КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Институализация политической жизни
К - 628 Аффективно-иррациональные модели реализуются в случаях, когда субъекты экономического поведения находятся в состоянии аффекта, становятся по тем или иным причинам недееспособными, абсолютизируют объективные функции денег или подвержены влиянию массовых психозов и групповых аффектов. Существует целая цепочка заменителей, «менее совершенных денег» (различных ценных бумаг и иных инструментов), которые делают возможным существование сложнейшего социального финансово-инвестиционного института (точнее, сети финансово-инвестиционных институтов), оперирующего различного рода обязательствами с целью постоянного перераспределения капиталов от тех, кто ими обладает, к тем, кто в них нуждается. Речь идет о специфической форме экономической активности — инвестиционном поведении. Известно, что в инвестиционный цикл втянуто множество субъектов рынка. Одни из них профессионально заняты в этой области (активные инвесторы), другие реализуют инвестиционные функции на непрофессиональной основе (пассивные инвесторы). В первом случае инвестиционное поведение можно рассматри Многочисленная категория пассивных инвесторов, несмотря на дифференциацию, характеризуется одним общим признаком: они являются фидуциариями (доверителями), т.е. профессионально не осуществляют операции с инвестиционными активами, а передают их на контрактной основе профессиональным инвесторам и пассивно ожидают выполнения обязательств. К ним относятся, например, и мелкие депозитарии банков, и крупные рантье, оперирующие большими свободными капиталами. Таким образом, функционально инвестиционное поведение массовых сберегателей сводится в основном к выбору места и формы аккумуляции ресурсов под эгидой профессиональных посредников, которые обеспечивают взаимовыгодное их обращение. Особую роль в актуализации экономической активности играют инновационные модели экономического поведения — предпринимательские. Сущность предпринимательского поведения определяется прежде всего инновационным компонентом, позволяющим тому или иному агенту рыночного процесса реализовать такие решения и действия, которые обеспечивают так называемый пред- 629 принимательский доход. Таким образом, это специфический вид • уникальные личностные качества и способности отдельных • соответствующая рыночная среда, насыщенная огромным • предпринимательская культура, включающая в себя опре "-••* нале. Он, в свою очередь, может коррелироваться в своем -гахй положительном значении огромным Числом факторов — от 7 наличия уникальных способностей дсйнепредсказуемого случайного везения. Наличие этих трех составляющих создает необходимые предпо 630 Глава XXVII. Социология политики Наши оценки современной политической жизни крайне противоречивы: то нам кажется, что в политике царит хаос, то начинают терзать сомнения, не разыгрывается ли перед нами очередной политический фарс. В условиях нестабильности, экономических трудностей мы надеемся, что политики смогут решить возникшие проблемы, и быстро разочаровываемся в них, когда понимаем, что их действия не приносят желаемого результата. За этими противоречивыми субъективными оценками скрываются серьезные научные проблемы соотношения рационального и иррационального, случайного и определенного, изменчивого и устойчивого в политике, решение которых может дать ответ на волнующие нас вопросы о стабильности политических режимов, успехе демократических преобразований, повышении благосостояния населения и др. Рассмотрим эти проблемы с точки зрения социолога. Прежде всего рассмотрим процессы институализации политических отношений, так как именно социальные институты придают социальным взаимодействиям устойчивость, вносят элементы предсказуемости в поведение людей, и именно их разрушение провоцирует нарастание в стране хаоса и беспорядка. Становление политических институтов — процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно нового вида взаимодействия — политической власти, институализация которой и положила начало созданию разветвленной сети со- _«■ временных политических институтов. Напомним, что власть — это всегда взаимодействие, основанное на неравенстве индивидов. Индивид может понуждать другого или других к каким-либо действиям только при условии обладания такими ресурсами (сила, статус, интеллект, опыт и т.д.), которых нет у его партнеров по взаимодействию. Индивид, являющийся объектом власти, должен быть поставлен в такие условия, при которых он не может не подчиниться. Властное взаимодействие не состоится, если один из его участников имеет возможность уклониться. Пресечение уклонения достигается тремя основными способами: • насилием, т.е. применением репрессивных мер; • различными формами влияния-зависимости, т.е. требованием • нормативным порядком, т.е. системой правил, законов. 631 Из всего многообразия властных отношений выделим те виды, которые предполагают вовлеченность в них буквально всех членов социума, — потестарную и политическую власть. Потестарная власть была характерна для родоплеменной общины, в которой для обладания властью над сородичами достаточно было быть старшим, иметь большой опыт, житейскую мудрость, знать обычаи и ритуалы. Власть вождя над родоплеменной общиной, члены которой были связаны узами родства и соседства, не требовала использования особых механизмов — достаточно было жесткой системы социального контроля, которая применялась в общностях, характеризующихся непосредственным взаимодействием. Численный рост племен способствовал расширению ареала их расселения. Борьба за жизненное пространство вынуждала племена объединяться в союзы. Эти два естественных процесса вызвали качественный сдвиг в системе внутренних связей и взаимодействий: отношения родства и соседства перестали быть единственными связующими структурами между людьми. Для обеспечения единства новых усложнившихся конгломератов требовались дополнительные мощные объединительные механизмы — важнейшим из них стала политическая власть, которая упрочивалась по мере усложнения и дифференциации системы социальных взаимодействий, по мере перехода от общинного, родоплеменного характера организации социальной жизни к социетальному. Политическая власть — это важнейший компонент общества: история свидетельствует, что смогли выжить и развиться лишь те. общества, которые создали устойчивые формы политической власти. Устойчивость политической власти достигается в процессе ее институализации, которая начинается с выделения статусно-ролевых групп, призванных управлять делами зарождающегося общества. Антропологи свидетельствуют, что только на стадии разложения родового строя появляется специализированный управленческий труд. Ранее вожди наравне со своими соплеменниками обрабатывали землю, занимались строительством, охотились и лишь эпизодически выполняли управленческие функции*. Усложнение структурных связей потребовало более квалифицированного управленческого труда, к которому надо было готовиться, которому надо было обучаться; которым надо было заниматься профессионально. Появление особых групп, которые освобождались от непосредственного участия в материальном производстве, отвечало потребности социума в управленческом труде. Например, Русская Прав- да, представлявшая собой первый свод законов древнерусского общества, фиксирует именно такое разделение людей. Указанные в ней служилые люди или княжьи мужи составляли слой, непосредственно участвовавший в управлении, помогающий князю в решении таких задач, как оборона, сбор податей и т.д.* Первоначально статусно-ролевое разделение сопровождалось созданием особых отличительных знаков, выделяющих правителей из общей массы. Вождь тхенду (Индия) «выделялся среди окружающих своей внешностью и поведением: это и особый костюм с украшениями в виде черепа обезьяны или из крупных раковин и рогов, это и полное достоинства поведение. Люди приближались к нему в почтительной, полусогнутой позе, не поднимая на него глаз. В некоторых деревнях чистота вождя оберегалась настолько, что ему не давали касаться ногами земли.и под его ноги, прежде чем ступить на землю, подстилали листья и ветви»**. Цари Древнего Рима являлись перед народом в золотой короне, имитирующей венок из дубовых листьев. Они располагались на сидении, украшенном слоновой костью, одетые в пурпурную тунику, расшитую золотом, и расписной плащ, держа в руках скипетр с орлом. Во время парадных выходов шедшие перед царем служите-ли-лИкторы несли фасции — пучок розог с воткнутым в них боевым топором. Символы власти, создаваемые каждым народом, должны были напоминать населению об особом статусе человека, который ими управляет. В современных обществах, как правило, отсутствует нарочитая броскость одеяния, помпезность. Однако при всей демократичности нравов и сегодня старательно оберегается статус главы государства, важнейших государственных органов. Их резиденции становятся национальными символами, сами должностные дица получают ряд льгот. И даже предвыборная борьба за обладание высшими государственными постами приобретает (по крайней мере внешне, для массовой аудитории) характер борьбы достойнейших из достойных. Параллельно с выделением статусной управляющей группы шло создание нормативно-правовой системы, регулирующей степень ответственности этой группы, характер ее взаимодействия с остальной частью населения. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное Уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации— все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных отношений. Устойчивость, самовозобновляемость любого
■■* Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности.—М., 1995, с. 28. 632 * Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. — М., 1987, т. 1. с. 250. ** Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности, с. 91. 633 института обеспечивается именно сложившимися нормами и правилам, которые рассматриваются индивидами как само собой разумеющиеся, естественные и потому обязательные к исполнению. Институализация политической власти стала возможной именно благодаря созданию многими поколениями каждого общества таких норм. Следует оговориться, что нормы политической власти подвижны и изменяются с развитием общества. Каждая страна, каждая эпоха имеют конкретные формы выражения норм и правил, регулирующих отношение политической власти. Но при всем своем многообразии и изменчивости они определяют права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Отношения управляющих и управляемых могут регламентироваться на основе как закона, так и правил, формально нигде не зафиксированных, но, тем не менее, всеми соблюдаемых. Регламентация.отношений между управляющими и управляемыми сводится обычно к фиксации сферы компетенции управляющих, т.е. к уточнению тех вопросов, которые составляют предмет власти. Исторической тенденцией здесь является сужение границ произвола, защита прав населения. Современные правовые акты четко указывают пределы и возможности государственных органов, должностных лиц. В странах складывается и система ответственности населения перед государством, определяемая как гражданская ответственность или гражданский долг. Для поддержания нормативного порядка создавался надежный механизм санкций, обеспечивающий выполнение индивидами предписываемых норм и правил. Особенностью политической власти является воспроизведение ею самого противоречивого вида неравенства, при котором управляющая группа получает огромные преимущества перед группой управляемых. Недовольство управляемых может многократно усиливаться некомпетентностью, злоупотреблениями власть придержа-щих. Поэтому политическая власть нуждается в особом механизме санкций, предполагающем право на законное применение силы и принуждения или, по выражению М. Вебера, «на монополию легитимного физического насилия»*. Складывающийся политический институциональный порядок постепенно становился привычкой. Люди усваивали в ходе обучения, общения нормы политического властного взаимодействия, узнавали о возможных санкциях в случае несоблюдения правил и стремились избежать столкновения с силой. Механизмы «опривы-чивания» нормативного политического поведения принципиально не отличаются от «опривычивания» нормативных отношений, например, в семье. Регулярно воспроизводимые в социуме действия * Вебер М. Избранные произведения, с. 645. 634 становятся настолько обычными, что люди даже не задумываются о наличии альтернатив.11^ Подчеркнем вместе с тем, что «опривычивание» норм политического властного взаимодействия (идет ли речь о тех, кто осуществляет власть, или тех, кто подчиняется) не происходит автоматически. Оно осуществляется в ходе научения этим нормам и под постоянным контролем как со стороны окружающих людей, так и особых органов, призванных корректировать их поведение, в том числе и при помощи соответствующих санкций. Кроме того, в сознании людей должны направленно формироваться представления о целесообразности, необходимости, правомерности сложившихся отношений политической власти, об их легитимности. Институализация политической власти — естественный процесс. Его основу составляет не воля рационально мыслящих людей, стремящихся к заключению некоего общественного договора, а результат действий людей, преследующих сиюминутные интересы, но вынужденных в.своих поступках исходить из ожиданий других людей, ориентироваться на них, вырабатывать нормы совместной жизни. Институализация — это отбор правил взаимодействия из множества других. Причем отбор, особенно на ранних этапах, скорее случайный, чем всесторонне продуманный. Этим, в частности, объясняется многообразие форм политических институализированных отношений: нормы вырабатывались всегда в конкретной ситуации и конкретными людьми. Главным итогом институализации является появление в обществе устойчивого механизма, обеспечивающего постоянное воспроизводство политических властных отношений. Причина «незыблемости» власти заключена в специфике механизма его институционального воспроизводства: люди в своих действиях «обречены» постоянно ориентироваться на ценности и нормы, созданные предыдущими поколениями. Ожидания и суждения других людей всегда будут корректировать поведение тех, кто не следует принятым правилам. В процессе институализации власть деперсонализируется, потому что вся система складывающихся норм, механизма санкций ориентируется на обеспечение власти не конкретного человека, а определенной династии, статусной группы, членов правительства, президента и т.п. Реальные политические взаимодействия, конечно, шире институциональных рамок. Человеку свойственна более широкая гамма действий, чем та, которая определена нормативными требованиями и предписаниями. Однако в ходе институализации политическая власть обретает четкие очертания. Властные отношения становятся понятными, предсказуемыми, позволяющими каждому человеку определить в них свое место. Д~ § 2. Политическая власть и общество Политическая власть, как^уже указывалось, возникает только в обществе. Общество и политическая власть неразделимы. Кризис власти ведет к значительным потрясениям в обществе и может даже спровоцировать его распад, а изменения в обществе неизбежно отражаются на институализации политической власти. Рассмотрим конкретные формы зависимости общества и политической власти. Напомним, что общество — это система устойчивых взаимодействий, отношений, складывающихся на определенной территории. Политическая власть — это один из видов этих взаимодействий и отношений. Поэтому схематично соотношение общества и политической власти можно изобразить в виде двух эллипсов (рис. 1): внешний эллипс обозначает общество (все многообразие взаимодействий и отношений), а внутренний — политическую власть (один из видов этих взаимодействий и отношений). Рассмотрим, как воспроизводимые в действиях людей отношения политической власти влияют на развитие общества. Для этого перечислим функции политической власти, которые способствуют сохранению целостности общества. Их можно интерпретировать и как своеобразные императивы, требования, предъявляемые обществом к политической власти, и как необходимые условия, обеспечивающие поддержание целостности общества. Редистрибутивная, или перераспределенческая, функция политической власти одна из старейших. Уже в примитивных обществах существовала система сбора прибавочного продукта для покрытия
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |