Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды кодирования товаров




Методы классификация товаров

Классификация (от лат. classic - разряд, класс и facere - делать, раскладывать) - система соподчиненных понятий (объектов) в какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как сред­ство для установления связей между этими понятиями (объектами), а также для точной ориентировки в многообразии понятий (объектов).

Она содействует движению науки по ступени эмпирического (опытного) накопления знаний на уровень теоретического синтеза, стимулирует развитие теоретичес­ких аспектов науки или техники, позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономер­ностей.

Классификация товаров, в этом смысле не является исключением, т.е. она должна фиксировать закономерные связи между различными товарами с целью определения места конкретного товара в системе, которое указывает на его свойства.

Системы классификации и кодирования товаров необходимы в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планировании товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствование системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.

Однако, прежде чем подойти к изучению системы классификации и кодирования товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) следует ознакомиться со всеми подходами классификации имеющими место на внутреннем рынке России и во внешней торговле.

В управлении качеством и ассортиментом товаров, товародвижении, при любых подходах к решению задач систематизации товаров важное значение имеет классификация. Она позволяет изучать в обобщенном виде (по товарным группам) огромное количество разнообразных товаров и рационально организовать торговлю ими.

Ассортимент товаров большой, в связи с этим невозмож­но доста­точно полно изучить каждый вид и разновидность товаров, если не сгруппировать и не систематизировать их, распределив по отдельным подразделениям. Этим целям и служит классификация.

Несмотря на то, что на сегодняшний день не существует универсальной системы классификации товаров, охватывающей все известные критерии, признаки и свойства товаров, в мировой практике используют проверенные эмпирическим путем методы деления множества объектов на подмножества.

В торговой практике классифицируют товары и их свойства, показатели качества и др. Развитие товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности как дисциплины и рациональная организация торговли невозможны без использования классификации товаров.

Существуют общие принципы, признаки и правила классификации. Принципами классификации являются: установление цели, выбор метода классификации, установление числа классифицируемых признаков.

Признак классификации - свойство или характеристика объекта (товара), положенные в основу классификации (назначение, вид сырья, структура, конструкция, технология изготовления, вид отделки и др.).

Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов, планомерный подход к их раз­делению на подмножества.

Классификация товаров - распределение их множества по определенным признакам на отдельные подмножества (группы) с использованием выбранного метода деления (иерархического или фасетного) и соблюдением установленных правил.

Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации характеризуется последова­тельным делением заданного множества объектов (например, товаров) на подчиненные подмножества. Все образуемые по этому методу подразделения (подмножества) составляют единую систему классификации распределяемого множества с взаимосвязанными подразделениями, т.е. единое целое, в котором все части взаимосвязаны определенным образом соподчинены.

Таким образом, классификационная система одновременно фиксирует сходство и различие между объектами.

Иерархическая система классификации имеет несколько ступеней, число которых равно количеству использованных признаков общности объектов. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. количеством используемых признаков. Примером применения иерархического метода классификации может служить классификация предметов одежды: класс «пальто» по половозрастному признаку делится на подклассы (мужское, женское, детское пальто).

Иерархический метод характеризуется следующими преимуще­ствами и недостатками.

Преимущества: возможность группировки объектов по боль­шинству признаков, характеризующих то или иное подмножество, высокая информационная насыщенность.

Недостатки: многоступенчатость, большое число взаимосвя­занных подразделений, сложность использования, а при небольшой глубине информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.

Фасетный признак классификациипредусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на независимые друг от друга подразделения (группы) – фасеты. Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству и каждая из них характеризует одну из его сторон.

Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством использования, позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими фасетами. Использование же фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации.

Фасетный метод, так же как иерархический, имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества: гибкость и удобство использования; возмож­ность применения ограниченного количества фасет, представляющих интерес в конкретном случае.

Недостатки: невозможность выделения общих и различных признаков между объектами в разных классификационных группи­ровках.

Знание особенностей (с учетом преимуществ и недостатков) иерар­хического и фасетного методов позволяет использовать их при практи­ческом решении задач классификации в зависимости от поставленной цели.

Эти методы классификации исполь­зуются при построении классификаторов.

Классификатор - это систематизированный перечень классифицируемых объектов, позволяющий находить место каждому объекту и присваивать ему определенное обозначение, называемое кодом.

Разнообразные классификаторы, включающие перечни товаров, продукции и услуг, разрабатываются с целью использования в на­родном хозяйстве России и международной торговле.

Внутри страны наиболее широко применяется Общероссийский классификатор продукции (ОКП), состоящий из двух частей: класси­фикационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП).

Общегосударственная классификация товаров зафиксирована в ОКП, построенном по иерархическому методу и имеющем пять ступеней с десятичной системой кодирования (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид).

На первой ступени классификации располагаются классы продукции (хх....); они кодируются двухразрядными кодами - от 01 до 99. На второй ступени - подклассы (ххх...), они конкретизируют содержание классов; на третьей ступени - группы (хххх..); на чет­вертой - подгруппы (ххххх.); на пятой - виды продукции (хххххх). Глубина классификации продукции определяется ее целью, коли­чеством используемых признаков и завершается на четвертом, пятом или шестом разряде кода.

В ассортиментной части А-ОКП используют все последующие разряды кода; она включает полную характеристику продукции кон­кретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется десяти­разрядным кодом изделия и двухразрядным контрольным числом, а также наименованием изделия по нормативному документу.

Торговая классификация предназначена для товаров широкого потребления и применяется для облегчения и ускорения торгово-оперативных процессов. В основе классификации лежат такие при­знаки, как используемое сырье, химический состав, происхождение, назначение, способ производства и др.

Общегосударственная классификация промышленной и сельскохозяйственной продукции должна была осуществляться в соответствии с Высшими классификационным группировками Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП-ВКГ или просто ОКП). Данный классификатор предназначался для народного хозяйства и управления им.

Признак, «назначение» определяет цель использования изделия (товара). На каждой ступени классификации используют лишь один из признаков, начиная с более существенного из них (обычно «назначение» или «исходные материалы (сырье)»).

Важнейшими классификационными признаками промышленных товаров являются: назначение, исходные материалы (сырье, полуфабрикаты), вид товара, особенности его конструкции (модели, фасоны), способ производства, характер модели, размер и др. Эти признаки и служат основаниями для объединения (или выделения) товаров в от­дельные подмножества (группы).

Применение классификационных признаков, характеризующих потребительные свойства товаров и уточняющих их назначение, важно для развития научных основ товароведения. В целях обеспечения научного подхода к классификации товаров в ее основу должны быть положены следующие основные требования:

1. Классификация должна преследовать определенную цель, строиться на научной основе, иметь научную и практическую значи­мость.

2. При классификации нужно целое множество разделять на части по одному признаку, при этом ведущим признаком следует считать назначение товара. При определении следующих признаков большое: значение имеет вид товара.

3. Классификация должна обеспечивать максимальную обозримость всей совокупности признаков и составляться так, чтобы вся номенклатура товаров определенного назначения была охвачена.

4. Подразделение на виды и разновидности в классификации должно основываться на соподчиненности, при этом большое значение имеют функциональные взаимоотношения между классификационными категориями высшего уровня и подчиненными категориями.

5. В правильно построенной классификации каждый из последующих признаков должен конкретизировать признак предыдущего этапа деления.

6. При классификации товаров должно быть осуществлено решение таких вопросов, как выбор числа классификационных уровней их наименования, числа подуровней в каждом уровне, оценка возможности цифрового кодирования выбранных уровней и подуровней с помощью десятичной системы классификации и кодирования.

В настоящее время используется несколько классификаций товаров: товароведная, применяемые в маркетинге и международной торговле.

В товароведной классификации товары как объекты коммерческой деятельности могут классифицироваться по многим признакам на роды. Например, по «назначению» все товары делятся на: потребительские, товары промышленного назначения и оргтехнические. Каждый род товаров делится на классы. Например, потребительские товары делятся на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские. Классы делятся на подгруппы, например, в зависимости от используемого сырья, назначения и других признаков; подклассы на группы, подгруппы, виды и разновидности, наименования.

Внешнеторговая деятельность России в современных условиях связана с перемещением огромного количества товаров широкого ассортимента. Для осуществления государственного регулирования экспорта и импорта этих товаров в России применяется классификатор товаров отличный от классификаторов используемых в на­родном хозяйстве внутри страны - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ).

ТН ВЭД РФ утверждается Правительством Российской Федерации и представляет собой систематизированный перечень, товаров, включающих наименования товаров, их кодовое обозначение, единицы измерения и количества товаров, а также примечания и Основные правила интерпретации.

В основу его построения заложен опыт международной торговли и главным образом положения Конвенции о гармонизированной системе описании и кодировании товаров, которые подробно будут рассмотрены в следующих главах.

 

 

Кодированием называется упорядочение, образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации, а также классификационным признакам и группировкам.

При кодировании необходимо всегда соблюдать следующее: первичным является определение места товара в системе классификации, вторичным - его код.

Цель кодирования - систематизация объектов путем их идентификации и присвоения условного обозначения (кода) по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Значимость кодирования возросла в последние десятилетия в связи с внедрением ЭВМ. Кодирование облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

Длина кодового обозначения зависит от числа разрядов в обозначении. Разряд кодового обозначения - это позиция для знака в обозначении. При кодировании товаров предпочитают десяти разрядный цифровой код удобный для машинной обработки информации о товарах.

Код должен иметь определенную структуру построения.

Структура кода состоит из следующих элементов:

- алфавит кода - это система знаков, принятых для образования кода; наиболее часто используется цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода;

- основание кода - это число знаков в алфавите кода;

- разряд кода - это позиция знака в коде;

- длина кода - характеризуется числом знаков в коде без учета пробелов.

Для образования кода применяют регистрационную и классификационную системы.

Регистрационной кодирование осуществляется порядковым номером с последовательной порядковой регистрацией объектов классификации. Кодовой обозначение в этом случае представляет собой числа натурального ряда.

Классификационная система кодирования применяется с учетом особенностей классификации объектов. По этой системе кодирования каждый знак кода обозначает классификационную группировку.

При этом используются последовательный и параллельный методы кодирования соответственно методам классификации объектов.

Последовательный метод кодирования применяют для объектов, разделенных по иерархическому методу. При этом в кодовом обозначении последовательно указываются признаки классификации. Кодовое обозначение нижестоящей группировки образуется добавлением соответствующего количества разрядов (знаков) к кодовому обозначению вышестоящей группировки.

По этому признаку образуются коды ОКП. Ниже приводится пример образования кода последовательным методом кодирования по классификационной части ОКП (К-ОКП)

35 - продукция кабельная

35 8 - кабели, провода, шнуры межотраслевого и отраслевого назначения.

35 82 - провода монтажные

35 82 1 - с медной жилой

35 82 12 - с поливинилхлоридной изоляцией

Параллельный метод кодирования применяется при использовании фасетного метода классификации объектов. Примером может служить деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП (А-ОКП).

Классификация и кодирование товаров, обращающихся во внешней торговле, осуществляется по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). Система кодирования товаров в ТН ВЭД, имеющая международную основу, этим и отличающаяся от классификаторов, предназначенных для использования в народном хозяйстве России более подробно изложена в нижеследующих главах. Однако, рассмотрим в общем виде систему кодирования ТН ВЭД.

Объектом классификации и кодирования в ТН ВЭД являются все товары, обращающиеся во внешней торговле, которые сгруппированы в шесть подразделений: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, под позиции и субпозиции. Разделы по объему товаров не равноценны.

Декларирование товара не под своим наименованием или неправильное указание его десятизначного кода ТН ВЭД есть нарушение таможенных правил. При декларировании товара в грузовой декларации (ст. 31 ГТД) описание его должно быть полным в соответствии с ТН ВЭД с указанием обязательных и дополнительных характеристик, включающего в себя десятизначный код ТН ВЭД декларированного товара - знак, определяющий конкретное место в номенклатуре.

При определении места система классификации ТН ВЭД - технический прием, позволяющий представить классифицируемый объект в виде знака или группы знаков по правилам, установленным данной системой классификации.

Назначение кодовой системы классификатора ТН ВЭД - приспособить закодированную информацию к обработке на определенных электронных устройствах, а также обеспечить использование некоторых определенных методов поиска, сортировки и суммирования данных. В ТН ВЭД принято шифровое обозначение, причем для разделов и подгрупп используются римские цифры, а для товарных групп, позиций, субпозиций и подсубпозиций - арабские. Структура десятизначного кода ТН ВЭД построена по десятич­ной системе и включает код группы, товарной позиции, субпозиции и подсубпозиции и имеет следующую группу цифр, где каждый знак изменяется (варьирует) от 0 до 10. Товарная группа включает две цифры, товарная позиция - две цифры, товарная субпозиция - две цифры и подсубпозиция, - четыре цифры.

Первые шесть знаков (группа, позиция и субпозиция) соответствуют номенклатуре гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС).

НГС детализируется от 7 до 14 знаков например, некоторые страны ЕС (Европейское сообщество) - до 14 знаков, США - до 11, Япония - 9 и т. д.).

В ТН ВЭД предусматривается возможность последующего расширения номенклатуры товаров без нарушения системы классификации, при этом наибольший резерв на уровне разделов (практически неограничен), тогда как для групп дается три позиции (77, 88, и 99).

Основу ТН ВЭД составляет шестизначное кодовое обозначение. Структура шестизначного кодового обозначения построена по десятичной системе и включает код группы, товарной позиции и субпозиции.

Для установления единой разрядности цифрового кода принято дополнять «О» (нулем) коды классификационных группировок, которые в дальнейшем не детализируются. Нуль в конце шестизначного кода используется длятех субпозиций, которые полностью совпадают по содержанию и наименованию с соответствующими товарными позициями и подпозициями. Если позиция не детализируется, то в коде соответствующей субпозиции «О» проставляется на пятом и шестом разряде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.