Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон о ценообразовании (от 10 мая 1999 г. № 255-3)




НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

(Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 11.05.99 г., регистрационный номер 2/30,

вступил в силу с 13.05.99 г.)

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной поли­тики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о ценообразовании

Законодательство Республики Беларусь о ценообразовании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Статья 3. Основные понятия и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия и их определения:

цена - денежная оценка стоимости единицы товара;

тариф - денежная оценка стоимости единицы работы, услуги;

ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными пред­принимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица (в дальнейшем - предприниматель), и другими субъек­тами ценообразования;

свободная цена (тариф) - цена (тариф), складывающаяся под воздейст­вием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

регулирование ценообразования - воздействие на процессы установле­ния и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем прове­дения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования;

регулируемая цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая соответст­вующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридиче­ским лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину;

фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;

предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величинакоторой ограничена верхним и (или) нижним пределами;

предельная торговая надбавка (скидка) - ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения;

предельный норматив рентабельности - устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах;

декларирование цен (тарифов) - регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.

Статья 4. Субъекты ценообразования

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать:

юридические лица и предприниматели;

республиканские органы государственного управления;

областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Статья 5. Основные принципы ценообразования

Основными принципами ценообразования являются:

определение основ государственной политики в области ценообразования;

сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономи­чески обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и другихмер государственной поддержки;

государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

 

Глава 2. СВОБОДНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Статья 6. Сфера применения свободных цен (тарифов)

В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).

 

Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Статья 7. Сфера применения регулируемых цен (тарифов)

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доми­нирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный; перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 8. Способы регулирования цен (тарифов)

Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:

фиксированных цен (тарифов);

предельных цен (тарифов);

предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

порядка определения и применения цен (тарифов);

декларирования цен (тарифов).

Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразо­вания, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулиро­вания цен (тарифов), исходя из государственных интересов и складываю­щейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установ­ленном законодательством.

 

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯ-ЮЩИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ; ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Статья 9. Определение государственной политикив области ценообразования

Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.

Статья 10. Государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль за ценообразованием

Государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь, в соответствии с законодатель­ством являются:

республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;

другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;

областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Статья 11. Полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием

Республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием:

вырабатывает предложения об основах государственной политики в области ценообразования и обеспечивает ее реализацию в республике;

определяет формы и способы государственного ценового регулирова­ния, порядок установления и применения цен (тарифов), а также порядок их декларирования, осуществляет методическое руководство ценообразованием, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории Республики Беларусь;

координирует работу других республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных и распоря­дительных органов по осуществлению регулирования и контроля за ценооб­разованием;

осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), применяя способы, предусмотренные законодательством;

принимает обязательные для субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей) решения о введении, изменении или прекращении регулирования ценообразования в случаях, предусмотренных законода­тельством;

осуществляет контроль за установлением и применением субъектами ценообразования регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими установ­ленного порядка применения цен (тарифов);

дает обязательные к исполнению указания об устранении выявленных в процессе контроля нарушений, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением действующего порядка ценооб­разования, вводит режим регулирования цен (тарифов) в отношении субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), систематически нарушающих этот порядок;

дает предписания другим республиканским органам государственного управления, областным и Минскому городскому исполнительным и распо­рядительным органам об отмене или изменении принятых ими решений по вопросам регулирования и контроля за ценообразованием, не соответствующих требованиям законодательства Республики Беларусь о ценообразовании;

принимает в порядке, установленном законодательством, решения о применении экономических санкций к юридическим лицам, предпри­нимателям, допустившим нарушения законодательства о ценообразовании, о полном или частичном освобождении этих субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей) от применения экономических санкций с учетом их финансового состояния и характера допущенных нарушений, а также о привлечении к административной ответственности руководителей и других должностных лиц таких субъектов ценообразования.

Другие республиканские органы государственного управления Респуб­лики Беларусь, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием, осуществляют регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования в соответствующих отраслях экономики в соот­ветствии с законодательством.

Областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах административно-территориальных единиц:

обеспечивают реализацию государственной политики в области ценообразования;

осуществляют регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и контроль за применением установленного порядка ценообразования;

принимают в порядке, установленном законодательством, решения о применении экономических санкций к юридическим лицам, предпринимателям, допустившим нарушения законодательства о ценообразовании, о полном или частичном освобождении этих субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей) от применения экономических санкций с учетом их финансового состояния и характера допущенных нарушений, а также о привлечении к административной ответственности руководителей и других должностных лиц таких субъектов ценообразования.

 

Глава 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРА­ЗОВАНИЯ

Статья 12. Права юридического лица, предпринимателя в области цено­образования

Юридическое лицо, предприниматель имеют право:

самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование;

обжаловать в установленном законодательством порядке решения, при­нятые в отношении их республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распо­рядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании. Обжалование в установленном законодательством порядке решений не приостанавливает их выполнения.

Статья 13. Обязанности юридического лица, предпринимателя в области ценообразования

При установлении и применении цен юридическое лицо, предприниматель обязаны:

выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;

соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, преду­смотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;

предоставлять соответствующим государственным органам, осущест­вляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контролязасоблюдением установленного порядка ценообразования.

 

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Статья 14. Ответственность юридических и должностных лиц,

предпринимателей за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании

Юридические и должностные лица, предприниматели несут ответст­венность за:

нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен (тарифов), завышение или занижение цен (тарифов), в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения;

применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок)натовары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное регулирование;

нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов);

нарушение установленного порядка декларирования и применения цен (тарифов).

К юридическим лицам, предпринимателям, допустившим нарушения, предусмотренные настоящей статьей, применяются санкции в виде взыска­ния в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате приме­нения цен ниже установленных государственными органами, осуществля­ющими регулирование и контроль за ценообразованием, и наложения штрафа в таком же размере.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, влекут взыска­ние в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием, и наложение штрафа в дву­кратном размере такой выручки (суммы средств).

Указанные в настоящей части штрафы не подлежат уменьшению на сумму налогов и иных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Руководители юридического лица и другие должностные лица, пред­приниматели несут иную ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании в соответствии с действующим законодательством.

Статья 15. Ответственность должностных лиц государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием

Должностные лица республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих в соответствии с настоящим Законом регулирование и контроль за ценообразованием, несут в соответствии с законодательством ответственность за разглашение представляемой им информации, являющейся коммерческой тайной субъектов ценообразования (юридических лиц, Предпринимателей), а также за нарушение законодательства о ценообразовании.

Статья 16. Порядок принятия и обжалования решений государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием

Принятие решений по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования ценообразования, применения экономических санкций к субъектам ценообразования (юридическим лицам, предпринима­телям) за нарушение ими законодательства о ценообразовании, а также обжалование этих решений осуществляются в установленном законодатель­ством порядке.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.