Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные роли и поведение личности -




П


               
 
   
     
       
 
 

Глава XX. Личность и ее роли § 1. Социальная роль как поведенческая характеристика

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

Зная социальный статус конкретного человека (сту­дент, преподаватель и т.д.), его социальные функ­ции, мы ожидаем от него типичного набора дей­ствий, типичного набора качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций.

Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, — это, по определению Р. Линтона, социальная роль. Если статус — это сами права и обязанности, то социальная роль — это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в дан­ном обществе, данной системе социальных взаимодействий. Рассмотрим основные харатеристикй социальной роли. • Социальная роль — это ожидание (экспектация), предъявля­емое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности.

Мы уже отмечали ранее, что любой социальный институт как вид регулярных социальных взаимодействий предъявляет к поведению участников этих взаимодействий определенные стандартные де-индивидуализированные требования. Тем самым обеспечивается предсказуемость поведения любого, кто занимает определенную социальную позицию («ячейку») в данном социальном институте, что гарантирует нужный уровень деятельности института, его ус­тойчивость, самовозобновляемость, безболезненность замещения одного участника связей другим. Время и культура произвели от­бор наиболее целесообразных и приемлемых для данного статуса типичных образцов поведения личности и закрепили их в виде стан­дарта, нормы.

Как следует себя вести, каким образом действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным ста­тусом — все это в решающей степени предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. Не первокурс­ник определяет, как он будет учиться, а задолго до его поступления в вуз общество «объявило», каким должен быть студент. Социальный институт высшего образования посредством своих норм, традиций во многом предопределил, как должен вести себя любой студент. В семье также существуют ролевые стандарты: отец должен забо­титься о материальном благополучии семьи, нести ответственность за ее стабильность, процветание; дети должны помогать родите­лям по хозяйству и т.д.

Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их жела­ниям и представлениям. «Базовую типологию ролей заранее опре-

470


деляет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано по­нятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам... Актерам нужно только войти в роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тек­сту, социальное действо идет как запланировано»*.

Роль — это деиндивидуализированный образец поведения челове­ка, занимающего определенный статус. Претендуя на данный ста­тус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, кото­рые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраи­вается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

И если работа требует сдержанности, а человек является весьма эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от по­добной карьеры, или научиться контролировать себя.

Таким образом, роль, будучи независимым' от личности, деин-дивидуализированным образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного, бесперебойного функцио­нирования первоосновы социальной жизни — социальных инсти­тутов. Именно посредством системы ролевых предуказаний люди включаются в институционализированные взаимодействия.

• Социальная роль органично соединяет в себе символически-
информационную
и императивно-контрольную составляющие. Сим­
волически-информационная составляющая предоставляет личнос­
ти сценарий поведения, в котором достаточно подробно представ­
лен образец требуемого от человека данного статуса поведения,
вплоть до приемлемых жестов, походки, одежды, привычек. Роле­
вая экспектация (ожидание) существует в виде не только правил,
инструкций, норм поведения — эти разрозненные стандарты со­
здают некий целостный образ того, как следует себя вести, кото­
рый легко воспринимается человеком. В то же время этот целост­
ный образ воспринимается не просто как яркая картинка, а как
требование, повеление, предуказание. Человек, соотнося свое по­
ведение с подобным образом, не просто констатирует несоответ­
ствие или соответствие ему, но и прогнозирует возможные санк­
ции (позитивные или негативные), последствия для себя невыпол­
нения этого ожидания.

• Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нор­
мами поведения, традициями, обычаями.

Конечно, ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Реальное содержание роли в решающей степени определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре.

___________________ н(

* Бергер П. Приглашение в социологию, с. 91.


Но в рамках социальной роли происходит определенная система­тизация норм поведения в единое целое в соответствии со специ­фикой функции, статуса, которую роль обслуживает. В результате в одной роли увязана не одна, а множество норм, причем у каждой роли могут быть специфическая цепочка норм, их особая иерархи-зация и систематизация, обеспечивающая эффективное выполне­ние данной конкретной функции. (Поведение начальника предпо­лагает одну систему норм, поведение подчиненного — несколько иную.)

Роль — это особый тип регуляции, — функциональной регуляции, призванной обеспечить выполнение определенных функций в рам­ках конкретного социального института. Соответственно, вролевом поведении человека особый акцент делается на функциональной направленности, статусной увязанности ожидаемого поведения. Отсюда возможны расхождения между ролевыми (функциональ­ными) предуказаниями и общечеловеческими требованиями: со­страдание не самый важный элемент ролевого поведения страж­ника, но представляет важную общечеловеческую добродетель; искренность, наверное, как ценность приоритетнее приветливос­ти, но в поведении гостя последняя важнее: гость не должен, про­являя искренность, признаваться в том, что ему не понравился обед, который ему предложили.

• Социальная роль — это достаточно полная, но не всеохваты­
вающая
поведенческая характеристика. В ролевых ожиданиях содер­
жатся именно те,предуказания, делается акцент на тех требуемых
действиях, которые гарантируют выполнение данных социальных
функций. Но не более того.

Ролевой стандарт, контролируя достаточно широкую область статусного.поведения личности, затрагивая при этом достаточно глубокие пласты духовного мира, тем не менее оставляет опреде­ленный простор для индивидуальных особенностей личности, ее фантазии и т.д. Причем степень ролевой регламентированности за­висит как от культурно-исторических традиций общества (так, в кастовом обществе эта регламентация распространялась даже на цвет одежды), так и от функциональной необходимости. Некото­рые социальные институты (например, армия) предполагают до­вольно высокую гарантированность выполнения профессиональных обязанностей. В этих случаях степень ролевой регламентации доста­точно велика. Вместе с тем, как отмечает П. Бергер, среди профес­сиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд котрого примитивен и не требует соблюдения жестких правил.

• Социальная роль органично объединяет в себе функциональ­
но-целесообразные (повторяющиеся, инвариантные) и культурно-
вариативные черты, характеристики, что дает нам образец ролевого

472


поведения (женщины, сына, учителя, начальника и т.п.) в данном обществе.

Функциональная целесообразность порождает много общих черт в ролевых образцах поведения у разных народов: независимо от принадлежности к той или иной нации офицеры должны уметь отдавать распоряжения, приказы, управлять подчиненными, ис­полнять приказы вышестоящего начальства (без управленческой вертикали армия в одночасье потеряет способность выполнять воз­ложенные на нее задачи); учителя должны быть интеллегентными людьми, проявлять доверительность, уважительное отношение к учащимся (без этого не может состояться процесс образования, воспитания) и т.д.

Применительно же к культурно-вариативной составляющей со­
циальной роли в разных странах часто возникают различия, и
довольно серьезные, обусловленные своеобразием культур, в кото­
рых, к примеру, один и тот же статус может иметь разный пре­
стиж. ^.,

Статус учителя в некоторых странах высок, престижен. Так, зарпла­та учителя общественнной школы США составляет до 30 долл. в час плюс оплаченная государством медицинская страховка, что для США немаловажно. Отпуск учителю полагается несколько раз в году. Последние опросы общественного мнения показали, что по пре-■ стижности эта работа занимает одно из первых пяти мест*.

В других же странах человек, занимающий должность учителя, воспринимается как неудачник..

Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет и система ценностей, принятая в этом обществе, нормы взаимоотношений.

Ролевой стандарт поведения американского учителя несет зри­мые черты определенной системы ценностей, не терпящей автори­тарности, диктата, в том числе по отношению к ученикам. Амери­канский учитель не имеет права сделать ребенку замечание, он обя­зан записывать положительные и отрицательные поступки ученика. Учителю строго-настрого запрещено вести какие бы то ни было «душевные» разговоры с учениками и с их родителями — он дол­жен лишь преподавать свой предмет**. -Подобные черты ролевого стандарта американского общества увязываются со всей системой социальных институтов, ориентацией на то, что люди должны же­лать учиться, иметь к этому мотивацию, с системой ценностей, моральных принципов американского общества.

от 24 октября 1998 г.

См.: «Известия» * Там же.


               
   
 
     
 
     
 
 

РОЛсВОМУ ПОВЕДЕНИЮ

от ролевого Процесс воплощения в реальной социальной жиз-ОЖИДАНИЯ ни ролевых предуказаний сложен, противоречив и ляже временами драматичен (овладение ролями со- пряжено с мучительными размышлениями индиви­да, конфликтами, психологическим напряжением).

Рассматривая общую логику процесса продвижения от общих ролевых предуказаний к реальному ролевому поведению, мы будем пользоваться отдельными выводами Д. Тернера, обобщившего идеи классиков статусно-ролевой теории*.

Как видно из рис. 1, реальное ролевое поведение (III в) есть результат сложного взаимодействия предъявляемых обществом ро­левых экспектаций (III а) и личности, которая определяет, оцени­вает последствия избрания роли и выбирает приемлемый для себя вариант ролевого поведения (III б).

Г

Вначале мы изучим механизм воздействия социальных ролей на личность (в том числе противоречия, которые испытывает личность в этом процессе), затем проблему автономии личности, роль ее «Я» в выборе и освоении роли, и в завершение рассмотрим реальное ролевое поведение.

Ролевой механизм

Ролевое поведение личности
Функции

в

 

 

 

 

    * а)   б)
Социальный статус   Социальная роль (экспектация) Проигрывание ролей личностью
   

 

Размежеван- Права Ожидаемое Анализ и выбор Какое
ные, специа- Обязанности поведение варианта поведение
лизированные Властные от человека ролевого фактически
виды полномочия данного поведения осуществ-
деятельности Привилегии статуса   ляется
        личностью

Рис..1. Основные статусно-ролевые элементы социального поведения личности

* См: Тернер Д. Структура социологической теории. — М., 1985, ч. III. 474


Одна из главных проблем социологии личности — определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внут­реннего мира, желаний, стремлений и т.д. Может быть, справедли­во утверждение, что общество «продавливает» в личности незави­симо от ее желания то, что обществу необходимо? А может быть, правы те, кто считает, что личность выбирает те варианты ролево­го поведения, которые позволяют ей добиться преимуществ, успе­хов в данной социальной среде?

Попробуем ответить на вопрос, обусловливает пи общество лич­ность, ее поведение, нормы, и как обусловливает.

Филипп Зимбардо, известный американский исследователь, являет­ся автором знаменитого в социологии и социальной психологии «тюремного эксперимента». Однажды в газете г. Стэнфорда, в ко­тором расположен один из лучших американских университетов, появилось объявление: «Для психологического исследования тю­ремной жизни требуются мужчины-студенты. Продолжительность работы — 1—2 недели, плата — 15 долларов в день». С помощью тестов были отобраны 24 студента, здоровые, интеллектуально раз­витые, не имевшие преступного прошлого, не имеющие ни пристра­стия к наркотикам, ни психологических отклонений. С помощью жребия их поделили на «заключенных» и «тюремщи­ков». Стэнфордская полиция, согласившаяся помочь ученым, доста­вила «заключенных» в наручниках в «тюрьму», оборудованную в од­ном из помещений университета. «Тюремщики» раздели их догола, подвергли унизительной процедуре обыска, выдали тюремную одеж­ду и разместили по «камерам». «Тюремщики» не получали подоб­ных инструкций, им было лишь сказано, что они должны относится к делу серьезно, поддерживать порядок и добиваться послушания «заключенных».

В первый день опыта атмосфера была сравнительно веселая и дру­жеская, молодые люди только входили в свои роли и не принимали их всерьез. Но уже на второй день обстановка изменилась. «Зак­люченные» предприняли попытку бунта: сорвав с себя тюремные колпаки, они забаррикадировали двери и стали оскорблять охрану. «Тюремщики» применили силу, зачинщики были брошены в карцер. Это разобщило «заключенных» и сплотило «тюремщиков». Роли стали исполняться всерьез. «Заключенные» почувствовали себя оди­нокими, угнетенными, подавленными. Некоторые «тюремщики» на­чали не только наслаждаться властью, но и злоупотреблять ею. Их обращение с «заключенными» стало грубым, вызывающим. Один из «тюремщиков» на пятый день эксперимента швырнул тарелку с сосисками в лицо «заключенному», отказавшемуся есть. «Я ненави­дел себя за то, что заставляю его есть, но еще больше я ненавидел его за то, что он не ест», — сказал он позднее. На шестые сутки эксперимент был прекращен. Все были морально травмированы. Обобщая свои эксперименты, Зимбардо заявил, что индивидуаль­ное поведение гораздо больше зависит от внешних социальных


условий и сил, чем от таких расплывчатых понятий, как «Я», «черты личности», «сила воли»*.

Результаты этого оригинального и в чем-то даже печального (хо­роших парней удалось так быстро превратить в озлобленную массу, конфликтующую по всем законам традиционной тюрьмы) экспери­мента многозначны. Но бросается в глаза, что функциональная це­лесообразность (необходимость поддерживать порядок, добиваться послушания подчиненных) плюс социокультурные традиции (как следует вести себя тюремщику и заключенному), иначе говоря, ро­левые стандарты и ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение сторон. Благодаря чему же это произошло?

МЕХАНИЗМЫ СТРУКТУРНО-РОЛЕВОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ (ПРИНУЖДЕНИЯ) СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Механизм отбора. Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать опре­деленными способностями, уровнем подготов­ки, биопсихическими качествами. Не каждая личность может рассчитывать на определенную социальную роль. Общество, в котором сложи­лись элементы сословной организации (как в яв­ной, так и неявной форме), может предъявить требования и относительно социального происхождения или наци­ональности.

• Это ведет к тому, что еще до «воспитания» носителя роли
социальная среда отбирает в число исполнителей того или иного
статуса людей, имеющих определенные свойства, качества. (При­
мер — эмоциональность представителей артистической среды.)
Отбор свойств, в свою очередь, может оказывать обратное воздей­
ствие на саму трактовку данной социальной роли как нормы.

Офицерство в царской России формировалось в. подавляющем большинстве из представителей дворянства, поэтому аристокра­тизм поведения, в том числе «рыцарство», становился нормой для социальной роли офицера, хотя функционально эта черта ролевого поведения не была остро необходимой. После революции принцип отбора в офицерский корпус стал прямо противоположным (пред­почтение отдавалось рабочим и крестьянам), соответственно изме­нились и нормы офицерского поведения.

• В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться,
особенно когда речь идет об отборе для выдвижения на престиж­
ные статусы. Так, в условиях глубоких перемен общества требуются
люди прежде всего решительные, энергичные, способные идти на
обострение ситуации.

• Следует в этой связи обратить внимание и на эффект углуб­
ления качеств, которые позволили человеку занять ту или иную

* См. подробнее: Зимбардо Ф. Стэнфордский тюремный эксперимент. В кн.: Практикум по социальной психологии, с. 296—321.


статусную позицию. Систематическое выполнение социальной роли совершенствует соответствующие качества личности, поскольку ситуации, в которых они реализуются, регулярно повторяются.

Предположим, молодой человек выбрал себе стезю ученого, хотя его способности могли быть применены в других областях дея­тельности, например государственного управления, Но, сделав свой выбор, он углубил в себе имено те качества и способности,1 которые нужны ученому. Через несколько лет потребность в самореализа­ции станет для него важней, чем потребность в занятии определен­ной властной должности, постоянная неудовлетворенность, скорее всего, станет чертой характера, а инстинкт власти будет угасать.

Механизм «вживания» в роль. Характер ролевой деятельности,
предуказания (профессиональные, нравственные), которые чело­
век должен исполнять, социально-ролевые ситуации, которые еже­
дневно повторяются, не только углубляют, но и могут формиро­
вать определенные свойства, которых ранее не было, но которые
требуются в данной социальной позиции. -г,?..ад*

Вовлечение в определенную ролевую деятельность формирует и необходимые навыки, и нравственные качества, свойства и даже чувства, манеру поведения, предуказанные данным статусом: во-первых, сам исполнитель новой роли оказывается в ситуации, ко­торая содействует активному принятию образцов нового ролевого поведения; во-вторых, социальная среда всячески внешне принуж­дает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств.

Рассмотрим первый из этих механизмов.

Человек в новом статусе оказывается включенным в определен­ную логику социальных взаимодействий: он вовлекается в выпол­нение определенных действий, несет ответственность, использует привилегии, полномочия. Тем самым формируются определенная (ролевая) мотивация, ролевые смыслы деятельности, которые до­вольно часто повторяются, приобретают устойчивость. Таким об­разом, индивид постепенно проникается новым для себя смыслом новой роли, осмысливает тонкости, подробности данной работы, которые открываются ему только в этой социальной позиции.

Неопытный «либерально» ориентированный начальник начинает осознавать свою ответственность за результаты деятельности кол­лектива, понимать, что люди не всегда склонны выполнять свои обя­занности надлежащим образом. Это порождает у него (подчас неожиданно и для него, и для окружающих) определенную жест­кость, прагматизм и т.д. Вчитываясь в новые нормы, которые еще недавно казались ненужными, вызывали отторжение, человек, как правило, начинает осваивать все аспекты ролевого стандарта — от должностных до неформальных. Еще вчера казавшаяся ненужной «солидная осанка» незаметно становится неотъемлемой чертой облика нового начальника, который прибегает к этому и другим


 


476


477


средствам утверждения престижа должности, поддерживая «дис­танцию» с подчиненными.

Иными словами, сама логика ролевой деятельности, повторяю­щиеся мотивации создают смыслы, адекватные ролевым стандар­там. «Мы чувствуем себя пылкими, когда целуем; более смиренны­ми, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда сотрясаем кулаками. Регламентированные действия привносят в роль соответ­ствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изобража­ющий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает.верить в свои проповеди»*.

Механизм предписывания. Социальная среда, создав образец вы­полнения социальной роли, функционально и социокультурно предписывает личности тот стандартный набор моральных, трудо­вых и других качеств, которыми она должна обладать.

Данные предписания могут иметь вид как фиксированных тре­бований (воинский устав), так и своеобразных пожеланий, ожида­ний окружающих. В системе формализованных социальных инсти­тутов есть формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизмы предписывания действуют в армии. Там шире и ролевой набор, подлежащий пред­писанию, и строже контроль за его выполнением. (Мы также зна­ем, какой должна быть хорошая хозяйка, хотя в этом случае меха­низмы предписывания действуют лишь на неформальном уровне,)

Механизм поощрения выполнения ролевых предписаний. Выполне­ние в полной мере этих предписаний обусловливает для личности достаточно высокую вероятность эффективного решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения.

Каждый исполнитель той или иной социальной роли должен ясно осознавать, что условием его успеха на данной стезе является более или менее тщательное соблюдение ролевых предуказаний. И это касается не только инженера, военного, но и хозяйки, мате­ри: признание, отношение к ней со стороны супруга, детей обу­словлено не только эмоционально-психологическими, но и соци­ально-ролевыми механизмами — насколько ее поведение в семье соответствует принятым образцам поведения хозяйки, матери в данной культуре, среде.

Механизм контроля. Общество, социальная группа не только от­бирают людей для выполнения определенных ролей, не только пред­писывают (предлагают) им образцы соответствующего ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с

* Бергер П. Приглашение в социологию, с. 91. 478


определенными ролевыми нормами. Жесткость социального роле­вого контроля зависит, в первую очередь, от следующих факторов:

• степень формализованное™ роли (военные, работники пра­
воохранительных органов). Например, дружба всегда реали­
зуется через неформализованные социальные роли, поэто­
му и санкции здесь достаточно условны, кроме одной —
резкий разрыв связи;

• важность того или иного компонента ролевого поведения;

• престижность статуса: роль, связанная с более престижным
статусом, подвергается более серьезному и тщательному внеш­
нему контролю и самоконтролю;

• сплоченность группы, в рамках которой осуществляется ро­
левое поведение, а значит, и силы группового контроля;

• степень референтности группы, ее авторитетности для ис­
полнителя роли.

Контроль осуществляется в самых разных формах — от воздей­ствия общественного мнения, проявления недоверия, избегания контактов до репрессий.

Послушание, подчинение внешним требованиям довольно разви­то у людей, что становится одним из важнейших механизмов обу­словливания поведения личности социальной средой. Обратим внимание на результаты эксперимента С. Милгрэма, который раз­делил испытуемых на «учителей» и «учеников» и исследовал, бу­дут ли «учителя» подчиняться требованию экспериментаторов, уси­ливать наказание «ученику», несмотря на страдания последнего (мнимые, о чем «учитель» не знал). Эксперимент был проведен в университетах разных стран. В США 60% «учителей» усиливали наказание «ученику», несмотря на его просьбы не делать этого, т.е. послушание оказалось значительно сильнее милосердия. В Риме, Австралии показатели оказались еще выше, а в Мюнхене составили 85% (!) испытуемых (что является своеобразным под­тверждением немецкой дисциплинированности как социокультур­ного явления).

Таким образом, отбирая, предписывая, поощряя и контроли­руя, социальная среда фактически «созидает» личность, ее знания, качества такими, как этого требует социальная роль. Благодаря этому личность вписывается в процесс функционирования социальных институтов, не нарушает заведенный, привычный порядок.

Социальная среда обусловливает.прежде всего ролевое поведе­ние индивидов, т.е. социально повторяющееся, типичное.

РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ личности

Можно объяснить внутренние переживания лю­дей, их душевную неустойчивость, столь возрос­шие в последнее время, преимущественно инди­видуально-психологическими причинами (особен­ностями темперамента, высокой тревожностью восприятия). На­верное, немало случаев, когда именно они являлись основанием

479


душевного разлада. Но социология стремится находить причины лич­ных потрясений, переживаний в конфликтах, несогласованностях тех требований, ожиданий, предуказаний, которые предъявляет к человеку социальная среда. Едва ли не большинство многих внут­ренних конфликтов личности, ее раздвоенность, непоследователь­ность объясняются ролевыми конфликтами, которые существуют независимо отданной личности. Устанавливая причины душевного разлада, надо помнить, что чаще всего именно несогласованность ролевых требований, которые человек должен выполнять, — одна из главных причин, определяющих драматизм, а подчас и трагизм жизни нашего современника, живущего в мире, который ставит его перед трудноразрешимыми дилеммами, предъявляя ему взаи­моисключающие требования и т.д.

Ролевые конфликты возникают в силу ряда конкретных причин и приобретают различную социальную и психологическую форму. Одну из таких причин мы уже упоминали — это внутренняя слож­ность самой роли, сочетающей в себе функционально-целесооб­разные и культурно-вариативные компоненты, между которыми может возникнуть несоответствие, что прождает «внутриролевой» конфликт.

Другая причина ролевых несоответствий — различия, несовпа­дения интерпретации, трактовки того, как должна выполняться одна и та же роль (конфликт экспектаций). На нашей схеме ролево­го поведения (рис. 1) «социальная роль» (Ша) выглядела очень абстрактно. Но при глубоком анализе обнаруживается, что в рамках одного общества при безусловном сохранении единства главных требований личность может столкнуться с достаточно различными экспектациями.

К примеру, можно выделить следующие образцы ожидаемого пове­дения студента:

принятый в обществе образец (студент должен систематически посещать занятия и готовиться к ним, посещать библиотеку", расши­рять свой научный и культурный кругозор и т.д.); на этот, может быть, не совсем реальный образец нас ориентируют законы, инст-рукции, правила, регламентирующие поведение студента в вузе; экспектаций тех, с кем непосредственно взаимодействует конкрет­ная личность (речь идет об образцах учебной деятельности, приня­тых в вузе, в котором обучается студент);

экспектаций референтной (для личности) группы, с которой она себя идентифицирует; здесь могут быть совершенно иные пред­ставления о поведении студента (появляться на занятиях лишь к концу семестра, начинать серьезно заниматься только в период сессии и т.д.).


Как видим, даже в рамках одного общества личность сталкива­ется с различными экспектациями ролевого поведения, что стано­вится одной из главных причин ролевых конфликтов.

Существует еще одна группа несоответствий, порождающих «меж­ролевой конфликт».

Следует иметь в виду, что каждый статус «обслуживается» мно­жеством ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вы­шестоящими руководителями, в другой роли — перед своими кол­легами, в третьей роли — перед подчиненными, в четвертой — пе­ред родственниками. Главный его статус — директор завода, но во всех перечисленных ролях он выступает в новом ракурсе. Р. Мертон назвал совокупность ролей, обусловленную данным статусом, роле­вым набором. Процесс дифференциации социальных институтов (одна из ведущих тенденций социального развития) все время умножает число статусов, которыми обладает человек, и закрепленных за ними ролевых наборов. При этом каждый образец ролевого поведения, обслуживая конкретную функцию, приобретает в чем-то свой спе­цифический набор норм, образцов действий, ценностных приори­тетов. Происходит дальнейшая фрагментаризация социальной жиз­ни; личности все сложнее сохранить свою целостность. Все чаще воз­никают ситуации, при которых наличность оказывают давление раз­личные по содержанию ролевые предуказания.

На основе перечисленных причин выделим основные типы ро­левых конфликтов.

1. Внутриролевой конфликт между функциональной целесообраз­ностью ролевых предписаний и социокультурными особенностями ролевых стандартов.

Яркий пример внутриролевого конфликта — атмосфера, в которой работали поколения обществоведов советских лет. Для всякой на­уки функционально целесообразно, чтобы ученые занимали рацио­нально-критическую позицию по отношению к действительности. Но в условиях тоталитаризма от обществоведов ожидалось (и это ста­ло нормативным образцом, выполнение которого контролировалось) оправдание существующего положения вещей, одобрения и пропа­ганды результатов деятельности политической элиты, что наклады­вало на весь облик обществоведа определенный отпечаток.

Конфликт между функциональной целесообразностью и социо­культурными образцами социальной роли может быть решен по-разному. В нашем примере социокультурные ценности, требования, поддерживаемые всей мощью государственной машины, одержали безусловную победу, в результате чего за малым исключением об­щественная наука как средство рационально-критического позна­ния социальной жизни фактически в былые годы по сути была сведена на нет.


 



16 Общая социология


481


Сегодня аналогичный внутриролевой конфликт нередко проявля­ется у работников средств массовой информации (конфликт меж­ду необходимостью предоставлять обществу объективную инфор­мацию и обычаем выполнять чей-то заказ).

2. Конфликт экспектаций, т.е. конфликт, вызванный различиями
интерпретаций одной и той же роли, может проявляться в различ­
ных вариациях.

• Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъяв­
ляют подчас противоположные требования к выполнению личнос­
тью одной и той же роли.

Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоот­дачи на работе, а ее муж и дети — низкой самоотдачи на работе, с тем, чтобы она могла больше сил и времени уделять семье. Вспомним пример о конфликте экспектаций по поводу поведения студента: его друзья могут предъявлять ему совершенно иные тре­бования, чем его родители и преподаватели.

• Пример с женщиной-работницей свидетельствует и о том,
что различные субъекты по-разному оценивают значимость одной
и той же роли (еще один вид ролевого конфликта): в семье счита­
ют, что главное — это роль матери, а ее начальник убежден, что
главное — это роль работницы.

Еще один вариант конфликта экспектаций — между ролевыми стандартами, выработанными в различных социальных общнос­тях, социальных средах, который особенно ярко проявляется при смене личностью социокультурной среды.

Даже смена кафедры, вуза преподавателем в границах одного и того же города может породить определенную напряженность, ощу­щение «чужака» и т.д. На одной кафедре ролевая матрица «руково­дитель — подчиненный» основана на демократических принципах: руководитель научно-педагогического коллектива — это не началь­ник воинского подразделения, он не столько диктует, навязывает коллегам свои решения, сколько координирует их деятельность, создавая простор для творчества. На другой кафедре эта матрица может строиться на авторитарных принципах. Человек, усвоивший ролевые экспектаций демократического руководства, будет фор­мировать линию поведения в духе соответствующих ожиданий, стол­кнувшись с авторитарностью, произволом, что как правило, создает основу для конфликта.

3. Традиционным для социологии является анализ межролевого
конфликта:
очень часто возникает несоответствие между ролью
«заботливого отца, хорошего семьянина» и «влюбленного в свое
дело ученого, самоотверженного исследователя». Укажем, что и
та, и другая роль «выпестованы» обществом, столкновение про­
изошло по причине противоречий между самими стандартами,
которые не возникали до тех пор, пока не пересеклись в конкрет­
ной личности.


Ориентация на две при синхронизации противоречащие друг другу социальные роли приводит к внутренней борьбе личности, ее раздвоению и т.д.

Конкретно это раздвоение может проявляться по-разному: ученый стремится больше заниматься детьми, но реально не уделяет им должного внимания из-за занятости научными исследованиями. В этом случае конфликт ролей проявляется как противоречие меж­ду намерениями (а может быть, и заявлениями, словами) и реаль­ным поведением. Межролевой конфликт может проявиться и в не­последовательности поведения личности. Когда наш герой не за­нят наукой, он заботливый отец; когда же он занят своими иссле­дованиями, он может проявить удивительное безразличие и бес­сердечие по отношению к своему ребенку.

РОЛЕВЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Выполняя роли, человек, как правило, испытыва­ет эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, ис­пытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психоло­гическое расстройство, являющееся признаками ролевого напря­жения. «Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадек­ватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или не­удачами, возникающими при исполнении данной роли»*.

Ролевые напряжения довольно многообразны. Они могут иметь преимущественно внутриличностный (внутреннее напряжение в ходе' выполнения ролей, ролевых конфликтов) или внешний характер. К числу последних можно отнести виды напряжений, возникаю­щие между исполнителем данной роли и его партнерами, которые ожидают от него совершенно иного поведения.

Мы уже приводили пример конфликта экспектаций, связанный с переходом преподавателя с одной кафедры на другую в пределах того же города. Примером внешних ролевых напряжений мбгут быть и случаи, когда исполнитель одной роли использует ее нормы по­ведения при исполнении другой роли (офицер использует нормы армейской жизни в семье, что вызывает возражение близких, со­здает напряжение).

Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты, о которых речь шла выше. Широко рас­пространенной причиной ролевых напряжений является и неадек­ватная ролевая подготовка ввиду моральной и профессиональной неадаптированности исполнителя к требованиям той или иной роли.

Речь идет о трудностях, переживаниях в связи с необходимостью исполнения данной личностью нового статуса и, соответственно, незнакомой ему роли: овладение ролью студента, солдата, отца,

' Фролов С.С. Социология, с. 74.


 



483


                   
   
 
   
     
       
 
 
 


матери, деда, начальника и т.д. Это требует как приобретения но­
вых знаний, навыков, так и формирования новых моральных качеств,
свойств. Дед должен не только научиться укладывать внука спать,
но и выработать в себе способность заботиться о нем, стать доб­
рее, мягче. Ролевое напряжение, вызванное овладением новым ста­
тусом, особенно ярко происходит в период так называемой адапта­
ции К НОВОЙ РОЛИ. <СВ- •-*■:-

Не меньшая ролевая напряженность возникает и при существен­ном изменении ролевого стандарта поведения. Так, руководителю государственного предприятия, собирающемуся стать руководите­лем акционерного предприятия, требуется новая ролевая подго­товка, которая проходит довольно сложно, поскольку необходимо преодолеть уже сложившиеся, привычные для него и окружающих стандарты поведения руководителя государственного предприятия.

В некоторых случаях речь идет о физическом, интеллектуальном и другом несоответствии человека данному статусу и роли, что при­водит к систематическому психологическому напряжению, фор­мированию комплекса неполноценности, депрессии.

Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так многообразны и пути их преодоления. Мы не. ведем речь о преодолении первооснов, первопричин психологи­ческого напряжения в ходе ролевого поведения — речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии.

Очевидно, что напряжения, связанные с неадекватностью ро­левой подготовки, преодолеваются по мере преодоления этого не­соответствия в ходе получения необходимых знаний, жизненного опыта, наблюдений и т.д.

Если же напряжение вызвано физическим, интеллектуальным несоответствием личности статусу и роли, на которые она пре­тендует, то здесь могут быть предложены иные меры, смысл ко­торых — защитить психику личности от депрессии, вызванной неудачами. Для этого может быть применен метод рационализации ролевых ожиданий, создающий иллюзорные, но кажущиеся раци­ональными оправдания неудач.

Молодому человеку, который по состоянию здоровья не был при­нят в отряд космонавтов, внушается мысль, оправдывающая его неудачу: лучше заняться научно-исследовательской работой, где гораздо шире возможности самореализации; молодому певцу, ко­торому его природные задатки не дают надежд на блестящую ка­рьеру на этом поприще, внушается мысль, что горздо интереснее карьера композитора, дирижера и т.д.

Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой облает,^ сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот).

Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления роле­вых напряжений, ттг осознанная дифференциация правил, приемов,

484


норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов по­ведения, присущих другой роли.

Известно, как часто мать-учительница продолжает свою «педагоги­ческую» деятельность дома, подчас проявляя жесткость и лишая семью ласки. Зачастую офицер продолжает муштру и дома, в кругу знакомых, на отдыхе. Разделение ролевых ожиданий ни в коем слу­чае не предполагает ущемления, забвения одной из ролей во имя другой. В нем реализован известный принцип: «Богу — богово, Ке­сарю -(*■ кесарево».

Принцип иерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезных психологических переживаний, порож­денных столкновением ролевых предуказаний.

«Что для меня важнее -г- дети, семья, или наука?» «Кто я прежде
всего — мать или работница?» Каждый человек, столкнувшись с
подобной дилеммой, оказывается в психологическом тупике, выход
из которого — выбор самой личностью одной из этих ролей в каче­
стве приоритетной. И в конфликтных ситуациях следует выполнять
предуказания роли, которой отдано предпочтение.
Регулирование ролей — это сознательные, целенаправленные дей­
ствия общества, нации, коллектива, семьи, цель которых — пре­
одоление психологического напряжения личности, вызванного ро­
левым конфликтом. (<j1,.

Например, конфликт между воинской присягой, которая повелевает выполнять приказы, в том числе связанные с уничтожением других людей и принципами человеколюбия, гуманизма. В результате воин, как правило, испытывает глубокое морально-психологическое пе­реживание, вводящее его в длительное депрессивное состояние (вьетнамский синдром в американской армии, афганский и чеченс­кий синдромы тг- в российской). В этом случае напряжение может быть преодолено, в том числе благодаря и тому, что общество, на­ция, семья берут на себя регулирование этого конфликта, рацио­нально обосновывают поведение воина, оправдывают его действия: «выполнение интернационального долга», «наведение конституци­онного порядка во имя сохранения целостности государства».

Другая форма регулирования ролей связана с утверждением (про­
пагандой) властными органами, средствами массовой информа­
ции новых стандартов ролевого поведения. (Подобное регулирова­
ние ролей могло бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем
обществе образца предпринимателя, фермера и т.д., повышении
их престижа.) "--мч ,-нг.с--

§ 3. Автономия личности. •■■и,*.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.