Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис рабовладельческой системы. Эксплуатировать чужой труд в античных государствах можно было, захватывая на войне пленных и превращая их в рабов




Эксплуатировать чужой труд в античных государствах можно было, захватывая на войне пленных и превращая их в рабов. Поскольку главным условием развития рабовладельческого хозяйства являлись постоянные победоносные войны то, чтобы их вести следовало вооружить все население. Поэтому каждый мужчина был воином и изучал военное искусство. Побежденные и покоренные Римом страны или находились на стадии доклассового общества, или относились к «азиатскому способу производства».

Во II–III вв. н.э. наступил кризис рабовладельческой системы – рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства, многие земли забрасывались или превращались в пастбища. Прекратились завоевательные войны, возникли трудности контроля над захваченными провинциями. Сократился приток рабов, они стали дорогими.

Чтобы материально заинтересовать раба, ему выделяли пекулий – самостоятельное хозяйство. Это могла быть ремесленная мастерская, участок земли. Определенную часть доходов раб должен был отдавать хозяину, платить ему оброк.

Таким образом, рабу разрешили иметь собственность, и эта собственность иногда становилась такой крупной, что раб покупал собственных рабов и давал деньги в долг своему хозяину. Появились новые законы, по которым раба не только нельзя было убить или разрушить семью раба, т.е. продать членов семьи в разные руки, но нельзя было даже отобрать у раба пекулий. Кроме того, крупные землевладельцы стали сдавать участки своей земли крестьянам. Крестьянин-арендатор назывался колоном. Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения.

Но это уже не могло спасти Римскую империю. Для победы феодальных отношений требовались крестьяне, а римские крестьяне были разорены, и их разорение началось еще при переходе к крупным рабовладельческим хозяйствам. Разоренные крестьяне шли в города, но не для того, чтобы найти там работу. Рабовладельческие отношения воспитывали представление, что свободному человеку трудиться стыдно, что труд – занятие для рабов. И в городах росло число людей, не работающих и живущих на подачки знати.

Вместе с крестьянством исчезла и победоносная римская армия. Теперь солдаты набирались из тех же варваров-провинциалов, против которых они и должны были воевать. Им нечего было защищать. Рим приходил в запустение. И когда с севера стали надвигаться варвары, Рим не смог устоять и пал под их ударами. Это произошло в V в. н.э.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какими признаками характеризуется первобытнообщинный строй?

2. Какой схемой и почему пользуются при периодизации истории человечества на стадии первобытнообщинного строя?

3. Что означает понятие «неолитическая революция»? Охарактеризуйте данное понятие.

4. Сравните характерные черты восточной (азиатской) модели хозяйственного развития и античных государств?

5. Вследствие каких факторов наступил кризис рабовладельческой системы?

 

Тесты к теме:

1. Железный век существовал:

а) в I тысячелетие до н.э.

б) конец III тысячелетия до н.э.;

в) во II –III вв.

2. Основной формой хозяйственной практики первобытного общества являлось:

а) натуральное хозяйство

б) товарное производство

в) присваивающее хозяйство

3. Конец палеолита принято называть:

а) медным периодом

б) новым веком

в) костяным веком

4. Одним из важнейших достижений эпохи мезолита было:

а) создание орудий труда

б) изобретение лука

в) общественное разделение труда

5. Хозяйственную основу Египта составляло:

а) поливное (ирригационное) земледелие

б) охота

в) сельское хозяйство

6. Первый период истории Древней Греции называется:

а) стагнацией

б) гомеровский

в) строй военной демократии

7. Города-государства это:

а) полисы

б) аллоды

в) аграрии

8. Под фиасами подразумевается:

а) внедрение товарного производства

б) выселение греков из городов

в) купеческие объединения

9. Поместья плантационного типа это:

а) латифундии

б) виллы

в) фиасы

10. Как материально заинтересовывали раба во II-III вв.:

а) кормили и одевали

б) разрешали создавать семью

в) выделяли пекулии

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.