) и платные (занятия в коммерческом физкультурно-оздоровительном центре и т.п.) услуги; по мотивам производства услуги могут быть коммерческими (получение производителем прибыли) либо некоммерческими (выполнение производителем социально важных функций, например, развитие физической культуры и спорта среди детей и подростков, инвалидов, пожилых и т.п.); по форме потребления социально-культурные услуги подразделяются на индивидуальные (самостоятельные занятия физическими упражнениями и видами спорта и т. п.) и массовые (коллективные занятия физическими упражнениями и видами спорта в секциях и т.п.); по мотивам потребления различаются услуги личного характера (занятия конкретного лица плаванием в бассейне и т.п.) и деловые (аренда бассейна для проведения спортивных соревнований и т.п.); по характеру потребности, для удовлетворения которой предназначены те или иные услуги, их можно классифицировать на физкультурно-спортивные (обеспечение занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, в разнооб-
разных организационных формах, платно либо бесплатно и т.п.); зрелищные (личное присутствие на спортивных соревнованиях либо просмотр их по телевидению и т.п.); консультационные (персональные консультации по средствам, методам и формам занятий физическими упражнениями, видами спорта, лечебной физической культурой и т.п.); образовательные (получение среднего или высшего профессионального образования и т.п.); дополнительного образования (занятия в спортивных школах и т.п.); посреднические (подготовка пакета документов, необходимых для создания физкультурно-спортивной организации, контракта профессионального спортсмена "и т.п.); коммерческие (спонсорская помощь, лотерейная и подобная ей деятельность и т.п.) и др.; по степени важности для потребителя услуги подразделяют на основные (активные занятия физическими упражнениями и видами спорта на базе научно обоснованных методик, регламентированного времени занятий и т.п.), дополнительные (пассивное оздоровление с использованием различных разновидностей массажа, бань и т.п.) и сопутствующие (обеспечение вспомогательного обслуживания в виде предоставления специализированного питания, камер хранения, автостоянок и т.п.) и т.д. В качестве иллюстрации кратко охарактеризуем пакет услуг, производимых и предлагаемых потребителям олимпийским комплексом «Лужники» (Алешин В. В., 2000). Пакет состоит из восьми блоков: 1) предоставление в аренду разнообразных физкультурно-спортивных сооружений; 2) групповые организованные и индивидуальные формы занятий физическими упражнениями и видами спорта (шейпинг, плавание, пейнтбол и т.д.); тестирование по программе «Президентские состязания»; учебно-тренировочные занятия в спортивных командах и т.п.; 3) спортивно-зрелищные услуги (соревнования, показательные выступления, церемониалы открытия и закрытия соревнований, праздничные спортивно-зрелищные мероприятия, посвященные Дню города, и т. п.); 4) физ-культурно-образовательные услуги (педагогическая, организационная и специализированная практика студентов высших физкультурных учебных заведений и т.п.; посещение Музея спорта и др.); 5) услуги врачебно-физкультурного диспансера; 6) материальные физ-культурно-спортивные услуги (продажа спортивного инвентаря, одежды и обуви; прокат спортивного инвентаря и оборудования; специализированное питание спортсменов; питание тренеров и обслуживающего персонала спортивных команд и др.); 7) культурно-зрелищные услуги (концерты, дни ведущих газет, Новогодние елки и др.); 8) сопутствующие услуги (страхование спортсменов; банковское обслуживание спортивных команд и организаций, пользующихся услугами стадиона; рекламное обслуживание спортивных мероприятий и команд; гостиничное и транспортное обслуживание спортсменов и команд). Анализ пакета услуг олимпийского комплекса «Лужники» свидетельствует о следующем: во-первых, в нем превалируют социально-культурные услуги, однако имеют место и услуги материальные; во-вторых, он содержит комплекс основных, дополнительных и сопутствующих социально-культурных услуг. Пакет услуг дополнительно может быть охарактеризован как в большей степени платный (по форме распределения общественных фондов потребления), коммерческий (по мотивам производства), массовый (по форме потребления) и т.д. 2.3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА РЫНКЕ УСЛУГ ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В условиях рыночной экономики услуги являются объектом купли-продажи, в связи с чем их производители выступают в качестве продавцов, а потребители — в качестве покупателей. Первые представляют на рынке предложение, а вторые — спрос. Данная ситуация в полной мере относится к отрасли «физическая культура и спорт», несмотря на то что в ней наряду с коммерческой деятельностью весьма широко представлена и деятельность некоммерческая. Предложение — это количество услуг (товаров), которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Предложение в отрасли «физическая культура и спорт» напрямую связано с количеством физкультурно-спортивных организаций, производящих различные услуги, и во многом зависит от таких неценовых факторов, как наличие кадров с высшим и средним профессиональным образованием, сети физкультурно-спортивных сооружений, финансирования и др. На рынке услуг в отрасли «физическая культура и спорт» имеет место как внутриотраслевая (между производителями определенных услуг), так и межотраслевая (с другими отраслями сферы услуг) конкуренция за свободное время и средства потребителя. Спрос — это представленная на рынке потребность в услугах (товарах), ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей. Различают совокупный и частный спрос. Совокупный спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт» определяется такими основными неценовыми факторами, как численность населения, уровень его доходов и наличие времени, которое оно хотело бы затратить на потребление конкретных услуг. Для иллюстрации приведем в кратком варианте анализ совокупного спроса на рынке услуг спорта в США (ЕШз М. Д., 1988). Население. В соответствии с демографическим прогнозом ожидается, что каждые 10 лет численность населения будет возрастать
приблизительно на 10%, в связи с чем рынок отраслевых услуг потенциально может увеличиваться каждые 10 лет также приблизительно на 10%. Население США крайне неравномерно распределено по территории страны: в Центре и на Северо-Востоке проживает 45% американцев, на Юге — 33%, а остальные — на Западе. В связи с иммиграцией и внутренней миграцией население Юга до 2000 г. будет расти приблизительно на 15% в год, а Запада — приблизительно на 20%. Основные ориентиры для сферы спорта: рост абсолютной численности населения; рост среди потенциальных клиентов числа пожилых людей, особенно женщин; рост числа иммигрантов и небелого населения; изменения в географическом распределении населения по территории страны; увеличение запросов и изменение содержания потребностей населения в связи с ростом продолжительности жизни, повышением уровня здоровья и другими факторами. Доходы. Расходы на занятия спортом довольно стабильны и составляли в середине 1980-х годов 6,4—6,7% персонального потребления американцев. В случае предоставления услуг спорта организациями государственного сектора следует иметь в виду доходы местных властей в различных регионах страны. Например, богатый и населенный Средний Восток обладает более широкими возможностями по предоставлению услуг через государственный сектор в отличие от густонаселенного и небогатого Юго-Запада. В случае предоставления услуг спорта организациями частного сектора следует иметь в виду личные доходы населения. Так, регион Скалистых Гор отличается незначительными размерами личных доходов населения, в отличие от Юго-Востока и региона Великих Озер, и т.д. Основные ориентиры для сферы спорта: относительная стабильность расходов населения на сферу спорта; регионы страны с высокими доходами местных властей (для специалистов, желающих работать в государственном секторе); регионы страны с высокими личными доходами (для специалистов, желающих работать в частном секторе). Свободное время. Существующая тенденция в изменении продолжительности рабочей недели должна привести к тому, что ее реальная величина составит 30 часов к 2010 г. Ожидается появление огромного разнообразия форм распределения рабочего времени — гибкий график, 4-дневная рабочая неделя, выполнение части работы на дому и т. п. Перераспределение рабочего времени повлечет за собой сложные изменения в распределении свободного времени граждан, увеличение которого будет происходить в первую очередь за счет роста продолжительности отпусков, каникул и т.п., а не за счет сокращения реальной рабочей недели. Основные ориентиры для сферы спорта: общая тенденция увеличения свободного времени не в рамках реальной рабочей недели, а за счет отпусков, каникул и т.п., что влечет за собой разработку специальных программ, учет мест массового отдыха и т.д., а также предложение услуг спорта в рамках рабочей недели, когда люди не заняты (раннее утро, поздний вечер и т.п.) и др. Частный спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт» характеризуется спросом отдельных потребителей (или их групп) на отдельные услуги (или пакет услуг). В основе спроса на услуги физической культуры и спорта лежат потребности. Однако в условиях рыночной экономики между потребностью и возможностью потреблять лежит необходимость оплатить конкретную услугу. Поэтому объем спроса связан как с существованием определенных потребностей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта и т.д., так и с наличием достаточных средств для их удовлетворения. В связи с тем что люди отличаются друг от друга как своими потребностями, так и уровнем дохода, на практике рынок услуг отрасли «физическая культура и спорт» представляет собой сложную совокупность рыночных сегментов, объединяющих потребителей со схожими потребностями и близкими по уровню доходами. Сегментация рынка отрасли «физическая культура и спорт» может осуществляться с использованием критериев региональной демографии (расположение региона, климат, численность и плотность населения-, динамика развития региона и др.); персональной демографии (возраст, пол, уровень образования, уровень доходов, профессия, семейное положение, национальность и др.); критерия стиля жизни (социальный статус, приверженность к определенным формам проведения досуга и др.); частотного критерия (систематичность и длительность занятий физическими упражнениями и видами спорта и др.). Результаты исследований (ИвановаТ. И., 2000) позволяют предметно охарактеризовать предложение и частный спрос на услуги физкультурно-спортивной организации на примере спортивно-оздоровительного клуба «Золотые ключи» (система клубов «Р1апе1а РКпезз»). Предложение. Спортивно-оздоровительный клуб работает с 7.00 до 23.00 в рабочие и с 9.00 до 22.00 в выходные и праздничные дни. Членство в клубе может быть индивидуальным и семейным, годовым и полугодовым (с возможностью приостановить членство на срок от 10 дней до 1,5—3 месяцев), полным и утренним (до 17.00 в будние и до 14.00 в выходные и праздничные дни), «серебряным» (возможность посещать все клубы сети «Р1апе1а РКпезз» в России) и «золотым» (возможность посещать все клубы сети «Р1апе1а Рйпезз», которых насчитывается более 170 в различных странах мира), детским (3—6 лет) и юниорским (7—16 лет). В случае приобретения семейного членства со значительной скидкой предлагается членство для пожилых «50+».
Приобретение членства в клубе предполагает потребление основных и дополнительных услуг, предоставляемых в тренажерном зале и зале аэробики, бассейне, финской сауне, турецкой бане и т.д. За отдельную плату можно пользоваться также основными (персональные тренировки, разработка индивидуальных программ тренировок и т. п.), дополнительными (солярий, массаж, салон красоты и т. п.) и вспомогательными (спортивный бар, магазин спортивных товаров, детская комната, автостоянка и т.п.) услугами. Спрос. Клиенты клуба — москвичи, проживающие в различных районах города. Большинство клиентов (65,9%) проживают недалеко от клуба; для значительной части клиентов (18,2%) клуб расположен далеко и от места жительства, и от места работы; для 15,9% клиентов посещение клуба удобно тем, что он расположен недалеко от места их работы. Потребителями услуг клуба преимущественно являются клиенты в возрасте 20—30 (38,6%) и 31—40 (47,8%) лет. В большинстве случаев используется семейное годовое (43,2%) и индивидуальное годовое (29,6 %) членство. Подавляющее большинство клиентов (72,7%) за одно посещение клуба потребляет 3—4 основных и дополнительных услуг. Наибольшей популярностью пользуются услуги, предоставляемые в бассейне (81,1%), сауне (58,9%), тренажерном зале (56,7%), зоне отдыха в бассейне (46,7%), зале аэробики (31,1%), турецкой бане (30,0%). К дополнительным услугам чаще прибегают женщины. Ранее значительная часть клиентов (34,1 %) была членами других престижных спортивно-оздоровительных клубов (МогИ С1аз5, СоИ Сит и др.). Смена клуба осуществляется по трем основным причинам: недостаточный спектр услуг или низкое их качество (46,7%), смена места жительства (40,0%) и высокая стоимость членства (26,7%). Для женщин (85,7%) спектр услуг и их качество имеют гораздо более важное значение, чем для мужчин (12,5%). Большинство клиентов клуба (54,5%) пользуются его услугами 3—4 раза в неделю. Длительность разового посещения у половины клиентов составляет 2—3 часа. Конкретное соотношение предложения и спроса на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт» может быть охарактеризовано как рынок продавца и рынок покупателя. Рынок покупателя представляет собой такую ситуацию, когда предложение преобладает над спросом. Данное положение обеспечивает покупателям больше власти на рынке за счет возможности широкого выбора услуг и в связи с этим воздействия на ценообразование и иные условия их предоставления. На рынке покупателя могут существовать различные разновидности спроса: отсутствие спроса (безразличие потребителей в отношении определенной услуги); отрицательный спрос (большая часть потребителей недолюбливает определенную услугу); падающий спрос (негативная тенденция в уровне спроса потребителей на определенную услугу); нерегулярный спрос («сезонность» спроса потребителей на определенную услугу) и др. Рынок продавца — это такое положение на рынке, когда спрос превышает предложение и возникает дефицит. В данной ситуации продавцам обеспечена большая рыночная власть по сравнению с покупателями и, как следствие, возможность диктовать свои условия. Тем не менее рынок продавца весьма разнообразен и характеризуется различными видами спроса: скрытый спрос (спрос потребителей невозможно удовлетворить спектром существующих услуг); чрезмерный спрос (спрос потребителей на определенную услугу значительно выше возможностей ее удовлетворения); нерациональный спрос (спрос потребителей на «экстремальные», часто опасные для здоровья услуги) и др. Баланс предложения и спроса, рынков покупателя и продавца характеризует полноценный спрос, т.е. такое состояние рынка услуг отрасли «физическая культура и спорт», когда производители удовлетворены своей работой (доходами и т.п.), а потребители — спектром и качеством предоставляемых им услуг. Глава 3
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |