Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коробки скоростей




Механизмы для ступенчатого регулирования скоростей

Коробкой скоростей называется механизм, предназначенный для ступенчатого изменения частоты (скорости) вращения ведомого вала при постоянной частоте вращения ведущего путем изменения передаточного отношения. Изменение частоты вращения достигается включением различных зубчатых кинематических пар между валами.

Коробки скоростей компактны, удобны в управлении и надежны в работе. К недостаткам коробок скоростей относится трудность или невозможность бесступенчатого регулирования частот вращения, возникновение вибрации и шума на некоторых частотах. Несмотря на большое число различных конструкций коробок скоростей, все они представляют собой сочетание отдельных типовых механизмов.

По компоновке коробки скоростей разделяются на коробки с зубчатыми колесами, встроенными в шпиндельную бабку, и коробки скоростей с раздельным приводом, когда шпиндельная бабка и коробка скоростей выполняются в виде отдельных узлов, соединенных ременной передачей.

По способу переключения коробки скоростей бывают со сменными зубчатыми колесами между валами и неизменным межосевым расстоянием, с передвижными колесами или блоками колес, с непередвигаемыми вдоль валов колесами и кулачковыми муфтами, с фрикционными муфтами и с комбинированным переключением.

Коробки скоростей выполняются в закрытом корпусе, зубчатые колеса работают в масляной ванне. Такая конструкция предохраняет механизмы от загрязнения, обеспечивает обильное смазывание и хорошее охлаждение механизмов, повышает КПД коробки скоростей.

Коробки скоростей с передвижными блоками зубчатых колес могут передавать большие крутящие моменты при сравнительно небольших радиальных размерах зубчатых колес. В таких коробках в зацеплении находятся только те зубчатые колеса, которые передают поток мощности. Остальные колеса не подвергаются износу. Указанные преимущества позволяют широко применять для изменения частоты вращения шпинделя блоки зубчатых колес. В передвижных блоках используют только прямозубые колеса. К недостаткам этих коробок скоростей относятся невозможность переключения блоков на ходу; необходимость блокировки, предупреждающей возможность одновременного включения в работу блоков зубчатых колес, совместная работа которых не предусмотрена; относительно большие осевые размеры.

Коробки скоростей с кулачковыми муфтами отличаются тем, что имеют малые осевые размеры перемещения муфт и меньше силы для переключения, чем у передвижных блоков колес.

В коробках скоростей с кулачковыми муфтами могут использоваться косозубые и шевронные зубчатые колеса. Однако кулачковые муфты не позволяют переключать передачи на ходу, им присущи потери мощности на вращение неработающей пары колес и их изнашивание.

Коробки скоростей с фрикционными муфтами позволяют быстро и плавно переключать передачи на ходу и под нагрузкой. Недостатками таких коробок скоростей являются потери мощности на вращение неработающей пары колес и их изнашивание; большие осевые и радиальные размеры муфт при передаче больших крутящих моментов; снижение КПД станка вследствие трения в выключенных муфтах; нагревание муфт; необходимость их частого регулирования; передача тепла от муфт шпиндельному узлу. Комбинированные коробки скоростей содержат механизмы с передвижными блоками, кулачковыми муфтами, переборными устройствами.

Схема двухваловой коробки со скользящим блоком зубчатых колес z 1 и z 3, расположенным на валу I со шлицами, показана на рис. 2.10, а. Зубчатые колеса z 2 и z4 установлены на валу II неподвижно. Расстояние между колесами z 2 и z 4 должно быть немного больше длины подвижного блока колес, при этом зубчатые колеса z 1, z 2 и колеса z 3 и z 4 выведены из зацепления.

Вторая схема коробки скоростей на две частоты вращения (см. рис. 2.10, б) содержит кулачковую муфту, скользящую по шпонке или в шлицах. Колеса z 1 и z 3 установлены на валу I неподвижно и находятся в постоянном зацеплении с колесами z 2 и z 4, которые имеют кулачки (зубчатые венцы) и сидят на валу II свободно. Включение пар зубчатых колес z 1/ z 2 и z 3/ z 4 производят перемещением кулачковой муфты. Вместо кулачковой муфты могут быть использованы конусная или многодисковая фрикционные муфты.

Конструкция коробки скоростей с подвижными блоками (см. рис. 2.10, а) получила большое распространение благодаря своей простоте и надежности в работе.

Схема на три частоты вращения изображена на рис. 2.10, в. Схема на четыре частоты вращения показана на рис. 2.10, г. На валу I расположены два подвижных блока, состоящие соответственно из колес z 1 и z 3; z 5 и z 7, на валу II – неподвижные зубчатые колеса z 2, z 4, z 6, z 8. Передвижение блоков обеспечивает зацепление зубчатых колес z 1 с z 2; z 3 с z 4; z 5 с z 6; z 7 с z 8.

Особенностью этой схемы является необходимость предусмотреть блокировку, которая исключила бы возможность одновременного включения двух пар колес.

Вариант трехваловой коробки скоростей на четыре частоты вращения (см. рис. 2.10, д) состоит из двух последовательно расположенных элементарных коробок скоростей на две частоты вращения. Схемы более сложных четырех валовых коробок скоростей (см. рис. 2.10, е, ж) обеспечивают по три частоты вращения. В схеме коробки скоростей (см. рис. 2.10, з) две верхних частоты вращения образуются при соединении валов II и IV сцепной муфтой:

,

а две нижних частоты – через одиночные передачи между валами II и III и валами III и IV:

.

Ступенчатое регулирование можно также осуществить сменными зубчатыми колесами z 1 и z 2 при постоянном межцентровом расстоянии между валами I – II (см. рис. 2.10, и).

Автоматическая коробка скоростей. Для осуществления непрерывного процесса резания с постоянной мощностью и скоростью при изменении частоты вращения шпинделя во всех диапазонах (что наиболее актуально при торцевом точении) применяют коробки скоростей с автоматическим переключением ступеней (АКС) электромагнитными или гидравлическими муфтами. АКС выпускаются нескольких типоразмеров и используются в станках с ЧПУ.

Унифицированные коробки скоростей АКС предназначены для использования в приводах главного движения и подач металлорежущих станков токарной, сверлильной, расточной и фрезерной групп.

Унифицированные коробки скоростей позволяют с помощью механической передачи производить все операции по управлению приводом: пуск, торможение, реверсирование, регулирование скорости.

Они обеспечивают высокую скорость переходных процессов, возможность переключения на ходу, защиту деталей привода от перегрузок и имеют ряд других преимуществ по сравнению с коробками передач с передвижными блоками зубчатых колес.

В АКС применяются нормализованные электромагнитные муфты с магнитопроводящими дисками с бесконтактным токопроводом.

Гамма АКС включает семь габаритов (0¸6) мощностью от 1,5 до 55 кВт.

Дистанционное управление приводом АКС осуществляется с помощью бесконтактной тиристорной системы управления.

Кинематическая схема привода главного движения станка 16К20Ф3С4 с АКС приведена на рис. 2.11.

 

    Рис. 2.10. Основные схемы коробок скоростей
  Рис. 2.11. Кинематическая схема автоматической коробки скоростей (АКС)

Вращение шпинделя VI сообщается от двигателя М через клиноременную передачу, автоматическую коробку скоростей (АКС), вал III,клиноременную передачу, зубчатую передачу и передачу или. На валу I АКС свободно установлены зубчатые колеса 36, 30, 24 и электромагнитные муфты ЭМ1, ЭМ2, ЭМ3, при включении которых зубчатые колеса передают крутящий момент на вал II. На этом валу жестко установлены зубчатые колеса 14, 36, 42, 30, 48, передающие вращение свободно установленным на валу III зубчатым колесом 56, 42, 24 и далее через электромагнитные муфты ЭМ4, ЭМ5, ЭМ6 на вал III, а затем на шпиндель.

Таким образом, АКС обеспечивает получение девяти автоматически переключаемых частот вращения. В шпиндельной бабке предусмотрено переключение вручную двух диапазонов частот вращения с отношением 1:3. Поскольку шесть частот в диапазоне регулирования совпадают по величине, шпиндель фактически имеет двенадцать частот вращения. Одновременным включением муфт ЭМ4 и ЭМ6 осуществляется торможение шпинделя (кинематический замок).

Для расширения диапазона регулирования скоростей в сочетании с механической коробкой применяются асинхронные двухскоростные или регулируемые электродвигатели постоянного тока.

Кинематический расчет коробок скоростей подробно изложен в [3].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.