КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Легитимность власти
В политической истории можно наблюдать немало, на первый взгляд, парадоксальных явлений. Одним из них является покорность масс тираническим, тоталитарным режимам, которую трудно объяснить страхом перед вооруженной силой, тем более, что люди сами способствуют приходу к власти авторитарных правителей, требуют сильной власти, поощряют вмешательство государства во все сферы общественной жизни. Есть также немало случаев отторжения массами демократических форм организации политической жизни, недоверия к демократическим институтам, лидерам, отстаивающим либеральные принципы свободы личности (классическим примером этого является падение Веймарской республики в Германии, приход к власти Гитлера). Однако, с точки зрения социолога, эти явления нельзя назвать парадоксальными. Люди могут подчиняться власти в силу привычки, симпатий и глубокой веры в истинность намерений правителей, своих убеждений и ценностных ориентации, расчета. Институ-ализация политической власти, таким образом, требует включения механизмов, обеспечивающих необходимую мотивацию поведения. Достигается это путем формирования соответствующих ценност- ных образцов с последующим их внедрением в массовое сознание,,в мотивационную структуру личности. Укорененные в сознании масс образцы поведения обусловливают легитимацию различных типов политического господства. Определение М. Вебером основных типов социального действия позволило ему назвать и основные типы легитимности политической власти: традиционный тип легитимности, в основе которого лежит «авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение»*. Иными словами, у людей под воздействием традиции вырабатывается определенный стереотип поведения в системе политических властеотношений, который они воспроизводят по привычке, потому что так поступали их предки. В.О. Ключевский наглядно демонстрирует эту особенность отношения человека к политической жизни на примере Бориса Годунова. Народ знал или догадывался о политической недееспособности Федора Иоановича, но не роптал и не выступал против него, так как в его представлении последний из Рюриковичей был «законным царем». Восшествие на престол Годунова противоречило сложившейся традиции. Наделенный умом государственного деятеля, жаждущий осуществить реформы во благо Отечества, он так и не был понят и признан своим народом. Пресечение царской династии, олицетворяющей привычное политическое правление, по мнению В.О.Ключевского, стало одной из важнейших причин великой смуты; харизматический тип легитимности (от греческого charisma — призвание, божественный дар), в основе которого лежит особое, эмоционально окрашенное отношение масс к своему лидеру. Такой тип легитимности свойствен обществам, в которых в силу определенных причин люди в своих поступках руководствуются скорее чувствами, чем привычкой или разумом. Они безгранично преданы своему лидеру, верят в его исключительность и готовы исполнять его волю, надеясь на его особый дар; легальный, или рациональный, тип легитимности характерен для тех обществ, где доминирует целерациональный тип поведения. Рациональный человек готов подчиниться лишь такому политическому порядку, который будет восприниматься им как необходимое условие достижения личных целей. А для достижения своих целей ему прежде всего необходима определенность, устойчивость внешних правил. Вот почему рационально действующий человек заинтересован в наличии четких, эффективных законов и готов поддерживать ту власть, которая гарантирует ему стабильность, не сковы- * Вебер М. Избранные произведения, с. 31.
646 647 вающую, однако, его личную инициативу. Легальный тип легитимности является, по мнению М. Вебера, исторически высшей фор-# мой, он свойствен только современным обществам. Человек формирует представления о политическом нормативном порядке под влиянием определенной социокультурной традиции, что в конечном итоге обусловливает легитимацию различных, а подчас и противоположных политических порядков. Либеральная социокультурная традиция способствует легитимации демократических институтов, авторитарная провоцирует недоверие к парламентаризму, принципу разделения властей, порождает благожелательное отношение к концентрации власти в одних руках. Итак, легитимация является важным механизмом, обеспечивающим устойчивость, стабильность и эффективность работы политических институтов и системы политической власти в целом. Ее основу составляет способность человека интериоризировать внешние нормы, превращать их в собственные установки, убеждения, что ведет к возможности воспроизводства институциональных связей без видимого принуждения. На процесс интериоризации институциональных норм оказывает огромное воздействие политическая культура, влияющая на формирование ценностных ориентации, убеждений, мировоззрения личности. Список литературы* Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократия Американская социологическая мысль. Тексты. — М., 1994. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы/Под ред. Т. Парсонса. — М., 1972. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997. Ансофф И. Стратегическое управление. — М., 1988. Антология исследований культуры. Т.1. — СПб., 1997. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993. Ахиезер А.С. Россия: критика политического опыта. Т. I. — Новосибирск, 1997. Бауман 3. Мыслить социологически. — М., 1996. Бергер П. Приглашение в социологию. — М., 1996. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М., 1995. Блау П.М. Исследование формальных организаций/Американская социология. Проблемы. Перспективы. Методы. — М., 1972. Блок М. Апология истории. — М., 1973. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV— XVIII вв. Т. 1—3. — М., 1986—1992. Бурдье П. Рынок символической продукции//Вопросы социологии. — 1994. — № 5. Бурдье П. Социология политики. — М., 1993. Вебер М. Избранное. Образ общества. — М., 1994. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. Вебер М. Три типа господства. — Москва — Иерусалим//Двадцать два. — 1990. — № 72. Вебер М. Харизматическое лидерство//СОЦИС. — 1988. — № 5. Верховин В.И. Экономическая социология. — М., 1998. ГараджаВ.И. Социология религии. — М., 1996. Гвишиани Д.М. Организация и управление. — М., 1998. * Учитывая учебный характер издания, в список включена лишь общедоступная литература. 649 Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии/ZTHESIS. — Весна. — 1993. Т. 1, вып. 1. Гидденс Э. Социальная стратификация//СОЦИС. — 1992. — № 7, 9, 11. Гидденс Э. Социология. — М., 1999. Годфруа Ж. Что такое психология. Ч. 1,2. — М., 1992. Гоулднер Э. Анализ организаций//Социология сегодня. Проблемы и перспективы. — М., 1967. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. — СПб., 1997. Гумилев Л.П. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1994. Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма//СОЦИС. — 1994. -г- № 8—10. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство//Вопросы философии. — 1994. — № 3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта//СОЦИС. — 1994.— № 5. Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. — М., 1998. Друкер"П.Ф. Эффективный управляющий. — М., 1994. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1991. Дюркгейм Э. Самоубийство. — М., 1994. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. — М., 1994. Жеманов О.Н. Буржуазная индустриальная социология. — М., 1974. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятиии. — Калуга, 1993. Замошкин Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США. — М., 1991. Зарубина Н.Н. Социокультурная основа хозяйства и предпринимательства. — М., 1998. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. — М., 1994. Зиммель Г. Избранное. Т. II. — М., 1996. Зиммель Г. Общение. Пример чистой или формальной социологии// СОЦИС. — 1984. — № 2. Зиммель Г. Экскурс по проблеме: Как возникло общество?//Вопросы социологии. — 1993. — № 5. Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996. История теоретической социологии. В 4-х т/Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. — М., 1995—1998. КатцД., Кан Р. Социальная психология организаций. — Киев, 1993. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. — СПб., 1998. Козер Л. Функции социального конфликта: Завершение конфликта. В кн.: Современная зарубежная социология. — М., 1993. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994. Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1978. Кон И.С. Ребенок и общество. — М. 1991. Кондратьев Н. Основные проблемы экономической статики и динамики.—М., 1991. у*?.и Кравченко А.И. Введение в социологию. — М., 1995. Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. — М., 1997. Култыгин В.П. Концепции социального обмена в современной социоло- Лапин Н.И. Проблемы социального анализа организационных систем// Вопросы философии. — 1974. — №7. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992. Лебон Т. Психология народов и масс. — СПб., 1995. Лосев А.Ф. философия. Мифология. Культура. — М., 1991. Луман Н. Почему необходима системная теория." Понятие общества. В кн.: Проблемы теоретической социологии. —СПб., 1994. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997. Макгрегор. Человеческий фактор и производство//СОЦИС. — 1995. — № 1. Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — М., Т. 3, изд. 2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — СПб., 1999. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. Глава VI. Социальная структура и аномия//СОЦИС.— 1992. — № 2—4. Мертон Р.К. Явные и латентные функции. В кн.: Американская социологическая мысль. — М., 1994. Миллс Ч. Социологическое воображение. — М., 1998. Мильнер Б.3. Теория организаций. — М., 1998. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. — М., 1992. Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973. Монсон П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию. — М., 1995. Монсон П. Современная западная социологи^. — СПб., 1992.
650 651 Московичи С. Век толп. — М., 1996. Московичи С. От коллективных представлений к социологии//Вопросы социологии. — 1992. — № 2. Т. 1. Норт Д.К. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. 1997. Основы социологии/Под ред А.Г. Эфендиева. — М., 1993. Парк Р. Компромисс и конфликт//Вопросы социологии. — 1994. — № 5. Парсонс Т. Общий обзор. В кн.: Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. — М., 1972. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения// THESIS. — Весна. — 1993. — Т. 1, вып. 2. Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1997. Парсонс Т. Современная западная теоретическая социология. Вып. II. — М., 1994. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. — М., 1979. Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. — М., 1995. Пригожий А.И. Современная социология организаций. — М., 1995. Проблемы теоретической социологии. — СПб., 1994. Радаев В.В. Экономическая социология. — М., 1997. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная страцификация. — М., 1995. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. — М., 1998. Смелзер Н. Социология. — М., 1994. Современная американская социология. — М., 1994. Современная западная социология: словарь. — М., 1990. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. — Новосибирск, 1995. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. Социальная стратификация. Вып. 1—3. — М., 1992. Социология / Под ред. Г.В. Осипова. — М., 1995. Социология сегодня. Проблемы, перспективы / Под ред. Р.К. Мертона. — М., 1965. Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991. Тощенко Ж.Т. Социология. 2-е изд. — М., 1998. Уоллерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменя-ется?//СОЦИС. - 1995. - № 1. Фролов С.С. Социология. — М., 1994. Хабермас Ю. Отношение между системой и жизненным миром/ДНЕ515. — Весна. — 1993. — Т. 1, вып. 2. Хачатурян В.М. История цивилизаций. — М., 1997. Хоманс Дж..,. Социальное поведение, как обмен/Современная зарубежная Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. — М., 1996. Щюц А. Структуры повседневного мышления//СОЦИС. — 1986. — № 1._:,-, Щюц А. Формирование понятий и теории в общественных науках. В кн.: Американская социологическая мысль, — М., 1994. Эпштейн С. Индустриальная социология в.США. — М., 1972, Ядов В.А. Стратегия социологического исследование. Описание, объяснения, понимание социальной реальности. — М., 1998. 652
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |