КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ОБЩЕСТВО 2 страница
495 учении о критических периодах развития личности, что определенные социальные изменения духовного мира личности происходят одновременно с соответствующими биологическими сдвигами. Развивая идеи Ж. Пиаже, американский исследователь Л. Кольберг предложил, пожалуй, самую детальную и методически разработанную теорию морального развития личности. В науке общепринято выделять три главных уровня морального сознания личности: 1) доморальный уровень, когда ребенок еще не усврил понятий о «хорошем» и «плохом» и руководствуется эгоистическими побуждениями; 2) уровень конвенциальной морали, т.е. ориентация на заданные извне нормы и требования; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую, интернализованную систему принципов. Л. Кольберг выделяет несколько стадий, соответствующих разным уровням морального сознания: I. Доморальному уровню соответствуют следующие стадии:, 1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания; 2) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями воз II. Конвенциальному уровню соответствуют следующие стадии: 3) ориентация на «модель» хорошего ребенка, желание получить 4) установка на поддержание установленного порядка и правил (хо III. Уровню автономной морали соответствуют следующие стадии: 5.1) осознание относительности и условности нравственных пра 5.2) смена релятивизма признанием высшего закона, наличия выс Лишь после этого наступает следующая стадия: 6) формирование устойчивых моральных принципов, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рациональным соображениям. Это уровень, которого достигают лишь «пророки» — И. Христос, М. Ганди, М.Л. Кинг и т.д. 496 Значимость теории Кольберга в том, что она в основном была подтверждена в ходе эмпирических исследований, проведенных в США, Англии, Канаде, Мексике, несмотря на некоторые выявленные отдельные недостатки (например, не всегда поведение людей жестко соответствует той или иной стадии; можно ли считать шестую стадию реалистической? может быть, «пророки» выразили определенные настроения, чаяния, а не действовали безотносительно к внешним обстоятельствам?). Свою теорию Кольберг разрабатывал прежде всего для анализа морального развития детей, подростков, но в целом ее результаты свидетельствуют о наличии устойчивой связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, и его возрастом и, что особенно важно, интеллектом — с другой. Исследования показали: число детей, находящихся на домораль-ном уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подростков наиболее типична ориентация на мнение «значимых других» или на соблюдение формальных правил (конвенциональная мораль). В юности начинается переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания. По существу, мы говорим о поэтапном формировании собственнот го «Я» личности. В основе этого процесса переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения), к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления. Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться сочетанием застенчивости, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремления обсуждать «философские», вечные вопросы, т.е. противоречивой совокупностью детских и взрослых черт. Высказывая сомнения, проявляя высокую критичность, личность пытается понять мир, себя, убедиться в справедливости накопленных и внушаемых ей ценностей, идей. 3. Следует учесть и еще одно очень важное для социологии обстоятельство: люди в своем развитии нередко «застывают» на подступах к автономной морали — это зависит не только от развитости их интеллектуального уровня, но и от социокультурной среды, в которой они живут, тонуса нравственной, деловой жизни. В обществе, в котором личность жестко подчинена внешним требованиям, где каждый ее шаг контролируется и т.д., создаются социальные предпосылки массового осуществления, по выражению М. Вебера, традиционных действий и мотивов, формирования человека, приученного «жить как все», «как положено». Таким образом, достижение того или иного уровня морального развития общества в решающей степени зависит от характера социальных взаимодействий, нормативной регуляции социальных институтов, в которые вовлечены индивиды. 497 О глубинной связи характера социальной практики и интеллекта, социального мышления человека свидетельствуют блестящие исследования А.Р. Лурия, который в 1931—1932 гг. провел эксперимент в отдаленных районах Узбекистана, убедительно доказав общественно-историческую природу основных форм познавательной деятельности человека: восприятия, запоминания, формирования понятий, логических процессов. Коренное изменение социальной жизни способствует переходу от наглядно-действенного, практического мышления (что обеспечивает, как правило, конвенциональную мораль) к несравненно более сложным формам отвлеченного мышления (что является условием автономной морали)*. 4. Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в социально дееспособную личность. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности — этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности. Вместе с тем вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости эта основа содержит преимущественно чувственно-эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, в решающих социальных институтах, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, как и во имя чего жить. Еще не известно, станет ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобретет ли активный индивид качества смелого политика и т.д. Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств по сути не знает возрастных границ, хотя, конечно, его фундамент сформирован в молодости. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют выполнения новых функций, оправдания новых ролевых ожиданий; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик. Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в детские и юношеские годы, хотя она чаще всего внешне незаметна. Считается, что взрослый человек испытывает ряд серьезных кризисов: так называемый кризис «сорокалетних», когда человеку кажется, что жизнь теряет прежний смысл, а те ожидания, притязания, которые были у него в молодости, нередко обнаруживают свою нереалистичность и многие казавшиеся незыблемыми нравственные понятия, сформированные в'молодые годы, приходится пересматривать; кризис «пятидесятилетних», когда человек ощущает суще- * См.: Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974. 498 ственное противоречие между внезапно (для него самого) снижающимися физическими возможностями и возрастающими социальными, профессиональными способностями; кризис, связанный с «выходом на пенсию», и др. В ходе социализации взрослых нередко происходит уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, представлений, которые были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации, т.е. изменении ранее социализированного. Ресоциализация может охватить и целые слои общества — как правило, в тех случаях, когда общество как целостная система социальных связей претерпевает глубокие изменения. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, корректировки, а иногда и обновления установок, жизненных ориентиров членов данного общества. Наглядный пример — сложные процессы, происходящие сегодня в духовной жизни наших соотечественников. Процесс социализации на тех или иных этапах становления и развития личности имеет существенные различия. В современном обществе у взрослого человека моральное развитие, как правило, достигает ступени «автономной морали». Поэтому в духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий, а также самовоспитания и других форм самодетерминации. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому чаще всего препятствуют глубокие и довольно устойчивые убеждения, оценки уже сложившейся личности. Что же касается молодежи, то она гораздо более подвержена прямым внешним воздействиям, в том числе сознательным. При внешней критичности молодые люди удивительно доверчивы, впечатлительны. Достаточно преодолеть их демонстративную недоверчивость, как оказывается, что молодые люди — нередко относительно легко управляемая масса. Наличие автономной морали у взрослого человека обусловливает и другие особенности процесса социализации, например усвоение новых специализированных ролевых предуказаний в связи с достижениями нового статуса. При этом общая система моральных принципов, представлений, как правило, не претерпевает серьезных изменений. Главный же смысл социализации в молодые годы — формирование именно общей системы моральных принципов, мировоззренческих установок. социализация ^ процессе социализации среда влияет на как ЕДИНСТВО духовное развитие личности как целенаправ- преднамеренных ленно, преднамеренно, так и непреднаме-и непреднамеренных ренно. Непреднамеренность проявляется в ФОРМ 499 том, что личность, участвуя в социальных институтах и общностях, регулируя свои отношения в ходе социальных взаимодействий, осуществляя типичные для данного общества модели деятельности (трудовой, семенной, политической и т.д.), получает и осмысливает определенные впечатления, жизненный опыт,Чтобы выполнять те или иные функции, человек проходит через систему социального отбора, предписаний, воспринимает соответствующие ценности, нормы поведения, подвергается контролю, санкциям. Другими словами, включаясь в систему социальных связей, личность получает жизненный опыт, предметное представление о том, что одобряется и отвергается данным обществом, как следует выполнять свои функции, обязательства, оценивает, принимает решения, делает жизненные выводы. Естественно, в молодые годы спектр этих социальных ролей крайне узок. Ребенок же вообще во многом познает мир благодаря игре, имитации, подражанию старшим. Во взрослые годы резко расширяется спектр социальных ролей, а вместе с тем, приобретая жизненный опыт, человек вынужден реализовать массу ролевых предписаний, сталкивается с ролевыми конфликтами, что значительно обогащает его жизненный и духовный опыт, развивает в • нем способность самостоятельно анализировать, выбирать, решать. (и При этом ведущую роль в формировании жизненных представлений играют ценности, нормы, требования, с которыми индивид сталкивается в процессе выполнения решающих функций, связанп ных с профессией, имущественным положением личности, определяющих ее статус в обществе.. <;, Как видим, реальное функционирование системы социальных связей оказывает огромное, по сути решающее социализирующее воздействие на личность. Но это воздействие непреднамеренное — мы имеем дело со скрытой, латентной функцией деятельности социальных институтов и общностей. Для обеспечения большей надежности, гарантированности процесса социализации личности общество осуществляет целенаправленные формы социализации, прежде всего воспитание, в ходе которого происходит специальный отбор как задач, идей для формирования личности, так и средств, методов, способных обеспечить наибольший эффект этого процесса. На ранних этапах развития общества процесс социализации был частью производственной деятельности, домашнего труда; специально организованных его фррм не существовало. Выделение, в частности, целенаправленного воспитания происходит лишь на определенных этапах социальной эволюции. Специальная организация усилий по формированию личности, видимо, предполагала (и предполагает) в том или ином виде понимание того, что: 500 а) личностью не рождаются, а ею становятся — это дает шанс для воспитания, уверенность в том, что воспитательные усилия небесполезны; б) духовный мир личности в немалой степени за-виеит от того, кто и как на нее оказывал воздействие, кто и какие идеи, представления сознательно прививает; в) желательно и возможно сформировать1 у личности качества, полезные для общества, социальной группы, семьи; г) личность формируется в результате как целенаправленных, так и непреднамеренных влияний среды, и роль последних решающая (этот вывод, по всей видимости, был сделан гораздо позже, после накопления опыта воспитания); д) формирование личности — это процесс взаимодействия внешних и внутриличностных факторов, т.е. результат воспитания зависит не только от умений, желаний воспитателя, но и от отношения к этим целям, идеалам воспитуемого. В реальном процессе социализации органически переплетаются
Социализация — процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типичное и индивидуально-неповторимое. Конечно, особенности социологического подхода так или иначе подразумевают под социализацией преимущественно процесс приобретения личностью социально-типичных, повторяющихся черт, присущих любому человеку, занимающему определенную социальную «ячейку». Но ведь все люди разные, и эти различия уникальность, неповторимость для нас не менее (если не более) важны, чем типичные предсказуемые, повторяющиеся свойства, которыми мы обладаем. Индивидуальность важна не только для нас самих, но и для общества. Во многом уникальность, своеобразие мышления, восприятия мира «пророками» позволило им предложить новые варианты обустройства социальной жизни, новые ценности, нормы взаимоотношений. Индивидуальность, которая свойственна каждому из нас, — это, возможно, самая высшая ценность для каждого из нас. 501 Чем объясняется индивидуальность личности? Одна из причин — генетическая неповторимость каждого человека. Генами социальные свойства не передаются, но врожденные качества могут сыграть опосредованную роль в реализации социальных свойств личности. Так, доброта нередко приобретает навязчивый характер, а совестливость у человека, обладающего повышенной тревожностью, может приобрести вид мании преследования. Некоторые врожденные качества способны оказать немалое влияние: на восприятие индивидом социальной реальности, его поведение в системе социальных взаимодействий, оценку его поведения другими людьми. Прежде всего это темперамент, важнейшая психодинамическая характеристика человека, которая наследуется генетически. Конечно, сам по себе темперамент не дает возможности судить о содержательной стороне личности, определяя лишь динамическую сторону человеческих поступков. Вместе с тем поведение человека в каждый отдельный момент представляет собой единство социального содержания и темперамента, своеобразие которого оказывает влияние на степень проявления эмоций, мышление и т.д. Во многом именно темперамент, этот, в общем-то, биогенный фактор, придает неповторимость конкретной личности и зачастую становится Адной из причин ее успехов или неудач. Основными показателями темперамента являются: • сенситивность, т.е. степень возбудимости человека; • реактивность, т.е. степень эмоциональности, впечатлитель • активность, т.е. степень воздействия человека на внешний • темп реакций, т.е. скорость движения, темп речи, находчи • пластичность — ригидность, т.е. приспособляемость или, на На основе этих и других характеристик определяются основные типы темпераментов. Наиболее простой является классификация, предложенная И.П. Павловым: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Другие врожденные свойства человека — это доминирование корковой или подкорковой умственной деятельности, образного (связанного преимущественно с развитостью правого полушария коры головного мозга) или логического (связанного с левым полушарием) типа мышления и др. Врожденные свойства могут при прочих равных условиях в немалой степени влиять на социальную судьбу человека: очевидно, 502 что активный и упорный человек не будет обескуражен первой неудачей, а проявит настойчивость в реализации поставленной цели; безвольный, слабохарактерный человек, наоборот, может быть сломлен первой же неудачей и будет стремиться избрать себе иную социальную нишу и судьбу. И в том и в другом случае своеобразие темперамента может иметь, как видим, социальное проявление и социальные последствия. Наука в ходе постижения проблемы индивидуальности обращает внимание и на другие аспекты. Так, рассматривая социальные роли, мы отмечали, что личность выполняет огромное множество социальных ролей, вместе с тем каждый индивид обладает неповторимым сочетанием этих деиндивидуализированных ролей, а это, в свою очередь, означает, что к уникальности темперамента, интеллекта и т.п. добавляется неповторимость социальных ситуаций, жизненного опыта, конфликтов, социальных переживаний. Реальная духовная жизнь личности, образы, идеи, которые ее наполняют, представляет собой взаимодействие внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир не прямо отражается в сознании личности, а взаимодействует с ее уникальным жизненным опытом, порождая единство типичного и неповторимого в личности. Раздел \ЛН. Глава XXI. Общество как целостность Как было показано в предыдущих главах, люди связаны между собой бесчисленными нитями социальных взаимодействий и отношений. Некоторые взаимодействия носят устойчивый, институали-зированный характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственно-территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, ослабевающего на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных связей будет не чем иным, как графическим изображением различных обществ. Общество — это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми. Проблема общества в социологии является одной из самых трудных. Как заметил Э. Гидденс, «несмотря на то, что термин «общество» постоянно фигурирует в рассуждениях социологов, он по большей мере остается неисследованным»*. Причина этого, видимо, заключается в необычайной сложности социального образования, обозначаемого понятием «общество». В этой главе мы попытаемся определить качественную специфику общества, отличающую его от всех других социальных образований, а также объяснить основные принципы его функционирования и развития. Вначале рассмотрим основные признаки общества.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |