КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение . 1 страница
Причины изменения технического состояния и отказов гидравлических и пневматических систем Причины изменения технического состояния и отказов механических систем ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОТКАЗОВ ОБЪЕКТОВ Детали и узлы, входящие в состав механических систем, делят на детали и узлы общего и индивидуального назначения. Детали и узлы общего назначения используются практически во всех механических системах. К ним относятся соединительные детали (соединения), детали передач и подшипники. Соединения могут быть выполнены неразъемными (соединение сваркой, пайкой, клепкой, склеиванием, напрессовкой) или разъемными (болтовое, винтовое и т. п. соединения). Детали передач предназначены для передачи энергии на расстояние. К ним относятся зубчатые колеса, шкивы, звездочки, ремни, цепи, а также оси, валы, муфты. Подшипники делятся на подшипники качения и подшипники скольжения. Подшипники качения являются опорами вращающихся и качающихся деталей и состоят из наружного и внутреннего колец, тел качения (шариков или роликов) и сепаратора (разделяющего тела качения). Подшипники скольжения являются опорами вращающихся деталей. Простейший подшипник скольжения – это отверстие в корпусе машины, но обычно в отверстие вставляется вкладыш из антифрикционного материала. Детали и узлы индивидуального назначения применяются в механических системах определенных типов. К ним относятся шарнирно-рычажные и кулачковые механизмы (преобразующие вращательное движение в возвратно-поступательное или качательное и наоборот), пружины и рессоры (предназначенные для смягчения толчков и ударов и защиты от вибраций), маховики (обеспечивающие равномерность движения), маятники и грузы (служащие для уравновешивания механизмов или для накопления энергии), колеса (выполняющие функцию движителя в транспортных машинах), цилиндропоршневые группы (в двигателях внутреннего сгорания, насосах), клапаны (управляющие расходом газов или жидкостей) и т. д. В процессе эксплуатации детали механических систем подвергаются воздействию различных факторов. Наиболее существенное влияние на механические системы оказывают механические нагрузки, температура, влажность, пыль и др. Эти факторы влияют на техническое состояние систем и, в конечном итоге, служат причиной перехода систем в предельное состояние, частным случаем которого является отказ. Процесс изменения технического состояния нельзя предотвратить даже выполнением всех правил проектирования, изготовления и эксплуатации. Ошибки же, допущенные при проектировании, изготовлении и эксплуатации, ускоряют этот процесс и часто являются причиной ранних отказов. Так, типичными ошибками проектирования (конструктивными ошибками) механических систем являются: – наличие концентраторов напряжения, – ошибки в распределении нагрузок, – неправильный расчет эксплуатационных нагрузок, – неправильный выбор материалов, – неправильный расчет и недостаточная защищенность узлов трения и др. К ошибкам и дефектам изготовления (технологическим ошибкам и дефектам) относятся: – ошибки в составе материалов, – дефекты при плавке (раковины, неметаллические включения), – ошибки при механической обработке (задиры, трещины, ожоги), – ошибки и дефекты сварки, сборки, термообработки. Основными эксплуатационными причинами изменения технического состояния являются: – нарушение условий эксплуатации и технического обслуживания, а также – непредвиденные нагрузки и перегрузки узлов и деталей систем. Изменение технического состояния механических систем связано с происходящими в них необратимыми процессами: изнашиванием, пластической деформацией, пластическим разрушением, усталостным старением, коррозией, физико-химическим изменением материала. Изнашиванием называется процесс изменения размеров, формы, массы или состояния поверхности деталей вследствие разрушения и отделения их поверхностного слоя при трении. Результатом изнашивания является износ. В зависимости от причин, вызывающих изнашивание механических деталей, различают: – абразивное изнашивание (вследствие режущего действия твердых частиц, например, пыли и песка), – изнашивание вследствие пластических деформаций (заключающееся в перемещении внешних слоев трущихся поверхностей и приводящее к изменению размеров деталей без потери их массы), – усталостное изнашивание или изнашивание при хрупком разрушении (когда поверхностный слой в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается), – адгезионное или молекулярно-механическое изнашивание (в результате молекулярного сцепления и глубинного вырывания материалов трущихся поверхностей, например, поверхностей шестерен), – окислительное или коррозионно-механическое изнашивание (состоящее в механическом разрушении постоянно образующихся на поверхностях трения под агрессивным воздействием среды непрочных оксидных пленок, например, в плунжерных парах или на деталях цилиндропоршневой группы), – эрозионное изнашивание (под воздействием на механические детали потока жидкости или газа, например, изнашивание жиклеров), – электроэрозионное изнашивание (эрозионное изнашивание под воздействием электрического разряда, например, электродов свечей). Пластическая деформация происходит при воздействии нагрузки, превышающей предел текучести вязкого материала, а пластическое разрушение – при нагрузке, превышающей предел прочности хрупкого материала. Часто твердые материалы разрушаются при нагрузках, меньших предела прочности и даже предела текучести. Такое разрушение называют усталостным. Усталостное разрушение происходит вследствие у сталостного старения, которое является результатом постепенного накопления и роста усталостных трещин обычно при циклическом или знакопеременном приложении нагрузок. Способность материалов воспринимать циклические и знакопеременные напряжения без разрушения называется циклической прочностью или выносливостью. Коррозией (лат. cоrrōsīvus [corrodo] –едкий, разъедающий от лат. rōdo, rōsī, rōsum – грызть, глодать, разъедать) называют разрушение металлов, вызванное химическим или электрохимическим воздействием внешней среды. Коррозии подвержены металлические детали, не защищенные от агрессивного воздействия среды. В зависимости от механизма ее процесса, коррозию делят на химическую и электрохимическую. Химическая коррозия протекает в газах и парах без конденсации влаги на поверхности металла или в жидкостях, не проводящих электрического тока. Обычно химическая коррозия связана с окислением металла кислородом. Электрохимическая коррозия проявляется при соприкосновении металлов с растворами, проводящими электрический ток (например, при конденсации влаги на поверхности металла). В этом случае поверхность металла, смоченная токопроводящей жидкостью, становится похожей на множество маленьких короткозамкнутых гальванических элементов – разнородных металлов, погруженных в электролит. Это явление обусловлено химической неоднородностью любого металлического изделия – примесями, кристаллами и т. д. Под действием электродвижущей силы с участков поверхности, имеющих более отрицательный потенциал, удаляются атомы металла, и эти участки постепенно “растворяются”. Если среда отрицательнее металла, то соли и щелочи, содержащиеся в электролите, осаждаются на металлической поверхности. При этом часто происходит разрушение металла. Процесс физико-химического изменения материалов называется старением. Старению подвержены как металлы, так и полимерные материалы. Старение полимерных материалов связано с процессами деструкции и структурирования полимеров. Деструкцией называется распад основных цепей макромолекул на более простые цепи или изменение структуры макромолекул без разрыва цепей под воздействием температуры, света, воды, кислорода и т. д. При структурировании в полимерах происходит образование дополнительных внутренних связей. Старение полимерных материалов приводит к существенному изменению их физико-химических свойств – предела прочности, эластичности, сопротивления пластической деформации и др. Так, например, при старении натурального каучука в результате деструкции происходит его размягчение, а в результате структурирования – охрупчивание. Старением металла или сплава называют процесс его постепенного перехода с течением времени из неравновесного состояния, в котором он может находиться, в равновесное. Основными видами старения металлов и сплавов являются: – распад пересыщенных твердых растворов, – мартенситное превращение и распад мартенситной структуры и – полиморфное превращение. При изготовлении сплавов растворимость компонентов в основном металле увеличивается с ростом температуры. После нагрева до высокой температуры и быстрого охлаждения (закалки) твердый раствор становится пересыщенным, поскольку в холодном растворе оказывается растворенным большее количество компонента, чем то, которое соответствует растворимости компонента в основном металле при данной температуре. Структура такого сплава является неустойчивой (метастабильной), и в нем начинаются процессы распада – обеднения пересыщенного раствора и перехода сплава в стабильное состояние. В ходе этих процессов атомы растворенного компонента скапливаются в определенных местах кристаллической решетки и постепенно образуют собственные кристаллические решетки. Затем решетки отрываются и объединяются в самостоятельные дисперсные частицы. В растворенном состоянии в сплаве остается соответствующее его температуре количество компонента, и структура сплава становится стабильной. Мартенситом называют микроструктуру особого игольчатого вида, существующую в некоторых закаленных металлических сплавах и чистых металлах. Сталь мартенситной структуры отличается максимальной твердостью и прочностью. Мартенситная структура образуется в результате мартенситного превращения. Мартенситное превращение заключается в относительном смещении атомов в решетке при охлаждении сплава с достаточно большой скоростью. В небольших количествах мартенситная структура может образовываться даже при постоянной температуре. Стали мартенситной структуры представляют собой пресыщенный твердый раствор углерода в a-железе, получаемый при закалке аустенита. При небольших нагревах мартенситных сталей (до 100 – 250 °C) – отпуске – мартенситная структура начинает распадаться. Распад сопровождается выделением углерода из решетки железа и образованием карбида железа и завершается наступлением метастабильного равновесия. Полиморфные превращения возможны для металлов и сплавов, способных существовать в двух или нескольких кристаллических структурах (модификациях). Полиморфным превращением называется переход одной модификации в другую при охлаждении до определенной температуры – точки перехода. Этот переход всегда сопровождается изменением объема. Старение металлов и сплавов – не всегда вредное явление. Часто оно приводит к улучшению требуемых свойств. Например, в результате старения алюминиевых и медных сплавов повышается их прочность, при старении никелевых сплавов повышается прочность и жаростойкость, а распад мартенситной структуры стали приводит к дополнительному упрочнению за счет образования карбидной фазы. Поэтому в промышленности часто прибегают к искусственному старению металлов и сплавов. Вообще же старение материалов – явление столь же нежелательное, сколь и неизбежное. Так, изменение структуры металлов при полиморфном превращении полностью изменяет свойства металлов, резинотехнические изделия со временем утрачивают прочность и эластичность, распад пересыщенных твердых растворов сопровождается снижением сопротивления сплава коррозии, появлением напряжений в зернах и, вследствие этого, коррозионным растрескиванием. Опыт эксплуатации машин показывает, что соединения разрушаются обычно вследствие аварийных нагрузок. Зубчатые колеса в условиях хорошей смазки выходят из строя от усталостного выкрашивания, а при недостатке смазки или при высоких нагрузках, когда защитная масляная пленка разрушается, возможно их заедание. Ремни разрушаются, как правило, в результате старения. В цепях разрушаются втулки вследствие ударных нагрузок. Муфты, крутящий момент в которых передается посредством резинового элемента (упругая втулочно-пальцевая, упругая с торообразной оболочкой), теряют работоспособность вследствие старения резины. В муфтах с металлическими пружинами обычно ломаются пружины либо вследствие перегрузок, либо из-за потери прочности при усталости. Причиной потери работоспособности фрикционных муфт является загрязнение и замасливание фрикционных поверхностей. Валы либо переходят в предельное состояние вследствие износа посадочных мест, либо утрачивают работоспособность по причине усталостного разрушения или деформации, вызванной аварийными нагрузками. Подшипники скольжения подвержены абразивному изнашиванию, особенно при попадании пыли и песка. Подшипники качения также подвержены абразивному изнашиванию; кроме того, для них характерно усталостное выкрашивание. Что касается деталей и узлов индивидуального назначения, то те из них, которые представляют трущиеся пары, подвержены абразивному или коррозионно-механическому изнашиванию, а также заеданиям и заклиниваниям при попадании посторонних твердых частиц. Металлические упругие элементы разрушаются при потере циклической прочности в результате усталостного старения. Клапаны подвержены эрозионному изнашиванию и, вследствие этого, постепенно переходят к предельному состоянию. Детали, изготовленные из полимерных материалов, или охрупчиваются в результате старения и разрушаются, или размягчаются при воздействии активной среды (например, масла) и перестают выполнять требуемые функции. Металлические детали, незащищенные антикоррозионным покрытием, помимо всего прочего, подвержены коррозии, особенно, если они эксплуатируются вне помещений: соли, кислоты и щелочи, содержащиеся в почве, воде и воздухе ускоряют процесс коррозионного изнашивания.
В общую систему с механическими узлами и деталями в современных машинах и механизмах часто включаются гидравлические и пневматические системы, которые обычно выполняют функцию приводов рабочих органов различного назначения. Такие приводы представляют собой совокупность источника питания энергией и устройства для преобразования и транспортирования энергии к рабочему органу посредством рабочего тела – жидкости или газа. Основными элементами гидро- и пневмоприводов являются: источники питания, распределители и усилители мощности, исполнительные органы, устройства управления, магистрали и трубопроводы, а также уплотнения, емкости, фильтры и т. п. Источником питания может быть гидро- или пневмонасос с двигателем или аккумулятор рабочего тела. Распределители и усилители мощности представляют собой золотниковые пары и дроссели различных типов. Исполнительными органами являются гидро- и пневмоцилиндры и объемные двигатели. Устройства управления делятся на устройства механического и электрического управления и в общем случае представляют собой совокупность регуляторов расхода, давления и направления потоков рабочего тела. Роль таких регуляторов выполняют золотниковые пары, дроссели, клапаны, обратные клапаны, гидрозамки и т. п. Магистрали и трубопроводы выполняют функции путей транспортирования энергии рабочим телом. Гидравлические и пневматические системы как правило являются ответственными узлами, от которых зависит работоспособность технической системы в целом. Поэтому с целью избежания причин изменения технического состояния гидравлических и пневматических систем к их проектирова-нию, изготовлению и эксплуатации предъявляются повышенные требования. Конструктивными причинами изменения технического состояния и отказов гидравлических и пневматических систем чаще всего являются: – ошибки в расчете и распределении нагрузок, – неправильный выбор материалов и методов термической обработки, – неправильный выбор методов формообразования деталей, – неправильный расчет уплотнений и др. К технологическим ошибкам и дефектам относятся: – ошибки в составе материалов, – нарушение технологии формообразования деталей, – ошибки и дефекты при нанесении упрочняющих и антикоррозионных покрытий, – ошибки и дефекты термообработки (недостаточная твердость и износостойкость, изменение размеров деталей), – ошибки и дефекты сварки, сборки и механической обработки. Конструктивные и технологические негативные факторы проявляются в процессе эксплуатации технических систем, дополняя и ускоряя действие эксплуатационных факторов. Факторы, оказывающие влияние на техническое состояние гидравлических и пневматических систем при их эксплуатации, делят на – климатические, – гидравлические и – механические или нагрузочные. Наиболее важным из климатических факторов является температура. При этом отрицательное воздействие оказывает не только существенно низкая или высокая температура окружающей среды, но и периодические резкие изменения температуры. Понижение температуры приводит к охрупчиванию пластмассовых и резиновых деталей, загустению смазки, деформации деталей и т. д. Повышенная температура также вызывает деформацию деталей, изменение структуры полимеров, являющихся материалом пластмассовых и резиновых деталей, снижение вязкости смазочных материалов. Резкие изменения температуры ускоряют процесс старения как полимерных так и металлических деталей, приводят к температурной деформации деталей привода. Влажность воздуха, иней и роса оказывают неблагоприятное воздействие на гидро- и пневмоприводы. Находясь на поверхности и проникая внутрь металла через поры и трещины, влага вызывает его коррозию. При контакте с элементами электронных систем управления она изменяет их электрические параметры, нарушая работу систем управления. Пыль, песок, водяные брызги также являются существенными климатическими факторами, оказывающими отрицательное воздействие на гидрав-лические и пневматические системы, эксплуатирующиеся в незащищенных местах. Пыль и песок ускоряют износ подвижных соединений и загрязняют рабочие жидкости. Водяные брызги вызывают коррозию металлических деталей и могут вывести из строя детали электропривода и электронной аппаратуры. Для гидравлических приводов, рабочим телом в которых является жидкость, существенно влияющими на техническое состояние оказываются гидравлические факторы, к которым относятся загрязненность рабочей жидкости, степень содержания в ней воздуха и температурные изменения ее характеристик. Контактируя с резиновыми уплотнениями, рабочая жидкость часто оказывает на них неблагоприятное воздействие. В зависимости от материала уплотнений и состава рабочей жидкости между ними происходят химические реакции, приводящие к набуханию или усадке уплотнений. Набухание уплотнений может происходить также в результате механического проникновения рабочей жидкости в материал уплотнений. Повышенное содержание серы в рабочей жидкости приводит к отвердению и охрупчиванию поверхности резины с последующим ее растрескиванием. Процессу отвердения способствует повышенная температура поверхностей трения резиновых уплотнений. Очищенная перед заправкой рабочая жидкость постепенно загрязняется попадающей из окружающей среды через системы дренажа и уплотнения пылью, а также продуктами износа сопряженных деталей привода и окисления как молекул самой рабочей жидкости, так и элементов присадок. Загрязненная жидкость постепенно засоряет фильтры, увеличивая тем самым нагрузку на гидронасосы, способствует износу золотниковых элементов и дроссельных отверстий, что, в свою очередь, приводит к снижению объемного коэффициента полезного действия насоса. Присутствие в рабочей жидкости воздуха изменяет ее упругость, которая определяет динамические характеристики рабочей жидкости. В настоящее время распространяются системы с автоматическим регулированием давления подачи рабочей жидкости. Наполненная воздухом рабочая жидкость является дополнительным упругим элементом в замкнутой системе автоматического регулирования, что при недостатке демпфирования может привести к потере устойчивости и, вследствие этого, даже выходу из строя гидравлического привода. При движении рабочей жидкости по каналам привода давление в жидкости распределяется не равномерно, а зависит от скорости потока на отдельных участках. При снижении давления ниже критической величины растворенный в рабочей жидкости воздух выделяется в виде пузырьков, нарушая сплошность потока. Это явление называется кавитацией. При попадании в зону высокого давления кавитационные пузырьки лопаются, вызывая удары жидкости о стенки каналов, что постепенно приводит к раз-упрочнению и разрушению твердых материалов. Температура оказывает влияние на вязкость и плотность рабочей жидкости. Уменьшение вязкости и плотности при повышении температуры снижает сопротивление движению жидкости, что благоприятно сказывается на механическом коэффициенте полезного действия привода. Однако при этом возрастают утечки рабочей жидкости, а это приводит к снижению объемного коэффициента полезного действия. При понижении температуры объемный коэффициент полезного действия увеличивается, а механический уменьшается. В связи с этим, для каждого гидропривода существует значение температуры рабочей жидкости, при которой общие потери мощности минимальны, а общий коэффициент полезного действия максимален. К механическим (нагрузочным) факторам, влияющим на техническое состояние гидро- и пневмоприводов, относятся удары, толчки, вибрации и изменение нагрузки на исполнительных органах, обусловленные работой как самих приводов, так и сопряженных с ними механизмов. Удары, толчки и изменение нагрузки на исполнительных органах могут деформировать пластичные детали конструкции. Кроме того, удары и толчки вызывают колебания упругих элементов конструкции с собственной частотой. Колебания способствуют постепенному появлению трещин в деталях, изготовленных из хрупких материалов, и, в конечном итоге, могут привести к поломке этих деталей. Воздействие вибраций вызывает вынужденные механические колебания конструкции, которые также разрушают хрупкие материалы, вызывают усталостное старение пластичных материалов, а при определенных частотах могут нарушить работу системы автоматического регулирования гидравлического привода. На устойчивость работы гидравлических и пневматических приводов также оказывают влияние так называемые позиционные нагрузки, инерционные нагрузки и силы трения. Позиционными называются нагрузки, изменяющиеся пропорционально перемещению исполнительного органа от нейтрального положения. Поэтому другое их название – пружинные нагрузки. Инерционные нагрузки обусловлены инерционностью (массой или моментом инерции) исполнительных органов и связанных с ними масс. Позиционные и инерционные нагрузки превращают привод в колебательную систему, что при недостатке сил трения в приводе приводит к переходным колебательным процессам исполнительного органа, а при попытке автоматического регулирования положения исполнительного органа может вызвать потерю устойчивости. Как показывает практика, большинство отказов гидро- и пневмоприводов обусловлено выходом из строя уплотнений вследствие усталостного износа и теплового старения резины. В гидроприводах старению резины способствует влияние рабочей жидкости. Большое число отказов происходит из-за разрушения трубопроводов и шлангов. К отказам приводит и повышение усилия страгивания подвижных звеньев золотниковых распределительных устройств и утечки через золотниковые пары, а также износ и засорение дросселей и фильтров. Для приводов с электрическим управлением большая доля отказов связана с выходом из строя электрических элементов – датчиков обратной связи, электроклапанов и т. п. Повышение эксплуатационных силовых нагрузок может привести к механической поломке силовых элементов привода.
Список рекомендуемой литературы 1. Буловский, П. И. Надежность приборов систем управления: справочное пособие / П. И. Буловский, М. Г. Зайденберг. – Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1975. – 328 с. 2. Голинкевич, Т. А. Прикладная теория надежности: учебник для вузов по спец. “Автоматизированные системы управления” / Т. А. Голинкевич. – М.: Высш. шк., 1985. – 168 с. 3. ГОСТ 27.002 – 89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. 4. Надежность и эффективность в технике: справочник. В 10 т. / ред. совет: В. С. Авдуевский (пред.) [и др.]. Т.1. Методология. Организация. Терминология / под ред. А. И. Рембезы. – М.: Машиностроение, 1986. – 224 с. 5. Надежность и эффективность в технике: справочник. В 10 т. / ред. совет: В. С. Авдуевский (пред.) [и др.]. Т.2. Математические методы в теории надежности и эффективности / под ред. Б. В. Гнеденко. – М.: Машиностроение, 1987. – 280 с. 6. Надежность и эффективность в технике: справочник. В 10 т. / ред. совет: В. С. Авдуевский (пред.) [и др.]. Т.6. Экспериментальная отработка и испытания / под общ. ред. Р. С. Судакова, О. И. Тескина. – М.: Машиностроение, 1989. – 376 с. 7. Надежность технических систем: справочник / Ю. К. Беляев, В. А. Богатырев, В. В. Болотин [и др.]; под ред. И. А. Ушакова. – М.: Радио и связь, 1985. – 608 с. 8. Решетов, Д. Н. Надежность машин: учеб. пособие для машиностр. спец. вузов / Д. Н. Решетов, А. С. Иванов, В. З. Фадеев; под ред. Д. Н. Решетова. – М.: Высш. шк., 1988. – 238 с. 9. Сборник задач по теории надежности / А. М. Половко, И. М. Маликов, А. Н. Жигарев, В. И. Зарудный / под ред. А. М. Половко и И. М. Маликова. – М.: Советское радио, 1972. – 408 с. 10. Труханов, В. М. Методы обеспечения надежности изделий машиностроения / В. М. Труханов. – М.: Машиностроение, 1995. – 304 с. 11. Труханов, В. М. Надежность в технике / В. М. Труханов. – М.: Машиностроение, 1999. – 598 с. 12. Чернышов, К. В. Основы теории надежности и диагностики: учеб. пособ. / К. В. Чернышов; ВолгГТУ. – Волгоград, 2003. – 59 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. (по ГОСТ 27.002-89)
______________________
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |