КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Схемы наиболее распространенных структур организации
Рис. 1. Линейная структура организации 1 — руководитель высшего звена; 2 — руководитель более низкого уровня; 3 — непосредственный исполнитель деятельности
Рис. 2. Функциональная структура организации 1 — первый руководитель организации; 2 — функционально разделенные администраторы; 3 -**• узкие функциональные специалисты в отделах; 4 — исполнитель деятельности; 5 — цех; 6 — подразделение функциональных разработок Рис. 3. Линейно-штабная структура организации 1,2 — высшие и линейные руководители разных уровней; 3, 4 — функциональные специалисты при линейном руководителе; 5 — подчиненный; 6 — штаб при первом и линейном руководителе \ Рис. 4. Дивизиональная структура организации 1 _ первый руководитель; 2 — отдел научно-технических разработок и производства; 3—6 — автономные отделы продаж, привязанные к типам рынков \" Рис. 5. Неофункциональная структура организации 1 — главный специалист (директор)-rfo научно-техническим разработкам; 2 — главный специалист (директор) по производству; 3 — главный специалист (директор) по продажам; 4 — совет директоров; 5 — отдел научно-технических разработок; 6 — отдел производства; 7 — отдел продаж внутренние Некоторые наиболее типичные структуры будут ситуационные рассмотрены в дальнейшем. Формирование того или иного типа структур во многом зависит от ряда факторов, именуемых «ситуационными переменными» и относящихся как к внутренней, так и внешней среде организаций. Соответственно определяется набор переменных, характеризующих внутреннюю среду организации. Отметим, что к ситуационным переменным, относящимся к внутренней среде и влияющим на структуру организации, могут быть отнесены цели, стратегия, технология, размер организации, тип персонала, тип организационной культуры*. Цели организации. Один из важнейших элементов внутренней среды и внутренних ситуационных переменных организации — организационные цели. Важнейшую их роль в формировании организационной структуры и функционировании организации отмечали практически все специалисты по организации управления, начиная с представителей классической школы. Так, А. Файоль, давая определение социальной составляющей процесса организации, связывает этот процесс именно с формированием структур управления под цель. Эта же точка зрения в той или иной форме просматривается и в работах многих современных специалистов, особенно рационально дефпрагматической ориентации (Р. Дабин, П. Друкер, М. Крозье и др.). Под целями организации обычно понимается идеальный образ желаемого будущего или планируемый результат. Проблема целеполага-ния активно разрабатывается организационной и управленческой теорией, начиная с классической школы. Управление современной организации предполагает наличие не одной цели, а их разветвленной системы, при этом работа с целями — особая область деятельности управленца, который занимается выбором приоритетных целей и их уравновешиванием в терминах «результат — цена». При этом именно оценка результатов реализации широкого перечня целей сегодня часто рассматривается как основной способ оценки эффективности организации. Например, П. Друкер, один из авторов популярной на Западе концепции «управления по целям», применительно к деловой коммерческой организации выделяет следующий примерный набор целей, ориентированных на реализацию в разных областях: • определение секторов рынка, с которой организация рабо • цели, связанные с отношением к нововведениям и облас
• обеспечение продуктивности организации; • обеспечение определенного уровня производительности; • обеспечение материальных и финансовых ресурсов; • достижение определенного уровня прибыли; • развитие эффективности системы управления и развитие самих • обеспечение признания организации со стороны внешнего Оценивая функцию целей, Друкер связывает с их существованием возможность решения ряда управленческих проблем: • оценка и интерпретация широкого спектра общественных • проверка истинности теоретических представлений, латен • оценка и предсказание поведения людей, групп и других • оценка значимости тех или иных целей уже в процессе при Стратегия организации. Другим важным компонентом внутренней среды, тесно связанным с понятием цели, является стратегия. Эта ситуационная переменная внутренней среды, интегрирующая осмысленную логику организационного развития. Под стратегией обычно понимается разновидность долгосрочного плана развития организации, ориентированного на перспективы взаимоотношений с внешней средой с учетом реальных и потенциальных возможностей организации. По определению А. Чендлера, последняя включает перечень долгосрочных целей, краткосрочных и вспомогательных целей, способы распределения и пользования ресурсами, правила, регулирующие взаимоотношения персонала и осуществление деятельности. Стратегия всегда возникает по поводу и в связи с изменением состояния внешней среды и в той или иной степени учитывает актуальные и потенциальные возможности организации. В значительной мере определяя логику развития организации, стратегия в то же время влияет на формирование организационной структуры. Выявлению роли стратегии как одной из важных ситуационных переменных посвящены разработки Дж. Чайлда. В ходе реализации бирмингемского исследовательского проекта он пришел к выводу, что именно стратегический выбор, осуществляемый менеджером, предопределяет многие объективные факторы (размер, технологию, меру зависимости от других организаций, влияющих
* См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури М. Основы менеджмента. 590 * См.: Пью Д.С., Хиксон Дж. Хрестоматия. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. — М., 1992. 591 на формирование организационной структуры). При этом ранее сделанный стратегический выбор во многом ограничивает последующие выборы. Важная роль стратегии в формировании организационной структуры отмечается и многими другими исследователями*. Так, А. Чен-длер и Г. Даймс, анализируя логику формирования структуры американских (а затем европейских) коммерческих организаций, показали, что каждому из двух выделенных ими типов противоположных стратегий (оборонительная и позитивная) развития организации соответствует свой тип организационной структуры. Так называемая оборонительная стратегия, ориентированная на удержание и укрепление уже завоеванных ранее фирмой позиций на рынке и предполагавшая ее развитие посредством слияния с организациями-поставщиками и продавцами), приводила к созданию централизованной функционально-разделенной («линейно-штабной, или неофункциональной) структуры». Позитивная стратегия, связанная с активным поиском новых рынков и созданием новых направлений деятельности (диверсификация), приводила к формированию децентрализованной (так называемой дивизионной) структуры. Об этом же свидетельствуют и работы многих других авторов (И. Ансоффа, П. Лоуренса, Дж. Лорша, Дж. Пфеффера, Дж. Саланчика-и др.). Технология. Третий важный компонент внутренней среды организации и одновременно" ситуационная переменная — технология, один из мощных факторов, определяющих состояние структуры организации. В узкой трактовке технология, по определению Л. Дэ-виса и Ч. Перроу, — это совокупность средств деятельности (оборудование, инфраструктура, инструменты, технические знания и навыки персонала и др.), позволяющих обеспечить переработку сырья в конечный продукт (услугу) с заданными свойствами. Э. де Боно, А. Маккей, Дж. Томпсон и другие предлагают более широкую трактовку технологии — как алгоритма любой деятельности, обеспечивающей достижение запланированного результата, что позволяет применить это понятие к процессам переработки информации и процессам управления. Впервые проблема влияния технологии в ее традиционном понимании на социальные отношения (социальную организацию) и структуру организации исследована в работах представителей со-циотехнического подхода в социологии организации — Дж. Вуд-ворд, Р. Дабина, А. Раиса, Э. Триста, Н.И. Лапина, В.Г. Подмарко-ва, О.И. Шкаратана и др. Эти специалисты указали, во-первых, на * См., Пью Д., Хиксон Д. Христоматия... Ансофф И. Стратегия управления. ^М., 1999. то, что технико-технологический компонент организации формирует относительно самостоятельную подсистему регуляции поведения людей, сосуществующую с подсистемой социальной регуляции, а во-вторых, на то, что эта подсистема, особенно в производственных организациях, во многом предопределяет и ограничивает ряд черт собственно социальной организации и структуры. Так, по Р. Дабину, именно технология задает систему социальных статусов, фиксируя место каждого работника в системе разделения труда, создавая основания для возникновения определенной формы социальной организации. Исследования представителей со-циотехнического подхода показали, что технология — это не только мощное средство целедостижения, но и важный фактор, влияющий на изменение социальных отношений и структуры организации. В наиболее наглядной форме это удалось продемонстрировать Дж. Вудворд. Исследуя разнотипные производственные организации в Британии, она разделила существующие технологии по степени жесткости контроля и возможности осуществления планирования деятельности на три типа: 1) технологии единичного и мелкосерийного производства (выпуск опытных и единичных образцов и мелких серий — уникальные турбины для электростанций, единичные заказы на реактивные самолеты, космические корабли, выставочные образцы и др.); 2) технологии массового и крупносерийного производства (машиностроение с применением конвейерной сборки); 3) технологии поточного производства (автоматизированные химические и металлургические предприятия). Проанализировав влияние технологий на параметры социальных w отношений, Вудворд сделала вывод, что жесткость и тип технологий — мощный фактор, влияющий на жесткость и тип организационного контроля и типы организационных структур, значимость управленческих функций. Так, описывая организационные структуры, характерные для использования первого, наименее жесткого типа технологий (единичного и мелкосерийного производства), она в качестве их признаков назвала малоэтажность управленческой пирамиды, слабую дифференциацию видов деятельности, отсутствие вспомогательных рабочих и функциональных специалистов, низкую формализацию и стандартизацию отношений. Для организаций, использующих второй тип технологий, были характерны многоэтажная иерархическая пирамида с очень широким основанием (высокий уровень разделения труда), существенный процент вспомогательных рабочих и функциональных специалистов, высокий уровень формализации отношений, длинная скалярная цепь прохождения приказов. Для организаций, использующих третий тип технологий (наиболее жесткие), были характерны высокая пирамида с более узким, чем в организациях второго типа, основанием, преобладание процента вспомогательных рабочих и функциональных специалистов над основными рабочими и линейными специалистами, управление в режиме консультаций. Технологии осуществления базовой деятельности не исчерпывают всего перечня технологий, используемых в организации, и не
592 20 Общая социология 593 являются единственными переменными. Понятие «технология» применяется и к процессам управления. Например, Дж. Томпсон приводит типологию технологий координации, которые он именует процедурами координации. Размер организации. Четвертый компонент внутренней среды и ситуационная переменная, признаваемая практически всеми исследователями организации, — размер организации. Открытие значимости размера как важнейшей ситуационной переменной организации связано с разработками эстонской группы. Как показали исследования Д. Пью, Б. Хайнингса, Д. Диксона и др., сначала в Англии, а затем в рамках масштабного международного проекта, размер организации (ассоциирующийся в первую очередь с ее численностью) — один из важнейших факторов, предопределяющих такие переменные, как степень разделения труда в организации, степень ее структурной дифференциации (число специализированных подразделений), степень стандартизации и формализации деятельности. Тип персонала. Пятый компонент внутренней среды и в то же время один из первых по значимости — это тип персонала. Именно персонал, будучи субъектом деятельности, носителем навыков, знаний, культуры и объектом организационного воздействия, оказывает мощное воздействие на организационную структуру и формы контроля-. Под персоналом организации, в рамках данной главы, мы будем понимать всю совокупность работников, выполняющих различные виды деятельности в организации. Во многих концепциях, начиная с У. Тейлора (П. Друкер, Д. Макгрегор, Э. Шейн и др.), именно человек в организации рассматривается как наиболее ценный организационный ресурс (при этом единственный ресурс, стоимость которого увеличивается по мере эксплуатации) и важная ситуационная переменная. От морального облика персонала, его ответственности и добросовестности, способности к конструктивной активности, квалификации, грамотности, степени интернализации работником наличной организационной культуры непосредственно зависит установление оптимальных форм организации, контроля и типа структур. Так, Г. Саймон именно с мерой и глубиной усвоения персоналом норм и ценностей, организационной культуры, которую он именует организационной моралью, связывает степень демократизации системы управления. Представление о высокой значимости свойств персонала, для определения форм и методов управления и типов используемых организационных структур просматривается в теории организации на всех стадиях ее становления, начиная с классической школы и школы человеческих отношений. Именно противоположные пред- ставления о свойствах рядового работника как объекта управления в производственных организациях Америки заставили Ф. Тейлора и Э. Мэйо предложить две противоположные модели управления. Тейлор, апеллирующий к известной формуле, утверждающей, что «средний человек — глуп, ленив и жаден*, предлагал соответствующую модель управления: жесткое разделение интеллектуального и исполнительного труда, программирование исполнителя извне, жесткие формы внешнего контроля и экономические стимулы (такая модель в концепции Д. Макгрегора* позже получила наименование теории К). Э. Мэйо апеллировал к представлению о рядовом работнике как Не вступая в спор об истинной природе человека, мы рассматриваем его качества как базовую ситуационную переменную (определяемую рядом факторов, среди которых важнейшим является культурный), во многом обусловливающую степень жесткости контроля и ограничения активности работника и его свободы в организации. В максимальной степени роль персонала как важнейшей ситуационной переменной была подчеркнута А. Этциони, сформулировавшим принцип «согласия», в соответствии с которым жесткость организационной структуры обратно пропорциональна ответственности персонала. Организационная и деловая культура. Наконец, шестой компонент, иногда выделяемый в качестве особого элемента внутренней среды, — организационная культура и деловая культура. В концепциях современных исследователей — представителей рационально прагматической традиции (И. Ансофф, Т. Питере, Р., Уоттерман, Э. Шейн и др.) организационная культура рассматривается как один из элементов внутренней среды организации, как формируемый и управляемый фактор, предопределяющий формы организационного' поведения и, тем самым, способы организации деятельности. Согласно такому подходу, организационная культура — это сознательно формируемый руководством или селектируемый фактор, непосредственно детерминирующий поведение человека. Согласно Э- Шейну, организационная культура в этой концепции определя- Макгрегор Д. Человеческий фактор и производство//СОЦИС. —.1995. — № 1. 595 ется как разделяемый большинством членов организации (или яд В соответствии с такими представлениями культура обычно опи Содержание этих представлений определяется принятыми принципами взаимодействия со средой, представлениями.о повседневной жизни, взаимоотношениях природы и; человека, содержании человеческой деятельности, принципах человеческих взаимоотношений, При этом, имея в основе набор иногда плохо осознаваемых базовых представлений, организационная культура проявляется на двух уровнях — среднем уровне, «уровне декларируемых ценностей», более осознаваемых членами группы, чем базовые представления, и низшем уровне, именуемом «уровнем видимым культурных артефактов», который напрямую проявляется в типе реальной формально-иерархической структуры, системе лидерства, принятых формах деятельности и поведения и др. Существует и другая парадигма организационной культуры, предложенная исследователями, работающими в рамках феноменологической традиции (П. Бергером, М. Луи, С. Роббинсом, Д. Сильверма-ном и др.). Рассматривая единство организационной культуры как предпосылку коммуникаций и совместной деятельности и самого существования организации, они в то же время отрицают манипу-лятивную роль культуры и рассматривают человека не как «марионетку культуры», а как творца культуры. Суть этой концепции: принципиальный отказ от рассмотрения культуры как элемента внутренней среды, но рассмотрение ее как самой природы организации; отказ от рассмотрения культуры как управляемого или сознательно формируемого кем-либо фактора и, ее трактовка как продукта уникальной истории организации;, постулирование принци- 596 па «социальной определенности» (согласно которому именно в процессе и средствами совместной интерпретации реальной ситуации формируется социальная реальность); описание ее в терминах «наличного репертуара смыслов» (с учетом того, что реальные смыслы не существуют, присваиваются людьми в интерсубъективном контексте, который формируется в процессе неповторимой истории организации). Следует также подчеркнуть, что организационная культура обычно не рассматривается вне контекста фоновой (общенациональной и национальной, деловой и профессиональной) культуры, которая по отношению к организации является элементом внешней среды. На тесную связь организационной и деловой культуры указывали многие авторы — например, представители эстонской группы (Б. Хайнингс, Д. Хиксон, Дж. Чайлд) и Г. Хофщтед выявили прямую зависимость типа организации и форм управления от особенностей национальной деловой культуры.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |