КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многообразие культур. Поддержание принятого образца
О I III С О. О О Поддержание принятого образца Макросреда Й отбор IS
Культура микросреды -----------------»
Т-е распространение 1-я конкуренция и отбор 1-е закрепление {в данной микросреде)
Рис. Т. Распространение культуры и закрепление культурных изменений в современном обществе 432 Основу данной модели составляют четыре основных фактора: личность — микросреда — средства массовой информации — массы (макросреда). При функционировании культуры в обычном режиме (на схеме этот вариант обозначен обычной линией, связывающей все эти четыре фактора) основная задача всех элементов, функционирующих в данном режиме, — поддержание принятого образца. При функционировании культуры в режиме инновации (на схеме этот вариант обозначен пунктирной линией) картина существенно усложняется. • Начинается процесс инновации с творческой личности, ко • Творческая личность распространяет изобретение в своей бли Таким образом, в микросреде происходят первое распространение изобретения и первая конкуренция (с уже имеющимся образцом поведения). Если изобретение стоит того, чтобы идти на ломку старого порядка вещей, микросреда отбирает и закрепляет новый образец поведения. В принятии предлагаемого образца поведения как желательного большое значение имеет не только его сущность, но и степень неудовлетворенности микросреды старыми порядками, а также авторитет инноватора в данной микросреде. «В том случае, если образец устраивает членов малой группы, он принимается... На этом распространение культурной нормы или ценности может закончится»*. Очень часто можно наблюдать нормы, которые характерны только для определенной семьи или какого-либо рабочего малого коллектива и не распространяются на большую социальную совокупность. Для дальнейшего распространения культурного образца необходимо, чтобы он, во-первых, имел ценность и значимость в пределах большой группы или общества; во-вторых, он должен быть растиражирован и доведен до массовой аудитории с помощью средств массовой информации. • Итак, судьба инновации теперь существенно зависит от того, * Фролов С.С. Социология, с. 54. 433 ки средств массовой информации данное культурное изобретение нужным и полезлым для широкого круга людей (с точки зрения интересов держателей средств информации), она будет отобрана из банка идей в ходе новой, второй конкуренции с другими идеями, вариантами, имеющимися в этом банке. Средства массовой информации «вбрасывают» инновацию в макросреду. Начинается второе распространение идеи. Различные средства массовой информации продвигают чаще всего различные инновации. В макросреде происходит конкуренция различных предложений, культурных изобретений, идей. Отзывчивость масс на ту или иную инновацию (как и в микросреде) зависит как от степени неудовлетворенности масс старыми порядками, содержания самого проекта^так и от авторитета инноватора, его харизмы, степени его поддержки со стороны авторитетных в массах деятелей, средств массовой информации (насколько последние сумели убедить, что данная инновация самая приемлемая, эффективная). Став достоянием культуры масс, инновация обретает черты устойчивого образца, который транслируется через механизмы социализации личности. Круг замкнулся. Сделаем ряд обобщений относительно всех этапов продвижения инновации от творческой личности к культуре масс. Первое. Процесс распространения и принятия культурных изменений весьма сложный. На пути нового стоят такие социальные силы, как социальный иммунитет, многократная конкуренция с другими идеями, многократный отбор воспринимаемого как наиболее приемлемого. Лишь минуя все эти преграды, культурное изобретение имеет шанс закрепиться, стать культурным образцом, стандартом. Второе. Принятие микро- и макросредой нового изобретения не означает воплощения изобретения в том виде, как предложила творческая личность. Микро- и макросреда, принимая эту идею, что-то перерабатывают, уточняют, делают новые акценты и т.д. Культурное изменение (как реально утвердившееся изобретение) всегда есть продукт коллективной творческой деятельности. Талантливый индивид придумывает образец, а общность (в одном случае микросреда, в другом — макросреда) оценивает, примеривает, корректирует, принимает, распространяет и утверждает его как стандарт поведения, т.е. как явление культуры. Каждый новый образец сталкивается с определенной реакцией прежней, устоявшейся культуры: абсолютное отторжение (в этом случае изменения не происходят); синкретизм (т.е. эклектичное соединение, сочетание в рамках культуры абсолютно разнородных элементов, образцов); адаптация, при которой происходит органичное (взаимное) приспособление инновации и системы ранее 434 сложившихся стандартов (для этого во многом и осуществляется корректировка предлагаемого новшества, сглаживание острых углов, расстановка приемлемых акцентов и т.д.). Поэтому конкретное изобретение, культурное новшество, внедряясь в одну культурную систему, может породить одни результаты, а внедряясь в другую — совсем иные. В одной культуре внедрение свободного рынка может породить всплеск инициативы, самостоятельности и ответственности, в другой — рост коррупции, злоупотреблений служебным положением. Ведь культурное новшество должно быть адаптировано в старую систему, которая, используя механизмы селекции, социального иммунитета, этноцентризма, приспосабливает это новшество к себе, корректирует его. И это крайне важно иметь в виду реформаторам, планирующим изменения в обществе. Третье. В процессе распространения и закрепления культурных изменений в современном обществе весьма велика роль случайности. Творческая личность инициирует изменение, предлагая новшество, — но всегда ли находятся такие творческие личности? Можно ли сказать, что инициируемое новшество всегда является самым лучшим, самым эффективным вариантом? Можно ли утверждать, что в банке идей всегда содержатся все возможные варианты? Можно ли сказать, что средства массовой информации всегда выбирают наиболее эффективный вариант из этого банка идей? Можно ли утверждать, что наиболее эффективный вариант будет продвигаться в массовую культуру наиболее авторитетными, харизматическими деятелями? Конечно, нельзя рассматривать любое изменение культуры как чисто случайный процесс. Общество готово воспринять то или иное новшество лишь в условиях неудовлетворенности сложившимся положением вещей. В культуре сильно развит социальный иммунитет против необоснованных беспричинных изменений. Но в том, какие новшества внедряются и закрепляются в культуре масс, обнаруживается немалая доля случайности. Конечно, становясь впоследствии достоянием культуры как системы, новое институализи-руется, обретает характер утвержденного, разделяемого, непререкаемого, нормального. И вряд ли кто-нибудь сумеет (или посмеет) это утвердившееся, закрепленное назвать случайным, неожиданным, недетерминированным (необусловленным). Роль случайного, неожиданного в социокультурных изменениях нельзя недооценивать. В этом отношении интересен анализ процесса возникновения капитализма, восходящего приблизительно к 1450 г. и охватывающего пространство Западной Европы, осуществленный видным американским социологом И. Уоллерстайном*. * См.: Уоллерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется?//СОЦИС. — 1997. — № 1, с. 15—17. 435 Он отмечает, что к этому времени произошел коллапс трех основных социальных институтов, на которых покоилась феодальная система: сеньориальной власти (ввиду демографического спада и нехватки трудовых ресурсов крестьяне получили возможность требовать коренного улучшения экономических условий), государства (произошел резкий упадок доходов), церкви (в результате ослабления собственного экономического положения и всеобщего кризиса власти). При таком глубоком кризисе обычно происходит обновление правящего слоя — как правило, благодаря вторжению извне (подобное было не раз, в том числе в Китае). Но внешнего вторжения не произошло, и в Западной Европе события приняли другой оборот — появилась принципиально отличная от феодальной капиталистическая система. Подобное развитие было непредвиденным. Но почему это произошло? Ведь предпринимательский слой существовал задолго до обсуждаемых событий, но никогда не допускалось, чтобы он стал ведущим. Капитализм выступал здесь, так же как и в других местах, полуподпольной (альтернативной во многом) культурой, которая не могла вдруг стать настолько сильной, чтобы приобрести доминирующий характер. Однако в условиях, с одной стороны, глубочайшего кризиса общества, его основных институтов, а с другой стороны, невозможности обновления правящих элит путем внешнего вторжения история «приоткрыла на мгновение (возможно, беспрецедентно) «ворота», и капиталистическая сила быстро проскользнула через щель. И также быстро консолидировалась. Есть все основания рассматривать произошедшее как нечто экстраординарное, неожиданное и, безусловно, недетерминированное»*. Сделанные нами обобщения процесса распространения и закрепления культурных изменений применимы как к процессам имманентного саморазвития культуры, так и к изменениям культуры в результате взаимодействия с другими культурами. И в том и в другом случае культурные изменения происходят не беспричинно, а в силу неудовлетворенности людей сложившимся порядком вещей; и в том и в другом случае культура сопротивляется изменениям, призывая на помощь этноцентризм и социокультурный иммунитет; и в том и в другом случае результаты внедрения новшества могут кардинально различаться.
1. Заимствования в процессе развития культуры могут реализоваться как внутри определенной культуры, обеспечивая распространение образцов культуры среди данного народа, так и в ходе 'социального взаимодействия культур различных обществ, народов, f.e. кросс-культурного взаимодействия. Несмотря на отдельные различия реализации механизмов внутри- и кросс-культурного заимствования, между ними есть много общего. При внутрикулыпурном развитии распространение новых ценностей образцов поведения, присущих одному слою общества, на другие социальные группы всегда является весьма важным фактором развития культуры социума. Рассматривая системы ценностей (гл. II, § 4), мы указывали на то, как прагматичные ценности предпринимательского слоя России обогащали систему ценностей дворянства. Заимствования в процессе кросс-культурных связей всегда играли большую роль, но в последние два столетия приобретают все возрастающее значение в исторической эволюции многих культур. Трудно представить развитие той или иной страны, ее науки, техники, социальных идей, политических институтов, исскусства и литературы (не говоря уже о моде) без фактора кросс-культурного заимствования. Это дало основание некоторым социологам и антропологам считать заимствование культур основой развития человечества. Причем чаще всего речь идет о нескольких центрах культуры, из которых волнами распространялись эти «базовые культуры». 2. Вместе с тем, не отрицая огромного значения заимствования (извне) культурных идей, норм поведения и т.д., следует учесть, что состоявшееся в результате заимствования изменение есть результат синтеза внешних идей, образцов и внутренних факторов развития первоначальной культуры. Социальный иммунитет, социокультурная селекция, с одной стороны, а с другой стороны, неудовлетворенность сложившейся культурой, признание необходимости изменений оказывают огромное влияние на степень восприятия внешних идей и образцов. «Проникновение новых идей — это не автоматическое приложение к некоему типу культуры, но мощный стимул ее развития»*. Внешний пример, как правило, становится лишь мерилом того, «как можно было бы это сделать, который рождает сомнения в совершенстве и незаменимости тех или иных принципов организации общественной жизни, правил приличий, норм поведения»**. Во всех случаях подсмотренное еще не есть элемент культуры. Оно должно быть освоено данной культурой, соответствовать ей (в той или иной мере), и лишь в этом случае оно может стать ее устойчивой и неотъемлемой составляющей. С другой стороны, состоявшееся изменение в немалой степени зависит оттого, принудительно, вынужденно или добровольно заимствуется культурный элемент, т.е. от метода внешнего воздействия на культуру. * Боас Ф. Эволюция или диффузия? В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1,—СПб., 1997, с. 344. ** Там же. 437 3. Заимствование культуры происходит в процессе социальных 4. В современной науке существуют разночтения по поводу трак Не углубляясь в лабиринты научных дискуссий, будем в данной работе придерживаться следующего толкования соответствующих понятий. Родовым понятием является взаимодействие культур, которое в случае добровольного протекания процесса целесообразно называть диффузией. Если во взаимодействии есть элемент принуждения, его следует называть аккультурацией, которая предполагает неравноправие культур, одна из которых является донорской (доминирующая культура), а другая реципиентной (подчиненная культура). Культурные взаимодействия могут породить различные результаты: • ассимиляция, т.е. полное принятие одной культуры другой, в результате чего происходит растворение одной из культур в другой; * См.: Билз Р. Аккультурация. В кн.: Антология исследований культуры Т. 1. — СПб., 1997. ** Там же, с. 350. 438
• адаптация, т.е. соединение изначальных и заимствованных • нередко наблюдается синкретичный (эклектичный) резуль • отторжение, т.е. неприятие идей, образцов поведения иной 5. При любом виде культурного взаимодействия (в большей или меньшей степени) происходит сопряжение двух культур, взаимный обмен ценностями. По данным социологических исследований, даже в условиях аккультурации (в частности, процесса влияния «белой» американской культуры на индейцев, чернокожих американцев) чаще всего имеет место взаимовлияние (транскультура-ция), причем донорская культура заимствует^как правило, неосознанно) лишь то, что ей необходимо и целесообразно (в частности, негритянский джаз и т.п.). В процессе глубокого взаимодействия Запада и Востока (которое происходит в форме как диффузии, так и аккультурации) в последние века не только Восток заимствовал многое у Запада, но и Запад, испытывающий серьезные моральные проблемы, многое заимствовал у Востока, его морального опыта — например, идеи ненасилия, ненасильственного неповиновения, распространение восточных религий среди части молодежи западных стран и т.д. Чем регулярнее, глубже взаимодействие культур, тем ощутимее их взаимовлияние, которое наиболее явно проявляется в ходе культурного взаимодействия между народами-соседями (сходство традиций, обычаев, музыки, кухни, норм поведения и т.д.). Это взаимовлияние может усиливаться при общности религии, близости этнических корней, но и при отсутствии этих факторов оно проявляется достаточно зримо (например, у народов Закавказья, Северного Кавказа, включая русских, там проживающих). Таковы общие принципы культурных взаимодействий. Рассмотрим их проявление в зависимости от добровольного, вынужденного или принудительного характера культурных взаимодействий. добровольное Добровольное заимствование культуры — это за- многие страны, порвав с тоталитаризмом, ищут1 пути своего дальнейшего развития, заимствуя отдельные идеи, ценности, принципы политического устройства, модели деятельности, примеряясь к ним, соотнося их с собственным историческим опытом. Внутрикультурные добровольные изменения имеют еще 439 более широкое распространение: сельская культура немало заимствует у городской, рабочая молодежь — у студенческой и т.д. Добровольное заимствование имеет ряд особенностей. Каждая культура в условия добровольных культурных взаимодействий отбирает в другой культуре лишь те элементы, образцы, которые способствуют решению ее собственных проблем, в чем есть необходимость, выявлена неудовлетворенность, и закрепляет лишь приемлемые для данной культуры образцы. Благодаря этой избирательности (которая является проявлением механизмов социальной селекции культуры) «заменяются» элементы, более не соответствующие тенденциям развития самой культуры, сдерживавшие ее эволюцию. В подобных условиях заимствование способствует развитию общества. Вместе с тем, как правило, заимствованное адаптируется к данной культуре, минимизируя возможно наносимый ей ущерб, не деформируя грубо ее первооснов. Естественно, это отнюдь не означает, что данный процесс происходит бесконфликтно, поскольку, как уже отмечалось, культура, как правило, обладает немалым социальным иммунитетом, защитными ресурсами, но конфликты в этом случае разрешаются внутри самой культуры путем органичной адаптации нового элемента к устоявшейся социокультурной системе. Об избирательности процесса добровольного заимствования свидетельствует следующее. Фактически все страны мира заимствовали у Запада индустриальные технологии и способы организации промышленности. Но отнюдь не все заимствовали нормы и принципы западной морали. Особенно это относится к Японии, которая использует, с одной стороны, западные технологии, а с другой стороны — традиционную систему моральных ценностей, образцов поведения. Иначе говоря, заимствуется лишь то, в чем есть необходимость, что приемлемо. Приведем противоположный пример: попытки заимствования Западом японского опыта. Япония отличается от Запада организацией социальных связей на производстве, системой стимулирования труда, чему японцы приписывают немалое значение при объяснении моральной ответственности рядовых сотрудников, их вовлеченности, заинтересованности в делах фирмы и т.д., что приносит эффект в решении производственных дел, значительно повышает качество производства. Это подтолкнуло западные страны к заимствованию японского опыта. По свидетельству Э. Гидденса, речь шла о следующих элементах: 1) система «принятия решения снизу». В японских фирмах работники могут консультироваться друг с другом, а также с вышестоящими руководителями, которые встречаются с рабочими и обсуждают политику правления (на Западе существует четкая иерархическая вертикаль, цепь команд, осуществляемых сверху вниз); 2) более широкая специализация японских служащих, которые могут, работая на одной и той же фирме, несколько раз менять направления своей деятельности (на Западе человек специализируется на одной специальности, профессии); 440 3) обеспечение японским служащим пожизненной трудовой занятости со стороны крупных корпораций; 4) разрешение не только производственных, но и непроизводственных проблем японских служащих в корпорации, «в семье», ввиду чего нет четкого различия деятельности индивидов внутри и вне организации. Европейцы в «погоне» за повторением японского эффекта попытались внедрить эти явления. Но в западной культуре, которая также обладает иммунитетом, избирательностью, большинство этих элементов не дало эффекта. Однако исследования, проведенные на японских заводах в Британии и США, показали, что система «принятия решений снизу» действует и вне культурной среды Японии*, но, будучи включена в другую среду, культурную систему, наверняка приобретает определенные особенности. Вынужденное заимствование культуры сочетает ния преимущественно возникает в тех ситуациях, когда представители той или иной культуры (сегодня это чаще всего мигранты — как из одной страны в другую, так и из села в город) оказываются вынужденными принять другую культуру — не на основе добровольного выбора, а как условие включения в иную социокультурную среду, что делает вынужденное заимствование аккультурацией. В подобных случаях следует говорить о наличии донорской и реципиентной групп в культурном взаимодействии. Реципиентная группа вынуждена перенимать нормы и принципы поведения, овладевать моделями деятельности, которые обеспечивают выживаемость в новой среде. Насколько быстрым и глубоким будет заимствование, произойдет ли полная ассимиляция в новой культуре, зависит от ряда обстоятельств. Культура — это «язык» социальных связей. И если нет "общности, в рамках которой «старые» нормы, принципы могут воспроизводиться, то культура быстро распадается. Вот почему для сохранения культуры важное значение имеет сохранение общности (семья, землячество, община), в рамках которой данная культура могла бы выполнять свою роль как регулятора социальных связей. Стремление к сохранению своей культуры, ее самобытности проявляется и в том, что эмигранты одной национальности стремятся устроиться на работу к своим землякам, которые могут делать для них какие-то исключения, давать привилегии; это стремление может проявиться и в ориентации молодежи к вступлению в брак только с членами своего землячества, своей национальности. Все это проявления защитной реакции представителей данной культуры в условиях угрозы их ассимиляции, стремление сохранить объединенными усилиями свою культуру. * См.: Гидденс Э. Социология, с. 257—277. 441 Как показал опыт, в зависимости от степени развитости защитных способностей, соответствующих традиций той или иной культуры ассимиляция реципиента в рамках донорской культуры может быть полной или частичной. Но как бы прочно ни придерживалась семья своих национальных традиций, как бы сплоченно ни жили члены общины, они в главном подчиняются нормам, образцам поведения донорской культуры. Более того, могут возникнуть противоречия между стандартами, на которые ориентируется человек, работая на производстве, и нормами отношений с земляками, в семье. Иными словами, может возникнуть синкретичный (эклектичный) эффект. Многое из того, что проявляется в ходе вынужденного кросс-культурного заимствования, характерно и для соответствующих внут-рикультурных процессов, например для аккультурации сельских жителей в городе. Конечно, тот факт, что заимствование происходит в рамках одной культуры, делает его менее драматичным и конфликтным, однако селяне при установлении межличностных контактов все же тяготеют к людям, выросшим в аналогичной сельской среде (и не обязательно к землякам).
Существует два варианта принудительного внедрения культуры: а) кросс-культурное.— в результате порабощения (в том числе колониального) народа и стремления навязать ему чуждые культурные нормы, нравы, традиции; б) внутрикуль-турное — принудительное навязывание одной социальной группой людей, приобретших политическую власть, своей идеологии остальной части общества. Внешнее принуждение может и не сопровождаться навязыванием культуры. Угнетение народа может ограничиться выплатой дани, признанием аолитической и экономической зависимости, установлением общего колониального управления страной, предоставлением колонизаторам заметных экономических и политических привилегий. В других случаях зависимость (политическая, экономическая) может сопровождаться принудительным навязыванием культуры поработителя, подавлением местной национальной культуры, принудительной ассимиляцией народа. Это навязывание может осуществляться как во внешне лояльных формах (поддержка миссионеров, предоставление привилегий для осуществления ими своей деятельности, предоставление преимуществ тем, кто владеет языком, кудьтурой нации угнетателя, ограничение возможностей для развития национальной культуры и т.д.), так и в принудительных формах (переход системы образования на учебники, учебные программы, которые ретранслируют иную культуру, запрет на ведение делопроизводства на родном языке, ис- кусственное внедрение правового регулирования там, где ранее царствовал обычай, адат и т.д.). Во внутрикультурных взаимодействиях, как правило, захват власти сопровождается принудительной обработкой умов в духе идеологии, системы ценностей, выражающей интересы социального слоя, на который опирается группа людей, захватившая власть: запрет на распространение какой-либо другой идеологии, жесткая цензура, преследование диссидентства, возведение концлагерей, запреты на профессии для людей, разделяющих ценности иной культуры, и т.д. Яркой чертой принудительного заимствования является заимствование не того, что считала необходимым культура реципиента (что характерно для добровольного заимствования), а того, что считает необходимым донор. Право выбора принадлежит доминирующей культуре, которая для осуществлениясвоих целей может принудить культуру перенять важнейшие элементы своей культуры. Конечно, и в этом случае реципиентная культура в чем-то по-своему трансформирует внешнюю принудительную инновацию. Создание полиции, уголовного права по образцу западноевропейских в реальности оказывается мало похожим на образцы, сохраняя ощутимые особенности реципиентной культуры. Конечно, не все навязываемое донорской культурой оказывается вредным для реципиентной культуры, кое-что подчиненная культура может перенять у донора и добровольно, пытаясь решить свои проблемы. Но в данном случае мы хотели бы обратить внимание на следующее. Что касается ядра культуры (нравов, обычаев и т.д.), навязываемые донорской культурой образцы могут нарушить целостность культуры реципиента, его внутреннюю логику. Так, решительное отбрасывание традиционно-аскриптивной регуляции, искусственное внедрение регуляции, основывающейся на достижен-чески-универсалистских принципах не раз и не два приводили к серьезным деформациям реципиентной культуры. Искусственно внедряемые элементы, которые часто поддерживаются ресурсами власти, нарушают принятый порядок, в результате наблюдается рост аморальности, воровства, коррупции — ведь старые, понятные регуляторы «унижены» новой властью, а новые правила, нормы непонятны. Эффект навязывания культуры, глубина принудительной ассимиляции народа зависит как от силы принуждения захватчика (в том числе физического насилия), культурного подавления, так и от способности порабощенного политически и экономически народа отстоять свою культуру, его сплоченности вокруг.националь-но-культурной идеи (Рим латинизировал почти все народы, вошедшие в состав империи, но не смог культурно подавить еврейс- 443 кий народ; известны безуспешные попытки «онемечивания» западных славян, «отуречивания» юго-западных славян). Современный мир, его культура! сформировались отнюдь не только мирным путем, но и огнем, и мечом. Так, во многом благодаря принуждению, навязыванию культуры распространилось мусульманство. Но сегодня даже потомки народов, которые до принудительного принятия мусульманства были христианами, вряд ли могут себя представить вне мусульманских ценностей, норм шариата и т.д. Мусульманство стало основой их восприятия мира, фундаментом культуры. Конкистадоры мечом и кровью утверждали католицизм в Центральной и Южной Америке. Причем следует учесть, что даже в этих случаях порабощенная, умирающая культура способна оказать обратное влияние на культуру поработителя. Это влияние может проявиться достаточно быстро, а может оказать кумулятивный эффект, может ограничиться сугубо внешними изменениями, затронув лишь верхние слои общества, или распространиться на широкие массы. И нередко народ, проигрывая в военно-техническом отношении, оказывается победителем в социокультурном. Варвары поработили и разрушили Рим, но использовали римское право и политический опыт при налаживании собственной политической организации общественной жизни. Во внутрикультурном взаимодействии подавление культуры прежде всего связано с деятельностью тоталитарных режимов. В нашей стране в горниле гражданской войны/'концлагерей, массовой эмиграции, цензуры, преследования инакомыслия были уничтожены целые пласты многообразной культуры — все принудительным образом было сведено к субкультуре городского пролетариата. Современная культура человечества — результат функционирования культуры как социального явления, взаимодействия, социальной селекции, социального иммунитета, с одной стороны, а с другой — развития культуры за счет как саморазвития, так и заимствований, взаимовлияния. Все это породило многообразие культур, которое является важным фактором жизни современного человека. Говоря о культуре, мы обращаем внимание прежде всего на многообразие ее конкретных вариантов. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать с другими людьми, если бы в мире утвердилась одна культура: многих разногласий и конфликтов можно было бы избежать, — но почему-то не хочется жить в таком 444 скучном, унылом и однообразном мире. Ведь взаимодействуя с людьми другой культуры, человек невольно выявляет нечто новое для себя, обнаруживает удобства, преимущества норм, традиций, способов деятельности другой культуры, что способствует изменениям, улучшениям. Поэтому жить в условиях одной культуры не только скучно, но и нежелательно, даже опасно. Отсутствие внутреннего многообразия, дифференциации — это свидетельство неспособности данной системы к развитию, застоя. Чем богаче многообразие культур, тем богаче арсенал идей, представлений, норм, способов деятельности, культурных предложений, которые могут быть использованы. В этом отношении внутреннее многообразие всегда признак развитой адаптационной способности, способности к развитию той или иной системы, идет ли речь о человечестве в целом или об отдельном обществе. Вместе с тем нельзя и абсолютизировать принцип дифференциации, внутреннего многообразия — оно не должно угрожать сохранению целостности системы. Многообразие культур мы рассмотрим в двух аспектах: • многообразие культур в масштабах человечества с акцентом • внутреннее многообразие культур отдельного общества, народа социокультурные Анализ великих культур человечества (так их СУПЕРСИСТЕМЫ. называли О. Шпенглер и Н. Бердяев), или ло-запад и восток кальных цивилизаций (А. Тойнби), или больших культурных систем и суперсистем (П. Сорокин) всегда привлекал пристальное внимание философов и историков. Но с конца XIX в. он приобрел как бы «второе дыхание», будучи подкрепленным новыми наблюдениями, новой системой аргументации научных теорий. Большинство исследователей (прежде всего О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби) особое внимание уделяли различиям между цивилизациями, определенным группам народов, близких друг другу географически, стремились выделить повторяющиеся этапы, циклы развития подобных цивилизаций. Так, согласно А. Тойнби, динамика цивилизации (ее возникновение, рост, «надлом», упадок и разложение) определяется законом вызова географической, исторической ситуации и ответа, который может дать данная цивилизация, прежде всего — ее творческое меньшинство*. В современном мире мы обнаруживаем две основные социокультурные тенденции, идущие из глубины истории, взаимодействующие, обогащающие друг друга, но вместе с тем сохраняющие свою * См.: Тойнби А. Постижение истории..— М.,. 1993. целостность и самобытность: Запад и Восток. Объясняя своеобразие Запада, отметим особую роль христианства. К. Ясперс отмечал, что из иудейства были заимствованы религиозные импульсы и предпосылки, от греков — философская широта, ясность и сила мысли; от римлян — организационная мудрость в сфере реального. Он также подчеркивал, что в отличие от Китая и Индии, которые в культурном отношении всегда были очень замкнуты и «продолжили в своей жизни собственное прошлое», Греция выходила за эти рамки, отправляясь от чуждого ей прошлого восточных народов. Поэтому западный мир обеспечил непрерывность в формировании образованности*. Считается, что Запад и Восток — эти две великие мировые традиции — выявляют свои различия при решении конечных вопросов бытия, что, соответственно, определяет основные акценты в понимании конкретных задач, путей их решения, иными словами, переопределения мира и себя в нем. На основе работ современных философов, социологов, культурологов попытаемся хотя бы в общей форме обозначить эти две великие мировые культурные традиции ценностных приоритетов. Эти традиции прежде всего проявляются в следующем: • Отношение к человеческой личности. В соответствии с запад Восточные же религии основываются на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни, культивируют идею отказа от личного «Я» в пользу безличного абсолюта, подчинения личных интересов судьбе, абсолюту, государству, обществу. • Отношение к миру, реальности. Западная традиция склонна под Восток скорее предпочитает доктрину «недеяния» во внешнем мире, «вписывание» в естественный порядок вещей, уход в себя. В рамках восточной традиции возникает идея о поиске нирваны как подлинного смысла бытия человека, предполагающего, в частно- * Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991, с. 82—84. 446 сти, абсолютную отрешенность от внешнего бытия, отсутствие стра • Отношение к возможностям разума. Для Запада характерны ни перед чем не останавливающаяся рациональность, которая открыта силе логической мысли и эмпирической ДаННОСТИ, Восток тяготеет к интуитивному познанию, чем и обусловлены традиционные для Востока медитация и самовнушение. Знание на Востоке носит скорее чувственно-практический характер, понимается как интуитивное овладение, интуитивная мудрость, а не как абстрактно-логическая доказательная система представлений. Конечно, это лишь беглый и контурный абрис двух великих культурных традиций. Как мы уже отмечали, идет диалог, взаимодействие между двумя великими культурными традициями, сохраняющими, тем не менее, ощутимые своеобразие, самобытность. Нередко называют и другие различия двух традиций. В частности, указывается на то, что Восток — традиционалистская культура. Следование традициям жить так, как было принято, — важнейшая ценность для Востока, что, соответственно, предопределяет невысокую динамичность восточного общества. Но традиционализм может быть воспринят не как специфика (самобытность), отличительная особенность восточной культуры, а как определенный этап социально-исторического развития Востока. Ведь традиционализм, как, кстати, и общинность (связанная с сельским укладом жизни), был характерен и для культуры Запада до периода Ренессанса, Реформации и индустриализации и т.д. Поэтому нельзя утверждать, что в рамках западной культуры вообще не может идти речь о традиционализме. Точнее было бы сказать, что в современной западной культуре традиционалистская мотивация (да и общинная) представлена ощутимо слабее (поскольку во многом изжита), чем в восточной. Анализируя различия между Востоком и Западом, мы постоянно вынуждены решать, что является социально-историческими различиями и что является различиями, порожденными собственной спецификой Запада или Востока, т.е. что является отсталостью, а что — самобытностью. Приведем примеры из современной японской жизни — чем они порождены: социально-историческими особенностями современного этапа развития японского общества или самобытностью японской культуры? 447 1. «Японцы очень заботятся о произведенном на других впечатле 2. Сотрудник Института культуры при Японской радиовещательной На наш взгляд, если в первом примере мы имеем дело с признаками традиционалистски-общинной организации социальной жизни, то во втором — со спецификой, самобытностью японской культуры. Причем (и это особенно следует подчеркнуть) в реальной жизни эти две составляющие тесно переплетаются, взаимодействуют, взаимодополняют и выступают в тесном и органичном единстве, предстают как единая целостная культура.
Одной из наиболее актуальных проблем современной отечественной социальной науки является осмысление культуры России в мировом социокультурном пространстве, в том числе в ракурсе двух великих мировых культурных традиций. Выявление сущностных составляющих феномена российской культуры является важным условием формирования самосознания россиян, определения особенностей социокультурной организации российского общества и т.д. * См.: Социокультурные исследования о Японии. — М., 1981, с. 118—124. * Там же., с. 125. 448 ► Возникновение этой проблемы восходит к дискуссии «славянофилов» и «западников». Начало научному изучению особенностей российского социокультурного пространства и российской цивилизации положила книга Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1869). Являясь одним из основоположников учения о глобальйых цивилизациях, Данилевский вводит термин «российская цивилизация», подчеркивая, что российская культура с присущими ей приоритетами и стандартами является суперсистемой, что «Россия — это не просто страна, а часть света» (по выражению Николая II), культура которой и по масштабам распространения, и по глубине своеобразия, самобытности позволяет ей фактически выступать как особый культурный мир (цивилизация). В 20—30-х гг. XX в. российские учен ые-эм и фанты выдвинули идею «евразийства». Обоснование «евразийства» с позиции концепции многовариантности (мультилинейности) исторического процесса было дано Н.С. Трубецким. Россия рассматривалась как особый замкнутый культурный регион — Евразия, пространственно, исторически и духовно слитый с азиатским ареалом. Происходящие в нашем обществе реформы, идущие трудно и противоречиво, вновь остро ставят вопрос об особенностях российского общества, его культуры, которая во многом определяет пути и возможности нашего дальнейшего развития. Для ответа на столь важные в научном, политическом и даже практическом отношении вопросы в науке пока не накоплен достаточный фактуальный и аналитический материал. Сегодня анализ российской цивилизации носит во многом умозрительно-философский, в чем-то идеологический характер. В этих дискуссиях не всегда разводятся социально-исторические особенности российской культуры и ее самобытность, специфичность. Сопоставление с другими мирами (цивилизациями) носит нередко пропагандистский характер. Существуют следующие позиции. «Западническая». Российская цивилизация рассматривается как запаздывающая по отношению к Западу. Западный путь развития рассматривается как единственное и последовательное выражение общечеловеческих тенденций развития. Подобные взгляды объединяют «западников» XIX в. и реформаторов начала 90-х гг. «Славянофильская». Отрицается отставание от Запада и отстаивается самобытность российской цивилизации — ее духовность, моральная направленность, что выгодно отличают ее от западной культуры. В частности, указывается на такие самобытные черты, как общинность и соборность, способствующие преодолению индивидуализма. (Но где здесь самобытность, а где социально-историческая особенность российской цивилизации?)
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |