КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности внешней торговли социально-культурными услугами
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ КОНТРАКТОВ Торговля кооперируемой продукцией Постоянное углубление процессов специализации и кооперации производства как в рамках отдельных стран, так и в масштабе мирового хозяйства лежит в основе торговли кооперируемой продукцией (комплектным оборудованием). Одним из наиболее характерных примеров торговли кооперируемой продукцией является сооружение объектов (например, физкультурно-спортивных сооружений) на условиях «под ключ». В понятие «под ключ» может входить выполнение иностранной фирмой следующих подрядных работ: экономическое обоснование сооружения объекта; разработка проектного задания, технического и рабочего проектов объекта; поставка строительных материалов, сооружение зданий и объектов инфраструктуры; поставка полного комплекта технологического оборудования; монтаж технологического оборудования, наладка и пуск его в эксплуатацию; укомплектование объекта всем необходимым инвентарем, инструментами и приборами; обучение национального персонала эксплуатации и ремонту объекта; обеспечение эксплуатации объекта в течение гарантийного периода и передача его заказчику в состоянии полной готовности к работе. Внешняя торговля спортивными товарами осуществляется практически во всех охарактеризованных выше видах и формах. Характер и объемы экспортно-импортных операций России по разнообразным спортивным товарам с различными зарубежными странами проанализированы в главе 16. Внешнеторговые контракты обычно содержат следующие основные разделы, располагаемые в определенной последовательности: определение сторон; предмет договора; цена и общая сумма контракта; сроки поставки товаров; условия платежей; упаковка и маркировка товаров; гарантии продавцов; штрафные санкции и возмещение убытков; страхование; обстоятельства непреодолимой силы; арбитраж. Охарактеризуем кратко содержание каждого из выделенных разделов внешнеторгового контракта. Определение сторон. В преамбуле контракта дается полное юридическое наименование сторон, заключающих договор. На первой странице контракта всегда указывается его регистрационный номер, место и дата подписания. Предмет договора. В этом разделе в краткой форме определяется вид внешнеторговой сделки (купли-продажи, подряда, аренды). На практике данный раздел часто включает базисные условия поставок, определение товара и его количество. Например: «Продавец продал, а Покупатель купил на условиях ФОБ Мурманский порт один тренажерный комплекс типа...» Если предметом сделки является товар со сложными техническими характеристиками, то контракты содержат специальные разделы («Технические условия» или «Технические спецификации»). В этом случае в разделе, представляющем предмет договора, дается только краткое определение товара и делается ссылка на специальные разделы,'уточняющие его технические характеристики. Цена контракта. По согласованию сторон цены фиксируются в валюте одной из стран-контрагентов либо в валюте третьей страны или в международных валютных единицах. В международной торговле практикуется несколько способов установления цен: твердые цены согласовываются при заключении контракта и не подлежат изменению в ходе его выполнения; цены с последующей фиксацией устанавливаются в назначенные договорами сроки на основании согласованных источников (например, цены на проданные по контракту товары устанавливаются на уровне цен мирового рынка на определенную дату или в день поставки товара покупателю и т.д.); скользящие цены применяются в контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно измениться. Сроки поставки товаров. Сроки поставки товаров — это временные периоды (календарные даты), в течение которых (к которым) товары должны быть доставлены продавцами в установленные контрактами географические пункты. В контракте может быть указано: «Срок поставки 5 октября 2000 г. ФОБ порт Мурманск». При определенных условиях допускается указание в контрактах сроков поставок без фиксации календарных дат или периодов (поставки «немедленно», «как можно быстрее», «по мере готовности», «по открытии навигации» и др.). При установлении сроков поставки нередко в контракт вносятся специальные оговорки: «Допускается досрочная поставка», «Досрочная поставка возможна только при письменном согласии покупателя», «Досрочная поставка не разрешена» и т.д. Условия платежей. Этот раздел определяет способ и порядок расчетов между контрагентами, а также гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств. Наиболее распространенной формой расчетов являются платежи наличными. В международной торговле расчет наличными осуществляется: чеками по открытому счету: покупатель дает письменное распоряжение своему банку выплатить указанную в чеке сумму предъявителям (конкретным организациям или лицам) или по их приказу другим лицам (ордерный чек); переводами: экспортер направляет импортеру счета и другие документы за поставленные товары, выполненные работы (услуги) или по иным взаимным расчетам, на основании которых плательщик направляет в свой банк платежное поручение на перевод денег. В условия контрактов с расчетами переводами обычно включаются обязательства покупателей предоставлять продавцам финансовые гарантии платежей, которые берут на себя банки, получая за это три и более процентов гарантируемой суммы; аккредитивами: покупатель берет на себя обязательство открыть к установленному в контракте сроку в определенном банке аккредитив в пользу продавца на определенный срок и на оговоренную сумму. Для более полной гарантии платежей экспортеры включают в условия контрактов обязанности импортеров открывать безотзывные аккредитивы, которые предполагают дополнительную гарантию банка в том, что он не разрешит покупателю аннулировать уже открытый аккредитив по каким бы то ни было причинам и обеспечит платеж за поставленные товары в течение срока его действия. В практике международной торговли применяются и иные, более сложные формы расчетов (инкассо и т.д.). Упаковка и маркировка товаров. Характер упаковки зависит от ее назначения: для расфасовки товара, для рекламных целей, для сохранности товаров в различных внешних средах, для защиты изделий от механических повреждений при перевозках и перегрузках, для механизации погрузо-разгрузочных работ и т.д. Стоимость упаковки в зависимости от ее назначения и характера товара может колебаться в широких пределах — от нескольких процентов до половины стоимости самого товара.
Требования к упаковке товаров можно условно разделить на общие и специальные. Общие требования определяются обязанностью всех экспортеров обеспечить физическую сохранность грузов при поставках. Специальные требования к упаковке выдвигаются импортерами. Причинами таких требований могут быть следующие: необходима специальная расфасовка товара для сбыта его потребителям без дополнительной переупаковки; предъявляются особые требования к весам и габаритам грузовых мест применительно к имеющимся в распоряжении импортера подъемным и транспортным средствам и др. Маркировка грузов является важнейшим элементом в технологии внешнеторговых операций. Она выполняет следующие обязательные функции: представляет товаросопроводительную информацию, содержащую определяющие импортера реквизиты, номер контракта, весовые и габаритные характеристики мест, номер места и число мест в партии; является указанием транспортным фирмам по обращению с грузом; используется для предупреждений об опасностях, которые может представить обращение с грузом и др. Особое значение имеет упаковка потребительских товаров, которая обычно несет информацию о товаре, рекламу товара и его производителя. Экспортерам потребительских товаров всегда следует учитывать, что покупатель судит о товаре сначала по упаковке, а потом уже по качеству самого товара. Гарантии продавцов. В контрактах обычно содержатся ссылки на международные, национальные и отраслевые стандарты, а также на технические условия и другие нормативные документы, определяющие технический уровень и качество товаров. Большинство контрактов содержит коммерческие гарантии качества, которые представляют обязательства продавца поставить покупателю товар, обладающий в течение установленного (гарантийного) периода определенными свойствами. В случае несоответствия товара техническим требованиям контракта покупатели в течение гарантийного периода имеют право предъявить продавцам претензии по качеству. Штрафные санкции и возмещение убытков. Нередко в ходе исполнения контракта экспортер допускает просрочки в поставках товаров и выполнении работ (предоставлении услуг). С тем чтобы стимулировать экспортеров в своевременном выполнении обязательств и компенсировать возможные потери импортеров, контракты предусматривают взыскание с экспортеров штрафов обычно в размерах, прогрессирующих в зависимости от длительности просрочек. Максимальная величина штрафов чаще всего ограничивается 8 — 10% от стоимости не поставленных в срок товаров. Поскольку штрафы далеко не всегда компенсируют потери импортеров от просрочек, законодательство многих стран допускает взыскание с экспортеров наряду со штрафами и убытков, причем такие взыскания не освобождают от выполнения обязательств по поставкам. Контракты могут содержать право импортеров отказаться от их исполнения, если из-за длительности просрочки импортеры потеряли коммерческий интерес к получению товаров. При этом за ними сохраняется право требовать возмещения убытков. Нарушения обязательств со стороны импортеров также могут препятствовать выполнению обязанностей экспортерами и являться причиной возникновения у них убытков. К таким нарушениям можно отнести задержки в предоставлении технической документации, командировании специалистов, открытии аккредитивов, платежах и т.д. В связи с этим контракты могут включать санкции к импортерам. Страхование. Этот раздел включает четыре основных параметра страхования: что страхуется; от каких рисков; кто страхует; в чью пользу производится страхование. Страхование является добровольным актом, но в отношениях между экспортерами и импортерами обязанности по страхованию грузов обычно определяются контрактами. Если контрактом не оговорено иное, то страхование обычно осуществляется экспортером на условиях «с ответственностью за все риски», которые, однако, не включают утраты или повреждения товаров вследствие умышленных действий или грубой неосторожности самих страхователей, отправителей и получателей, вследствие повреждений из-за внутренних свойств товаров (самовозгорание, отмокание, гниение и т.д.), военных рисков и др. Весьма часто импортеры во избежание непредвиденных убытков и разногласий предпочитают перечислить те риски, от которых груз должен быть застрахован. Обстоятельства непреодолимой силы. На ход исполнения контрактов могут оказать существенное влияние обстоятельства, предугадать наступление которых заранее невозможно, поскольку они возникают в результате непредвиденных и неотвратимых событий чрезвычайного характера. Такие обстоятельства называются обстоятельствами непреодолимой силы или «форс-мажорными обстоятельствами». К ним обычно относят пожары, наводнения, землетрясения, другие стихийные бедствия, эпидемии, военные действия и правительственные меры, препятствующие выполнению контрактных обязательств (например, введение эмбарго на экспорт определенных товаров). При наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок исполнения обязательств для стороны, на которую воздействуют эти обстоятельства, отодвигается на весь период их действия и лик-
видации последствий. Контрактом устанавливается, что сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств, должна информировать контрагента о наступлении «форс-мажора» и его прекращении в пределах строго ограниченных сроков и представить соответствующие подтверждающие документы, которыми чаще всего служат свидетельства национальных торговых палат. Обстоятельства непреодолимой силы могут действовать настолько долго, что исполнение контракта для сторон станет экономически бессмысленным. Поэтому контрагенты устанавливают в контрактах предельные сроки, после которых стороны имеют право аннулировать взаимные обязательства. При этом всегда оговаривается, что ни одна из сторон не будет иметь права потребовать от другой стороны возмещения убытков. Арбитраж. Нередко при исполнении контрактов между контрагентами возникают споры из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контрактов или отсутствия соответствующих условий. Большинство этих разногласий разрешается во время переговоров между сторонами. Если в процессе переговоров стороны не пришли к единому мнению, то разногласия в соответствии с международной практикой передаются на рассмотрение арбитражей. Кроме основных охарактеризованных выше условий контрактов стороны могут согласовать по своему усмотрению и другие, уточняющие взаимные права и обязательства. Внешняя торговля социально-культурными услугами, к которым в своем подавляющем большинстве относятся услуги отрасли «физическая культура и спорт», в отличие от внешней торговли товарами, имеет определенные особенности. Во-первых, внешняя торговля социально-культурными услугами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. В настоящее время российское законодательство не содержит четкого определения понятия «экспорт услуг». В связи с этим представляется целесообразным осветить этот вопрос на основе практики его регулирования международными торговыми организациями. Принципы и правила международной торговли социально-культурными услугами зафиксированы в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Торговля услугами определяется ГАТС как предложение услуги посредством следующих четырех способов: с территории одной страны на территорию другой страны (транспортные услуги, услуги связи и т.п.). Этот способ получил название трансграничного оказания услуг. Его специфической особенностью является то, что в данном случае только сама услуга (например, телетрансляция спортивного соревнования и т.п.), а не ее поставщик перемещается через границу; на территории одной страны потребителю услуги другой страны (услуги международного туризма и т.п.); посредством коммерческого присутствия производителя услуги одной страны на территории другой страны, иными словами торговля услугами с использованием представительства (дочерней компании и т.п.) поставляющей услугу страны на территории потребляющей услугу страны; физическими лицами одной страны на территории другой страны (преподавательская, тренерская, соревновательная и т.п. деятельность). Все способы внешней торговли социально-культурными услугами отрасли «физическая культура и спорт» используются при проведении крупнейших международных спортивных соревнований (см. главу 17). В классификатор услуг для целей упорядочения внешней торговли ими включено более 160 видов, сгруппированных в 12 основных разделов: деловые услуги; услуги связи; строительство и инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; общеобразовательные услуги; услуги по защите окружающей среды; финансовые услуги, включая страхование; услуги по охране здоровья и социальные услуги; туризм и путешествия; услуги в области организации досуга, культуры и спорта; транспортные услуги; прочие услуги. Во-вторых, социально-культурные услуги производятся и потребляются одновременно, в связи с чем не подлежат хранению. Поэтому внешняя торговля ими в подавляющем большинстве случаев базируется на прямых контрактах между производителями и потребителями. В-третьих, отрасли, производящие социально-культурные услуги, во многих странах мира находятся в полной или частичной собственности государства или же под его строгим контролем. В связи с этим производство и реализация данных услуг, в том числе внешняя торговля ими, имеют большую государственную защиту, чем производство и реализация материальных услуг и товаров. В-четвертых, внешняя торговля социально-культурными услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на последнюю сильное воздействие. В-пятых, не все виды социально-культурных услуг, в отличие от товаров, могут являться предметом внешней торговли. Так, ус- дуги, предназначенные преимущественно для личного потребления, не всегда могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот. Глава 16
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |