Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования и функции истории экономики. Методологической основой познания истории экономики выступает диалектико-материалистический метод, рассматривающий общественно-экономическое развитие как




Методологической основой познания истории экономики выступает диалектико-материалистический метод, рассматривающий общественно-экономическое развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями. К субъективным факторам относят деятельность масс, классов, политических партий, вождей, лидеров, вероисповедания, национальные особенности.

Совокупность методов исследования истории экономики включает:

1) исторический метод. Предусматривает последовательный анализ фактов и процессов генезиса и эволюции объектов (способов производства, отдельных стран и регионов, отраслей народного хозяйства, экономических процессов и явлений и т. д.);

2) системно-структурный метод. Экономические системы рассматриваются как совокупность элементов, имеющая определенную структуру и функции;

3) сравнительно-аналитический метод основан на сравнении объектов анализа во времени и пространстве. В результате возможны построение классификации и типология историко-экономических процессов;

4) статистические методы применяются для обеспечения объективности результатов исследования;

5) количественные (математические) методы используются для обработки экономической информации математическими методами (группировка, выравнивание динамических рядов, дисперсионный, корреляционный, регрессивный, факторный анализ и пр.);

6) методы социологических исследований и социальной психологии учитывают влияние субъективных факторов на ход исторических и экономических процессов.

Функциями, выполняемыми историей экономики являются:

Ø Мировоззренческая, заключающаяся в формировании научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества. На ее основе строится экономическое мышление, отличающееся историзмом, масштабностью, пониманием многовариантности развития.

Ø Познавательная, включающая сбор, изучение и обобщение хозяйственного опыта человечества. Конкретных факты и примеры из истории мировой экономики используются при изучении основных экономических категорий.

Ø Прогностическая функция строится на использовании положительного опыта и ошибок хозяйственного развития национальных экономик в прогнозировании мировых экономических тенденций.

Ø Методологическая функция выполняется при выявлении законов экономического развития и для подтверждения или опровержения их научной обоснованности.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите предмет истории экономики.

2. В чем заключаются задачи курса «история экономики»?

3. Охарактеризуйте методы исследования истории экономики.

4. Почему именно формационный подход лежит в основе периодизации истории экономики?

5. Какие существенные факторы оказывают влияние на эволюцию экономических отношений?

 

Тесты к теме:

1. В каком веке история экономики выделилась в самостоятельную науку?

а) в VI веке

б) в XIII в.

в) во второй половине Х1Х вв.

2. Становление и развитие мирового хозяйства и эволюция эко­номических отношении – это:

а) цель дисциплины

б) предмет изучения

в) задача истории экономики

3. Для экономического развития характерна:

а) стагнация

б) стабильность

в) неравномерность

4. Статистические данные наблюдений характеризуют:

а) положение стран в определенный период

б) степень развития общества в целом;

в) динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира

5. Понятие «цивилизационный» в истории экономики – это:

а) подход

б) метод

в) источник

6. Что включает в себя познавательная функция?

а) сбор, изучение и обобщение хозяйственного опыта человечества

б) выявляет законы экономического развития

в) заключается в формировании научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества.

7. В результате данного метода возможны построение классификации и типология историко-экономических процессов:

а) системно-структурный метод

б) аналитический

в) статистический.

8. Методологической основой познания истории экономики выступают:

а) подходы

б) методы

в) источники информации.

9. Кто стоял у истоков истории экономики:

а) В.И. Ленин

б) Дж. Милль

в) А. Тойнби и Дж. Эшли.

10. К субъективным факторам истории экономики можно отнести:

а) деятельность масс, классов

б) инфляцию

в) экономический кризис.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.