Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура техники как системы средств деятельности. 1 страница




В результате возникновения и дальнейшего развития техники человек по своему отношению к природе стал особым, качественно новым существом. Если животные продолжали относиться к природе непосредственно, при помощи своих естественных органов, то человек относится к ней опосредовано, при помощи орудий труда. Формируется отношение "человек-орудие труда- предмет труда", которое в масштабах всего человеческого коллектива выступает как отношение "общество-техника-природа". При помощи техники люди начинают подчинять себе природу для удовлетворения своих потребностей. Люди стремятся подчинить себе природу при помощи веществ и сил самой природы. "Применяя силу природы против сил природы,- писал К. Ясперс,- техника господствует над природой посредством самой природы" (3,117). Человек усиливает свои естественные органы искусственными, реагирует на природные последствия. "Итак,- заключает испанский философ Х. Ортега-и -Гассет, -техника - это реакция человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой, окружением, с одной стороны, и человеком - с другой, возникает некий посредник - сверхприрода или новая природа, надстроенная над первичной" (3,171).

Система "человек-орудие труда" получила название "совокупного рабочего механизма". Элементами этой системы являются человек с его физическими и духовными потенциями участвующий в трудовом процессе, или личный элемент совокупного рабочего механизма и орудия труда, или вещный элемент этой системы. Функция совокупного рабочего механизма состоит в преобразовании сил и веществ природы для определенных нужд человека и общества при помощи физической и духовной деятельности человека и преобразованных для этих целей сил и веществ природы - орудий труда.

Философский анализ возникновения и дальнейшего развития техники как средства деятельности позволяет выделить существенные черты этого аспекта техники. К ним можно отнести следующие:

- техника не дар природы. Она возникает в процессе активной и специфической преобразующей человеческой деятельности, в процессе труда. Именно труд является исходным моментом в понимании техники.

- техника - промежуточное звено в процессе целенаправленной деятельности человека по преобразованию сил и веществ природы. Благодаря технике отношение человека к природе становится опосредованным.

- поскольку труд всегда имеет общественный характер, техника создается и развивается в обществе, влияя в свою очередь не развитие и функционирование последнего.

- деятельность человека весьма разнообразна. Соответственно этому техника существует как система разнообразных средств деятельности.

- техника создается людьми на основе определенных знаний свойств веществ и сил природы, она является овеществленной силой человеческих знаний, реализацией этих знаний.

- техника является материальной основой формирования самого человека, его физических и духовных способностей.

В литературе существуют различные определения техники как средства человеческой деятельности. С.В.Шухардин в своей книге "Основы истории техники" привел их в определенную систему, которая включает более 30 таких определений: как средства труда, орудия труда, производительная сила, все что человек ставит между собой и природой и др. (см. 5,72-74). Каждое из приведенных определений отражает какой-то один аспект техники, а не в необходимой степени все существенные признаки техники. Если же попытаться отразить все вышеприведенные существенные черты техники в рассматриваемом здесь аспекте, то определение техники можно сформулировать так: техника - это совокупностьь искусстчвенно созданных средств деятельности людей.

Техника как совокупность средств человеческой деятельности представляет собой определенную систему со сложной структурой. В силу этой сложности правомочен различный "срез" этой системы - горизонтальный, вертикальный, по характеру используемых законов и, наконец, по характеру использования законов.

При горизонтальном "срезе" техника предстает как система, состоящая из подсистем, расположенных одна рядом с другой и выполняющих различные функции. В этом случае возможно выделение производственной техники как главнейшего элемента системы, техники транспорта и связи, культуры, образования, науки, строительной, информационной, космической, военной, техникой быта. Между этими видами техники существуют сложные структурные связи и нет четко очерченных границ. Так, одно и то же техническое устройство может быть элементом различных видов техники. Телевизор, к примеру, может быть элементом техники науки, образования, быта и т.д. При таком структурном "срезе" вся совокупная техника предстает перед нами разделенная на отдельные, лежащие друг возле друга функциональные виды.

При вертикальном "срезе" техники одна подсистема включается в другую. отношения между различными элементами этой системы есть отношение единичного, особенного и общего. В этом случае выделяются различные уровни техники:

Отдельные технические средства.

|

Технические системы.

|

Отрасли техники.

|

Виды техники.

|

Совокупная техника.

Совокупная техника предстает перед нами как система, состоящая из различных ее видов (производственная, строительная, техника связи и транспорта и др.). Виды в свою очередь включают отдельные отрасли техники. Например, производственная техника подразделяется на машиностроительную, химическую, металлургическую, энергетическую, сельскохозяйственную, транспортную, технику связи, горного дела и электротехнику.

Каждая отрасль техники существует или в форме отдельных технических средств (инструменты, станки и т.д.) или, что становится все более характерным для современной техники, в виде технических систем (различные виды автоматических линий, информационные системы и т.д.), состоящих из отдельных технических средств.

Уровни техники выявляются как подсистемы, состоящие из определенных элементов каждая из которых выполняет определенные специфические функции. Такой системой являются не только виды и отрасли техники, но и каждое отдельное техническое средство. Так, машина - это система сложных взаимосвязей множества технических элементов деталей, узлов). Она функционирует в связи с комплексом других машин и выступает в этой технической системы как подсистема.

Орудия труда в самом процессе труда занимают промежуточное положение между человеком и предметом труда.Поэтому среди элементов, составляющих орудия труда, можно выделить два, условно назвав их "человеческой стороной" и "предметной стороной".

Каждый уровень техники от отдельного технического средства до совокупной техники является результатом использования, практической реализацией знаний людей о законах природы, которые определяют технические принципы вновь создаваемых артефактов и даже структуру совокупной техники, существующей в обществе. Рассматривая технику как овеществленное или материализованное знание о законах природы,ее можно представить в виде системы, отдельные элементы которой различаются между собой по характеру используемых законов и по характеру использования законов.

Законы внешнего мира, используемые в технике, это законы механические (физические), химические и биологические. В соответствии с этим по характеру используемых законов техника может быть представлена как система, элементами которой являются механическая (физическая). химическая и биологическая техника. При этом, в настоящее время основную массу совокупной техники составляет техника, основанная на применении механических и вообще физических законов. "Если присмотреться к современной технике, - писал С.И.Вавилов, - то окажется, что большая ее часть обязана своим существованием применению физики. Таков весь механизированный транспорт, наземный. морской и воздушный, такова вся электротехника, теплотехника, все технические применения света, вся автоматика и телемеханика, значительная часть строительной техники. Современную технику можно назвать "технической физикой" в несколько более широком смысле слова, чем обычно принято" (6, 6).

В общей массе совокупной техники неуклонно возрастает удельный вес химической техники благодаря химизации народного хозяйства. Этот процесс идет, с одной стороны, по линии химизации производственных процессов, перехода от механической технологии к химической в различных отраслях техники, а с другой - по линии создания так называемой "большой химии" или химической индустрии, обеспечивающей общественное производство массой искусственно создаваемых (синтетических) веществ.

Возраст бионической техники - бионики нельзя сравнить с химической, тем более с механической техникой. Она делает нынче только свои первые шаги. Однако эти шаги настолько эффективны, так резко меняют сложившиеся представления о принципах проектирования и конструирования технических систем, что технику будущего все чаще видят как технику, построенную на принципах бионики.

Что касается структуры техники по характеру использования законов, то ее можно представить состоящей из трех элементов, которые возникали последовательно одна вслед за другой в ходе технического прогресса. Большая часть истории техники - это техника, основанная на производственном опыте и трудовых навыках, так называемая эмпирическая техника. Позже, с появлением машинного производства возникает техника, создаваемая на основе как производственного опыта, так и научного знания. Современная техника конструируется на основе научных знаний, она является инобытием науки.

Структура системы техники как средства человеческой деятельности изменяется в зависимости от взаимоотношений техники с человеком. Это делает необходимым рассматривать технику в системе "человек - техника".

 

3. Система "человек - техника" и создание искусственного интеллекта.

Обычно выделяют два класса систем - системы, обладающие саморегуляцией, и системы не обладающие этим свойством. К первым относятся растения, животные,человек, т.е. живые организмы поддерживающие свою жизнедеятельность посредством обмена веществ в соответствии с изменением внешних условий. Техника как все другие общественные явления не обладает саморегуляцией. Конечно, автоматическая техника может функционировать в определенном технологическом процессе без непосредственного вмешательства человека. Но цели этого функционирования, а тем более развития задаются человеком. Это обстоятельство является подтверждением тезиса о том, что техника функционирует и развивается лишь в соединении с человеком и для понимания развития и функционирования техники следует рассматривать систему "человек-техника".

В силу высказанных соображений нельзя согласиться с различными утверждениями о независимости развития техники от человека. Подобные утверждения как это не странно бытуют в литературе. Примером этому может служить суждения В.А.Кутырева о том, что "технические силы...образуют онтологическую самостоятельность и собственную рациональность. Производство способно полностью развивать само себя" (7, 276). Возникает тенденция к саморазвитию целых отраслей производства, утверждает В.А.Кутырев считая это вполне закономерным поскольку по его мнению "при достижении какого-то определенного уровня сложности мира, возникающего в результате человеческой деятельности, происходит его "отпадение" от своего творца" (7,278) и он начинает развиваться по своим объективным законам. Надуманность такой трактовки развития техники независимо от человека вполне очевидна и опровергается как практикой технической деятельности, так и наукой.

Система "человек - техника" является объектом внимания многих специалистов и наук. "Проблема "человек - техника" - одна из основных проблем современной науки, - пишет известный российский психолог Б. Ф. Ломов. - Ее решение предполагает совместную работу инженеров, математиков, психологов, физиологов, анатомов и представителей многих других научных дисциплин, ибо по существу своему эта проблема требует комплексного исследоввания" (8,19). Эта проблема прежде всего объект внимания не так давно возникшей науки эргономики, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системах "человек-техника-среда" с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта. В связи с системным проектированием, т.е. проектированием не технического устройства, а системы "человек-машина" эта система привлекает все большее внимание многих отраслей технического знания. Деятельность человека во взаимосвязи с работой машин, т.е в системе "человек-машина" изучает инженерная психология.Основными проблемами инженерной психологии являются:анализ задачи человека в системах управления и способов его связи с другими компонентами систем, анализ структуры деятельности оператора, исследование факторов эффективности и надежности действий оператора, изучение процесса приема человеком информации о состоянии управляемых объектов, анализ процесса переработки информации человеком,ее хранение и формирование решения. исследование управляющих действий человека. Поэтому нельзя согласиться с мнением о том, что "сейчас почти полностью отсутствует научный анализ многообразных человеко-машинных отношений" (1,321), высказанный немецким философом техники Г. Рополем. Дело заключается совершенно в другом.

Перечисление проблем, которые изучает инженерная психология являющаяся частью эргономики, свидетельствует о том, что эргономика и инженерная психология по существу изучают не человека в этой системе, а так называемый человеческий фактор, т.е. те качества и свойства человека, которые "работают" в ходе его непосредственной трудовой деятельности.Они рассматривают человека-оператора (группу операторов) и машину, посредством которой он (они) осуществляют трудовую деятельность. Отсюда - определенная ограниченность и схематизм исследования системы "человек-машина", которые очень удачно выразил А.Е Аствацатуров в своей монографии "Основы инженерной эргономики":"Система "человек - машина - среда", или, проще, "человек - машина", по существу - абстракция, а не физическая конструкция. Система представляет собой концепцию, поскольку связана с преобразованиями (входных сигналов в выходные), которые невозможно наблюдать, а можно увидеть лишь результат преобразований. Концепция СЧМ должна быть основана на определенных допущениях" (9,15).

Философия техники также имеет объектом своего внимания систему "человек - машина". Но философское исследование этой проблемы проводится на широком социальном поле с учетом политических, экономических, нравственных и других многочисленных социальных факторов. Кроме того, философию техники интересует логика взаимосвязи человека и машины, социальные следствия этой взаимосвязи и тенденции ее развития. Наконец, философия техники призвана интегрировать знания об отдельных аспектах взаимосвязи человека и машины, которые освещают эргономика, социология труда и другие конкретные в том числе и технические науки, в определенную систему и разработать методологические основы анализа взаимоотношения человека и техники.

Проблема взаимосвязи человека и техники в истории философии и культуры в известном смысле традиционная. При этом обычно высказывались не только восторженные мысли о технике, ее могуществе и тех перспективах которые она открывает людям в свое развитии, но и опасения, что техника может поработить человека. И чем большие успехи имела техника, тем эти опасения были все более громкими.Еще Аристотель, а затем Г. Уэллс и О. Шпенглер писали о том, что машины могут выйти из под контроля людей и сделать их своими рабами. Но особенно злободневной эта проблема стала в философии экзистенциализма, в центре которой - человек, его ценности и интересы.

Н. А. Бердяев в своей работе "Человек и машина" прямо писал, что "не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и его культуры" (10, 147). Техника, писал он, есть средство деятельности человека. Между тем часто средства жизни подменяют цель. Творение восстает против своего творца - человека, не подчиняется ему. Машина хочет чтобы человек принял ее образ и подобие. Н. А. Бердяев верно подметил противоречивое воздействие техники на человека, которая с одной стороны несет с собой комфорт и облегчает труд человека, а с другой - уничтожает индивидуализацию, разрушает красоту старого мира, делает производство вещей анонимным. Если вначале человек был рабом природы, затем рабом государства, национального единства и классов, то теперь он становится рабом техники, в которую незаметно превращается и сам человек.

К. Ясперс также отмечает амбивалентное воздействие техники на человека и его деятельность. Техника сокращает затраты труда, пишет он, но вместе с тем усиливает его интенсивность. Величию творческого созидания в техническом мире противостоит зависимость творческого применения результатов этих творческих исканий. Теряется перспектива труда, его цель и смысл, человек становится как бы частью машины, техника заставляет человека до предела напрягать свои силы, он сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники, "человек попал под ее власть, не заметив, что это произошло и как это произошло" (4,139). Судьба человека, утверждал К. Ясперс, зависит от того, подчинит ли он себе технику и последствия ее развития.

Подобными тревожными мыслями полна западная философия техники. Справедливости ради заметим, что в работах Н. А. Бердяева, К. Ясперса и других экзистенциалистов вовсе не утверждается бессилие человека перед демонией техники. Отмечая, что человек стал рабом машины, они утверждают необходимость освобождения человека от этого рабства, возможность этого освобождения посредством активной человеческой деятельности. Так, М.Хайдеггер, касаясь взаимоотношения человека и машины, указывая на опасность того, что человеческое существо поступает теперь прямо в руки существу техники, подчеркивает, что человек не бессилен перед техникой. Рассуждения западной философии техники о демонии техники над человеком с одной стороны отражают те негативные явления которые вызваны бурным техническим прогрессом (правда часто в явно преувеличенной форме), а с другой - служат предупреждением обществу о той потенциальной угрозе, которая таится в техническом прогрессе если он выйдет из под социального контроля. Каково же действительное взаимоотношение человека и техники с точки зрения философии техники?

Вполне очевидно, что человек вынужден создавать технику и пользоваться ею с целью дополнять, усиливать свои естественные органы искусственно созданными средствами,техникой. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек представляет собой крайне несовершенное орудие для выполнения технических функций. Его историческая роль в этом отношении - роль временного заменителя, которую он со временем уступает технике, оставляя за собой право определять ее развитие и функционирование для достижения определенных целей.

В технике материализуются идеи человека. Она - орудие человеческой деятельности. Поэтому хотя техника как бы восполняет "несовершенство" естественных органов человека, она имеет смысл лишь постольку, поскольку включена в человеческую деятельность, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Только это обстоятельство заставляет технику быть не грудой камня, металла, пластмассы и пр., а находиться в движении, определенным образом функционировать. По словам известного обозревателя В.Цветова который многие годы провел в Японии крупная японская фирма "Мацусита дэнки" понимает, что "чем выше и ярче высоты научно-технического прогресса, тем важнее становится человек, без которого роботы, ЭВМ. станки с числовым программным управлением - не более чем замысловатая груда металла" (1 1, 37).

По мере совершенствования техники человек имеет возможность более рационально ее использовать, т.е. в большей степени подчинять технику своему контролю. Создавая все более сложные технические устройства человек повышает эффективность их использования, КПД их работы и вместе с тем тратит все меньше энергии для приведения их в движение. По сути, речь идет об изменении содержания и характера труда когда орудия труда превращаются "из орудий человеческого организма в орудия механического аппарата" (12, 389). Так, если 100 лет назад из всей произведенной на Земле энергии на машины приходилось лишь 6%, а доля физического труда человека достигала 15%, то сейчас машины взяли на свои плечи основную тяжесть работы, на долю человека приходится лишь 1% тяжелого физического труда. Человек становится истинным повелителем не только естественной, но и искусственной, созданной им среды.

Техника в своем развитии и функционировании отражает реализованные в ней человеческие возможности, она как бы копирует историческое состояние человека т так же противоречива, как и сам человек. "Техника во все исторические моменты выражает людей и идею человечности данного времени" - пишет А.Худинг (1, 399). С другой стороны, человек посредством общения, обмена трудом и его результатами всегда был продуктом своей деятельности и в первую - технической деятельности.

С точки зрения философии техники человек и машина представляют собой диалектическое единство. Действительно, человек и машина едины: человеческое существование, его деятельность невозможны без орудий этой деятельности, в частности машин. Но и машина имеет свой смысл поскольку она является средством деятельности человека и при помощи ее последний осуществляет цель своей деятельности. Вместе с тем, человек и машина противоположны: в машине идеи человека материализованы, приобрели форму объективной реальности существующей вне и независимо от сознания людей. Создавая машину человек свои собственные идеи и цели отделяет от себя.

Важно иметь в виду, что создавая и совершенствуя технику, передавая ей все болшее и большее количество своих функций, человек развивает самого себя и техника выступает таким образом не только как средство деятельности человека, но и как средство его развития. Отмечая, что распределение функций между человеком и техническими устройствами является важнейшей чертой человеческой деятельности, С.М.Шалютин подчеркивает, что "механизация нового класса функций выступает как важная сторона качественного преобразования самой деятельности человека"(19,103).

Философия техники не только вырабатывает методологию изучения системы "человек-машина", но и определяет всеобщие принципы связи человека с машиной. Содержание этих принципов сводится к принципам целевого единства, дополнения или компенсации и функционального моделирования. Принцип целевого единства означает, что в системе "человек-техника" техника осуществляет все функции, которые раньше выполнялись человеком и целевое назначение естественных органов человека и технических средств таким образом совпадают: те и другие являются орудиями преобразования природных предметов и сил в соответствии с потребностями людей. Принцип дополнения, компенсации заключается в том, что техника по своему назначению является искусственным продолжением естественных органов человека, их дополнением. Машина компенсирует несовершенство естественных органов человека. Наконец, суть принципа функционального моделирования основывается на двух первых и заключается в том, что техника репродуцирует естественные органы человека в природном материале согласно законам технического моделирования, машина конструируется не только по структурному подобию с человеком, но все в большей степени по функциональному подобию.

Действительно, если взглянуть на историю развития техники,то мы обнаружим, что в период возникновения и на первых этапах развития человеческого общества связь техники с человеком проявлялась очень наглядно. Техника того периода строилась в основном по антропологическому принципу, т.е. в соответствии с физическими органами человека, что обеспечивало структурное подобие техники этим органам человека: молот был как бы продолжением руки, лопата - ноги и т.д. При этом ручные орудия труда не просто копировались под естественные органы человека, а создавались как их продолжение для усиления воздействия человека на предмет труда. Аналогично и в процессе дальнейшего развития на первых стадиях зарождения машин их пытались строить по аналогии с явлениями природы или ручными орудиями труда. И только с постепенным накоплением производственного опыта и знаний машина освобождается от структурного подобия органам человека. Эта "свобода" техники от человека и наоборот становится, естественно, еще большей с переходом к автоматизированному производству. Структурное подобие между человеком и техникой характерно для ручной техники, менее - для машинной и совсем не свойственна для автоматизированной, когда структурное подобие техники человеку сменяется функциональным,т.е.когда машина структурно не похожая на человека замещает человека в технологическом процессе выполняя его функции.

Касаясь нынешнего этапа развития техники П.В.Копнин справедливо писал, что"совершенно не обязательно, чтобы орудие труда по своей форме и физической природе было подобно тому естественному органу, который оно продолжает и усиливает. Паровоз и самолет ни по физической природе, ни по форме не тождественны ногам человека или лошади. Но по своей функции они подобны им... Не простое копирование и подрожание природе, а создание нового, не существующего в природе, но необходимого для общественной жизни - магистральный путь человеческого производства и познания" (1 3, 164).

Философия техники исследует не только всеобщие формы взаимосвязи человека и машины, но и исторические виды их реализации. Так, в условиях автоматизации, появления роботов и ЭВМ проблема "человек-машина" порождает эргономические и психологические проблемы, проблемы языка, адаптации и обучения людей. На различных этапах развития техники эти вопросы решались по разному. Если до автоматизации человек приспосабливался к технике, то теперь техника приспосабливается к человеку, происходит переориентация с технических вещественных факторов производства на его человеческие факторы. Следовательно, четырехзвенной системе машин соответствует новый тип связи человека с технической системой, позволяющей преодолеть технологическое подчинение работника предметным факторам производства, живого труда - овеществленному. Появляется возможность формирования нового уровня технологической свободы человека в производстве.

По мере развития автоматизированного производства и его возможностей изменяются взгляды на соотношение функций человека и машины. Первоначальный восторг людей от автоматизации порождает мнение о том. что в процессе развития автоматизации и ЭВМ постепенно, но довольно быстро, все трудовые функции человека замещаются техническими устройствами, человек уходит из производственного процесса, возникают "заводы без людей".

Когда улегся первый восторг от автоматизации, разделение функций человека и машины стало более очевидным, возникли более сложные проблемы их взаимоотношений отличающиеся большим разнообразием на различных этапах решения конкретной задачи. На этапе обнаружения проблемы и уяснения подлежащей решению задачи человеческий мозг работает боле эффективно чем машина и именно человек определяет проблемную ситуацию и основные пути и способы ее решения, хотя это не исключает возможности применения компьютера. На втором этапе производятся операции поиска и логической сортировки имеющейся информации, расчетные операции делающие информацию более точной с выделением той ее части, которая необходима для решения проблемы. Эту рутинную операцию более эффективно чем человек выполняет компьютер. На последнем этапе производится анализ отобранной информации, выработка и оценка альтернатив и выбор окончательного решения. Этот этап также как и первый предполагает в большой степени использование способностей человека нежели компьютера.

Рассматривая проблему соотношения функций человека и машины, Н.Винер в свое время отметил такие способности человека, которые определяют его преимущество перед машиной: творчество, способность оперировать с нечетко очерченными понятиями, интуицию и др. Наш мозг, утверждал "отец кибернетики", свободно воспринимает стихи, романы, картины, содержание которых любая ЭВМ должна была бы отбросить как нечто аномальное. Машины почти не способны к самопрограммированию, продолжал Н.Винер.Исходя из этих соображений он выдвинул новый для того времени принцип взаимосвязи человека и ЭВМ:"Отдайте же человеку - человеческое, а вычислительной машине - машинное. В этом и должна,по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин" (14, 82-83). Такая установка оказалась весьма заманчивой: машина заменяет человека в сферах физического и рутинного умственного труда и оставляет за человеком все творческие акты. Таким образом, компьютеризация способствует творческому развитию личности, оптимизирует его деятельность, повышает эффективность этой деятельности.

Однако и этот принцип распределения функций между человеком и машиной не выдержал проверку временем в силу ряда обстоятельств. Оказалось, что задача распределения и согласования этих функций осложняется наличием многих не типовых, специализированных функций, которые должны быть реализованы в автоматизированных системах и ЭВМ человеком или машиной при отсутствии опыта реализации этих функций. Следовало учесть, что соотношение возможностей человека и машины быстро меняется в связи со стремительным развитием компьютерных систем.Не остаются неизменными и социально-экономические условия, которые непосредственно влияют на организацию совместной деятельности человека и машины. Наконец. принцип Н.Винера "человеку-человеческое, машине-машинное" акцентировал внимание на противопоставлении человека и машины. При этом автоматику, робототехнику, компьютеры рассматривались в их развитии, а умственные - логические и психологические возможности человека, имеющие не только биологический, но и социальный характер, в своем развитии остановившимися.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.