КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные роли и поведение личности -
П
Зная социальный статус конкретного человека (студент, преподаватель и т.д.), его социальные функции, мы ожидаем от него типичного набора действий, типичного набора качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций. Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, — это, по определению Р. Линтона, социальная роль. Если статус — это сами права и обязанности, то социальная роль — это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий. Рассмотрим основные харатеристикй социальной роли. • Социальная роль — это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Мы уже отмечали ранее, что любой социальный институт как вид регулярных социальных взаимодействий предъявляет к поведению участников этих взаимодействий определенные стандартные де-индивидуализированные требования. Тем самым обеспечивается предсказуемость поведения любого, кто занимает определенную социальную позицию («ячейку») в данном социальном институте, что гарантирует нужный уровень деятельности института, его устойчивость, самовозобновляемость, безболезненность замещения одного участника связей другим. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных и приемлемых для данного статуса типичных образцов поведения личности и закрепили их в виде стандарта, нормы. Как следует себя вести, каким образом действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом — все это в решающей степени предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. Не первокурсник определяет, как он будет учиться, а задолго до его поступления в вуз общество «объявило», каким должен быть студент. Социальный институт высшего образования посредством своих норм, традиций во многом предопределил, как должен вести себя любой студент. В семье также существуют ролевые стандарты: отец должен заботиться о материальном благополучии семьи, нести ответственность за ее стабильность, процветание; дети должны помогать родителям по хозяйству и т.д. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. «Базовую типологию ролей заранее опре- 470 деляет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам... Актерам нужно только войти в роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тексту, социальное действо идет как запланировано»*. Роль — это деиндивидуализированный образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль. И если работа требует сдержанности, а человек является весьма эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от подобной карьеры, или научиться контролировать себя. Таким образом, роль, будучи независимым' от личности, деин-дивидуализированным образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного, бесперебойного функционирования первоосновы социальной жизни — социальных институтов. Именно посредством системы ролевых предуказаний люди включаются в институционализированные взаимодействия. • Социальная роль органично соединяет в себе символически- • Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нор Конечно, ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Реальное содержание роли в решающей степени определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. ___________________ ■ н( * Бергер П. Приглашение в социологию, с. 91. Но в рамках социальной роли происходит определенная систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. В результате в одной роли увязана не одна, а множество норм, причем у каждой роли могут быть специфическая цепочка норм, их особая иерархи-зация и систематизация, обеспечивающая эффективное выполнение данной конкретной функции. (Поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного — несколько иную.) Роль — это особый тип регуляции, — функциональной регуляции, призванной обеспечить выполнение определенных функций в рамках конкретного социального института. Соответственно, вролевом поведении человека особый акцент делается на функциональной направленности, статусной увязанности ожидаемого поведения. Отсюда возможны расхождения между ролевыми (функциональными) предуказаниями и общечеловеческими требованиями: сострадание не самый важный элемент ролевого поведения стражника, но представляет важную общечеловеческую добродетель; искренность, наверное, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя последняя важнее: гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился обед, который ему предложили. • Социальная роль — это достаточно полная, но не всеохваты Ролевой стандарт, контролируя достаточно широкую область статусного.поведения личности, затрагивая при этом достаточно глубокие пласты духовного мира, тем не менее оставляет определенный простор для индивидуальных особенностей личности, ее фантазии и т.д. Причем степень ролевой регламентированности зависит как от культурно-исторических традиций общества (так, в кастовом обществе эта регламентация распространялась даже на цвет одежды), так и от функциональной необходимости. Некоторые социальные институты (например, армия) предполагают довольно высокую гарантированность выполнения профессиональных обязанностей. В этих случаях степень ролевой регламентации достаточно велика. Вместе с тем, как отмечает П. Бергер, среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд котрого примитивен и не требует соблюдения жестких правил. • Социальная роль органично объединяет в себе функциональ 472 поведения (женщины, сына, учителя, начальника и т.п.) в данном обществе. Функциональная целесообразность порождает много общих черт в ролевых образцах поведения у разных народов: независимо от принадлежности к той или иной нации офицеры должны уметь отдавать распоряжения, приказы, управлять подчиненными, исполнять приказы вышестоящего начальства (без управленческой вертикали армия в одночасье потеряет способность выполнять возложенные на нее задачи); учителя должны быть интеллегентными людьми, проявлять доверительность, уважительное отношение к учащимся (без этого не может состояться процесс образования, воспитания) и т.д. Применительно же к культурно-вариативной составляющей со Статус учителя в некоторых странах высок, престижен. Так, зарплата учителя общественнной школы США составляет до 30 долл. в час плюс оплаченная государством медицинская страховка, что для США немаловажно. Отпуск учителю полагается несколько раз в году. Последние опросы общественного мнения показали, что по пре-■ стижности эта работа занимает одно из первых пяти мест*. В других же странах человек, занимающий должность учителя, воспринимается как неудачник.. Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет и система ценностей, принятая в этом обществе, нормы взаимоотношений. Ролевой стандарт поведения американского учителя несет зримые черты определенной системы ценностей, не терпящей авторитарности, диктата, в том числе по отношению к ученикам. Американский учитель не имеет права сделать ребенку замечание, он обязан записывать положительные и отрицательные поступки ученика. Учителю строго-настрого запрещено вести какие бы то ни было «душевные» разговоры с учениками и с их родителями — он должен лишь преподавать свой предмет**. -Подобные черты ролевого стандарта американского общества увязываются со всей системой социальных институтов, ориентацией на то, что люди должны желать учиться, иметь к этому мотивацию, с системой ценностей, моральных принципов американского общества.
См.: «Известия» * Там же.
от ролевого Процесс воплощения в реальной социальной жиз-ОЖИДАНИЯ ни ролевых предуказаний сложен, противоречив и ляже временами драматичен (овладение ролями со- пряжено с мучительными размышлениями индивида, конфликтами, психологическим напряжением). Рассматривая общую логику процесса продвижения от общих ролевых предуказаний к реальному ролевому поведению, мы будем пользоваться отдельными выводами Д. Тернера, обобщившего идеи классиков статусно-ролевой теории*. Как видно из рис. 1, реальное ролевое поведение (III в) есть результат сложного взаимодействия предъявляемых обществом ролевых экспектаций (III а) и личности, которая определяет, оценивает последствия избрания роли и выбирает приемлемый для себя вариант ролевого поведения (III б).
Вначале мы изучим механизм воздействия социальных ролей на личность (в том числе противоречия, которые испытывает личность в этом процессе), затем проблему автономии личности, роль ее «Я» в выборе и освоении роли, и в завершение рассмотрим реальное ролевое поведение. Ролевой механизм
в
Рис..1. Основные статусно-ролевые элементы социального поведения личности * См: Тернер Д. Структура социологической теории. — М., 1985, ч. III. 474 Одна из главных проблем социологии личности — определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внутреннего мира, желаний, стремлений и т.д. Может быть, справедливо утверждение, что общество «продавливает» в личности независимо от ее желания то, что обществу необходимо? А может быть, правы те, кто считает, что личность выбирает те варианты ролевого поведения, которые позволяют ей добиться преимуществ, успехов в данной социальной среде? Попробуем ответить на вопрос, обусловливает пи общество личность, ее поведение, нормы, и как обусловливает. Филипп Зимбардо, известный американский исследователь, является автором знаменитого в социологии и социальной психологии «тюремного эксперимента». Однажды в газете г. Стэнфорда, в котором расположен один из лучших американских университетов, появилось объявление: «Для психологического исследования тюремной жизни требуются мужчины-студенты. Продолжительность работы — 1—2 недели, плата — 15 долларов в день». С помощью тестов были отобраны 24 студента, здоровые, интеллектуально развитые, не имевшие преступного прошлого, не имеющие ни пристрастия к наркотикам, ни психологических отклонений. С помощью жребия их поделили на «заключенных» и «тюремщиков». Стэнфордская полиция, согласившаяся помочь ученым, доставила «заключенных» в наручниках в «тюрьму», оборудованную в одном из помещений университета. «Тюремщики» раздели их догола, подвергли унизительной процедуре обыска, выдали тюремную одежду и разместили по «камерам». «Тюремщики» не получали подобных инструкций, им было лишь сказано, что они должны относится к делу серьезно, поддерживать порядок и добиваться послушания «заключенных». В первый день опыта атмосфера была сравнительно веселая и дружеская, молодые люди только входили в свои роли и не принимали их всерьез. Но уже на второй день обстановка изменилась. «Заключенные» предприняли попытку бунта: сорвав с себя тюремные колпаки, они забаррикадировали двери и стали оскорблять охрану. «Тюремщики» применили силу, зачинщики были брошены в карцер. Это разобщило «заключенных» и сплотило «тюремщиков». Роли стали исполняться всерьез. «Заключенные» почувствовали себя одинокими, угнетенными, подавленными. Некоторые «тюремщики» начали не только наслаждаться властью, но и злоупотреблять ею. Их обращение с «заключенными» стало грубым, вызывающим. Один из «тюремщиков» на пятый день эксперимента швырнул тарелку с сосисками в лицо «заключенному», отказавшемуся есть. «Я ненавидел себя за то, что заставляю его есть, но еще больше я ненавидел его за то, что он не ест», — сказал он позднее. На шестые сутки эксперимент был прекращен. Все были морально травмированы. Обобщая свои эксперименты, Зимбардо заявил, что индивидуальное поведение гораздо больше зависит от внешних социальных условий и сил, чем от таких расплывчатых понятий, как «Я», «черты личности», «сила воли»*. Результаты этого оригинального и в чем-то даже печального (хороших парней удалось так быстро превратить в озлобленную массу, конфликтующую по всем законам традиционной тюрьмы) эксперимента многозначны. Но бросается в глаза, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок, добиваться послушания подчиненных) плюс социокультурные традиции (как следует вести себя тюремщику и заключенному), иначе говоря, ролевые стандарты и ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение сторон. Благодаря чему же это произошло?
Механизм отбора. Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами. Не каждая личность может рассчитывать на определенную социальную роль. Общество, в котором сложились элементы сословной организации (как в явной, так и неявной форме), может предъявить требования и относительно социального происхождения или национальности. • Это ведет к тому, что еще до «воспитания» носителя роли Офицерство в царской России формировалось в. подавляющем большинстве из представителей дворянства, поэтому аристократизм поведения, в том числе «рыцарство», становился нормой для социальной роли офицера, хотя функционально эта черта ролевого поведения не была остро необходимой. После революции принцип отбора в офицерский корпус стал прямо противоположным (предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам), соответственно изменились и нормы офицерского поведения. • В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться, • Следует в этой связи обратить внимание и на эффект углуб * См. подробнее: Зимбардо Ф. Стэнфордский тюремный эксперимент. В кн.: Практикум по социальной психологии, с. 296—321. статусную позицию. Систематическое выполнение социальной роли совершенствует соответствующие качества личности, поскольку ситуации, в которых они реализуются, регулярно повторяются. Предположим, молодой человек выбрал себе стезю ученого, хотя его способности могли быть применены в других областях деятельности, например государственного управления, Но, сделав свой выбор, он углубил в себе имено те качества и способности,1 которые нужны ученому. Через несколько лет потребность в самореализации станет для него важней, чем потребность в занятии определенной властной должности, постоянная неудовлетворенность, скорее всего, станет чертой характера, а инстинкт власти будет угасать. Механизм «вживания» в роль. Характер ролевой деятельности, Вовлечение в определенную ролевую деятельность формирует и необходимые навыки, и нравственные качества, свойства и даже чувства, манеру поведения, предуказанные данным статусом: во-первых, сам исполнитель новой роли оказывается в ситуации, которая содействует активному принятию образцов нового ролевого поведения; во-вторых, социальная среда всячески внешне принуждает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств. Рассмотрим первый из этих механизмов. Человек в новом статусе оказывается включенным в определенную логику социальных взаимодействий: он вовлекается в выполнение определенных действий, несет ответственность, использует привилегии, полномочия. Тем самым формируются определенная (ролевая) мотивация, ролевые смыслы деятельности, которые довольно часто повторяются, приобретают устойчивость. Таким образом, индивид постепенно проникается новым для себя смыслом новой роли, осмысливает тонкости, подробности данной работы, которые открываются ему только в этой социальной позиции. Неопытный «либерально» ориентированный начальник начинает осознавать свою ответственность за результаты деятельности коллектива, понимать, что люди не всегда склонны выполнять свои обязанности надлежащим образом. Это порождает у него (подчас неожиданно и для него, и для окружающих) определенную жесткость, прагматизм и т.д. Вчитываясь в новые нормы, которые еще недавно казались ненужными, вызывали отторжение, человек, как правило, начинает осваивать все аспекты ролевого стандарта — от должностных до неформальных. Еще вчера казавшаяся ненужной «солидная осанка» незаметно становится неотъемлемой чертой облика нового начальника, который прибегает к этому и другим
476 477 средствам утверждения престижа должности, поддерживая «дистанцию» с подчиненными. Иными словами, сама логика ролевой деятельности, повторяющиеся мотивации создают смыслы, адекватные ролевым стандартам. «Мы чувствуем себя пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда сотрясаем кулаками. Регламентированные действия привносят в роль соответствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает.верить в свои проповеди»*. Механизм предписывания. Социальная среда, создав образец выполнения социальной роли, функционально и социокультурно предписывает личности тот стандартный набор моральных, трудовых и других качеств, которыми она должна обладать. Данные предписания могут иметь вид как фиксированных требований (воинский устав), так и своеобразных пожеланий, ожиданий окружающих. В системе формализованных социальных институтов есть формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизмы предписывания действуют в армии. Там шире и ролевой набор, подлежащий предписанию, и строже контроль за его выполнением. (Мы также знаем, какой должна быть хорошая хозяйка, хотя в этом случае механизмы предписывания действуют лишь на неформальном уровне,) Механизм поощрения выполнения ролевых предписаний. Выполнение в полной мере этих предписаний обусловливает для личности достаточно высокую вероятность эффективного решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения. Каждый исполнитель той или иной социальной роли должен ясно осознавать, что условием его успеха на данной стезе является более или менее тщательное соблюдение ролевых предуказаний. И это касается не только инженера, военного, но и хозяйки, матери: признание, отношение к ней со стороны супруга, детей обусловлено не только эмоционально-психологическими, но и социально-ролевыми механизмами — насколько ее поведение в семье соответствует принятым образцам поведения хозяйки, матери в данной культуре, среде. Механизм контроля. Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения определенных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы соответствующего ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с * Бергер П. Приглашение в социологию, с. 91. 478 определенными ролевыми нормами. Жесткость социального ролевого контроля зависит, в первую очередь, от следующих факторов: • степень формализованное™ роли (военные, работники пра • важность того или иного компонента ролевого поведения; • престижность статуса: роль, связанная с более престижным • сплоченность группы, в рамках которой осуществляется ро • степень референтности группы, ее авторитетности для ис Контроль осуществляется в самых разных формах — от воздействия общественного мнения, проявления недоверия, избегания контактов до репрессий. Послушание, подчинение внешним требованиям довольно развито у людей, что становится одним из важнейших механизмов обусловливания поведения личности социальной средой. Обратим внимание на результаты эксперимента С. Милгрэма, который разделил испытуемых на «учителей» и «учеников» и исследовал, будут ли «учителя» подчиняться требованию экспериментаторов, усиливать наказание «ученику», несмотря на страдания последнего (мнимые, о чем «учитель» не знал). Эксперимент был проведен в университетах разных стран. В США 60% «учителей» усиливали наказание «ученику», несмотря на его просьбы не делать этого, т.е. послушание оказалось значительно сильнее милосердия. В Риме, Австралии показатели оказались еще выше, а в Мюнхене составили 85% (!) испытуемых (что является своеобразным подтверждением немецкой дисциплинированности как социокультурного явления). Таким образом, отбирая, предписывая, поощряя и контролируя, социальная среда фактически «созидает» личность, ее знания, качества такими, как этого требует социальная роль. Благодаря этому личность вписывается в процесс функционирования социальных институтов, не нарушает заведенный, привычный порядок. Социальная среда обусловливает.прежде всего ролевое поведение индивидов, т.е. социально повторяющееся, типичное.
Можно объяснить внутренние переживания людей, их душевную неустойчивость, столь возросшие в последнее время, преимущественно индивидуально-психологическими причинами (особенностями темперамента, высокой тревожностью восприятия). Наверное, немало случаев, когда именно они являлись основанием 479 душевного разлада. Но социология стремится находить причины личных потрясений, переживаний в конфликтах, несогласованностях тех требований, ожиданий, предуказаний, которые предъявляет к человеку социальная среда. Едва ли не большинство многих внутренних конфликтов личности, ее раздвоенность, непоследовательность объясняются ролевыми конфликтами, которые существуют независимо отданной личности. Устанавливая причины душевного разлада, надо помнить, что чаще всего именно несогласованность ролевых требований, которые человек должен выполнять, — одна из главных причин, определяющих драматизм, а подчас и трагизм жизни нашего современника, живущего в мире, который ставит его перед трудноразрешимыми дилеммами, предъявляя ему взаимоисключающие требования и т.д. Ролевые конфликты возникают в силу ряда конкретных причин и приобретают различную социальную и психологическую форму. Одну из таких причин мы уже упоминали — это внутренняя сложность самой роли, сочетающей в себе функционально-целесообразные и культурно-вариативные компоненты, между которыми может возникнуть несоответствие, что прождает «внутриролевой» конфликт. Другая причина ролевых несоответствий — различия, несовпадения интерпретации, трактовки того, как должна выполняться одна и та же роль (конфликт экспектаций). На нашей схеме ролевого поведения (рис. 1) «социальная роль» (Ша) выглядела очень абстрактно. Но при глубоком анализе обнаруживается, что в рамках одного общества при безусловном сохранении единства главных требований личность может столкнуться с достаточно различными экспектациями. К примеру, можно выделить следующие образцы ожидаемого поведения студента: принятый в обществе образец (студент должен систематически посещать занятия и готовиться к ним, посещать библиотеку", расширять свой научный и культурный кругозор и т.д.); на этот, может быть, не совсем реальный образец нас ориентируют законы, инст-рукции, правила, регламентирующие поведение студента в вузе; экспектаций тех, с кем непосредственно взаимодействует конкретная личность (речь идет об образцах учебной деятельности, принятых в вузе, в котором обучается студент); экспектаций референтной (для личности) группы, с которой она себя идентифицирует; здесь могут быть совершенно иные представления о поведении студента (появляться на занятиях лишь к концу семестра, начинать серьезно заниматься только в период сессии и т.д.). Как видим, даже в рамках одного общества личность сталкивается с различными экспектациями ролевого поведения, что становится одной из главных причин ролевых конфликтов. Существует еще одна группа несоответствий, порождающих «межролевой конфликт». Следует иметь в виду, что каждый статус «обслуживается» множеством ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли — перед своими коллегами, в третьей роли — перед подчиненными, в четвертой — перед родственниками. Главный его статус — директор завода, но во всех перечисленных ролях он выступает в новом ракурсе. Р. Мертон назвал совокупность ролей, обусловленную данным статусом, ролевым набором. Процесс дифференциации социальных институтов (одна из ведущих тенденций социального развития) все время умножает число статусов, которыми обладает человек, и закрепленных за ними ролевых наборов. При этом каждый образец ролевого поведения, обслуживая конкретную функцию, приобретает в чем-то свой специфический набор норм, образцов действий, ценностных приоритетов. Происходит дальнейшая фрагментаризация социальной жизни; личности все сложнее сохранить свою целостность. Все чаще возникают ситуации, при которых наличность оказывают давление различные по содержанию ролевые предуказания. На основе перечисленных причин выделим основные типы ролевых конфликтов. 1. Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурными особенностями ролевых стандартов. Яркий пример внутриролевого конфликта — атмосфера, в которой работали поколения обществоведов советских лет. Для всякой науки функционально целесообразно, чтобы ученые занимали рационально-критическую позицию по отношению к действительности. Но в условиях тоталитаризма от обществоведов ожидалось (и это стало нормативным образцом, выполнение которого контролировалось) оправдание существующего положения вещей, одобрения и пропаганды результатов деятельности политической элиты, что накладывало на весь облик обществоведа определенный отпечаток. Конфликт между функциональной целесообразностью и социокультурными образцами социальной роли может быть решен по-разному. В нашем примере социокультурные ценности, требования, поддерживаемые всей мощью государственной машины, одержали безусловную победу, в результате чего за малым исключением общественная наука как средство рационально-критического познания социальной жизни фактически в былые годы по сути была сведена на нет.
16 Общая социология 481 Сегодня аналогичный внутриролевой конфликт нередко проявляется у работников средств массовой информации (конфликт между необходимостью предоставлять обществу объективную информацию и обычаем выполнять чей-то заказ). 2. Конфликт экспектаций, т.е. конфликт, вызванный различиями • Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъяв Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а ее муж и дети — низкой самоотдачи на работе, с тем, чтобы она могла больше сил и времени уделять семье. Вспомним пример о конфликте экспектаций по поводу поведения студента: его друзья могут предъявлять ему совершенно иные требования, чем его родители и преподаватели. • Пример с женщиной-работницей свидетельствует и о том, Еще один вариант конфликта экспектаций — между ролевыми стандартами, выработанными в различных социальных общностях, социальных средах, который особенно ярко проявляется при смене личностью социокультурной среды. Даже смена кафедры, вуза преподавателем в границах одного и того же города может породить определенную напряженность, ощущение «чужака» и т.д. На одной кафедре ролевая матрица «руководитель — подчиненный» основана на демократических принципах: руководитель научно-педагогического коллектива — это не начальник воинского подразделения, он не столько диктует, навязывает коллегам свои решения, сколько координирует их деятельность, создавая простор для творчества. На другой кафедре эта матрица может строиться на авторитарных принципах. Человек, усвоивший ролевые экспектаций демократического руководства, будет формировать линию поведения в духе соответствующих ожиданий, столкнувшись с авторитарностью, произволом, что как правило, создает основу для конфликта. 3. Традиционным для социологии является анализ межролевого Ориентация на две при синхронизации противоречащие друг другу социальные роли приводит к внутренней борьбе личности, ее раздвоению и т.д. Конкретно это раздвоение может проявляться по-разному: ученый стремится больше заниматься детьми, но реально не уделяет им должного внимания из-за занятости научными исследованиями. В этом случае конфликт ролей проявляется как противоречие между намерениями (а может быть, и заявлениями, словами) и реальным поведением. Межролевой конфликт может проявиться и в непоследовательности поведения личности. Когда наш герой не занят наукой, он заботливый отец; когда же он занят своими исследованиями, он может проявить удивительное безразличие и бессердечие по отношению к своему ребенку.
Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения. «Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли»*. Ролевые напряжения довольно многообразны. Они могут иметь преимущественно внутриличностный (внутреннее напряжение в ходе' выполнения ролей, ролевых конфликтов) или внешний характер. К числу последних можно отнести виды напряжений, возникающие между исполнителем данной роли и его партнерами, которые ожидают от него совершенно иного поведения. Мы уже приводили пример конфликта экспектаций, связанный с переходом преподавателя с одной кафедры на другую в пределах того же города. Примером внешних ролевых напряжений мбгут быть и случаи, когда исполнитель одной роли использует ее нормы поведения при исполнении другой роли (офицер использует нормы армейской жизни в семье, что вызывает возражение близких, создает напряжение). Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты, о которых речь шла выше. Широко распространенной причиной ролевых напряжений является и неадекватная ролевая подготовка ввиду моральной и профессиональной неадаптированности исполнителя к требованиям той или иной роли. Речь идет о трудностях, переживаниях в связи с необходимостью исполнения данной личностью нового статуса и, соответственно, незнакомой ему роли: овладение ролью студента, солдата, отца, ' Фролов С.С. Социология, с. 74.
483 матери, деда, начальника и т.д. Это требует как приобретения но Не меньшая ролевая напряженность возникает и при существенном изменении ролевого стандарта поведения. Так, руководителю государственного предприятия, собирающемуся стать руководителем акционерного предприятия, требуется новая ролевая подготовка, которая проходит довольно сложно, поскольку необходимо преодолеть уже сложившиеся, привычные для него и окружающих стандарты поведения руководителя государственного предприятия. В некоторых случаях речь идет о физическом, интеллектуальном и другом несоответствии человека данному статусу и роли, что приводит к систематическому психологическому напряжению, формированию комплекса неполноценности, депрессии. Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так многообразны и пути их преодоления. Мы не. ведем речь о преодолении первооснов, первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения — речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии. Очевидно, что напряжения, связанные с неадекватностью ролевой подготовки, преодолеваются по мере преодоления этого несоответствия в ходе получения необходимых знаний, жизненного опыта, наблюдений и т.д. Если же напряжение вызвано физическим, интеллектуальным несоответствием личности статусу и роли, на которые она претендует, то здесь могут быть предложены иные меры, смысл которых — защитить психику личности от депрессии, вызванной неудачами. Для этого может быть применен метод рационализации ролевых ожиданий, создающий иллюзорные, но кажущиеся рациональными оправдания неудач. Молодому человеку, который по состоянию здоровья не был принят в отряд космонавтов, внушается мысль, оправдывающая его неудачу: лучше заняться научно-исследовательской работой, где гораздо шире возможности самореализации; молодому певцу, которому его природные задатки не дают надежд на блестящую карьеру на этом поприще, внушается мысль, что горздо интереснее карьера композитора, дирижера и т.д. Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой облает,^ сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот). Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления ролевых напряжений, ттг осознанная дифференциация правил, приемов, 484 норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли. Известно, как часто мать-учительница продолжает свою «педагогическую» деятельность дома, подчас проявляя жесткость и лишая семью ласки. Зачастую офицер продолжает муштру и дома, в кругу знакомых, на отдыхе. Разделение ролевых ожиданий ни в коем случае не предполагает ущемления, забвения одной из ролей во имя другой. В нем реализован известный принцип: «Богу — богово, Кесарю -(*■ кесарево». Принцип иерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезных психологических переживаний, порожденных столкновением ролевых предуказаний. «Что для меня важнее -г- дети, семья, или наука?» «Кто я прежде Например, конфликт между воинской присягой, которая повелевает выполнять приказы, в том числе связанные с уничтожением других людей и принципами человеколюбия, гуманизма. В результате воин, как правило, испытывает глубокое морально-психологическое переживание, вводящее его в длительное депрессивное состояние (вьетнамский синдром в американской армии, афганский и чеченский синдромы тг- в российской). В этом случае напряжение может быть преодолено, в том числе благодаря и тому, что общество, нация, семья берут на себя регулирование этого конфликта, рационально обосновывают поведение воина, оправдывают его действия: «выполнение интернационального долга», «наведение конституционного порядка во имя сохранения целостности государства». Другая форма регулирования ролей связана с утверждением (про § 3. Автономия личности. •■■и,*.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |