КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально ориентированная экономика Германии
МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
После окончания Второй мировой войны разрушенная экономика Западной Германии требовала срочных действий по нормализации хозяйственной жизни. Инициатором и руководителем широкомасштабных социально-экономических преобразований стад Людвиг Эрхард (1897-1977), ученый и политик, с сентября 1949 года – министр экономики в правительстве Аденауэра. Помимо всего прочего сложность состояла в том, что предстояло отказаться от чрезмерного государственного администрирования и дать простор свободе рынка. За основу экономической программы реформ была взята теория «социального рыночного хозяйства», поскольку Л. Эрхард был ее приверженцем. Сама реформа была тщательно продумана и подготовлена, проводилась последовательно и решительно. Первым мероприятием, явившимся своеобразной предпосылкой для общей реформы германского экономического механизма, стала денежная реформа 1948 года. Новая немецкая марка обменивалась в соотношении 1:10, старая марка изымалась из обращения. Часть денежных средств, оставшихся после обмена, была заморожена на спецсчетах. Для сдерживания темпов инфляции фактический курс обмена новых денег на старые составил 1:15. Поэтому размеры денежной массы были сокращены более чем в 14 раз, а рост цен остановился через полгода. Достигнутый успех в финансовой и денежно-кредитной системах был использован в других сферах. Исключительная заслуга Л. Эрхарда в том, что была поставлена главная задача – развитие собственного производства. Государственной поддержкой пользовались такие жизненно важные отрасли, как угольная промышленность, металлургия, электроэнергетика. Выдвигался принцип повышения заработной платы трудящимся в соответствии с ростом производительности труда. Экономика Германии в ходе реформ получала серьезную внешнюю помощь в виде поставок топлива, продовольствия, семян, удобрений, транспорта и имущества американской армии.
Сбалансированность государственного бюджета достигалась посредством систематического сокращения расходов, смягчения налоговой нагрузки, контроля за деятельностью госслужащих, запрещения их дополнительного набора, повышения окладов, ненужных служебных поездок. Одновременно увеличение доходов предусматривалось за счет улучшения качества товаров, низких налогов, антимонопольного регулирования, защиты внутреннего рынка от внешних конкурентов, льготного инвестирования. Жесткому регулированию подвергались цены, запрещалось их произвольное повышение, периодически публиковались каталоги умеренных цен. Особое место отводилось проведению социальной политики. По мнению Л. Эрхарда, социальная политика – это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов. Соответственно для повышения уровня жизни населения малообеспеченные его слои освобождались от налогообложения, не увеличивались косвенные налоги, финансирование общественных программ осуществлялось путем высокого налогообложения и лишения некоторых льгот наиболее богатых граждан. Политика занятости обеспечивала переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, организацию общественных работ. Результаты не заставили себя ждать, и к началу 1950 года был превзойден довоенный уровень производства. Выбранная модель социальной рыночной экономики оправдала себя и в последующие годы. Реформа, приведшая к возрождению экономики Западной Германии, является образцом разумного определения последовательности шагов, средств и методов преобразований.
Научная обоснованность государственных решений потребовала создания специального научно-консультационного центра. В 1963 году был организован Совет экономических экспертов, который вносит в правительство рекомендации по четырем ключевым экономическим проблемам, получившие название «магического четырехугольника», а именно стабилизация денежного обращения и цен, решение проблем занятости, обеспечение внешнеэкономического равновесия, стабильный и равномерный экономический рост. Начиная с 1970-х годов правительство ФРГ определяет количественные параметры «магического четырехугольника»: рост цен на товары внутреннего спроса от 3 до 3,5%, средняя квота допустимой безработицы 0,7-1,2%, темпы роста ВНП от 4 до 4,5 %. Исполнение намеченного в отдельные периоды осложнялось кризисами 1970-1980-х годов, но по мере их преодоления правительство стремилось к обозначенным целям. Перемены в экономике ФРГ образца 1990-х годов были связаны с объединением Германии. С 1992 года объемы ВВП неизменно возрастали, хотя и разными темпами. До 1997 года показатели экономического роста в новых Федеральных землях значительно превосходили показатели Западной Германии, например, в 1992 году в Восточной Германии они составляли 7,8%, в Западной – 1,6%, в 1994 году 9,9 и 2,2% соответственно. В 1997 году темпы роста ВВП в западных землях оказались выше, чем в восточных (2,4 и 2% соответственно). Примечательно то, что в Восточной Германии наблюдался значительный рост производительности труда. Сопутствующим явлением этому стал высокий уровень безработицы, до 10 % трудоспособного населения. Сокращение занятости в обрабатывающей промышленности не компенсировалось медленным созданием новых рабочих мест в сфере услуг и совместилось по времени с сокращением объемов государственного финансирования создания новых рабочих мест и переобучения безработных. Успешной можно назвать борьбу с ростом цен в объединенной Германии. Всплеск инфляции, наблюдавшейся в восточных землях в начале 1990-х годов, удалось погасить уже в 1994 году. Благоприятствовало этому то, что спрос оставался весьма ограниченным, цены на нефть и сырье на мировых рынках сильно упали, а доля заработной платы в себестоимости готовой продукции снижалась. На фоне положительной экономической динамики внедряется режим экономии государственных расходов и одновременно он затрагивает частный сектор.
Типичной для Германии является государственно-корпоративная система регулирований. Многоотраслевые крупные корпорации и примыкающие к ним на подрядных основах малые и средние предприятия избегают внутриотраслевой конкуренции, определяя свои доли рынка, и преимущественно ведут внешнеотраслевую конкуренцию. Государство закрепляет за собой функции согласования общей экономической политики с союзом предпринимателей и профсоюзов. Государственное индикативное планирование охватывает пятилетний период и ежегодно корректируется. Контрольные индикаторы определяют прирост национального продукта, параметры занятости, реальную заработную плату, инфляцию или дефляцию, производительность труда, объемы и структуру экспорта продукции.
10.2. Экономика США: состояние и перспективы развития либеральной модели Экономика США традиционно ориентируется на либеральные принципы рыночного устройства. По-прежнему американцы уповают на рыночные силы, свободу конкуренции, индивидуальный успех. Экономическая деятельность государства ограничивается налогообложением, надзором над финансовыми учреждениями, регулированием естественных монополий. Современное положение США в мировом экономическом сообществе можно оценить как положение экономического и политического лидера. Тому способствовали продолжительная социально-политическая стабильность, удобное географическое положение, выгодные природно-климатические условия, богатство полезных ископаемых, удаленность от центров военных конфликтов, миграция экономически активного населения. Одновременно нельзя не обратить внимание на те проблемы, которые предстоит преодолеть США, а именно, сохраняется угроза локальных войн и терроризма на территории США, сохраняется расовая дискриминация, преступность и распространение наркотиков на порядок выше, чем в других развитых странах, растет социальная напряженность, вызванная образованием устойчивого общественного слоя, живущего за счет государственных пособий разного рода.
