КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
России и в СССР 2 страница
1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 93
динамическое) проявление — на вегетативном, электроэнцефалографическом, мо- торном и т. д. уровнях»1. Рассмотренные соображения, если говорить кратко, лишают психологическую науку права на собственную (психологическую) теорию, объясняющую механиз- мы тех явлений, которые она изучает. Причины индивидуально-психологических различий, тех же особенностей личности, стремятся обнаружить на вегетатив- ном (!) уровне. Подобная «игра на понижение» — не что иное, как одна из форм психофизиологического редукционизма. Можно предположить, что недооценка индивидуальных различий, их изучение только на низшем уровне, ориентация на раскрытие наиболее общих психических закономерностей в известном смысле сти- мулировалась и социальным заказом, видением особого места психологической науки в социалистическом обществе, обществе равных друг другу людей. Анализируя просчеты, ошибки советской психодиагностики, говоря о том, что она оставила нам в качестве наследства, а ситуация в этой области исследований мало изменилась со времен распада СССР, нельзя обойти и ее достижения в этот период. В 1980-е гг. продолжается обсуждение общих и частных проблем психоди- агностики, при этом широко привлекается собственный исследовательский опыт. Назовем книги Е. Т. Соколовой (1980), В. С. Аванесова (1982), М. М. Кабанова с сотр. (1983), Б. В. Кулагина (1984), Л. Ф. Бурлачука (1989), Б. Г. Херсонского (1989). Каждая из них вызывала значительный интерес психологов всех специаль- ностей, внимательно изучалась практиками. Появляются первые учебные посо- бия для студентов2, первый словарь-справочник3, адресованный широкому кругу специалистов. В этих работах, и это следует отметить особо, реализуется слияние тестологического, измерительного подхода с дифференциально-психологиче- ским, что составляет подлинную сущность психологической диагностики как нау- ки. В эти годы окончательно изживается все еще бытовавшее среди психологов старшего поколения мнение о том, что «тенденция обособления "психодиагно- стики" в особую научно-практическую дисциплину, со своим предметом, теорией и методами... представляется... построенной на ложных основаниях» (Д. Б. Эль- конин, 1980). Делаются первые шаги на пути разработки оригинальных методик, многие из которых сегодня достаточно активно используются в психологических иссле- дованиях (А. Е. Личко и др., 1983; В. М. Мельников и Л. Т. Ямпольский, 1985; К. Акимова и др., 1988; В. В. Столин и др., 1988; А. А. Кроник, 1991 и др.). Необхо- димо подчеркнуть важность начатой в 1980-е гг. работы по преодолению почти то- тальной психометрической безграмотности психологов, воспринимавших как не- что экзотическое требования к надежности и валидности тестов и не имевших эле- ментарных навыков их конструирования. Обращается внимание и на разработку (не завершенную до сих пор) этических норм, которыми должны руководство- ваться создатели и пользователи психологических тестов.
шие задачи системных исследований // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — № 5. — С. 3-17. 94 Глава 1. История психодиагностики. Введение
В конце 1980-х гг. все более отчетливо определяются основные области ис- следований в психодиагностике, постепенно приобретающей статус науки мно- гоотраслевой — общей психодиагностики. К специальным психодиагностикам, складывающимся в этот период, можно отнести: клиническую, профессиональ- ную, спортивную м педагогическую. Во всех этих областях внедряются компью- терные варианты диагностических тестов, а тем самым расширяются границы общей психодиагностики, все чаще обращающейся к вопросам разработки, оцен- ки эффективности и применения диагностических средств с учетом возможнос- тей, предоставляемых современной вычислительной техникой. После распада Советского Союза, в последнее десятилетие XX в. развитие пси- хологической диагностики, впрочем как и других наук, естественно, несколько затормозилось. Тем не менее в основных психологических центрах, которыми про- должали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург в Рос- сии, а в Украине — Киев, велась определенная работа в области психодиагности- ки, позволившая достигнуть заметных результатов. Одной из существенных проблем этого периода, оставшихся в наследство от советской психодиагностики, была острая нехватка методик для практических психологов. Кустарно изготовленные тесты, а в основном это были неадаптиро- ванные зарубежные методики, не могли удовлетворять психологов. Поэтому важ- ным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) — предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные. В отличие от многих известных западных фирм — производителей тестов, ИМАТОН не только распространитель собственной продукции, но и организатор ее научного сопровождения. Психологи-практики могут получить или совершенствовать свои знания в области психодиагностики, работая с тестами путем участия в кратко- срочных обучающих программах, а также конференциях, которые регулярно про- водятся ИМАТОНом. Среди новых публикаций следует отметить первую на русском языке книгу, посвященную конструированию тестов1, новые учебные пособия2, а также очеред- ное издание словаря-справочника по психодиагностике. Наряду с конструирова- нием оригинальных тестов, которых становится все больше, продолжается и адап- тация известных зарубежных, проверка их надежности и валидности на отече- ственных выборках. Тем не менее и в 1990-е гг. продолжает сохраняться известный дефицит психологических методик. Достаточно сказать, что проведенный «Пси- хологической газетой» (№ 4/43, 1999) опрос показал, что лидируют по частоте использования в России тест Люшера (51 % опрошенных!), личностный опросник Кеттелла, опросник на определение акцентуации личности и некоторые из шкал Векслера. Многие современные зарубежные методики остаются неизвестными практикам, сохраняется, хотя и не столь явно, как ранее, пренебрежение психомет- рическими требованиями к используемым тестам. Компьютерные тесты продол-
ектирование / Пер. с англ.; Под ред. Л. Ф. Бурлачука. — Киев: ПАН Лтд., 1994. Заключение 95
жают оставаться чем-то экзотическим. Отечественные исследования в области психодиагностики пока так и не смогли интегрироваться в мировую психологи- ческую науку, остаются на ее периферии. Основная преграда на пути в мировое психологическое сообщество — отсутствие как в России; так и в Украине действу- ющих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии психодиагно- стики, а в связи с этим — отсутствие нормативно-правовой регуляции деятельно- сти специалистов в этой области. Судьба психодиагностики как области той науки, которая до недавнего време- ни называлась советской психологией, трагична и поучительна. От массового ис- пользования тестов на этапе становления, через длительный период запрета на их применение, продлившийся без малого полвека, до второго рождения в конце 1960-х гг. — вот основные вехи пути, который прошла психодиагностика в СССР. Она возрождалась в основном усилиями энтузиастов, но необходимо признать, что, несмотря на условия, отнюдь не благоприятствующие развитию, смогла не только отстоять себя в качестве самостоятельной области знания, но и достичь за короткий срок заметных успехов в теории и практике.
Заключение
Истоки психологической диагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые стремится эта наука, возникает у человека в глубокой древности. К психодиагностике уместно отнести известное высказывание Г. Эббингауза, характеризующее психологию в целом: «У нее долгое прошлое, но короткая история». Становление психодиагно- стики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измере- нием психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX—начале XX в., создавших первые методики «измерения ума». В XX в. психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленно- сти, образовании, здравоохранении, армии. Однако, не подкрепленное развитием теории, психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х—на- чала 1930-х гг. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим направлением. Последую- щая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических различиях. Как сказано во введении, решающий вклад в становлении и развитии психо- диагностики был внесен американскими психологами. Многие из них были выда- ющимися психологами своего времени, во многом определившими лицо психоло- гии XX в. За время, прошедшее с первых опытов Френсиса Гальтона, в психоди- агностике было разработано огромное количество разнообразных тестов, заслуга постоянной систематизации которых также принадлежит американским психоло- гам. Отмечая значение вклада американских психологов в развитие психодиагно- стики, не следует забывать и о том, что невозможно существование науки об из- мерении индивидуально-психологических различий вне европейской психологи- ческой мысли, столь многое давшей для возникновения этой области психологии. 96 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Несмотря на почти неограниченные возможности выбора диагностических методик, психологи в своей повседневной деятельности используют немногим бо- лее десятка, относящихся к наиболее известным и совершенствуемым на протя- жении многих лет. Каждый из этих тестов — своеобразная веха в историческом развитии психодиагностики. В дореволюционной России с начала XX в. психологические тесты использо- вались и разрабатывались прежде всего для нужд образования. В советской пси- хологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеоло- гических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в после- военные годы объявленных в качестве орудия «психологов-расистов». Возрож- дение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психо- логии. Тем не менее за двадцатилетний период развития психодиагностики в со- ветской психологии были достигнуты определенные успехи. В заключение нам также хотелось бы подчеркнуть, что история психодиагнос- тики — это не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики — это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому-то и нецелесообразно сегодня говорить о преимущественно из- мерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивиду- альных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого. Основные события, происходившие в психодиагностике (или оказавшие суще- ственное влияние на ее развитие) с момента ее зарождения по конец XX в., пред- ставлены ниже.
Дата Личность, или организация Соб А ытие
1897 Дж. М. Райс Начало широкомасштабного использования учебных те- стов в школах США Заключение 9 7
,1904
Эдвард Торндайк
Чарльз Спирмен
Альфред Бине и Виктор Анри Эдвард Торндайк
Григорий Россолимо Вильям Штерн Льюис Термен и Мауд Меррилл Роберт Вудвортс Артур Отис Герман Роршах
Арнольд Гезелл
Эдвард Стронг Луис Терстоун
Кристиана Морган и Генри Мюррей ЦК ВКП(б)
Оскар Бурос (редактор) Лауретта Бендер Дэвид Векслер Леопольд Фрэнк Старк Хэтуаэй и Мак-Кинли Артур Отис Бюро стратегических служб США Бюро стратегических служб США Раймонд Кеттелл Американская психи- атрическая ассоциация Американская психо- логическая ассоциация Американская психо- Выход в свет книги «Введение в теорию умственных и со- циальных измерений» Создание двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа Шкала Бине для измерения уровня интеллекта
Первый учебник по образовательной психологии и изме- рению в образовании Публикация книги «Психологические профили» Введение понятия «коэффициент интеллекта» Адаптация шкалы Бине в США
Первый личностный опросник Первые групповые тесты Публикация теста, «основанного на перцепции» и получив- шего имя автора, появление термина «психодиагностика» Выход в свет книги «Умственное развитие ребенка до- школьного возраста» Бланк профессиональных интересов Развитие техники факторного анализа. Мультифакторная теория структуры интеллекта Первое описание проективной техники — теста темати- ческой апперцепции Постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», прекращение использования тестов в СССР Выход в свет первого тома «Ежегодника психических из- мерений» Гештальт-тест Бендера Векслер-Белльвю шкала измерения интеллекта Появление термина «проективная техника» Миннесотский многоаспектный личностный опросник
Классификационный тест Разработка ситуационных тестов Появление термина «психологическая оценка» Опросник 16 факторов личности (16 PF) Публикация «Диагностическое и статистическое руковод- ство по психическим расстройствам» (DSM-I) Принятие «Этических стандартов для психологов»
Публикация книги «Технические рекомендации для пси- логическая ассоциация, хологических тестов и диагностических методик» Американская ассоциа- ция образовательных исследований, Нацио- нальный Совет по изме- рениям в образовании 98 Глава 1. История психодиагностики. Введение
1963-
Пол Мил
Джордж Келли
Ганс Айзенк
Чарльз Осгуд Дж. Гилфорд
Роберт Глезер
Американская психо- логическая ассоциация Дж. Гилфорд Вальтер Мишель Борис Ананьев
Центральный совет Общества психологов СССР Жан Кардин и др. Вадим Блейхер и Леонид Бурлачук
Алексей Бодалев, Владимир Столин и коллектив авторов Дж. Бучер, В. Даль- стром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер Американская психо- логическая ассоциация, Министерства обороны, просвещения и труда США Джеймс Импара и Барбара Плайк Публикация книги «Клиническое предсказание сравни- тельно с предсказанием статистическим». Начало дискус- сии об эффективности разных типов обобщения диагно- стических результатов Публикация книги «Психология личностных конструк- тов» Первый опросник Айзенка для измерения нейротизма и экстраверсии—интроверсии Методика семантического дифференциала Разработка тестов для измерения творческих способно- стей Критериально-ориентированное тестирование Начало использования компьютеров в психодиагностике, появление и широкое распространение компьютерных вер- сий тестов на Западе Публикация книги «Стандарты тестирования в образова- нииипсихологии» «Кубическая» модель структуры интеллекта Издание книги «Личность и оценка» — начало дискуссии о роли личностных и ситуационных переменных. Публи- кация статьи «Комплексное изучение человека и психоло- гическая диагностика», знаменующей признание этого на- правления исследований в советской психологии Восстановление психодиагностики в правах области пси- хологической науки в Советском Союзе
Основание Международной комиссии по тестам (ITC) Публикация первой в СССР (после 1936 г.) монографии по психодиагностике: «Психодиагностика интеллекта и личности» Первое в СССР учебное пособие по психодиагностике для студентов-психологов: «Общая психодиагностика»
Публикация MMPI-2
Создание государственного Совета по тестированию и оценке
13-е издание «Ежегодника психических измерений» (редакторы) Глава2 1 Психодиагностика как наука
Никакая психологическая работа невозможна без установления основных принципов этой науки. Прежде чем приступить к постройке, надо зало- жить фундамент. Н.Н.Ланге
Столь развившийся теперь в науке фельдшеризм, т. е. отрыв технической исполнительской функции исследования, главным образом обслуживания ап- паратов по известному шаблону, от научного мыш- ления, и сказывается прежде всего в упадке науч- ного языка. В сущности, это прекрасно знают все мыслящие психологи: в методологических иссле- дованиях львиную долю забирает терминологиче- ская проблема, требующая вместо простой справ- ки сложнейшего анализа. Л. С. Выготский
В психодиагностике, как и в любой науке, должны быть опре- делены ее предмет и метод (методы), области приложения, основные понятия, Не менее важен и вопрос о том, что из- меряется (оценивается) с помощью психодиагностических методик. За этим вопросом стоит одна из важнейших и наи- более сложных проблем психодиагностики — взаимосвязь психических свойств и поведения. В этой главе мы постара- емся рассмотреть все эти вопросы, а также уделить внима- ние основным этапам диагностической деятельности психо- лога и проблемам этики тестирования.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |