Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности внешней торговли социально-культурными услугами




СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ КОНТРАКТОВ

Торговля кооперируемой продукцией

Постоянное углубление процессов специализации и коопера­ции производства как в рамках отдельных стран, так и в масштабе мирового хозяйства лежит в основе торговли кооперируемой про­дукцией (комплектным оборудованием).

Одним из наиболее характерных примеров торговли коопе­рируемой продукцией является сооружение объектов (напри­мер, физкультурно-спортивных сооружений) на условиях «под ключ». В понятие «под ключ» может входить выполнение иност­ранной фирмой следующих подрядных работ: экономическое обоснование сооружения объекта; разработка проектного зада­ния, технического и рабочего проектов объекта; поставка стро­ительных материалов, сооружение зданий и объектов инфра­структуры; поставка полного комплекта технологического обо­рудования; монтаж технологического оборудования, наладка и пуск его в эксплуатацию; укомплектование объекта всем необ­ходимым инвентарем, инструментами и приборами; обучение национального персонала эксплуатации и ремонту объекта; обес­печение эксплуатации объекта в течение гарантийного периода и передача его заказчику в состоянии полной готовности к ра­боте.

Внешняя торговля спортивными товарами осуществляется прак­тически во всех охарактеризованных выше видах и формах. Харак­тер и объемы экспортно-импортных операций России по разно­образным спортивным товарам с различными зарубежными стра­нами проанализированы в главе 16.


Внешнеторговые контракты обычно содержат следующие ос­новные разделы, располагаемые в определенной последователь­ности: определение сторон; предмет договора; цена и общая сум­ма контракта; сроки поставки товаров; условия платежей; упаков­ка и маркировка товаров; гарантии продавцов; штрафные санк­ции и возмещение убытков; страхование; обстоятельства непрео­долимой силы; арбитраж.

Охарактеризуем кратко содержание каждого из выделенных разделов внешнеторгового контракта.

Определение сторон. В преамбуле контракта дается полное юри­дическое наименование сторон, заключающих договор. На первой странице контракта всегда указывается его регистрационный но­мер, место и дата подписания.

Предмет договора. В этом разделе в краткой форме определяется вид внешнеторговой сделки (купли-продажи, подряда, аренды). На практике данный раздел часто включает базисные условия поставок, определение товара и его количество. Например: «Про­давец продал, а Покупатель купил на условиях ФОБ Мурманский порт один тренажерный комплекс типа...»

Если предметом сделки является товар со сложными техниче­скими характеристиками, то контракты содержат специальные раз­делы («Технические условия» или «Технические спецификации»). В этом случае в разделе, представляющем предмет договора, дает­ся только краткое определение товара и делается ссылка на спе­циальные разделы,'уточняющие его технические характеристики.

Цена контракта. По согласованию сторон цены фиксируются в валюте одной из стран-контрагентов либо в валюте третьей стра­ны или в международных валютных единицах.

В международной торговле практикуется несколько способов установления цен: твердые цены согласовываются при заключении контракта и не подлежат изменению в ходе его выполнения; цены с последующей фиксацией устанавливаются в назначенные договора­ми сроки на основании согласованных источников (например, цены на проданные по контракту товары устанавливаются на уровне цен мирового рынка на определенную дату или в день поставки товара покупателю и т.д.); скользящие цены применяются в контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно измениться.

Сроки поставки товаров. Сроки поставки товаров — это времен­ные периоды (календарные даты), в течение которых (к кото­рым) товары должны быть доставлены продавцами в установлен­ные контрактами географические пункты. В контракте может быть указано: «Срок поставки 5 октября 2000 г. ФОБ порт Мурманск».


При определенных условиях допускается указание в контрак­тах сроков поставок без фиксации календарных дат или периодов (поставки «немедленно», «как можно быстрее», «по мере готов­ности», «по открытии навигации» и др.).

При установлении сроков поставки нередко в контракт вно­сятся специальные оговорки: «Допускается досрочная поставка», «Досрочная поставка возможна только при письменном согласии покупателя», «Досрочная поставка не разрешена» и т.д.

Условия платежей. Этот раздел определяет способ и порядок расчетов между контрагентами, а также гарантии выполнения сто­ронами взаимных платежных обязательств.

Наиболее распространенной формой расчетов являются плате­жи наличными.

В международной торговле расчет наличными осуществляется:

чеками по открытому счету: покупатель дает письменное рас­поряжение своему банку выплатить указанную в чеке сумму предъя­вителям (конкретным организациям или лицам) или по их при­казу другим лицам (ордерный чек);

переводами: экспортер направляет импортеру счета и другие документы за поставленные товары, выполненные работы (услу­ги) или по иным взаимным расчетам, на основании которых пла­тельщик направляет в свой банк платежное поручение на перевод денег. В условия контрактов с расчетами переводами обычно вклю­чаются обязательства покупателей предоставлять продавцам фи­нансовые гарантии платежей, которые берут на себя банки, по­лучая за это три и более процентов гарантируемой суммы;

аккредитивами: покупатель берет на себя обязательство открыть к установленному в контракте сроку в определенном банке аккре­дитив в пользу продавца на определенный срок и на оговоренную сумму. Для более полной гарантии платежей экспортеры включа­ют в условия контрактов обязанности импортеров открывать бе­зотзывные аккредитивы, которые предполагают дополнительную гарантию банка в том, что он не разрешит покупателю аннулиро­вать уже открытый аккредитив по каким бы то ни было причинам и обеспечит платеж за поставленные товары в течение срока его действия.

В практике международной торговли применяются и иные, более сложные формы расчетов (инкассо и т.д.).

Упаковка и маркировка товаров. Характер упаковки зависит от ее назначения: для расфасовки товара, для рекламных целей, для сохранности товаров в различных внешних средах, для защиты изделий от механических повреждений при перевозках и пере­грузках, для механизации погрузо-разгрузочных работ и т.д. Сто­имость упаковки в зависимости от ее назначения и характера то­вара может колебаться в широких пределах — от нескольких про­центов до половины стоимости самого товара.


 




Требования к упаковке товаров можно условно разделить на общие и специальные.

Общие требования определяются обязанностью всех экспорте­ров обеспечить физическую сохранность грузов при поставках.

Специальные требования к упаковке выдвигаются импортерами. Причинами таких требований могут быть следующие: необходима специальная расфасовка товара для сбыта его потребителям без дополнительной переупаковки; предъявляются особые требова­ния к весам и габаритам грузовых мест применительно к имею­щимся в распоряжении импортера подъемным и транспортным средствам и др.

Маркировка грузов является важнейшим элементом в техноло­гии внешнеторговых операций. Она выполняет следующие обяза­тельные функции: представляет товаросопроводительную инфор­мацию, содержащую определяющие импортера реквизиты, но­мер контракта, весовые и габаритные характеристики мест, но­мер места и число мест в партии; является указанием транспорт­ным фирмам по обращению с грузом; используется для предуп­реждений об опасностях, которые может представить обращение с грузом и др.

Особое значение имеет упаковка потребительских товаров, которая обычно несет информацию о товаре, рекламу товара и его производителя. Экспортерам потребительских товаров всегда следует учитывать, что покупатель судит о товаре сначала по упа­ковке, а потом уже по качеству самого товара.

Гарантии продавцов. В контрактах обычно содержатся ссылки на международные, национальные и отраслевые стандарты, а также на технические условия и другие нормативные документы, опре­деляющие технический уровень и качество товаров.

Большинство контрактов содержит коммерческие гарантии качества, которые представляют обязательства продавца поста­вить покупателю товар, обладающий в течение установленного (гарантийного) периода определенными свойствами. В случае не­соответствия товара техническим требованиям контракта покупа­тели в течение гарантийного периода имеют право предъявить продавцам претензии по качеству.

Штрафные санкции и возмещение убытков. Нередко в ходе ис­полнения контракта экспортер допускает просрочки в постав­ках товаров и выполнении работ (предоставлении услуг). С тем чтобы стимулировать экспортеров в своевременном выполнении обязательств и компенсировать возможные потери импортеров, контракты предусматривают взыскание с экспортеров штрафов обычно в размерах, прогрессирующих в зависимости от длитель­ности просрочек. Максимальная величина штрафов чаще всего ограничивается 8 — 10% от стоимости не поставленных в срок товаров.


Поскольку штрафы далеко не всегда компенсируют потери импортеров от просрочек, законодательство многих стран допус­кает взыскание с экспортеров наряду со штрафами и убытков, причем такие взыскания не освобождают от выполнения обяза­тельств по поставкам.

Контракты могут содержать право импортеров отказаться от их исполнения, если из-за длительности просрочки импортеры по­теряли коммерческий интерес к получению товаров. При этом за ними сохраняется право требовать возмещения убытков.

Нарушения обязательств со стороны импортеров также могут препятствовать выполнению обязанностей экспортерами и являться причиной возникновения у них убытков. К таким нарушениям можно отнести задержки в предоставлении технической докумен­тации, командировании специалистов, открытии аккредитивов, платежах и т.д. В связи с этим контракты могут включать санкции к импортерам.

Страхование. Этот раздел включает четыре основных параметра страхования: что страхуется; от каких рисков; кто страхует; в чью пользу производится страхование.

Страхование является добровольным актом, но в отношениях между экспортерами и импортерами обязанности по страхованию грузов обычно определяются контрактами.

Если контрактом не оговорено иное, то страхование обычно осуществляется экспортером на условиях «с ответственностью за все риски», которые, однако, не включают утраты или поврежде­ния товаров вследствие умышленных действий или грубой не­осторожности самих страхователей, отправителей и получателей, вследствие повреждений из-за внутренних свойств товаров (само­возгорание, отмокание, гниение и т.д.), военных рисков и др.

Весьма часто импортеры во избежание непредвиденных убыт­ков и разногласий предпочитают перечислить те риски, от кото­рых груз должен быть застрахован.

Обстоятельства непреодолимой силы. На ход исполнения кон­трактов могут оказать существенное влияние обстоятельства, пред­угадать наступление которых заранее невозможно, поскольку они возникают в результате непредвиденных и неотвратимых событий чрезвычайного характера. Такие обстоятельства называются обсто­ятельствами непреодолимой силы или «форс-мажорными обстоя­тельствами». К ним обычно относят пожары, наводнения, земле­трясения, другие стихийные бедствия, эпидемии, военные дей­ствия и правительственные меры, препятствующие выполнению контрактных обязательств (например, введение эмбарго на экс­порт определенных товаров).

При наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок ис­полнения обязательств для стороны, на которую воздействуют эти обстоятельства, отодвигается на весь период их действия и лик-


 




видации последствий. Контрактом устанавливается, что сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств, должна информировать контрагента о наступлении «форс-мажора» и его прекращении в пределах строго ограниченных сроков и пред­ставить соответствующие подтверждающие документы, которыми чаще всего служат свидетельства национальных торговых палат.

Обстоятельства непреодолимой силы могут действовать настоль­ко долго, что исполнение контракта для сторон станет эконо­мически бессмысленным. Поэтому контрагенты устанавливают в контрактах предельные сроки, после которых стороны имеют право аннулировать взаимные обязательства. При этом всегда оговари­вается, что ни одна из сторон не будет иметь права потребовать от другой стороны возмещения убытков.

Арбитраж. Нередко при исполнении контрактов между контр­агентами возникают споры из-за различного понимания взаим­ных обязательств по причине неодинакового толкования условий контрактов или отсутствия соответствующих условий. Большин­ство этих разногласий разрешается во время переговоров между сторонами. Если в процессе переговоров стороны не пришли к единому мнению, то разногласия в соответствии с международ­ной практикой передаются на рассмотрение арбитражей.

Кроме основных охарактеризованных выше условий контрак­тов стороны могут согласовать по своему усмотрению и другие, уточняющие взаимные права и обязательства.

Внешняя торговля социально-культурными услугами, к кото­рым в своем подавляющем большинстве относятся услуги отрас­ли «физическая культура и спорт», в отличие от внешней торгов­ли товарами, имеет определенные особенности.

Во-первых, внешняя торговля социально-культурными услу­гами регулируется не на границе, а внутри страны соответствую­щими положениями внутреннего законодательства.

В настоящее время российское законодательство не содержит четкого определения понятия «экспорт услуг». В связи с этим пред­ставляется целесообразным осветить этот вопрос на основе прак­тики его регулирования международными торговыми организа­циями.

Принципы и правила международной торговли социально-куль­турными услугами зафиксированы в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС).

Торговля услугами определяется ГАТС как предложение услуги посредством следующих четырех способов:


с территории одной страны на территорию другой страны (транспортные услуги, услуги связи и т.п.). Этот способ получил название трансграничного оказания услуг. Его специфической осо­бенностью является то, что в данном случае только сама услуга (например, телетрансляция спортивного соревнования и т.п.), а не ее поставщик перемещается через границу;

на территории одной страны потребителю услуги другой стра­ны (услуги международного туризма и т.п.);

посредством коммерческого присутствия производителя услу­ги одной страны на территории другой страны, иными словами торговля услугами с использованием представительства (дочер­ней компании и т.п.) поставляющей услугу страны на террито­рии потребляющей услугу страны;

физическими лицами одной страны на территории другой стра­ны (преподавательская, тренерская, соревновательная и т.п. дея­тельность).

Все способы внешней торговли социально-культурными услу­гами отрасли «физическая культура и спорт» используются при проведении крупнейших международных спортивных соревнова­ний (см. главу 17).

В классификатор услуг для целей упорядочения внешней тор­говли ими включено более 160 видов, сгруппированных в 12 ос­новных разделов: деловые услуги; услуги связи; строительство и инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; общеобразо­вательные услуги; услуги по защите окружающей среды; финан­совые услуги, включая страхование; услуги по охране здоровья и социальные услуги; туризм и путешествия; услуги в области орга­низации досуга, культуры и спорта; транспортные услуги; прочие

услуги.

Во-вторых, социально-культурные услуги производятся и по­требляются одновременно, в связи с чем не подлежат хранению. Поэтому внешняя торговля ими в подавляющем большинстве слу­чаев базируется на прямых контрактах между производителями и

потребителями.

В-третьих, отрасли, производящие социально-культурные ус­луги, во многих странах мира находятся в полной или частичной собственности государства или же под его строгим контролем. В связи с этим производство и реализация данных услуг, в том числе внешняя торговля ими, имеют большую государственную защиту, чем производство и реализация материальных услуг и то­варов.

В-четвертых, внешняя торговля социально-культурными услу­гами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и ока­зывает на последнюю сильное воздействие.

В-пятых, не все виды социально-культурных услуг, в отличие от товаров, могут являться предметом внешней торговли. Так, ус-


дуги, предназначенные преимущественно для личного потребле­ния, не всегда могут быть вовлечены в международный хозяй­ственный оборот.

Глава 16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.