За прошедшие полвека экономика США развивалась неравномерно. В первые послевоенные десятилетия США по темпам роста уступали Японии и ФРГ, затем ситуация изменилась. Серьезные испытания для экономики США пришлись на 1970 годы и были связаны со спадом 1974-1975 годов. Стагнация экономики продолжалась и в последующие десятилетия. Только с началом 1990-х гг. состояние национальной экономики начало улучшаться. Экономический рост выражается не только в изменении объемов ВВП, но и в сбалансированности внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, низких темпах инфляции, относительно дешевом кредите, относительно низком уровне безработицы. Сторонники дерегулирования экономики положительную динамику 1990-х годов объясняют структурными преобразованиями 1980-1990-х годов, бурным развертыванием в стране информационной революции, увеличением доходов ТНК. Напротив, достигнутые успехи можно также объяснить проведением целенаправленной государственной политики. Государство, придерживаясь точки зрения о необходимости сохранения конкурентной среды, содействует развитию малого предпринимательства, в частности, в форме льготного кредитования. Отработанные механизмы реализации антитрестовских законов обеспечивают в большей степени ограничительный и превентивный характер антимонопольной политики. Случаи принудительного раздробления монополий и формального запрещения слияний достаточно редки. В США развитию науки и техники придают огромное значение, и поэтому доля затрат на НИОКР неизменно возрастает и составляет около 2,7-3 % ВВП. Лидерство США в научных разработках принадлежит в таких ведущих отраслях, как телекоммуникации, компьютеры, аэрокосмическая техника, ядерная и другие нетрадиционные виды энергетики, биотехнология. Частный сектор и государство в равной степени принимают участие в осуществлении и финансировании исследований. Основной формой участия государства является проектно-целевой контракт, выдаваемый на конкурентной основе. При активной поддержке федерального правительства и органов управления местного уровня формируются территориальные научно-производственные комплексы, так называемые технопарки, технополисы. Высокие темпы научно-технического прогресса влияют на технологическую структуру инвестиций. В обрабатывающей промышленности доля вложений в активные элементы основного капитала (машины и оборудование) возросли к 1990-м годам до 80-85%, прямо связаны с информационной технологией не менее половины капитальных затрат, внедрение электронной техники происходит во всех отраслях экономики, включая сельское хозяйство, сферу услуг. Структурные сдвиги в характере инвестиций находятся под влиянием государственной промышленной политики, предусматривающей финансирование и проведение НИОКР, федеральную контрактную систему, исполнителями заказов которой являются частные фирмы; инновационную политику, использующую налоговые и таможенные механизмы; амортизационную политику, обеспечивающую ускоренные сроки списания оборудования. Усиление позиций государства в современной экономике США выразилось в том, что доля расходов бюджетов всех уровней ВВП возросла с 23% в 1959 году до 32% в 1994 году и практически не изменилась в последующие годы. Доходную часть бюджетов всех уровней определяют налоговые поступления. Налоговая система США строится на принципах федерализма и ориентируется на прямое обложение личных доходов. Степень прогрессивности налогов на личные доходы и на прибыли относительно невелика по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Для сравнения ставка налога на доходы, превышающие 30 тысяч долларов в год, имеет вилку между 18% и 23%, для годового дохода менее 20 тысяч долларов в год ставка налога приближается к 10%. Налоговая система отличается обилием льгот, компенсаций, что требует значительных ресурсов для контроля за соблюдением правил уплаты налогов и создает лазейки для уклонения или снижения налогов. На протяжении периода 1982-1992 гг. серьезную трудность для правительства представлял дефицит федерального бюджета, который достиг своего пика в 1984 году – 15,3% ВВП при среднегодовом дефиците 4,5% ВВП. Только во второй половине 1990-х гг. рост бюджетных поступлений стал возможным благодаря общему экономическому росту. Одновременно сократился прирост расходов на чистые процентные выплаты по государственному долгу. В итоге дефицит федерального бюджета уменьшился в 1997 году до 40 миллиардов долларов, или 0,4% ВВП - наименьшего уровня с 1974 года. Государственная политика перераспределения доходов, появившись в 1930-е годы, переживала периоды оживления в 1960-е годы и 1990-e годы. Восьмидесятые годы были отмечены некоторой либерализацией социальной сферы, проводившейся администрациями Р. Рейгана и Дж. Буша. Тем не менее, социальные программы составляют важный элемент государственных финансов. В США бремя финансирования социальных программ распределяется между федеральным правительством, штатами и частными структурами. Американские пенсионеры часть средств получают по общегосударственной системе, а часть, причем значительную, выплачивают частные (корпоративные) пенсионные фонды. Медицинское обслуживание социально уязвимых слоев населения осуществляется через государственные медицинские программы. «Медикэйр» (оплата услуг для неработоспособных, главным образом, пенсионеров) и «Медикейд» (медицинская помощь бедным). Работающие американцы вынуждены, однако, покупать медицинскую страховку, стоимость которой велика. Десятки миллионов американцев получают разные формы бесплатного питания, квартирные дотации, пособия на детей. В корпоративном секторе продолжаются процессы, инициированные проведением жестких антикоррупционных мер в соответствии с законом Сарбанеса–Оксли. Усиление корпоративной и индивидуальной ответственности за нарушение правил делового поведения повышает доверие к американскому бизнесу. Получают всеобщее распространение новые критерии конкурентоспособности, ставящие на первое место углубленное изучение перспективных потребностей потребителей. Дальнейший стимул к развитию в виде снижения налогов и мер по рационализации бюрократических процессов ведения бизнеса получил сектор мелких и средних предприятий, обеспечивающий 70% занятости в стране.
10.3. Японское «экономическое чудо» После капитуляции Японии во 2-й мировой войне американские оккупационные власти провели в стране ряд реформ. С целью демилитаризации и демократизации новая конституция запрещала существование армии. Были распущены дзайбацу и принято антимонопольное законодательство; введено трудовое законодательство, предусматривавшее 8-часовой рабочий день, страхование по безработице и при несчастных случаях; поощрялись создание профсоюзов и система пожизненного найма. Система пожизненного найма и кружки контроля качества соответствовали японской традицию патернализма и лояльности фирме. В стране была также проведена аграрная реформа. Государство выкупало у крупных землевладельцев их имения с последующей продажей в собственность арендаторам. В результате к 1955 г. 70% обрабатываемой земли перешло в собственность тех, кто ее обрабатывает – фермеров. Финансовая стабилизация, осуществленная американским эмиссаром Дж. Доджем в 1949-1950 гг., выровняла цены с мировыми и позволила отменить нормирование продуктов. Был установлен фиксированный курс японской иены к доллару. К 1955 г. Япония вступила в МВФ и ГАТТ. Испытывая недостаток важнейших видов сырья для тяжелой промышленности, японцы нашли выход в модели проточной экономики. Новые металлургические заводы стали создаваться «на воде». Была реализована программа создания насыпных участков, с одной стороны которых через оборудованный приемный порт уголь, руда и другое сырье сразу поступает в обработку, а с противоположной – поступает готовая экспортная продукция в отгрузочный порт. Наладив дешевый импорт сырья через Тихий океан и освоив передовые методы производства (кислородно-конвертерный процесс и непрерывная разливка стали), в 1960-е гг. Япония вышла в лидеры сталелитейной промышленности, не имея собственных железорудных запасов. Вторая половина 1950-х гг. характеризуется индустриализацией сельского хозяйства, насыщением спроса на предметы потребления длительного пользования (черно-белые телевизоры, холодильники, стиральные машины) и ростом производства электронного оборудования. Сдвиг к океану явился фактором создания прогрессивной структуры и масштабного обновления производства. Фирма «Сони» наладила выпуск портативных транзисторных приемников, создан Комитет по компьютерным исследованиям. В 1960 г. японское правительство приняло «План удвоения национального дохода» за десятилетие. Реальные темпы ежегодного прироста в 1960-е гг. составили свыше 11% (при запланированных 9%), производительность труда в сельском хозяйстве выросла в 2,5 раза. Япония превратилась во вторую автомобильную державу мира. Стала мировым лидером в производстве телевизоров и радиоприемников. Субподрядные отношения между крупнейшими и малыми фирмами также обеспечивали экономический прогресс Японии. К 1970 г. Япония вышла на второе после США место в капиталистическом мире по объему ВНП. Страна Восходящего Солнца стала символом технического прогресса, быстро увеличивалась ее роль в мировой торговле.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |