Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

J Общая социология




Социальная реальность — «парадоксальная» реальность

Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акто­рами, — межчеловеческий мир.

Но социальная реальность не только по своей плоти (или онто­логически), но и с точки зрения логики (физических явлений) — парадоксальный мир. В нем своя логика, свое понимание высоты, протяженности, свои, если так можно выразиться, секунды, часы, метры, километры, своя логика неодолимых тенденций. В социаль­ном пространстве словосочетание «близко друг к другу» означает близость не пространственную, а близость социальных позиций, образования, материальных возможностей и т.д. «Высоко» означает не физическую высоту, а лишь социально-символическую — на­пример, особая значимость действий руководителя объясняется не тем, что он обладает недюжинной физической силой, а тем, что ему позволено навязывать свои решения другим, которые обязаны ему подчиниться.


 


128




Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выра­зиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, кото­рые объективируются в физическом пространстве.

«Так, например, пространство Парижа представляет собой распре­деление жилья между центральными кварталами, периферийными кварталами и пригородом; еще и очень заметную оппозицию «пра­вого берега» «левому берегу», соответствующую основополагаю­щему делению поля власти, главным образом между искусством и бизнесом»*. То же можно сказать о любом городе, в котором есть «престижный» центр и «спальные» районы. Еще более простой при­мер— любой вуз. В нем есть главный этаж, где находятся кабинеты администрации, ректора. Получить помещение на том же этаже — это признак престижа.

Парадоксальность логических связей социальной реальности свидетельствует о наличии собственных законов, тенденций, не--одолимость, повторяемость которых объясняется иными, чем в фи­зическом мире, причинами.

Эта парадоксальность обусловлена самой природой социально­сти, в частности тем, что:

ведущий способ реализации социальности — символически-куль­турная коммуникация. Это мысленная связь, соответственно логи­ка развития данных явлений может и не быть логикой физических явлений и объектов;

в отличие от законов развития психики единичного индивида логика развития социального — это логика развития кооперации, коллективности. Это логика согласования, обеспечения регулярно­сти взаимодействий, престижа, подчинения, изменения коллек­тивных субъектов, а не просто индивидов как биологических су­ществ и т.д.

В данном случае речь идет об источниках лишь парадоксальнос­ти социального мира, того специфического, неповторимого, что есть в социальной реальности. Но есть и нечто общее для социаль­ной и физической реальности. Так, реализация биологической про­граммы самосохранения обусловливает тот момент, что Актор, входя во взаимодействие с другими, оценивает необходимость возобнов­ления, укоренения этого взаимодействия с точки зрения личност­ной целесообразности.

Иными словами, логика развития социальных явлений — это логика интеграции живых людей на основе социально-символичес­кой коммуникации. Поэтому логику развития социальной реальнос­ти нельзя сводить лишь к специфическим, парадоксальным момен­там. Хотя их значение в организации социальной жизни по мере

* Бурдье П. Социология политики. — М., 1993, с. 36—37. 130


усовершенствования системы взаимодействий, форм коллективно­сти, кооперации все более усиливается, но никогда не сможет стать абсолютным.

Итак, социальная реальность образует некую оболочку, которая в существенной степени изолирована, автономна, независима от внешних условий, хотя постоянно в них погружена, «отягощена» материально. Это (и здесь мы согласны с Э. Дюркгеймом) особая реальность, которая и своей символической первоматерией (онто­логически), и своей логикой качественно отлична от физической, биологической, индивидуально-психической реальности.

Законы социальной жизни — это особые законы (а) интеграции (б) живых индивидов на основе (в) символической культурной коммуникации. Это законы координации и кооперации людей, обес­печения порядка (предсказуемости и самовозобновляемости при­емлемого поведения людей) и изменения сетей~социальных взаимо­действий. Уясняя внутреннюю логику социальной жизни, мы прежде всего стремимся постигнуть тенденции развития от случайных вза­имодействий между Акторами к систематическим, регулярным вза­имодействиям, от ситуативных ориентации к устойчивым ценнос­тям. Эти законы впрямую не выводятся из материальных условий и предпосылок социальных взаимодействий, их логика не есть про­должение логики материально-физических объектов. Это может быть главное, но и самое сложное в понимании социальной реальности, что, в свою очередь, порождает ощутимую сложность социологи­ческого анализа, который и направлен на изучение этих невиди­мых, развивающихся по своей особой логике сцеплений. Социолог все время должен оперировать не самими осязаемыми объектами, име­ющими привычную логику отношений, а аналитически вычленяемыми связями, зависимостями, отношениями, которым присуща своя, во мно­гом не имеющая аналогов логика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.